Новый мяч Единой лиги: сделан из пластика и получил сертификат ФИБА
В новом сезоне Единой лиги будет новый официальный мяч — компания Wilson ушла, на смену ей пришел российский бренд Jögel. Мяч при этом, конечно же, поменялся: на нем теперь по-другому расположены цветовые блоки и появилась образовательная инфографика. Однако главное осталось неизменным — мяч все еще сделан из переработанного пластика и одобрен ФИБА.
«Перехват» поговорил с основателем бренда Jögel Артуром Мовсесяном и расспросил его о компании, о мяче и о планах развития. В компании уверены, что новый эко-мяч как минимум не уступит прежнему по своим характеристикам.
Вы можете послушать полный подкаст, главное из него — ниже:
Откуда взялась компания Jögel?
Бренд существует с 2015 года и достаточно активно развивается на территории России, Казахстана и Белоруссии. Как компания, мы изначально поставили себе цель сделать крутой российский бренд со всеми технологиями и с подходом, как у западных брендов.
Уже тогда нам хотелось сделать российский продукт, который бы не уступал международным аналогам. Понятно, что это очень амбициозно, и невозможно сразу создать то, что создавалось другими компаниями десятилетиями. Мы начали с малого и постепенно развиваем продуктовую линейку, а вместе с ней и бренд. Относительно недавно, года три назад, у нас пошли активные истории именно с выходом на профессиональный спорт.
Чтобы создать классный продукт, создать команду, которая создает этот классный продукт, наделать ошибок, а потом научиться на них, для этого требуется время. Мы в 2020 году вышли с первым таким продуктом, который стал быстро известен, это вратарские перчатки. Мы их создали вместе с экс-вратарем сборной России Русланом Нигматулиным. На сегодняшний день у нас несколько вратарей играют в РПЛ, и Михаил Кержаков, наш амбассадор, даже успел поиграть в позапрошлом сезоне в Лиге чемпионов.
Но и на других поприщах у нас тоже появились успехи. Мы в прошлом году подписали контракт с профессиональным футбольным клубом «Велес» на экипировку команды, потом ФК «Кубань» у нас появился. В баскетболе мы сотрудничаем с РФБ, а если говорить конкретно, то с проектом «Минибаскет», который проводится нашими мячами уже второй сезона. Также мы сотрудничаем с несколькими региональными баскетбольными федерациями.
Почему Jögel?
Российские бренды по большей части локальные. У меня есть такая мечта, чтобы российский бренд не только в России был представлен, но и за границей. У нас такая страна с богатые спортивные традициями, но нет мощных спортивных брендов своих, которые могли бы на международный рынок выходить.
Когда мы думали, как нам назвать бренд, мы хотели его назвать так, чтобы он и звучал классно, хлестко, интересно, и имел потенциал для выхода на международный рынок, а при этом еще его можно было зарегистрировать. Это один из таких камней преткновения, что не все те названия, которые мы хотели использовать, можно было зарегистрировать. Сначала мы решили придумать корень слова, им стало «Jog» - в английском языке означающее «бег трусцой», а в португальском есть слово Jogar, имеющее общий корень, означает «играть». Далее сам собой родился суффикс «el» – в русском языке обозначающий причастность к чему-то, как в словах «учитель» или «строитель». И поэтому вот такая вот комбинация того, что я назвал выше, оно совпало в наше название бренда Jögel. И произносится, кстати, «джёгель», а не «йогель», если читать по немецким правилам, потому что мы все-таки российский бренд, и для нас эти две точки — это отсылка к букве «ё», а не немецкий умлаут. Поэтому вот так это все и сложилось.
Что за новый мяч?
Идея создания первого российского баскетбольного эко-мяча возникла по инициативе Единой лиги ВТБ и компании СИБУР. У обоих компаний достаточно большой фокус на реализацию проектов в области охраны окружающей среды. Поэтому создание эко-мяча, которое произошло и презентовалось в сезоне-2017/18, было первой ласточкой на российском рынке. После ухода компании Wilson с российского рынка, которая занималась производством этих мячей, у Единой Лиги и у СИБУРа возник вопрос, кто станет партнером. И я так понимаю, что они искали именно российского производителя, российский бренд, который бы помог в создании нового мяча. У нас так органично сложилось, что для нас направление эко тоже является актуальным. Мы с энтузиазмом вошли в этот проект. У нас возникла такая идея, что давайте мы поставим себе задачу сделать мяч лучше, чем был до этого. Сможем ли мы это сделать? Для нас, как для компании, это стало таким вызовом, который мы на себя взяли.
Мы больше 9 месяцев занимались разработкой, поиском необходимых материалов, тестированием. И мы вышли на новую формулу, на инновационный материал, в котором для создания одного мяча используется восемь пластиковых бутылок объема 0,5 литра. Это для нас и для Лиги стало новым шагом вперед. Поэтому мяч назван «Ecoball 2.0». То есть это новый эволюционный шаг, т.к. мы используем вторичный пластик уже в самом материале поверхности мяча. И это круто, что мы смогли создать что-то свое, новое, и, как мне кажется, более крутое, инновационное. Посмотрим, как оценят игроки. Мы же знаем, что некоторые игроки пробовали мячик и остались достаточно довольны его качеством и характеристиками. Это, кстати, первый российский баскетбольный мяч, который получил сертификацию ФИБА высшей категории и который допускается до соревнований самого высокого уровня.
Мы будем искать возможности, чтобы мячик со следующих сезонов был не только представлен на наших соревнованиях, но и на международных. Это одна из целей нашего проекта.
Где делается мяч?
Так быстро локализовать производство, к сожалению, не представляется возможным. Для этого нужно время. Нужны другие вводные, которые сейчас не будем обсуждать. Но, в целом, у нас сейчас мяч производится в Китае. По планам у нас есть идеи, чтобы попробовать локализовать производство в России. Вот такая ситуация, она общемировая. Все бренды, включая американский, европейский, японский, производятся в Юго-восточной Азии.
К сожалению, пока на сегодняшний день такая реальность. При том, что СИБУР выступил партнером в этой разработке, очень активно принимал участие именно в эко-составляющей, чтобы у нас продукт действительно был с содержанием переработки. Проводились лабораторные исследования, чтобы у нас действительно качество материала было на высоте и чтобы там также использовался переработанный пластик.
Почему мяч новый, а цвета прежние?
Я читал некоторые комментарии. Было интересно, что нам сказали, что мы повторили дизайн компании Wilson. Во-первых, ну, я хочу сказать, что да, цвета используются те же, но их цветовая комбинация у нас другая, то есть мяч сейчас выглядит по-другому.
С точки зрения цвета, здесь все просто, у нас тут нет большого выбора. Во-первых, оранжевый цвет, или коричневый цвет, то, как его называют, это классический цвет баскетбольного мяча. Это классика, это символ баскетбола. А зеленый цвет, это цвет СИБУРа, во-первых, партнера Лиги, во-вторых, очень активного участника и борца за экологические инициативы. А в-третьих, это символ эко, то есть это символ переработки.
Поэтому здесь все очень логично, и мы не стали ничего нового придумывать, ломать. Оранжево-зеленый мячик уже стал визитной карточкой Единой Лиги. Единственное, что мы сделали, это заменили очередность цветовых панелей, то есть другую комбинацию по цветам. Это было сделано в том числе, чтобы правильно разместить партнеров и экологическую инфографику на мяче.
То есть, на самом деле, это не на коленке было сделано, это мы очень долго прорабатывали с коллегами, и у каждого из этих элементов есть своя логика и свой смысл, из-за чего это было сделано.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Перехват» и погружайтесь в мир российского баскетбола.