Леброн – первый игрок НБА, которому удалось стать миллиардером по ходу карьеры. Как это получилось?
Хотя бы посчитаем чужие деньги.
Леброн заработал за карьеру 342,5 млн, на следующий год ему гарантированы еще 44,5 млн
В настоящий момент Джеймс уже получил за карьеру 342,5 миллионов долларов. Его соглашение с «Лейкерс» (153,3 млн за 4 года) истекает в следующем году – ему причитается еще 44,5 млн долларов, и он будет четвертым или пятым в списке самых высокооплачиваемых людей лиги (в странной компании Стефена Карри, Джона Уолла, Расселла Уэстбрука и, возможно, Джеймса Хардена).
Джеймс уже вышел на чистое первое место по заработкам за карьеру в НБА (он опередил Гарнетта (334,4 млн), Кобе (323,3 млн), Криса Пола (300 млн) и Шака (286,3 млн). И пока останавливаться явно не собирается: «Лейкерс» уже могут предложить ему продлиться еще на два сезона – и это принесет Джеймсу еще 97 миллионов. В данный момент его отношения с калифорнийским клубом складываются противоречивым образом, так что, скорее всего, следующим летом он выйдет на рынок свободных агентов, но в любом случае вряд ли кто-то сомневается в том, что свои 100+ миллионов из баскетбола он еще унесет.
Самый необычный нюанс здесь – то, что Джеймс никогда не делал контрактные суммы своим основным приоритетом. Он пожертвовал небольшой суммой при переходе в «Хит», чтобы «Майами» смог подписать трех суперзвезд и еще найти к ним в помощь достойных ролевиков. Он всегда подписывал однолетние соглашения в «Кливленде», чтобы местное руководство не сильно расслаблялось. И он ушел от потенциального пятилетнего контракта с «Кэвз» на 205 млн, чтобы продолжить карьеру в Лос-Анджелесе. Не то чтобы Леброн отличался каким-либо аскетизмом, но просто интересно, что у всех его формальных конкурентов из-за раздутых контрактов неизменно возникали проблемы: Кобе затормозил перестройку «Лейкерс» с помощью операции «48 на два года», Гарнетт не получал помощи в «Миннесоте», Крис Пол был объявлен «худшим контрактом НБА» в «Рокетс», а Шак был уволен из «Лейкерс» в том числе из-за требований дать ему больше денег.
При этом Леброн – один из тех, кто ратует за отмену в НБА максимальных контрактов для суперзвезд. В его случае это наиболее иллюстративно. Джеймс не только повышает стоимость своих партнеров и клубов, но и влияет на экономику городов, в которых играет: согласно исследованию, он принес экономике только Лос-Анджелеса почти 400 млн долларов, и это все без воздействия на телевизионные рейтинги, стоимость билетов и продажи атрибутики. Так, после его возвращения в Кливленд из Майами стоимость франшизы увеличилась в два раза, а город получил почти 300 млн сверху за счет популярности клуба.
Во многом благодаря Леброну взлетела и экономика НБА: Джеймс занял заслуженную первую строку, но не факт, что надолго, новое поколение с 50 миллионами в год наступает не хуже армии Короля Ночи.
Леброн заработал 60 млн на инвестициях в Beats by Dre & Blaze Pizza
Сам Джеймс объясняет новый подход к инвестициям лучше, чем кто-либо еще.
«Соцсети полностью изменили то, как спортсмены должны смотреть на компании и продукты, которые они рекламируют. Это случилось по ходу моей карьеры. Раньше спортсмены просто брались за любые проекты и получали деньги за рекламу. Контракт с производителем напитков, с сетью фастфуда, производителем обуви и так далее. Теперь же нужно хорошенько подумать и все узнать о компании. Что они собой представляют? Что у них за маркетинговая стратегия? Если я становлюсь партнером с кем-либо, то я должен не переживать из-за того, что продвигаю их своим болельщикам через свои соцсети. Это совершенно иной взгляд».
Новый подход лучше всего проявился в его отношениях с Blaze Pizza. Леброн инвестировал в сеть пиццерий в 2012-м (ему принадлежит 10%, и он заплатил за них меньше 1 млн долларов), а в 2015-м отказался от контракта с McDonald’s на 15 млн долларов, чтобы стать официальным представителем Blaze Pizza. За это время его компания резко взлетела – на 50% за 2018-й – и получилось, что Джеймс стал богаче на 30 млн долларов.
Рекламная интеграция также стала другой: пиццерия не использует изображения Джеймса в рекламе, но сам он постоянно продвигает ее как неотъемлемую часть своего образа (не спрашивайте, как это связано с фанатизмом по поводу цельнозернового бублика).
Например, переехав в Лос-Анджелес, Джеймс позвал всех на вечеринку с пиццей и собрал тысячи людей, но сам на нее так и не пришел.
Похожая история произошла с Beats by Dre. Джеймс не только рекламировал наушники, но и стал обладателем 1% акций компании. За само сотрудничество он получил 1 млн долларов, но зато когда Beats by Dre была продана Apple за 3 миллиарда, то у Леброна оказалось лишних 30 миллионов.
В 2018-м году Леброн вместе с Арнольдом Шварценеггером основал компанию Ladder, специализирующуюся на спортивном питании, а уже в 2020-м она ушла за 28 миллионов долларов.
Это не все его инвестиции. Известно, что Джеймсу сейчас принадлежит доля в компании Tonal, производящей «умные тренажеры» для дома, и компании Lyft, занимающейся арендой велосипедов.
Недвижимость Джеймса оценивается в 80 млн долларов
Forbes нашел у Джеймса как минимум три дома, общая стоимость которых составляет порядка 80 млн долларов.
Леброну принадлежит особняк в родном Акроне, он оценивается в 10 млн долларов.
В 2017-м он приобрел дом на восемь комнат в элитном лос-анджелесском районе Брентвуд за 23 млн долларов.
В 2020-м Джеймс стал обладателем поместья в Беверли-Хиллз площадью 1200 квадратных метров – оно выставлялось за 39 млн долларов, но бережливому баскетболисту досталось за 36,75 млн долларов. Известно, что он снес дом, построенный в 1930-х, и выстроил себе новый на этой территории.
Леброн стал богаче на 90 млн благодаря инвестициям в «Ливерпуль»
В 2011-м Джеймс приобрел 2 процента акций английского «Ливерпуля» за 6,5 млн. И это оказалось очень выгодное вложение: Fenway Sports Partners владельца «Ред Сокс» Джона Хенри купила клуб за 477 млн в 2010 году, а сейчас его стоимость оценивается в 4,5 млрд долларов.
В прошлом году Джеймс обменял свой пакет акций «Ливерпуля» на акции Fenway Sports Group (примерно 1%). Компании сейчас принадлежат «Бостон Ред Сокс», «Ливерпуль», бейсбольная арена Fenway Park, команда NASCAR Roush Fenway Racing и 80% кабельной сети New England Sports Network. В 2021-м Fenway Sports Group заплатила 900 млн, чтобы заполучить еще и «Питтсбург Пингвинс».
«Потрясающе, что исторический клуб вернулся на вершину, а мы стали его частью, – говорил бизнес-партнер и друг детства Джеймса Маверик Картер. – Леброну нравится то, что он имеет отношение к еще одному глобальному виду спорта».
Джеймс не только активно болеет за «Ливерпуль» на расстоянии и частенько наведывается на матчи своей команды. Его приезд на главный матч Лиги чемпионов произвел известный фурор (особенно если учесть, что клуб Леброна привычно уступил в финале).
Доля позволяет Джеймсу изучить процесс управления спортивными командами с другой стороны и приобрести опыт на будущее. Маверик Картер не раз говорил о том, что если «Кэвз» будут доступны, то Леброн после завершения карьеры обязательно будет претендовать на них.
Доля Джеймса в продюсерской компании SpringHill оценивается в 300 млн долларов
Джеймс начал грезить производством видео-контента уже давно.
Сначала идеи были так себе: в 2007-м он появился в Saturday Night Live, а в 2010-м спродюсировал собственное шоу, которое называлось «Решение» и сделало его самым ненавидимым человеком на свете.
Несмотря на неудачи, интерес никуда не уходил: в 2015-м Леброн основал продюсерскую компанию SpringHill Entertainment (названа в честь района, где вырос Джеймс), которая сразу же получила финансовую поддержку Warner Bros.
SpringHill Entertainment создали для канала NBC проект The Wall, игровое шоу, сочетающее элементы викторины, пинболла и дичайшего угара.
SpringHill Entertainment продюсировала документальные фильмы «Больше, чем игра» (о школьных годах Леброна), «Я – гигант» (о жизни футболиста Виктора Круса), «Как меня зовут» (о Мухамеде-Али), «Идеальный хаос» (о Неймаре), «Эффект Картера» (о влиянии Винса Картера), картину о Наоми Осаке и еще с десяток документальных проектов и телевизионных шоу.
SpringHill Entertainment занимается производством и спортивного видео, для раскрутки которого привлекается сам Джеймс. Параллельно появилась аффилированная платформа под названием Uninterrupted: в фокусе шоу – личная жизнь Леброна и его мнения на самые разные темы.
Самый яркий пример – это сериал из барбершопа, в котором засветились Джеймс с Грином, а также все друзья Леброна.
Затем на ESPN+ выходит сериал «Больше, чем спортсмен». Шоу, где Леброн и его друзья детства (они же партнеры по бизнесу) обсуждают самые разные темы и моменты из жизни.
«Сейчас увеличивается количество платформ и каналов распространения: социальные сети, Amazon, Netflix, – объяснял Маверик Картер. – Людям нужен уникальный контент и умение рассказывать качественные истории, что-то, что было бы заметно. Мы увидели в этом возможность рассказать истории о людях, которые похожи на нас и думают так же, как мы».
Джеймс, естественно, и сам проявил себя на экране. Сначала он появился в комедии «Девушка без комплексов» и собрал уйму положительных рецензий. А затем выпустил вторую версию «Космического джема», которая вышла не совсем удачной, но стала яркой частью универсального образа Джеймса.
В ближайших планах – намеченные на июль биография о молодости Леброна и римейк комедии «Домашняя вечеринка».
В 2020-м все три компании Леброна Джеймса – маркетинговое агентство Robot Company, Uninterrupted и SpringHill Entertainment – слились в единое целое под названием SpringHill. В прошлом году ее оценивали в 725 млн долларов, и как раз тогда Джеймс продал около половины доли самым разным инвесторам (от Fenway Sports Group до Nike).
Леброн получил 500 млн от разных рекламодателей; его пожизненный контракт с Nike якобы рассчитан на 1 млрд долларов
Когда Джеймс приходил в лигу, за него боролись Reebok, Adidas и Nike. Именно в такой последовательности были назначены встречи с их представителями.
Понятно, что Джеймс боготворил Майкла Джордана и часто выступал в кроссовках Трэйси Макгрэйди, но все было не так однозначно: например, на игре лучших школьников страны в 2003-м он набрал 27 очков в красно-белых тапках “L23J” от Reebok.
Встреча с Reebok завершилась драмой. Компания была на взлете (их главным клиентом тогда был Айверсон) и обещала Джеймсу абсолютное внимание ввиду нежелания разбрасываться на других спортсменов. Но босс Пол Файрмен хотел решить ситуацию одним ударом – он пригласил Джеймса, его мать, Маверика Картера и агента в кабинет и протянул им чек на 10 миллионов долларов. Они могли его забрать прямо тогда с условием, что отменят встречи с конкурентами. Мать Джеймса разрыдалась и хотела принять предложение, но сам Леброн не дрогнул.
Adidas запутали сами себя. Компания подобрала идеальный подход – они позиционировали Мухаммеда Али в качестве идеала и обещали Леброну, что тот может раздвинуть рамки обычного спортсмена и не только вести мяч, но еще и обсуждать важные социальные проблемы. Но в последний момент они запаниковали: Adidas хотел предложить новичку контракт на 100 миллионов, но в последний момент начали сомневаться, что это того стоит, и в итоге назвали сумму в 75 миллионов.
Nike обошел конкурентов и по качеству презентации (она включала отсылку к великим игрокам прошлого и кучу мелких деталей вроде любимых хлопьев Леброна), и по сумме (90 на семь лет, плюс 10-миллионный бонус за подписание). Сотрудничество, естественно, оказалось плодотворным: кроссовки Леброна являются самыми популярными среди действующих баскетболистов НБА, хотя и уступают по продажам джордановским.
В 2015-м Джеймс подписал с Nike пожизненный контракт на неизвестную сумму. Маверик Картер утверждает, что она превышает миллиард долларов.
Уже в первоначальном соглашении был пункт, в соответствие с которым Джеймс получал бонус в том случае, если выступал за команду большого рынка. Так что Nike не медлил, когда Леброн объявил о подписании соглашения с «Лейкерс» – рядом со Staples Center компания повесила огромное изображение с забивающим сверху игроком.
Естественно, именно из-за отношений с Nike Леброну приходится мириться с неустанной критикой из лагеря лицемерных республиканцев: им не нравится, что он лезет в дела собственной страны, а потому они упрекают его в том, что он не противостоит тому, что происходит в Китае.
Агентство Леброна представляет игроков с контрактами на миллиард долларов
Леброн впервые познакомился с Ричем Полом, когда еще учился в школе. Знаменательная встреча произошла в аэропорту Акрона – Пол торговал спортивными майками из багажника и привлек внимание Джеймса формой Уоррена Муна, которая была в тот момент на нем. Команда Леброна летела в Атланту, и Пол дал ему контакт своего поставщика и пообещал предоставить скидку.
С тех пор они стали неразлучны.
Еще будучи школьником, Пол поднимал порядка 15 тысяч в месяц, торгуя майками. Он планировал развивать бизнес и дальше, но получил предложение от Леброна – 50 тысяч просто за то, чтобы быть рядом.
В 2006-м Леброн расстался с Аароном Гудвином и сделал агентом Леона Роуза, а Пол стал его помощником и постигал все тонкости этой роли – в 2012-й он создал собственную компанию и сделался официальным представителем Джеймса.
Несмотря на все противоречия, после «Решения» Пол сохранял добрые отношения с Дэном Гилбертом и сделал все, чтобы организовать торжественное возвращение Леброна в «Кливленд».
Используя Леброна в качестве «крыши», Рич Пол пытается выстроить самое влиятельное агентство в лиге и ему это вполне удается. Он не только регулярно выкручивает руки владельцам (смотри: Тристан Томпсон, Джей Ар Смит, Кентавиус Колдуэлл-Поуп, Нерленс Ноэл), но и практически из ничего собрал впечатляющую обойму из Бена Симмонса, Джона Уолла и Энтони Дэвиса.
После того как Рич Пол изменил правила игры в НБА, вернее, показал, что ему плевать на любые правила (устроил сериал с вечно не играющим Симмонсом, перевез в Лос-Анджелес Энтони Дэвиса, у которого оставалось два года в контракте, выбил кучу денег для Хортона-Такера, прямо сейчас запускает утки, чтобы «Чикаго» выдал максимум Заку Лавину), Леброна и его друзей уже успели назвать криминальными авторитетами. А для бизнесмена это, наверное, самая высокая оценка.
Леброн заработал за карьеру порядка 1,2 миллиарда долларов, у него больше 100 миллионов подписчиков в соцсетях
По оценкам Forbes, за карьеру Джеймс заработал 1,2 миллиарда долларов (до вычета налогов), что делает его первым игроком НБА, которому удалось это сделать до ухода из спорта. Например, в 2021-м он за год стал богаче на 122,1 миллиона (помимо Nike и Blaze Pizza, он рекламирует Coca-Cola, Kia, Intel), причем за пределами площадки почти в три раза больше, чем на ней.
Джеймс неоднократно говорил, что стать миллиардером – это важнейшая цель в его жизни. Во многом ради этого он и переходил в «Лейкерс»: впервые за карьеру он оказался в клубе большого рынка, получил еще больше возможностей для самопродвижения, активизировал проекты, связанные с Голливудом, и снялся в роли главной звезды в большом фильме.
Миллиардер Уоррен Баффет, знающий Леброна лично, отмечал, что у того склад ума, ориентированный на зарабатывание денег.
Сам Леброн признавался, что является самым скупым игроком в НБА и, например, долго пользовался стримингом Pandora с рекламой (хотя убрать ее можно всего за 5 долларов в месяц). Что, правда, не помешало ему выложить 40 миллионов на финансирование школы в Акроне.
Естественно, главный капитал Джеймса на данный момент – это его популярность. Почти все его документальные проекты вроде The Shop и Uninterrupted продолжают то реалити-шоу, в котором Джеймс и его семья живут постоянно с помощью соцсетей. Моменты с тренировок, из криокамеры, с матчей сыновей, диалоги с другими игроками или с убогим президентом США естественным образом соседствуют с рекламой Beats by Dre или Nike, новым выпуском какого-нибудь шоу от SpringHill Entertainment и выглядят абсолютно органично.
«Каждый раз, когда Леброн что-то пишет о Blaze, – рассказывала основательница компании Элиз Уетцел, – это как сверхзвуковой хлопок. Сразу же десятки миллионов людей в Штатах начинают это обсуждать – и люди, которые любят нас, и те, которые о нас никогда не слышали».
Джеймс сейчас – самый популярный спортсмен Штатов в соцсетях. По размеру состояния на данный момент он уже вплотную подобрался к Флойду Мэйвезеру и обошел всех своих коллег-баскетболистов, за исключением Майкла Джордана. Впереди новая цель – увеличить состояние в два раза и обойти и трио гольфистов (Вудс, Никлаус, Палмер), и Его Воздушество. Погоня за «призраком Джордана» продолжится и на пенсии.
Фото: globallookpress.com/JAVIER ROJAS; Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Clive Brunskill
Можете ещё клип Майкла Джексона с майклом джорданом посмотреть и историю о том, как 1ый уговаривал 2го.
Великие спортсмены ничем не уступают выдающимся артистам, и уж точно не являются увальнями в трико. Скорее Увалень в трико утром смотрит на тебя в Зеркало.