Фильм о баскетболе, который получил «Оскар»-2022. Чем он так вдохновил?
Теперь «Оскар» есть и у Шака с Карри.
«Оскар» в номинации «Лучший документальный короткометражный фильм» только что получила работа «Королева баскетбола», снятая канадским режиссером Беном Праудфутом. Картина вышла летом прошлого года и взяла уже третью награду (до этого был приз «Выбор критиков» и приз кинофестиваля в Палм-Спрингс).
«Королева баскетбола» – это история Люси Харрис, которая осталась в летописи баскетбола лишь как первая женщина, выбранная клубом НБА на драфте.
Удивительно проникновенной ее делают, пожалуй, два момента.
Во-первых, тональность.
Харрис сама рассказывает о своем пути в баскетболе – вспоминает, как работала на плантации, как тяжело адаптировалась в полностью белой команде университета, как женский студенческий баскетбол при ней стал более популярным, чем мужской.
Хихикающая старушка с южным акцентом и поразительным обаянием справляется лучше любого сценариста, лучше любого актера. Где-то подшучивает над хейтерами молодости. Где-то удивляется самой себе на площадке. Где-то недоумевает, почему на нее вообще кто-то обращает внимание.
Хронометраж фильма – 22 минуты. И за этот короткий промежуток Харрис успевает влюбить в себя зрителей, запомнится нескончаемыми запасами самоиронии и оставить ощущение, что вы знакомы с ней всю жизнь.
Через полгода после выхода документалки, 18 января 2022 года, Харрис скончалась.
Во-вторых, подспудная трагичность.
История Харрис трогает из-за того, что ее огромный потенциал так и остался нереализованным и сохранился в сущности в качестве анекдота.
Харрис была одной из первых звезд женского баскетбола – в середине 70-х три раза признавалась MVP, три раза приносила своему колледжу чемпионский титул, стала первой женщиной, которая набрала очки на олимпийском баскетбольном турнире, завоевала серебро Олимпиады-76. С ней Дельта Стэйт одержал 109 побед при 6 поражениях, а из 18 различных рекордов университета Харрис принадлежали 15.
Ее таланты не принесли ей ни особенной славы, ни финансового благополучия.
По окончании университета Харрис завершила игровую карьеру из-за отсутствия каких-либо баскетбольных соревнований для женщин. Она в течение двух лет пробовала себя в качестве тренера, но тоже не преуспела. Поиски места в мире завершились нервным срывом. Вскоре у нее диагностировали еще и биполярное расстройство. В итоге она вернулась в родной городок, чтобы оставшуюся жизнь проработать учительницей физкультуры.
В фильме Харрис уверяет, что прожила счастливую жизнь и без профессиональной карьеры. После университета она посвятила себя семье, воспитала четырех детей.
И все же баскетбол ее практически забыл. Память о ней присутствовала лишь в виде комичной сноски: в седьмом раунде драфта-1977 под 137-м пиком ее выбрал клуб НБА («Джаз» из Нового Орлеана). Лишь спустя много лет, в 1999-м (через три года после рождения женской НБА), ее ввели в Зал славы баскетбола и начали время от времени вспоминать как одну из великих предшественниц женского баскетбола.
Продюсеры картины Шакил О’Нил и Стефен Карри не скрывали, что никогда и не слышали о Харрис прежде.
«Когда я увидел фильм, то расплакался, – говорил Шак. – Я сказал себе: «Сделаю все, чтобы весь мир посмотрел его…» Я хотел бы, чтобы Люси побывала на церемонии вручения «Оскара», чтобы она побывала на красной дорожке, чтобы она получила заслуженную славу. Я хотел, чтобы она могла обратиться к большой аудитории и вдохновила будущие поколения…
Из-за того времени, в которое она жила, она, чернокожая спортсменка, была лишена всех возможностей. Мы хотим, чтобы мир узнал, что она была величайшей. Хочу, чтобы женщины, особенно спортсменки, узнали о ней».
Фильм оказался актуальным и еще по одной причине.
Получая «Оскар», Бен Праудфут напомнил о Бриттни Грайнер, арестованной в России за контрабанду наркотических веществ.
«Если кто-то еще сомневается, что спортсменки могут быть интересны широкой аудитории, что их истории не менее ценны и важны… то пусть этот «Оскар» будет им ответом, – сказал он. – И да, верните Бриттни Грайнер на родину».
Фото: Gettyimages.ru/Neilson Barnard, Cindy Ord/Getty Images for Tribeca Festival
В 1974 ген.менеджер Баффало выбрал Таро Цусимото под 183 пиком. Но спустя несколько лет выяснилось что такого игрока никогда не было. Генеральный менеджер Баффало Панч Имлах просто его выдумал, взяв фамилию из телефонного справочника. Клуб за который он играл - «Токио Катанас» - тоже был вымышленным.
Несколько лет назад Баффало в память об этом вымышленном персонаже даже выпустил хоккейную карточку. Да и фанаты клинков иногда щеголяют в джерси японца
Спустя 30 лет был задрафтован японец Ютака Фукуфуджи. Фукуфуджи: "В детстве моим любимым игроком был Таро Цусимото. Я нашел его имя в одном старинном хоккейном справочнике, и как оказалось, он был первым японским игроком, задрафтованным клубом НХЛ. С тех пор я буквально стал бредить этими тремя буквами и решил во чтобы то ни стало повторить путь нашего первопроходца. Очень странно, что я ни разу не видел, как он играет. Спустя 30 лет меня удостоили той же чести, что Таро – я был выбран на драфте клубом НХЛ, и ждать 13 раундов мне не пришлось, а удалось уложиться в восемь. И как я ни разыскивал своего кумира по всей Японии, мне никто не мог ничего сообщить о нем. И только когда я приехал в Северную Америку, мне объяснили, почему я так и не сумел с ним познакомиться"
Чем не сюжет для фильма) Не знаю на счёт Оскара, но получилась бы отличная комедия)
Панч Имлах нанял пиар-директора Пола Виланда для создания вымышленного персонажа. Виланд хотел, чтобы игрок был азиатского происхождения, и он сразу знал, какая фамилия будет. Будучи студентом колледжа, ехал по маршруту 16 из Буффало в Сент-Луис. Бонавентура, Виланд регулярно проходил мимо магазина Цусимото, и это название просто застряло у него в голове. В 2013 году хоккейный блогер Бен Цусимото рассказал, что Имлах в конце концов позвонил его деду – Джошуа Цусимото, местному японскому фермеру и владельцу азиатского продовольственного магазина – и попросил разрешения использовать его фамилию, не раскрывая истинных намерений клуба, а также спросил, какие были "популярные" именана японском языке. Остановились на Таро.
Имлах решил сохранить шутку в течение следующих нескольких месяцев, отказываясь признать, что Таро Цусимото не был настоящим. Цусимото был указан в качестве официального выбора проекта НХЛ, и Имлах продолжал говорить всем, что этот таинственный японский игрок собирался появиться в тренировочном лагере команды. Имя Цусимото попало в медиа-гид Buffalo Sabres, и команда даже потрудилась сделать ему форму и назначить ему стойло в раздевалке. Имлах даже не сказал владельцу Sabres Сеймуру Ноксу, что все это было обманом, и заставил его поверить, что Цусимото будет регистрироваться в отеле команды. Это привело к неловкой ситуации, когда Нокс преследовал случайного японца через вестибюль, потому что он думал, что это Цусимото. По сей день “Таро Цусимото” остается популярной внутренней шуткой среди поклонников Sabres (несколько лет фанат кричали "Мы хотим Таро").
Наследию еще никогда не было так больно :)
http://mit.zenfs.com/206/2011/07/TARO-copy.jpg