Смертельное оружие: 12 неудержимых приемов в истории НБА
Майкл Джордан. «Fadeaway Jumper»
Майкл Джордан обладал множеством умений, превращавших его опеку в бесполезное занятие, но главное из них – знаменитый бросок с отклонением, он же «fadeaway jumper». Это очень символичный для Майкла бросок, характеризовавший изменение в стиле его игры: в молодые годы защитник чаще полагался на атлетические таланты, с возрастом же стал более рациональным, мудрым. Частенько фирменный «джампер» предварялся подготовительной работой – ЭмДжей поворачивался спиной к кольцу, слегка продавливал оппонента, раскачивал серией обманных движений и резко разворачивался, одновременно отталкиваясь от земли. В теории соперники хорошо знали о намерениях вожака «быков», но на практике ничего противопоставить не могли, ибо далее следовали два варианта развития событий:
– Развернувшись, Майкл быстро избавлялся от мяча, так что помешать броску было крайне трудно. Но на случай, если назойливый оборонец все же успевал закрыть обзор, имелся план «Б».
– План «Б». Достигнув высшей точки прыжка, максимально отклонивший корпус Джордан зависал в воздухе, и этого было достаточно, чтобы вытянутая вверх рука опекуна не представляла помехи, ведь силу притяжения для простых смертных никто не отменял.
Описав высокую параболу, мяч плавно опускался в корзину. «Jordan fadeaway...Yes».
ЭмДжею присуще важное качество: получая «оранжевый» в ответственные моменты, он ухитрялся раз за разом принимать наиболее верные и адекватные решения. После бейсбольного отпуска Его Воздушество чаще всего использовал бросок с отклонением. И пусть большинство канонических эпизодов Майкла пришлись на данки и всевозможные акробатические этюды, «fadeaway J» был его самым надежным и грозным оружием, позволявшим стабильно набирать очки и делавшим его неудержимым.
Дирк Новицки. «One-Legged Fadeaway Jumper»
«Пожалуй, самый эффективный бросок – это крюк Абдул-Джаббара. Новицки я бы поставил на второе место. Игрок ростом семь футов бросает с отклонением, отталкиваясь от паркета одной ногой. Такой бросок невозможно накрыть», – пожаловался ЛеБрон Джеймс на Дирка Новицки по ходу последней финальной серии. И было на что.
За 13-летнюю карьеру «Немецкий пулемет» настрелял без малого 23 тысячи очков. Больше половины из них пришлись на его убийственный бросок с отклонением. После того как белокурый форвард привел свою команду к чемпионству и заслуженно стал обладателем титула MVP Финала, патентованный «джампер» обрел бессмертие, расширив список наиболее значимых и эффективных индивидуальных движений в истории баскетбола.
Как правило, лидер «Мавс» получает мяч в районе периметра и начинает движение к «трехсекундной». Приблизившись к линии штрафных, немец демонстрирует оппоненту номер «сорок один» у себя на спине, разворачивается и, выставляя вперед правое колено, аккуратно толкается с левой ноги. Выглядит все это неестественно, неловко, и кажется, просто не может сработать! Но совокупность факторов – наличие небольшого пространства для маневра, три аршина росту и, конечно, доведенный до автоматизма бросок – неизменно приводят к пополнению очкового запаса техасцев. Складывается впечатление, что самому Новицки выполнение этого элемента дается ничуть не сложнее, чем реализация дежурного лэй-апа без сопротивления или, скажем, опустошение стаканчика «Gatorade» в те редкие минуты, когда он находится на скамейке. Кто-нибудь помнит, когда дирковский «fadeaway jumper» блокировали в последний раз?
ЛеБрон Джеймс. «Crab Dribble»
Что такое «крабовый дриблинг»? На самом деле, это не совсем дриблинг. Если точнее, это совсем не дриблинг. Когда вы хватаете мяч двумя руками и внаглую делаете три или четыре шага по направлению к кольцу – это пробежка, а не дриблинг*.
*это правило не действует, если вас зовут ЛеБрон Джеймс
Аллен Айверсон. «Crossover»
Жизнь так устроена, что обделенный в некоем важном аспекте человек при наличии большого желания добирает «это» за счет чего-то другого. Природа не одарила Айверсона выдающимися физическими данными. Его размеры не позволяют говорить с оппонентами с позиции силы и, в отличие от большинства наших героев, идти на них с открытым забралом. Но «Answer» все-таки добрался до уровня MVP, стал кумиром миллионов. В период с 1999-го по 2005 годы он четырежды становился лучшим снайпером чемпионата. Все дело в том, что в начале нулевых Айверсон обладал лицензией на использование одного из самых опасных оружий, что только применялись в НБА. С помощью своего парализующего кроссовера Аллен избавлялся от опеки, маленький защитник делал так, что никто не мешал ему отправлять мяч в корзину. Спросите Майкла Джордана. Переводя «оранжевый» справа налево и обратно, меняя ритм и направление, «A.I.» играл с соперниками и в ту секунду, когда их терпение лопалось, разыгрывающий просто напросто исчезал, телепартируясь на свободное пространство, а затем нацеливался на кольцо. Да будут крепко замотаны ваши лодыжки!
Эрл Монро. «Spin Move»
«Должен признаться, я никогда не знаю, что буду делать с мячом в следующее мгновение, а раз не знаю я, то полагаю, парень, который защищается против меня, тоже не знает». В этих словах – весь Эрл Монро, защитник «Балтимора» и «Нью-Йорка», обретший культовый статус за искрометную и вдохновенную манеру игры. Вместе с другим кудесником мяча Питом Маравичем второй номер драфта-67 заставил окружающих воспринимать баскетбол как искусство. Его прозвища говорят сами за себя: «Earl the Pearl», «Black Magic» и просто «Jesus». Партнеры по школьной команде называли виртуоза «Thomas Edison» – за изобретение множества новых движений. Понятно, что Монро не был тем человеком, кто открыл и первым исполнил фундаментальный «спин мув», но именно он популяризовал прием, применяя его с должной эффективностью и конечно, присущим одному ему шиком. Вы когда-нибудь слышали про баскетболиста Дина Берри? Поднимите руку, если «да». Можете не напрягаться: парень известен лишь тем, что провел 50 минут за команду университета Джорджтаун в сезоне-95/96. Но именно этот резервный плеймейкер на тренировках ставил кроссовер нашему предыдущему герою Аллену Айверсону. Суть в том, что иногда лучше выступать в качестве оптимизатора, а не новатора.
Сама по себе вертушка используется в первую очередь как элемент, помогающий укрыть, сохранить мяч, избежать опасности. Но только не в случае Монро. Защитник видел в маневре ключ к доминированию и психологическому уничтожению противников. Эрл правильно расставил акценты. Не в последнюю очередь благодаря своему вдохновенному вальсированию по площадке «The Pearl» был избран в Зал славы и число 50 величайших игроков в истории лиги.
В данный момент попробовавший себя во множестве ипостасей Эрл Монро управляет звукозаписывающей компанией «Reverse Spin Records».
Джордж Гервин. «Finger Roll»
Знаковый для фанатов «Сперс» персонаж прославился исполнением элемента под названием «finger roll», который можно назвать модифицированной версией лэй-апа: в завершающей фазе прохода атакующий игрок несет мяч на ладони вытянутой вверх руки, отправляя его в цель кончиками пальцев. Про «фингерролл» часто говорят: забытое искусство. Это точная характеристика, ведь движение в нынешние времена культа физической подготовки используется нечасто, а смотрится изящный трюк действительно как произведение искусства. Стоит признать, что это непростой для освоения прием, предъявляющий исполнителю особые требования: отменную координацию и безупречную работу рук. К тому же рискованный, ведь в самый ответственный момент мяч не защищен от притязаний обороняющихся игроков. Впрочем, Гервин вряд ли философствовал на тему недостатков любимого маневра. «Iceman» отличался впечатляющим размахом рук, внушительным первым шагом и безукоризненным контролем над своим телом, так что проход и завершение давались ему легко и непринужденно. Начинал он движение от линии штрафных или же вылетал из толпы после стремительного прохода вдоль лицевой – выглядело это величаво и грациозно. За пять лет в период с 1978-го по 1982 годы Джордж четыре раза становился лучшим снайпером лиги, и во многом это было обусловлено виртуозным владением элементом «фингерролл».
Тим Данкан. «Bank Shot»
Каждый, кто более или менее внимательно следит за НБА, легко может представить себе, как это происходит. Тимми получает мяч в углу площадки примерно в 5 метрах от кольца. Данкан неспеша поворачивается лицом к опекуну, не используя ведение. Он ставит ноги чуть шире плеч, согнув их в коленях, и держит мяч двумя руками. Классическое положение, из которого можно пойти в проход, отдать пас или бросить. Стоит отметить, что в этот момент человек, отвечающий за изменение счета на табло, концентрируется и начинает внимательнее следить за происходящим. Центровой «Сан-Антонио» сбивает соперника с толку: «джеб степ», пауза, снова «джеб степ» – защитник чуть замешкался или отступил назад – тут же следует фирменный бросок от щита. Мы неоднократно видели подобное развитие событий. Прекрасно знают об этом не только болельщики, но и все без исключения игроки НБА. Тем не менее, судья-информатор производит манипуляции на пульте, добавляя очередные два очка в копилку «Сперс».
Манут Бол. «Three-Pointer»
На три вещи можно смотреть вечно: огонь, воду и бросающего из-за дуги Манута Бола. Оптический прицел, быстрые ноги, поставленный бросок... Все это не про Манута. Его трехочковые – это порыв души, импровизация. Кажется, дальние попытки центрового становились сюрпризом не только для соперников, но и для самого уроженца Судана. Но главным фактором их неудержимости было даже не это. Представьте, что вы пытаетесь помешать броску 231-сантиметровой каланчи, еще и немного толкающейся от земли. Пожалуй, проще подняться по 242 узеньким ступеням мексиканской Пирамиды Солнца и, оказавшись на вершине, вступить в диалог с местными богами. За карьеру Манут забил 43 трехочковых. Немного, но не так уж и плохо для человека, в чьем послужном списке блок-шоты превалируют над набранными очками. Ставлю на то, что в новой реинкарнации Манут предстанет снайпером.
Реджи Миллер. «Coming Off Screens»
Помимо собственно умения стабильно поражать цель с дистанции, залогом успеха в снайперском искусстве является грамотное использование заслонов. Реджи Миллер делал это лучше всех в НБА. Поспеть за исчезающим в гуще тел «иноходцем» было практически невозможно. В дополнение, пробегая марафонские дистанции, двужильный Миллер изматывал соперников и блистал в заключительных четвертях, из-за чего поклонники «Индианы» называли концовки матчей «Miller Time». По большому счету, у Реджи не было альтернативных способов стабильной добычи очков, поэтому все прекрасно знали, что он будет, просачиваясь между заслонами, выныривать на дуге, получать мяч и забивать очередной трехочковый. Но никто не мог предложить адекватные контрмеры. Поэтому фееривший в плей-офф «Knick Killer» и попал в почетный список.
Шакил О’Нил. «Drop Step»
Шак – один из двух наиболее доминировавших физически игроков в истории НБА. Размеры позволяли «Дизелю» сметать все на своем пути, при этом в лучшие годы он был вполне быстр и подвижен. О’Нил не располагал широким набором умений в «краске», но для того чтобы затолкать мяч в дырку, ему этого и не требовалось. Было время, когда слова «Шакил О’Нил в лоу-пост» считались синонимом результативной атаки. Если Шаку удавалось открыться в непосредственной близости от кольца и получить снаряд, то в ход шел его фирменный «дропстеп» или, как он сам это называл, «Черный Торнадо». «Big Daddy» начинал продавливать оппонента, навалившись на него и заталкивая в глубину штрафной своей огромной массой. Приблизившись к цели, Шак заводил правую ногу за ногу обреченного защитника и разворачивался гораздо быстрее, чем того можно было ожидать от 140-килограммового громилы. В тот момент, когда О’Нил колотил сверху, бигмен соперника улетал в компанию расположившихся за лицевой фотографов и операторов.
«Он разворачивался и направлял мяч в корзину, и это все, что ему требовалось, чтобы доминировать», – сказал о Шаке Крис Уэббер. Удержать зверюгу было нереально, но все знали, что О’Нил не силен на линии штрафных, так что частенько против него использовалась спасительная тактика «Hack-a-Shaq». Но, когда молодой, мотивированный и здоровый Шакил все-таки исполнял коронный прием, он не промахивался. Все это поспособствовало тому, что Шак может похвастать вторым процентом попадания с игры в истории (58,2%). Центровой десять раз становился самым точным игроком по итогам чемпионата, превзойдя рекорд Уилта Чемберлена (9). «Это самое мощное движение в баскетболе. Его невозможно остановить. Лишь судья, проявив жалость, может остановить это», – не поскупился на комплимент Хаким Оладжувон. Кстати, раз уж мы вспомнили о легендарном центре «Рокетс».
Хаким Оладжувон. «Dream Shake»
Дирка Новицки, Тима Данкана и Шакила О’Нила с их движениями при всем желании не назовешь изящными игроками. С пятым номером «Хьюстона», который передвигался по паркету как заправский атакующий защитник, совсем другая история. Зачем обманывать соперника всего единожды, когда можно сделать это 4 или 5 раз? Нигерийского легионера отличал широчайший арсенал обманных движений, коими он пользовался с редкими для игрока своего амплуа утонченностью и элегантностью. Самым эффектным приемом Оладжувона был коронный «Dream Shake», против которого невозможно было найти противоядие.
«Dream Shake» можно назвать хакимовской усложненной вариацией на тему «up and under», подкрепленной невероятной грацией и атлетизмом. Суть в том, чтобы сбить соперника с толку и беспрепятственно нанести разящий бросок. Самый запоминающийся пример движения имел место во втором матче финала Западной конференции 1995 года, когда лидер «Сан-Антонио» Дэвид Робинсон, ни много, ни мало MVP того сезона, оказался в дураках по вине своего изощренного визави. Оладжувон пошел в проход вдоль лицевой и, приблизившись к кольцу, выбросил вперед правую длань – «Адмирал» не дрогнул. Затем Хаким развернулся против часовой и намекнул, что собирается бросать. Добросовестный защитник Робинсон выпрыгнул в надежде зачехлить эту «попытку», но хитрый Оладжувон завершил «up and under» открытым броском из-под кольца. Выражением лица Дэвид напоминал гроссмейстера, по глупости потерявшего две пешки в дебюте титульного поединка.
Прелесть финта еще и в его бесчисленных модификациях. Вам вряд ли удастся сыскать два одинаковых «шейка». Как ни странно, но очередной вариант движения был продиктован не самим Хакимом, но защитником. Если опекун не поддавался на «фэйки», то их количество увеличивалось. «Парадоксально, но быстрые ребята имеют наибольшие проблемы с Оладжувоном. Они следуют за каждым его движением, в то время как с ним надо защищаться, будто ты медленный игрок», – тонко подметил Грег Фостер.
«Dream Shake», безусловно, самый эффектный прием в списке. Он был бы и самым эффективным, если бы не…
Карим Абдул-Джаббар. «Sky-Hook»
Когда речь заходит о фирменных движениях в баскетболе, первое, что приходит на ум – это «Sky-Hook» Карима Абдул-Джаббара. Небесный крюк был и остается самым известным и неудержимым приемом в истории игры. Ему присущи три ключевые характеристики: красиво, убийственно, неповторимо. Если говорить о наших лауреатах, то даже у Джордана нашлось немало достойных последователей (равно как и предшественников). На место Аллена Айверсона можно поставить Тима Хардуэя и его «Killer Crossover», а первенство Реджи Миллера готов оспорить Рэй Аллен. Манут Бол? Полагаю, вы сможете назвать парочку имен. В номинациях «Fadeaway Jumper» и «Finger Roll» вполне уместно смотрелся бы Уилт Чемберлен, хотя про доминирование этого значительно опередившего свое время центрового правильнее говорить обобщенно: «Unstopabble Offense». Но «Sky-Hook» уникален.
Идеальное овладение Каримом искусством «скайхука» обусловлено совокупностью причин. В каком-то смысле руку здесь приложил известный первопроходец Джордж Майкан. Юный Алсиндор не смотрел матчи «Миннеаполиса», но старательно выполнял упражнение, названное в честь первого доминирующего «большого» НБА: попеременно отрабатывал хук с обеих сторон, постепенно отдаляясь от кольца. Стимулом для кропотливой работы выступал тот момент, что хук был единственным броском, которым Люис мог воспользоваться в игре со старшими и более развитыми физически ребятами, с коими постоянно сражался в молодости. Свою роль сыграло и руководство NCAA, с 1967-го по 1976 годы запретившее удары сверху. Для того чтобы выиграть 88 из 90 матчей в бытность свою студентом, Джаббар использовал только любимый «Sky-Hook».
Главенствующей идеей в концепции небесного крюка является необходимость постоянно удерживать тело между защитником и мячом. По естественным причинам большинство из нас не могли следить за карьерой Карима в ее закономерной последовательности, тем не менее, любой легко воскресит «Sky-Hook» в памяти. Левая нога прямая, правое колено поднимается вверх, левая рука выступает защитным шлагбаумом, правая с мячом стремится в небо, наконец, в высшей точке кистевое движение придает снаряду вращение, не оставляющее ему иного выбора, кроме как проскользнуть в корзину.
Заблокировать бросок 218-сантиметрового гиганта было практически невозможно. Это удавалось лишь единицам. Джаббар охотнее атаковал, уходя вправо, но также уверенно пользовался левой рукой, что делало его совсем уж чудовищным для обороны соперников фактором. Свой красивый эпитет крюк приобрел еще в Милуоки, а закрепился он в Лос-Анджелесе, где с помощью коронного приема выходец из Гарлема настиг Чемберлена по количеству набранных очков. «Лейкерс» эпохи «Showtime» остается только позавидовать: всякий раз, когда калифорнийский экспресс по каким-то причинам не успевал умчаться в свой безудержный быстрый прорыв, Мэджик переводил атаку на запасной путь, адресуя мяч обладателю самого неотразимого броска в истории баскетбола...
Абдул-Джаббар является самым результативным игроком в летописи НБА (38387). Центровой играл до 42 лет, проведя 20 сезонов, при этом у него выдающиеся процент попадания с игры (55,9%) и впечатляющая средняя результативность (24,6). Все это оказалось возможным благодаря неподвластному десакрализации «скайхуку», который навсегда останется собственностью Карима. Судя по всему, как и рекорд по количеству набранных очков.
Но потом пришел Шак (216 см, 136 кг), чье кредо сводилось к «сила есть - ума не надо». Достаточно обладать физической мощью, валить сверху и будет тебе счастье. Именно Шак по сути и стал законодателем мод на этой позиции и теперь мы имеем то что имеем.
только одно место резануло.
«Природа не одарила Айверсона выдающимися физическими данными. »
может имелось ввиду антропометрия?
без физики он быт так не бегал, не дёргал оппонентов.
crab dribble...crab dribble...crab dribble...
two steps...
:DDD
Лукас, кстати, чаще за свою карьеру играл форварда.
http://www.youtube.com/watch?v=l3YoJUeS5jA