Андрей Кириленко: «Ты можешь взять самого талантливого игрока NCAA в МГУ, но что он сейчас там наиграет?»
В первой части интервью с актёром и режиссёром Егором Климовичем президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко рассказывает о проблемах и возможностях развития российского баскетбола, а также роли АСБ в структуре федерации.
— У человека, когда он отдаёт большое количество времени какому-то делу, спустя время может произойти эмоциональное выгорание. Какое у тебя сейчас ощущение к баскетболу?
— У меня хорошее ощущение, понимание и отношение к баскетболу, но ты правильно говоришь насчёт выгорания. Я абсолютно не хочу играть в баскетбол, разве что иногда выйти с друзьями побросать мяч. Но у меня нет этого огромного желания, которое было на протяжении 20 лет – прийти в зал, взять мяч, прийти на игру, начать смотреть баскетбол. Я сторонюсь баскетбольных матчей, сторонюсь самому выходить на площадку, но моя работа на сегодня немножко другая. Она связана с баскетболом, но не связана с просмотром или игрой в баскетбол. Это все некий процесс вокруг. Поэтому и да, и нет здесь.
— Но я видел, что ты играл в баскетбол с Хабибом.
— Опять же, это не значит, что я ненавижу баскетбол, терпеть не могу сейчас играть в баскетбол. Конечно, я люблю играть в баскетбол, но мне не нравится он в том объеме, который у меня был в течение 20 лет, когда ты каждый божий день вставал в 7 утра, затем тренировка, игра и вот 24/7.
— Чем ты сейчас замещаешь это?
— Сейчас, если мы говорим про работу, огромное количество процессов, где венцом становится баскетбольная игра. Но до этой игры нужно еще дожить, ее нужно организовать, начиная от переговоров с противниками, оппонентами. Если международные, то международные, если внутренние, то внутренние клубы. Структура разных соревнований от детских до взрослых, ветераны. У нас сейчас большой проект «Тихий баскетбол» – это баскетбольные ребята с различными нарушениями, то есть различные направления. Телевизионный канал – это большая экосистема баскетбольная, в которой баскетбол как зрелище занимает пол процента времени.
— Ты очень много ездишь по России. Какие самые главные проблемы баскетбола существуют в регионах?
— Проблем очень много. Здесь не очень корректно выделять одну проблему, потому что проблема близко связана с экономической историей. Очень мало денег, ресурсов, от этого у тренеров маленькие зарплаты, у команд нет возможности выезжать на соревнования, у команд нет возможности полноценно держать структуру, строить инфраструктурные проекты. Мне это понятно. В самом начале я сказал, что есть проблематика, в которой ты можешь что-то сделать, а есть данность. Так вот есть некая данность, и сейчас не надо рвать волосы на голове и говорить, что так не должно быть и все виноваты вокруг. Надо просто работать в тех условиях, которые есть. Я очень горд своей работой в Российской федерации баскетбола, потому что за шесть лет мы никогда не обращали внимания на то, что надо кого-то обвинить в процессе, в том, что происходит. Есть данность, давайте с ней работать. Мне нравится, что за это время мы сделали много позитивных шагов, которые не умоляют проблематики, которая есть, но шаги сделаны, и они действительно полезны, дают прогресс для развития баскетбола. Но это не значит, что баскетбол сейчас в супер состоянии. Шаг за шагом оздоравливать какие-то процессы, которые происходят, просто необходимо.
— Существует ли какая-то идеальная таблетка или стратегия развития, отталкиваясь от которой эти проблемы можно решать?
— Стратегия развития – да, таблетки – нет. Таблетки волшебной нет. Более того, если мы говорим, что есть недостаток финансирования, недостаток неких ресурсов… Если вдруг в какой-то момент «Газпром» будет спонсором Российской федерации баскетбола и будет выделять сто миллиардов долларов каждый год на развитие, вообще не факт, что мы сможем сделать структуру, которая подобна, например, университетскому баскетболу или NBA. Это невозможно по причине того, что это не только ресурсная история, не только деньги, но и люди, прежде всего, которых надо готовить, обучать. Во времена Советского Союза – мы любим проводить параллели – было огромное количество тренеров, которые работали в одинаковых условиях, они примерно были на одном уровне все. Был немного другой строй, коммунистический, потому что все были равны, потому было огромное количество тренеров.
Сейчас те тренеры, которые были большой обоймой, уходят на пенсию. У молодых ребят, которые приходят, уже слишком большой разброс зарплат, условий, возможностей для работы. Нет такого огромного стимула для работы. Обвинять их нельзя, каждый человек хочет обеспечивать свою семью, каждый человек хочет работать там, где больше платят. Естественно, это все влияет, это экономические процессы, которые влияют на проблематику баскетбола, в том числе. Но мы работаем в тех условиях, которые есть. Не надо роптать на это. Шаг за шагом стараешься оздоровить направление, дать некий импульс, чтобы энтузиасты начинали работать. Без людей в регионах, без энтузиастов ничего не получится. Андрей Кириленко не может один взять сейчас и поменять баскетбол в стране. Это нереально. Должны быть люди на местах. Например, когда я провожу свои совещания, я говорю: «Ребят, только вы люди, которые работают 24 часа в сутки, 365 дней в году у себя в регионе, знаете, какая проблематика у вас в регионе. Не может Кириленко сидеть в офисе в Москве и рассказывать, как у вас жить здесь, какие у вас проблемы». Мы можем только помочь, подтолкнуть какой-то проект. Но если люди на месте не проявляют активность, значит регион не будет развиваться.
— Ты коснулся темы студенческого баскетбола. Мы знаем, что в системе российского баскетбола существует Ассоциация студенческого баскетбола. Какую роль ты ей отводишь?
— Конечно, у Ассоциации студенческого баскетбола огромная роль. Не нужно только проводить никаких параллелей с NCAA. Многие пытаются мне навязать эту некую структуру: а почему у нас не как вот тут, не как структура, которая из года в года генерирует по полтора миллиарда долларов. У нас другое – и это данность. Данность, которая есть, и с ней надо работать. Здесь я бы хотел большой комплимент высказать и Коновалову, и Крюкову за то, что они тащат этот проект, делают всё возможное, чтобы он развивался не просто количественно, но и качественно. Если это начиналось 10 лет назад в формате 5-6 вузов, то сейчас там 600-800 вузов, которые участвуют в этом движении – это очень круто. Понятно, что на сегодняшний день уровень баскетбола чуть-чуть отстает от профессионального. Пока еще очень мало примеров игроков, которые переходят из студентов в профессионалов. Такие есть, но это все очень точечно. Я вижу, что в студенческом баскетболе сама идеология выше, чем просто баскетбол. Это вовлечение молодых ребят, которые учатся в колледжах, и институтах, в некую борьбу между собой в хорошем спортивном ключе. Тем самым появляется огромное количество друзей. И на фоне баскетбола ещё решаются другие задачи. Не все будут баскетболистами: кто-то будет менеджером, кто-то – судьей, кто-то – бизнесменом. У нас огромное количество примеров, когда бизнесмены, пройдя какой-то университет и зарабатывая сейчас огромные деньги на своем бизнесе, возвращаются в баскетбол в виде партнёров, спонсоров, владельцев команд, руководителей каких-то федераций. Они помогают баскетболу дальше. Здесь мне больше важно, чтобы эти ребята были в спорте, имели у себя некий выход своих эмоций посредством баскетбола.
— У Вас были какие-то спорные вопросы с АСБ, когда Сергей Крюков звонил и говорил: «Андрей, как нам решить этот вопрос?»
— У нас не было конфликтных ситуаций. Огромное количество вопросов мы постоянно решаем вместе, они касаются вообще всего. Например, вначале был большой запрос у Крюкова и Коновалова по поводу того, чтобы на Универсиаду формировать сборную АСБ. До этого на Универсиаду формировалась сборная из игроков более профессиональных, но они просто в возрасте еще студенческом. Технически это все правильно, но Ассоциации студенческого баскетбола хотелось бы увидеть настоящих своих игроков, которые постоянно играют в структуре АСБ. Мы дали эту возможность, действительно попробовали, увидели, что уровень на сегодняшний день пока еще не готов быть топовым, по сравнению с американским студенческим баскетболом или даже итальянским. Сейчас попробовали обратно, отыграли немножко. То есть отдали обратно, попробовали количество игроков какое-то определённое брать из Ассоциации студенческого баскетбола, но все равно привлекать профессиональных игроков, чтобы сбалансировать уровень. Пока мы не попробуем, мы не увидим. Мы должны пробовать, должны быть здесь открыты.
— У тебя внутренне отношение к Ассоциации студенческого баскетбола как к младшему брату или всё-таки как к равноправной организации, которая занимает свою нишу?
— Это равноправная организация, которая занимает свою нишу, но все равно последний decision-maker, человек, который принимает решения, это Федерация баскетбола. У нас в руках сосредоточена некая как последняя инстанция, которая ставит печать. Мы сертифицированы Министерством спорта в этом ключе. Можно пользоваться этим по-разному, можно говорить: «Нет, так не будет», и все. Но мы в этом плане очень открытые. Все наши участники – мы стараемся по минимуму влезать в их структуры, заниматься их управлением и по максимуму участвовать, чтобы усилить продукт. Это «Локобаскет», «КЭС-БАСКЕТ», АСБ, Лига ВТБ, любительская лига. Сейчас появляется ветеранский баскетбол, но он больше в структуре федерации.
— Ты очень много посещаешь мероприятий Ассоциации студенческого баскетбола. Есть ли какие-то вещи, которые тебя удивили, или то, что ты подчеркнул для своей работы?
— Мне очень нравится, что [в АСБ] большая география. У нас огромная страна, и мы просто обязаны зажигать регионы, давать возможность регионам увидеть баскетбол. Увидеть баскетбол большого масштаба, а те финалы и Суперфиналы, которые проводит Ассоциация студенческого баскетбола, проходят очень широко, с большим размахом. Это очень приятно. Например, последний раз я был в Белгороде, это был суперфинал – великолепное событие. Это и для болельщиков отличная история, и для всех участников. Нам очень важно, чтобы те участники, которые находятся в чемпионате АСБ, общались между собой и на фоне баскетбола несли дальше идеологическую составляющую.
— Осенью в рамках фестиваля «Движение вверх» Суперфинала АСБ 3x3 проводилось первенство России U-23 по баскетболу 3x3, победителем которого стала команда АСБ. Хотел бы, чтоб ты дал оценку этого турнира.
— Мне сложно давать сейчас какую-то оценку. Мне очень нравится, что АСБ не останавливается только на классическом баскетболе, что сейчас 3x3 появилось. Мне прекрасно знакомы некие первые шаги 3x3 в Олимпийском движении, что, собственно, привело нас к серебряном медалям и у мужчин, и у женщин в Токио. Поэтому мне это очень близко. Я считаю, что уличный баскетбол имеет огромный потенциал. Мы все выходцы с улицы, с друзьями играли на улице, и сейчас это как-то закрепилось в официальном ключе. Мне кажется, за этим огромный потенциал, будущее, особенно в регионах, потому что инфраструктуры не так много, а тут всё, что тебе нужно, – это выйти на улицу. Для того, чтобы иметь профессиональную команду, которая играла бы на большом уровне, тебе действительно нужны огромные вливания. Не такие как в футболе или в хоккее, но все равно вливания нужны, чтобы поддерживать команду. В 3x3 гораздо меньше, очень терпимо для регионов, и у тебя может получиться высокого уровня команда, которая будет представлять твой регион.
— Один из представителей АСБ был в команде 3x3, которые завоевали серебряные медали на Олимпийских играх. Можно ли сказать, что благодаря ей отчасти мы имеем первый комплект олимпийских медалей?
— Конечно. И не только АСБ, я бы здесь и регионы отметил, наши детские команды, например, «КЭС-БАСКЕТ». Даже просто участие в Олимпийских играх складывалось на основе такого совокупного рейтинга. Этот рейтинг давали не только выступления команд, то есть чистый баскетбол, а половину этого рейтинга занимали турниры, которые проводят все наши участники. То есть регион проводит у себя внутри турнира по баскетболу 3x3, он регистрирует всех участников в системе FIBA, мы получаем за это рейтинговое очки. Все регионы, которые участвовали: АСБ, которая проводила турниры 3x3, КЭС, который проводил турниры 3x3 – все эти очки шли в общий зачёт, в результате чего мы квалифицировались на Олимпиаду без квалификационных турниров напрямую. У нас действительно получилась возможность нормально готовиться спокойном ключе к тому, чтобы подойти в лучших своих кондициях к Олимпиаде.
— Когда только начали ходить слухи, что баскетбол 3x3 станет участником Олимпийских игр, ты вообще верил в эту идею?
— Я знал. Когда об этом заходила речь, это были не просто слова: «А давайте попробуем», а уже были конкретные шаги, разговоры с Олимпийским комитетом по поводу включения, были проведены все исследования, которые к этому вели. Та аудитория, которая есть у уличного баскетбола в мире, – она колоссальная. Естественно, для олимпийского движения очень важно иметь эту большую аудиторию у себя на площадке.
— Насколько Ассоциация студенческого баскетбола может стать площадкой подготовки профессиональных спортсменов?
— Пока нет, но со временем почему бы не стать. Это все вопрос времени и некой настойчивости. Мне кажется то, что делает АСБ, – великолепно. Если это будет продолжаться в той же динамике развития из года в год, в конечном итоге мы получим эту платформу. Она не будет такой, как в других странах, потому что мы идем немножко другим путем, и та инфраструктура, которая у нас есть в университетах, пока не позволяет иметь полноценной команды, иметь полноценные чемпионаты, где бы ты боролся за лучшего, скажем так.
— Мы все знаем о структуре NCAA, что эта лига старается со всего мира привлечь лучших спортсменов. В перспективе в Россию будут приглашать играть талантливых студентов?
— Пока я не вижу этого. Это не значит, что это плохая идея. Это, на самом деле, неплохая идея, так же как и, например, «Реал Мадрид» или «Барселона» – зовут игроков не только с Испании, а со всего мира: Миротич, который из Балканских стран, прошёл структуру. Сейчас Егор Демин из России попал в «Реал» и так же будет, как и те ребята, идти по этому пути. У нас пока ещё нет вектора привлечения иностранных игроков и студентов, поэтому пока я бы все равно не смотрел в иностранную сторону. Я бы всё-таки концентрировался на своих игроках и на своей структуре, потому что структура важна больше даже, чем игроки сейчас. Ты можешь иметь сейчас супер игроков, ты можешь взять из NCAA самого талантливого игрока, привезти играть в МГУ, но что он сейчас там наиграет? Он будет на голову всех сильнее, но в результате у него не будет конкуренции. Всё-таки когда он играет в Национальной студенческой ассоциации в Америке, у него есть огромное количество конкурентов. Это немного неправильное сравнение. Мы всегда пытаемся притянуть это сравнение, оно, к сожалению, не будет работать. Наша структура вообще другая, поэтому из неё надо отталкиваться, от неё нужно плясать. Я считаю, что в тех условиях, которые у нас есть, то, что делает АСБ, – это правильно. Они большие молодцы, что шаг за шагом не поддаются тому, что вот сейчас что-то не получилось, повесили голову – и не работаем. Нет, они увеличивают количество команд, привлекают больше участников, очень сильно работают над тем, чтобы менеджеры появлялись из этого, потому что люди – ахиллесова пята наша. Нам нужно тренировать, нам нужно готовить людей, судей, тренеров, управленцев. Это совокупный момент.
— Какие основные достижения Ассоциация студенческого баскетбола за последние 15 лет?
— Как минимум, восприятие. Восемь лет назад никто толком и не знал, где студенческий баскетбол. Хотя я играл на журфаке МГУ, тогда это было как некое желание одного или двух человек. Сейчас все-таки это восприятие как полноценного студенческого баскетбола с огромным количеством участников, команд, есть целое движение. «Движение вверх» как некий лозунг. Ассоциация студенческого баскетбола – это не просто организация, а движение студентов, которые любят, играют в баскетбол, но параллельно они еще увлечены неким общением друг с другом. В этом наверное самая главная заслуга – когда у тебя есть это движение. А так как студенты достаточно энергичные и энтузиативно настроенные ребята, они на этом уже будут обрастать мясом, придумывать новые проекты и добавлять какие-то изюминки к этому.
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий