Пятерка на все времена. «Нью-Йорк»
Разыгрывающий защитник
Годы: 1967 – 1977
Матчи: 759
Средняя статистика: 18,9 очка, 6,1 передачи, 5,9 подбора, 1,9 перехвата
«Мистер Никс» уверен в себе и элегантен. Фрэйзер, кажется, родился в модном галстуке и сам по себе может стать иконой дресс-кода в назидание айверсонам. Он – с «дискотеки» 70-х. В свое время фотографии Клайда (так Уолта прозвали за его знаменитую шляпу, которая примелькалась в фильме «Бонни и Клайд») часто появлялись на страницах журнала «Спорт Иллюстрейтид», а престижное издание «Эсквайр» даже поместило Фрэйзера на обложку. Утонченный разыгрывающий был нарасхват: лига пыталась за счет него улучшить свой имидж в глазах болельщиков, а «Нью-Йорк» лепил из Фрэйзера культовую личность «на все времена». Получилось. Уже в своем третьем сезоне Клайд помог «Никс» выиграть 60 матчей в регулярке, а затем через тернии плей-офф прорваться к звездам из команды «Лейкерс» и показать, чье кунг-фу лучше. Финальные матчи соперники играли без глушителей – зарубились гусары на славу. А седьмую игру серии по праву считают одной из самых зрелищных в истории НБА. Все запомнят героического Рида, который хромая вышел на площадку и обессмертил свое имя. Но первый чемпионский титул «никербокерам» принес именно Фрэйзер – его 36 очков и 19 результативных передач в тот вечер обеспечили решающее преимущество.
За 10 лет в «Никс» Уолт выиграет еще один чемпионский титул, семь раз сгоняет на своем Кадиллаке на Матч всех звезд и навечно оставит в Нью-Йорке вирус баскетбольной лихорадки, от которой болельщики лечатся до сих пор.
Разыгрывающий всегда играл с высокоподнятой головой, благодаря чему каждая атака проходила под его чутким контролем. Он стал одним из первых специалистов в НБА по перехватам, а про свои «взаимоотношения» с мячом Клайд впоследствии напишет в одной из книг: «Не нужно пытаться приручить мяч – это он вас должен притягивать к себе». Именно Фрэйзер впервые стал говорить о «связях» на площадке, командной химии. «Обыграв своего опекуна, я точно знал, где окажется Брэдли – вон же он, в углу. Также я всегда интуитивно понимал, когда Уиллис ждет от меня не простую передачу от груди, а с отскоком».
Такие теоретики обречены стать тренерами. На крайний случай их ждет работа комментаторов. Уолт Фрэйзер после завершения карьеры долгое время вел радиотрансляции из «Мэдисон Сквер Гардена», а теперь он все чаще появляется в кадре. Все мы понимаем, что перед нами один из лучших игроков в истории баскетбола. Фрэйзер – лидер «Никс» по передачам и второй – по сыгранным матчам и очкам. Но легендарный игрок общается со всеми как с лучшими друзьями. В каждом слове Клайда безграничная любовь к игре, которую разыгрывающий пронес через много лет и сейчас делится ей с такими же как и он фанатами баскетбола.
На замене: Марк Джексон (годы: 1987-1992, 2001-2002)
Он не ел вазелин и не устраивал бойкоты – он просто любил баскетбол. В «Нью-Йорке» Марк Джексон был своим – разыгрывающий родился в Бруклине, и поэтому болельщики всегда тепло приветствовали «парня с соседней улицы». «Никс» выбрали его только под 18-м номером на подмогу Патрику Юингу и Чарльзу Оукли, но Джексон уже в первом сезоне стал частью истории, получив звание новичка года (наглее его был только первогодка Вуди Салдсбери, выбранный в 1958 году в восьмом раунде). Затем разыгрывающий принялся менять баскетбольные правила – становился против своего оппонента в позицию центра и стучал мячом по 15 секунд. Так появилось «Правило Марка Джексона» – теперь упражняться в дриблинге спиной к кольцу можно не больше 5 секунд. В «Нью-Йорке» защитник провел лучшие годы, стабильно набирая в среднем за матч больше 12 очков. Но только «Никс» вернулись в число постоянных участников плей-офф, как Джексона обменяли. Он еще приедет домой на закате карьеры и отыграет полноценный сезон-2001/2002. Наверное, поэтому, после того как Джексон развесил на гвозди все свои кроссовки игрока постоянно отправляли в «Никс» в качестве тренера на замену Айзейе Томасу, а затем и Майку Д’Антони. По словам самого Джексона, он счастлив «сидеть в ящике». С 2007 года он работает на телевидении, а его знаменитые фразы «Hand Down, Man Down», «Mama, there goes that man» знает каждый, кто хоть когда-нибудь попадал на трансляцию «ESPN».
Атакующий защитник
Годы: 1971 – 1980
Матчи: 538
Средняя статистика: 15,4 очка, 3,3 передачи, 3 подбора, 1 перехват
До того, как в лигу пришел Ирвин Джонсон в лиге был другой признанный «волшебник» – Эрл Монро по прозвищу «черная магия». С приходом знаменитого игрока «Лейкерс» Монро пришлось потесниться и довольствоваться никнеймом «Жемчужина». Виртуозного владения мячом и резкости движений было не отнять.
Он был из той волны «малышей» (вместе с Дэйвом Бингом и Джерри Уэстом), которые доказали миру, что самым результативным игроком на площадке может быть не только здоровяк под кольцом. Интересно было даже не то, сколько Монро забивал, нужно было видеть, КАК он это делал. В лучших традициях гарлемских глобтроттеров, теряя равновесие, из неудобных положений – у мяча не было шансов, ему было суждено оказаться в корзине.
Называли его и «Черный Иисус». Почему? Да ладно, об этом уже рассказывали!
В «Нью-Йорк» из «Буллетс» Монро пришел уже звездой. Пришел для того, чтобы побеждать. Сформировав с Фрэйзером один из самых стильных и взрывоопасных бэккортов Ассоциации (их даже называли «Rolls Royce Backcourt»), защитник принял участи в 57 играх плей-офф и в 1973 году воплотил свою чемпионскую мечту в жизнь.
Талантливые люди пытаются быть талантливы во всем. Эрл Монро на ходу сочинял стихи. Однажды, он сказал про свою игру «You know, I watch the games and even now I never see anyone who reminds me of me, the way I played». В вольном переводе это звучит довольно эгоистично, но достаточно посмотреть хотя бы один матч с участием Монро, чтобы убедится в том, что играть с ним было одно удовольствие.
На замене: Джон Старкс (годы: 1990-1998)
Возможно, вы знаете Старкса только по знаменитому ролику. Но этого уже вполне достаточно, чтобы составить впечатление об игроке. Поспешно приняв решение двигаться в «краску», Старкс исполнял бросок с неудобной левой руки. В такой ситуации возможная подстраховка в лице Хораса Гранта и Майкла Джордана его уже не пугала. Ах да, дело было в финале Восточной конференции и от напряжения у всех волосы стояли дыбом. В этом весь Старкс – нелогичный, экзальтированный шоумен. Предвестник Нэйта Робинсона.
«Никербокерам» защитник отдал лучшую часть своей карьеры, развлекая «Мэдисон Сквер Гарден» на протяжении восьми лет. Лишь один раз за это время его средняя результативность за сезон опустилась ниже отметки 13,8 очка, а в 1997 году Старкс, наконец-то, нашел себя в роле чертика из табакерки, выиграв приз Лучшего шестого игрока.
Этого парня нельзя не уважать. В 1988 году Старкса проигнорировали на драфте, и ему пришлось вкалывать в пять раз больше обычного только для того, чтобы получить 10 минут игрового времени в «Голден-Стейте». Такое мало кому понравится, и защитник в погоне за своей мечтой перебрался в «Нью-Йорк», где стал частью местно фольклора. Он делал то, о чем Майкл Джордан подумал только два раза в своей жизни. Остальные игроки тоже с этим не шутили. Джон Старкс забивал на тренировке через Патрика Юинга. После одной из своих попыток он отлетел на несколько метров и неудачно приземлился на колено. Сезон был закончен. Защитник вылетел из ростера команды, и потом только ценой огромных усилий ему удалось вернуться и отвоевать свои 20 минут игрового времени.
Вообще, если подводить итог карьеры Старкса в «Никс», то можно уложиться в два матча. Первый – та самая вторая игра полуфинала 1993 года против «Чикаго» и знаменитый «Данк», который вдохновил всех «никербокеров» на борьбу (правда, они все равно уступили). Второй – седьмая игра финала 1994 года и худшие моменты в жизни Джона Старкса. 2 из 20 с игры и очередные загубленные мечты стать чемпионом…
Легкий форвард
Годы: 1982 – 1987
Матчи: 206
Средняя статистика: 25,9 очка, 5,2 подбора, 3,3 передачи, 1 перехват
Еще один парень из Бруклина, который заставлял всех жителей «Большого яблока» отпрашиваться с работы, бросать свои привычные дела, уходить от жен и всеми правдами и неправдами находить билеты на матчи «Никс». Операция на колене подрезала крылья еще одной легенде, но все видели, насколько он может быть хорош. Всего за четыре сезона в «Нью-Йорке» он влюбил в себя даже самых равнодушных – форвард забивал мячи пачками, устраивая состязание с командой соперников. По версии Sporting News, именно Кинг стал MVP сезона 1984, а в следующем году, набирая 32,8 очка за игру, он выиграл звание самого результативного игрока Ассоциации. Шутка, гулявшая по лиге в то время о том, что кто-то сам нарекает себя королем, в то время как другие ими рождаются – звучала бы сейчас как немой упрек ЛеБрону Джеймсу.
Первым в истории забить 50 очков в двух матчах подряд? Нет проблем! Повысить планку до 60 результативных баллов? Будет сделано! Остановить этого игрока можно было только фолом, за который сейчас выгоняют с площадки, а потом еще вспоминают непечатными полгода.
Всех болельщиков «Никс» обворовали в марте 1985 года – их лишили одной их самых эффективных связок за всю историю команды. Бернард Кинг и Патрик Юинг еще могли не один раз посетить кошмары игроков «Лейкерс» в конце 80-х, но злосчастная травма колена, которую получил форвард, оставила истории лишь сослагательное наклонение.
На замене: Билл Брэдли (годы: 1967-1977)
Как только не называли главного «академика» Ассоциации! Когда Брэдли только пришел в «Никс», промаявшись до этого в запасе Военно-воздушных силах США, ему сразу же предложили контракт на сумму 400 тысяч долларов – деньги по тем меркам немалые. Все стали над ним подшучивать, говоря Билу, что до сих пор он был беден как церковная крыса, а теперь, наконец-то, заработал первый доллар в своей жизни. Кличка «Доллар Билл» прилипла сама собой. Еще до этого, когда Билл учился в Принстоне и играл за команду этого университета, его часто называли «Мистер президент» или «Государственный секретарь». Прозвища оказались пророческими. После Принстона была магистратура Оксфорда, а затем пост сенатора от Нью-Джерси, который Брэдли занимал на протяжении 18 лет! В 2000 году он чуть было не стал президентом, но вовремя спохватился и снял свою кандидатуру в пользу Эла Гора.
С таким послужным списком карьера в НБА может идти только в «примечаниях». Но и здесь Брэдли не затерялся. Начав в «Никс» на позиции защитника, уже через год он решил, что будет более полезен на позиции легкого форварда. Он брал от жизни максимум – ездил на Матч всех звезд, выигрывал звание чемпиона, набирая в своем лучшем сезоне (1972/1973) больше 16 очков в среднем за матч. История «Доллар Билла» – из серии «Как достойно прожить свой век», и очень приятно, что баскетбол в ней занимал далеко не последнее место.
Тяжелый форвард
Годы: 1964 – 1974
Матчи: 650
Средняя статистика: 18,7 очка, 12,9 подбора, 1,8 передачи, 0,6 перехвата, 1,1 блок-шота
Для того чтобы попасть в стартовую «пятерку» нашей сборной Риду пришлось переместиться с позиции центрового на амплуа четвертого номера. Не впервой – Рид играл тяжелого форварда, когда в команде появился Уолт Беллами и с этой роль он знаком. Ему вообще не привыкать выручать команду в самых тяжелых ситуациях. Знаменитое «Will Willis Reed?», звеневшее в голове каждого болельщика перед седьмой игрой финала 1970 года – один из тех моментов, на которых НБА строит свою популярность. Уилл смог. Он вышел на тот матч после тяжелейшей травмы, сыграл через боль (набрал только четыре очка) и завоевал для команды первое чемпионство, став MVP финальной серии. Как и через три года – этот парень вообще героический. Он никогда не снижал требований к себе, в среднем набирая по итогам сезона не меньше 20 очков и 10 подборов пять раз подряд. К его манере игры нельзя было приспособиться – здоровяк был левшой, толкался как ужаленный в «краске» и без промаха бил с 15 футов. По закону жанра свои лучшие игры капитан проводил в плей-офф, когда цена каждого полукрюка возрастала. К примеру, в первых четырех матчах финальной серии против «Лейкерс», по итогам которой «Никс» впервые искупались в шампанском, Рид набирал последовательно 37,29,38 и 23 очка, собирая на щитах не меньше 15 подборов. С таким напором и страстью бороться было невозможно. Этого парня могли остановить только травмы, которые обрезали баскетбольный век Рида, сократив его до 10 сезонов. По собственному признанию, чуть меньше половины всех матчей форвард провел через боль. «После того как я объявил о завершении карьеры, мне хотелось одного – пролежать целую неделю в ледяной ванне», – как говорится, без комментариев. Он заслужил этот отдых.
На замене: Дэйв ДеБушер (годы: 1969-1974)
В 1962 году на рынке свободных агентов «Чикаго Уайт Сокс» откопали талантливого бейсболиста из Мичигана Дэйва ДеБушера. На его счету был даже один шатаут в MLB, до того как парень понял, что готов посвятить свою жизнь баскетболу. Начав карьеру в родном «Детройте» и даже попробовав себя на должности играющего тренера (к слову, самого молодого в истории), ДеБушер в начале 70-х перебрался в «Нью-Йорк», где и провел свои лучшие годы. Он играл в агрессивной, ломовой манере, постоянно лидируя по подборам в лиге. Такой игрок очень был нужен Фрэйзеру, Риду и Брэдли, которые нацелились на чемпионство. Да что уж говорить, такой парень любой команде бы не помешал. Совсем недавно Уолт Фрейзер рассказал, почему осталось так мало видеоматериалов с игрой ДеБушера. «Да он просто уничтожал все записи со своей игрой, чтобы сопернику было тяжелее готовится к нашим матчам! ДеБушер был одержимым. В хорошем смысле слова». Клайд сразу же оговорился, что в каждой шутке есть доля шутки. Несмотря ни на что, форвард был не в силах скрыть свои достижения от потомков: восемь раз он был замечен на Матче всех звезд, шесть – в составе сборной лучших защищающихся игроков лиги. Вместе с ним «Никс» не проиграли ни одной серии плей-офф, завоевав два чемпионских титула, когда «Хаммер» находился на площадке.
Центровой
Годы: 1985 – 2000
Матчи: 1039
Средняя статистика: 21 очко, 9,8 подбора, 1,9 передачи, 1 перехват, 2,4 блок-шота
Опередив в финишном створе запыхавшегося Эдди Карри, Юинг заслуженно занял место стартового центрового в нашей команде.
Надежный, как скала, последовательный, как крановщик на стройке, невозмутимый как гладь океана, но такой же несчастный как все, кто так и не выиграл чемпионский титул.
От многочисленных опросов не уйти никуда. Уолт Фрэйзер ставил Уиллиса Рида выше Юинга, но сам Рид безоговорочно считал лучшим Патрика. Во всем «виноват» оказался как обычно Майкл Джордан, а для кучи еще и Оладжувона вспомнили. Эта была их эпоха, и на долю центрового из «Нью-Йорка» не выпало даже одного самого завалявшегося чемпионского титула.
Лидерство по всем категориям (только Фрэйзеру удалось «стянуть» лучший результат по передачам) за историю «Нью-Йорка», 13 попыток подряд завоевать перстень и огромная армия болельщиков, следившая за каждым движением исполина – все это бутафория.
Сам центровой уже пошутил, что кто-то успел стать чемпионом, а затем порулить на должности сенатора, а он только и делал, что потел на тренировках. О том, что это второе пришествие в лигу Билла Рассела, натренировавшего бросок, не говорил только ленивый. Очень редко встречалось такое сочетание, как уверенный бросок из позиции лоу-пост и звериная защита «краски».
Юинг никуда не торопился: в отличии от Джордана, Баркли и Оладжувона он не пытался сбежать из колледжа, а прошел полный курс обучения, получив степень на кафедре искусств.
Также последователен он был и по ходу своей карьеры, с каждым годом улучшая свою игру. Вокруг него пытались построить династию, добавляя в пазл недостающие элементы. Чарльз Оукли, Пэт Райли, Джеф Ван Ганди, Аллан Хьюстон – эти люди приезжали в «Нью-Йорк» для того, чтобы помочь Юингу выиграть чемпионство. В истории же они остались как соучастники неудач.
В феврале 2003 года «Мэдисон Сквер Гарден» разрывало заунывным и протяжным «Пааааатрик Ююююинг! Пааатрииик Юииинг!» – огромный здоровяк, принявший решение завершить карьеру, стоял посреди зала и пожимал плечами, словно извиняясь за что-то. Кто бы мог подумать, что спустя восемь лет знаменитая арена будет взрываться он многократного повторения имени… российского центрового.
На замене: Гарри Галлатин (1948-1957)
Этого «никербокера» могут уже и не вспомнить даже болельщики с самым заоблачным стажем. Но только скажи «Фермер Галли», как лицо древнего фаната сразу прояснится, и он на заказ выдаст несколько фантастичных историй про богатыря с косой саженью в плечах. Расскажут, как при росте 198 сантиметров Гарри очень комфортно чувствовал себя на позиции центрового, про то, как Галлатин выдал серию из 610 матчей подряд и обязательно вспомнят, как упрямый здоровяк в одной атаке умудрился собрать шесть подборов на чужом щите. В майке «Никс» центровой набирал по 12,7 очка и 12,1 подбора, делая в среднем за сезон дабл-дабл с того самого момента, как в лиге стали вести статистику подборов. В одной из игр чемпионата-1952/1953 можно было подумать, что в послематчевый отчет вкралась неточность – напротив фамилии Галллатин в графе «подборы» стояла цифра 33. Но никакой ошибки не было – центровой в тот день установил рекорд, который не побит баскетболистами «Никс» до сих пор.
по крайней мере вот в этой книжке Фрейзера, про которую я писал, так
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/bankshot/63378.html
У него кстати ни одного технаря за всю карьеру, настоящий джентльмен
Рида поставили на позицию четвёртого только чтобы уместить в старт, а не потому что «никого и не было больше из звёзд среди ТФ». Звёздных четвёртых номеров в истории Никс хватало - и ДеБушшер, и Оукли, и Клифтон, и тот же Галлатин играл форварда. И играли они на этой позиции в НЙ значительно дольше, чем Амаре.