6 мин.

Красота по-американски

Грегг Попович не мог не заметить, что во вторых четвертях трех последних матчей с его командой творится что-то неладное и с этим надо что-то делать. Вторая двенадцатиминутка шестой встречи разительно отличалась от того, что совсем недавно заставляло седовласого наставника и сочувствующих техасцам в отчаянии хвататься за голову. «Сан-Антонио» развил успех стартового отрезка и реанимировал то, что приносило успех на протяжении всего 2012 года. Комбинация обрамленного первостатейными снайперами пик-н-ролла и защиты, к которой применима характеристика «выше среднего», наконец, вернулась к жизни. Паркер снова принялся раскручивать свою карусель, используя после заслона все возможные опции, будь то проход, бросок или скидка, тем самым методично разрушая оборону оппонирующего коллектива и заставляя его выполнять адову работу в ходе 24 секунд владения. Это было не самой лучшей новостью для «громовержцев», которые, как казалось, нашли противоядие от безудержного нападения четырехкратных чемпионов.

«Шпоры» активно двигали мяч, открывались, перемещались, максимально используя вражескую территорию – с целью освободить пространство для проникновения под кольцо или же создать возможность для прицельного броска с дистанции. Собственно, нападение «Сперс» стало проявлять признаки жизни еще в пятом поединке. Тогда «серебряно-черным» не хватало самого главного – они не попадали «свои» броски. В первой половине сегодняшней встречи с данным аспектом проблем не возникло. Техасцы реализовали 9 из 15 издали, мощь Данкана казалась непреложной, как законы Ньютона, французский разыгрывающий набрал фантастические 21 очко и 10 передач, что вылилось в «+15» к перерыву– именно так выглядели первые 24 минуты шестой игры в кошмарном сне Скотта Брукса.

Вообще говоря, шестой матч оказался во многом символичен, ведь его сценарий повторил развитие серии в целом. Разве что тот коллапс, что случался с техасцами во вторых четвертях (106:138 с учетом победных встреч), на сей раз имел место в третьей. Надо отдать должное, Брукс в очередной раз разрушил нападение соперника. После перерыва Паркера было впору объявлять в розыск: девятый номер «шпор» потерялся в подвижных оборонительных построениях «Тандер» и «поплыл», смазав кучу важных бросков (1/7). Исчезли простота и легкость, каждое очко давалось гостям с огромным трудом. Хваленый командный баскетбол«Сан-Антонио» оказался парализованным. Уже спустя 5 минут после возобновления игры стало понятно: «Оклахома» нашла в себе силы вернуться после неудачного старта.

Техасцам было жизненно необходимо «донести» добытое преимущество в заключительную четверть. Вместо этого они наблюдали за тем, как наэлектризованные безумствующей ареной «Тандер» во главе с Кевином Дюрэнтом, который активировал внутренний компас, позволявший раз за разом находить правильные пути развития атаки, стали демонстрировать мастер-класс по уничтожению опасного очкового гандикапа. Разрезающие передачи на влетающего в «краску» Ибаку, адекватный Уэстбрук, слаломы под кольцо, логичные и успешные выпады с дальней дистанции: к заключительной двенадцатиминутке гости сохранили лишь символические «+1». Во многом благодаря Стивену Джексону, единственному игроку, кто противостоял внезапно обрушившейся стихии. Удержатся ли смятенные ветераны под напором молодости? Концовка обещала стать эпичной.

***

Бытует мнение, что лига влияет на результаты матчей и серий, выводя на главные роли важные для себя коллективы и отдельных персонажей. Со стороны это кажется неправдоподобным. НБА же такая солидная организация, как она может быть замешана в чем-то грязном и подставлять под удар свой престиж? Но, согласитесь, отрицать заинтересованность Дэвида Стерна и Ко в развитии определенных тенденциях довольно глупо. Ну а повлиять на результат баскетбольного матча, на самом деле, не так уж и сложно. Для этого блюстителям закона необязательно совершать какие-то резкие, броские телодвижения, но нужно аккуратно гнуть свою линию. Конечно, случаются обломы – судейство пресловутого шестого матча Западного финала девятилетней давности было таким же аккуратным и тонким, как атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Сегодня бригада сработала, конечно, не столь топорно. Но она все же «сработала».

Размышлять о существовании подобных моментов в любимом виде спорта, в любимой лиге – не очень-то приятно. Ты отгоняешь от себя подобные мысли, пытаешься выкинуть из головы напрашивающуюся аналогию с постановочным рестлингом. Дико извиняюсь за такое сравнение, но это как наша российская действительность.Все мы понимаем, что живем не в самой демократической и цивилизованной стране на планете, но миримся с этим, забываясь ежедневными делами и успокаивая совесть: «Могло быть и хуже», «Разве существует альтернатива сложившемуся положению?» По-настоящему хреново становится, когда ты попадаешь в отделение милиции, когда на твою полосу на полной скорости выскакивает черная иномарка с мигалкой или когда человек умирает в скорой, в ожидании, пока восстановится перекрытое из-за проезда некоего кортежа движение... Ну или когда готовишь подборку самых спорных судейских решений. Или после четвертой двенадцатиминутки сегодняшнего матча.

Предпосылки появились еще в третьей четверти, когда Уэстбрук безнаказанно ударил по голове Леонарда (потеря у «Сперс») и Джексон получил фол в нападении после флопа Хардена. Решающая же двенадцатиминутка довольно цинично описана в обзоре на официальном сайте NBA. «Тандер» вышли вперед в начале четвертой четверти, набрав 9 из 13 очков с линии штрафных, в то время как «шпоры» коллекционировали фолы – 6 на своей половине и 3 в нападении за 7 минут. Свою лепту внес сюда и Дюрэнт, который, по собственному признанию, заработал первый «чардж» в сезоне, встав на пути Ману Джинобили. В течение 5 минут после лэй-апа Хардена(85:84) за 9:32 до сирены хозяева вообще не забивали с игры. При этом сохранили лидерство. Я все понял и начал рассматривать обои. Это оказалось более интересным занятием.

***

В техасской организации никто не перевозит свои таланты, но ведется кропотливая работа на всех уровнях – от маскота до генерального менеджера. В последние 2-3 года команда совершила удивительную трансформацию, перейдя от удушающего оборонительного стиля к яркой, свободной, привлекательной манере. Здесь полагаются на интеллект и порядочность, а не на атлетизм и звездный статус кандидатов. Методом проб и ошибок, путем взвешенной, последовательной политики, через тяжелые поражения здесь сумели добиться удивительной гармонии, «химии» в раздевалке и эффективности на площадке. Пожалуй, «Сперс» демонстрировали лучший баскетбол в НБА в нынешнем сезоне, который, несмотря на поражение, стоит признать успешным. Попович отдал должок за не самые эффектные победные годы.

Для «Сан-Антонио» это была не просто заключительная четверть отдельного матча и даже целого сезона. Хоронить ветеранскую команду начали давно, и посудачить о том, что на сей раз ветераны окончательно сдулись, стало в болельщицкой среде едва ли не в правилом хорошего тона. Но сейчас это действительно так. В следующем году Данкану исполнится 37. В июле маленький юбилей у Джинобили – 35. Они физически не смогут играть лучше, чем сейчас, в то время как конкурентоспособность Запада обещает только расти. Очевидно, какие-то серьезные изменения в состав «Сперс» сумеют внести лишь по окончании следующего сезона, когда расчистится платежная ведомость. Чемпионат-2012/2013 станет агонией одной из главных команд ушедшей эпохи.

***

Это не попытка очернить, принизить «Тандер»и их победу. Случившееся – не их вина. Таковы законы шоу-бизнеса. Парни молодцы. В 2010-м «Оклахома» впервые вышла в плей-офф, остановившись в 1/8. Спустя год они прыгнули через две ступеньки, уступив в финале конференции будущему чемпиону. Что-то подсказывает, что в текущем розыгрыше прогресс «ОКС» сохранит свои ударные темпы. Путь «громовержцев» в плей-офф-2012 весьма символичен: «Даллас», «Лос-Анджелес» и «Сан-Антонио» –три западных колосса, победители 10 из 13 последних чемпионатов. Собственно, «Оклахома» занимает место «шпор»– провинциального, грамотного, победоносного франчайза НБА. За ними будущее. Теперь это их конференция. Их баскетбол. Нравится это кому-то или нет.