Трибуна
13 мин.

Дарья Репникова: «Главный момент в сборной России? Когда стала 13-й в заявке на Евробаскет»

От редакции: вы читаете пользовательский блог «В мечтах о слэмданке», где рассказывают о том, что происходит в женском баскетболе. Не забывайте о плюсах, они приятны не только под Новый год.

Форвард «Спарты энд К» – о сборной России, кумире Ягуповой, лепреконе Джеймсе, худшем матче в карьере, бронзе национального кубка и майке главной команды страны, которую подарила юной баскетболистке.

– 31-го декабря РФБ объявила расширенный состав сборной России на квалификацию Кубка мира-2022. Как отреагировали, когда увидели в этом списке свою фамилию?

– Конечно, здорово отреагировала. Любой вызов в сборную России – будь то квалификация, Евробаскет или еще что-то – это всегда волнительно, ты думаешь об этом. Я не была уверена, что меня вызовут, но ждала этого. Надеялась, что доказала, что могу присутствовать на сборах. Очень рада, что мои надежды и желания оправдались, и я попала в объявленный список.

– Что думаете о соперниках сборной России по предстоящей квалификации?

– Любую команду нужно уважать. Не могу сказать, что нам повезло или не повезло с группой. Есть Джули Ванлу в «Енисее», Киара Линскенс в «Надежде», Дженнифер Онил в «Самаре». Конкретно по этим игрокам могу судить, что представляют из себя сборные Бельгии и Пуэрто-Рико. Про США я даже говорить не буду… Это у нас вызваны 23 человека, а у них, наверное, человек 50 на сборе, а то и больше. Большой выбор игроков, высочайшая конкуренция.

Честно, не следила за Пуэрто-Рико на Олимпиаде совсем. Даже не знаю, что это за сборная. Не представляю, как тренеры будут готовиться к этому сопернику. Это как команда из Африки, если бы нам попалась. Где искать ее игры? Непонятно.

Бельгия точно по зубам России. Девчонки очень обидно уступили бельгийкам на Евробаскете. Думаю, что окончательный состав нашей сборной, который поедет на квалификацию Кубка мира, поедет туда с настроем взять реванш за то поражение на чемпионате Европы.

– Сборная России матчи квалификации проведет в Вашингтоне (мог быть Белград или Токио). Были когда-нибудь в США?

– Нет. На самом деле, лучше, конечно же, чтобы это был Белград.

Я точно знаю, что у нашей страны есть, мягко говоря, политические недоговоренности с Америкой. Искренне надеюсь, что сборная России будет присутствовать на квалификации Кубка мира в Вашингтоне. Есть же очень много проблем: пандемия коронавируса, вопросы, связанные с вакцинацией и получением виз… Надеюсь, что РФБ стойко преодолеет все испытания, что все у федерации получится. И девчонки, которые поедут в США, поедут туда, чтобы заработать путевку на Кубок мира.

– Удалось ли обсудить вызов в сборную России с вашими одноклубницами – Севарой Нуритдиновой и Дарьей Игнатовой, которые, как и вы, попали в список кандидатов?

– С девчонками не обсуждали, потому что у нас толком-то и времени на это не было.

31-го декабря, когда появился список, к счастью, все собирались праздновать Новый год, были по отдельности, а 2-го января встретились уже на тренировке, готовились к игре с «Надеждой».  

– Как вы охарактеризовали бы игру Нуритдиновой и Игнатовой?

– Не думаю, что имею на это право. Считаю, что только тренер может давать характеристики. У меня всегда положительные мысли об игроках из моей команды, потому что по-другому и быть не может.

Скажу только, что все девчонки в «Спарте энд К» умнички. Мы много работаем: и индивидуально, и над «физикой», и над тактикой. Все девчонки заслуженно попали в расширенный список сборной России.

– В 2021-м году вы дебютировали в составе национальной сборной России. Что вы назвали бы своим самым ярким моментом, связанным с главной командой страны?

– 13-я в заявке на Евробаскет – это главный момент в сборной России.

После турнира в Беларуси мы приехали на базу GoPark. У нас, по-моему, оставалось еще два тренировочных дня до отправления на Евробаскет, но Александр Ковалев решил сразу объявить состав. Александр Анатольевич отпустил меня и Жо (Жосселину Майга – форвард МБА, прим.), поблагодарил нас и сказал, что нужно продолжать работать.

Именно этот момент запал куда-то глубоко.

…Не представляю, как играют девчонки, команды которых участвуют в еврокубках. Вот у нас матчи раз в неделю, мы к ним готовимся. А сейчас еще время такое – зима, напоминают о себе какие-то травмы, иногда очень хочется где-то схалявить, но внутри сидит то, из-за чего ты продолжаешь работать, из-за чего в свой выходной приходишь в зал. То чувство, когда ты стала 13-й в заявке на Евробаскет.

Искренне рада, что участвовала в квалификации. Я уже трижды была на сборах с главной командой страны. Когда я приехала в сборную России в первый раз, мне так было страшно, я почти никого не знала, а когда приехала в национальную команду летом и во время ноябрьского «окна», то приехала туда, как к себе домой.

В сборной России потрясающий коллектив, я обожаю каждую девочку, которая там находится. У нас действительно идеальная смесь молодости и опыта. Это не только опыт на площадке, но и опыт в жизни. С девчонками всегда приятно разговаривать о чем-либо.

В каждой игре за «Спарту энд К» я стараюсь показать, что Александр Анатольевич может на меня рассчитывать: будь то тренировочный процесс или какие-то минуты на площадке.

– Следили за Евробаскетом?

– Конечно. Поддерживала девчонок перед каждым матчем, писала им какие-то мотивационные вещи, болела. Победу над Испанией и поражение от Бельгии я пережила, мне кажется, вместе с ними.

«Во сколько играет сборная? Когда трансляция?» – не пропустила ни одной минуты с участием сборной России на Евробаскете.

– Что поменялось после того, как вас не взяли на Евробаскет?

– Наверное, я отодвинула личную жизнь на второй план, стала больше времени уделять баскетболу, начала больше следить за мужской и женской Евролигой.

Такие игроки, как Алина Ягупова… Господи боже, она меня поражает, мой кумир! Моя мечта – сыграть против нее. Я хочу выйти на площадку и держать Ягупову. Просто хочу посмотреть, насколько это тяжело. Хочу сравнить себя с ней.

– Есть еще какие-то игроки, которые производят на вас такое же впечатление?

– Я хочу посмотреть, как тренируется Майк Джеймс. Это чувак ростом 185 см., который разрывает Евролигу.

– Ох…

– Да, многие говорят, что у него отвратительный характер, но, ребят, мы играем в баскетбол. И то, что он показывает… Смириться можно с чем угодно, если человек приносит результат.

Человеческие качества не менее важны, я согласна. Это тяжело, когда у тебя есть команда и главный тренер, а приходит, извините, какой-то лепрекон и начинает: «Это не так, то не так». Да, ты не Леброн Джеймс, у тебя нет «Майами», но то, что творит Майк, мне очень нравится.

Помимо Майка Джеймса, мне нравятся Нандо де Коло, Кевин Пангос… Мой взгляд всегда почему-то падает на разыгрывающих, хотя я сама не разыгрывающая. Пробовали как-то… Не сказать, что не пошло, но у нас есть Севчик (Севара Нуритдинова – плеймейкер «Спарты энд К», прим.), зачем мне вставать на ее позицию?

Нравится Куигли. Вот мы с Севарой как раз обсуждали ее, после ее слов я и начала следить за Элли. Отмечу ее хладнокровие, она хладнокровна абсолютно в любом моменте. Честно, этому нужно учиться, потому что эмоции дают о себе знать. С теми же штрафными… Штрафные броски мы должны забивать с закрытыми глазами. А иногда получается: бум-бум-бум, адреналин прет, дыхание сбивается, что не можешь успокоиться.

И тоже из УГМК Бреанна Стюарт – это опыт, хоть она и не особо возрастная, и талант. Потрясающе смотреть баскетбол с ее участием. 

– Возвращаясь к Джеймсу, можете представить себе ситуацию, когда пойдете на открытую конфронтацию с главным тренером?

– Никогда в жизни такого себе не позволю.

Я же учусь на тренера. Искренне надеюсь, что моя баскетбольная карьера получится очень и очень долгой, а после завершения ее игровой части она продолжится в новой роли. Мне это интересно, мне это нравится. Хочу остаться в баскетболе, потому что очень люблю этот вид спорта. Это настоящее удовольствие.

Не позволю себе пойти на конфликт с главным тренером при команде. Я считаю, что это неправильно, непрофессионально и некрасиво. Если у меня есть какие-то вопросы, то я обязана их задать лично.

Не хочешь разговаривать лично? У всех есть агенты. Не хотите разговаривать через агентов? Пообщайтесь через руководство. Любую проблему всегда можно решить, но высказывать свое «фи», еще и при одноклубниках – это неуважение к себе, неуважение к команде и принижение роли тренера.

– Несколько недель назад Алексис Джонс покинула «Спарту энд К». Что случилось?

– Если честно, мы сами до конца не поняли всю ситуацию.

Я вернулась в клуб из сборной после ноябрьского «окна», у нас была домашняя игра с новосибирским «Динамо». Джонс сыграла в ней, наверное, 10 или 15 минут. В тот момент, когда после матча все стояли в кругу и радовались победе во втором овертайме, Джонс побежала куда-то в сторону руководства. Не подошла к команде, не похлопала болельщикам…

Так как я в этом году переводчик, хорошо контактирую с американками, попыталась поговорить с Джонс. Алексис напрямую не сказала ничего ни мне, ни Юник Томпсон. В тот же вечер Джонс покинула нашу общую группу, а на следующий день нам объявили, что она уехала. 

И когда она уехала, то в игровом плане толком ничего не поменялось, может быть, наоборот, даже стало лучше. Возможно, у нее была веская причина покинуть команду через два месяца после начала сезона… Не хочу ее осуждать. Покинула и покинула. Это было неожиданно, правда.

– В конце ноября скоропостижно скончался спортивный директор «Спарты энд К» Стив Косталас. Расскажите, каким он вам запомнился.

– Я не застала Шабтая. Для меня Стив – это человек, который сохранял традиции клуба.

Перед каждым сезоном «Спарта энд К» устраивает командный обед, на каждом обеде Стив рассказывал какую-то историю про Шабтая, про времена, когда Берд, Таурази и Огастус играли в Видном.

Когда я была младше, то не понимала этого, а в последние два года мне действительно запомнились эти истории (может, конечно, это связано с лучшим пониманием английского).

Никто не ожидал, что такое случится. Я вам больше скажу: буквально за день до смерти Стива я разговаривала с ним по рабочим моментам, а на следующий день от девчонок из команды узнала эту ужасную новость. Конечно, была в шоке.

Косталас ездил с нами на выезды, решал любые наши проблемы. Ты всегда знал, что он на рабочем месте. Сейчас бывает, что хочешь зайти к Стиву, а потом понимаешь, что больше не зайдешь. И думаешь: «А что теперь? А куда?»

– Невыход «Спарты энд К» в групповой этап Кубка Европы ФИБА стал ударом для команды?

– Если честно, когда проиграли «Люблину» в гостях («-1», прим.), то я была уверена, что дома мы возьмем реванш. Думала, что быть такого не может, что не выйдем в групповой этап еврокубка.

У нас было жесткое и интенсивное расписание: получилось, что мы провели 11 игр за месяц. Не дали бой «Нике» в полуфинале Кубка России, вылетели из еврокубка и, в конечном счете, оказались, извините, в полной жопе.

Лично для меня и для девчонок, с которыми я это обсуждала, это стало неожиданностью. Кто-то, возможно, решил, что проиграли – ничего страшного, будет следующий сезон. Ребята, возможно, не будет следующего сезона, не будет шанса сыграть даже в квалификации. Всегда нужно жить здесь и сейчас.

– Ваше мнение об этом сезоне Премьер-лиги.

– Для меня она стала намного интереснее. Я не знаю, с чем это связано, но все команды как-то подравнялись. Даже новички – «Самара» и «Пересвет-ЮФУ» – отлично вписываются в темп Премьер-лиги.

Мне симпатичен «Пересвет-ЮФУ» тем, что он продолжает играть составом, которым побеждал в Суперлиге-1. Это, правда, здорово. Они как МБА, просто на уровень ниже. И в этом нет ничего страшного, думаю, что у них все впереди.

«Самара» – интересная команда, смесь легионеров и российских игроков, выступавших как в Премьер-лиге, так и в Суперлиге-1.

«Спартак» не перестает удивлять, конечно же, как и УГМК (улыбается). Да, еще курское «Динамо».

Со всеми остальными можно играть. Естественно, не так, как мы сыграли с «Надеждой». Можно играть по-другому: бороться и выцарапывать победы, как это делают, например, «Енисей» и новосибирское «Динамо». Особенно «Динамо», где мощно выглядят Кайла Чарльз, Кайла Александер, Хлоя Уэллс, Ольга Столяр и Виталина Зверева, с которыми мы выступали в сборной.

Премьер-лига для меня открылась совершенно с другой стороны. Мне нравится, когда все друг с другом борются. Я не то что не фанат женского баскетбола, всегда смотрю, когда кто-то с кем-то играет, но делаю это без особого интереса. Сейчас же мне нравится, что происходит в турнире, что ты зачастую не знаешь, кто выиграет.

– В этом сезоне вы чаще атакуете из-за дуги, чем с других дистанций. И делаете это весьма успешно (46% – реализация трехочковых бросков). Это часть тренерского плана?

– Честно, нет. Просто так получается. Никогда в моей жизни не было такого, чтобы я отдавала предпочтения трехочковым броскам. Да, в этом сезоне они получаются. Если, конечно, не брать в расчет сегодняшнюю игру (0/8 – с игры, прим.)…

Матч с «Надеждой» можно просто вычеркнуть из жизни. Искренне надеюсь, что это была худшая игра за всю мою карьеру. Я все понимаю: бывают плохие игры, бывает, что ты мажешь… Но у меня еще и 5 потерь! Это кошмар. Я не знаю: может, Новый год, может, какие-то проблемы, может, с головой проблемы… Но так играть нельзя. Надеюсь, что такого больше никогда со мной не будет.

Знаете, что нужно делать любому игроку? Обязательно пересматривать свои матчи. Наверное, завтра я приеду домой, наберусь смелости, заварю литр кофе. Я буду пересматривать эту игру – не полуоткрытыми глазами, а поставлю ноутбук и буду внимательно смотреть, что я делала не так. Некоторые игроки пересматривают только свои хорошие матчи. Не-е-ет, нужно уметь смотреть все!

– После матча Премьер-лиги в Ростове-на-Дону вы дали эмоциональное интервью местным журналистам, в котором сказали, что приедете и заберете бронзу Кубка России. Действительно настолько были уверены в своей команде?

– Я была уверена на 100%, что мы заберем бронзу. Несколько лет подряд мы выходили в четверку, перед нами маячили медали, но все время нас отделяла от них двадцати- или тридцатиочковая разница в счете. Здесь нельзя было упустить такой момент.

Сергей Данилин (главный тренер «Спарты энд К», прим.) зашел перед игрой в раздевалку. Без доски, без маркера. Заходит и говорит: «Там медали лежат, видели их? Что я вам рисовать буду? Вы все знаете». И клянусь, что этого было достаточно для того, чтобы мотивировать команду пойти и забрать эти медали.

У меня не пошла игра? Да и хрен бы с ней! Решила, что раз не пошло у меня, то сыграю на команду, сделала 5 передач. У нас есть кому играть, я обожаю свою команду. Все сыграли за себя и за того парня. Да, что-то у меня не получилось, но у меня есть команда, которая боеспособна, которая никого не боится. Мы все хорошие игроки.

– Меня впечатлила история, когда после матча Кубка России в Омске вы подарили свою майку, в которой дебютировали в национальной сборной, и целый мешок подарков юной баскетболистке Ульяне Владимировой. О непростой судьбе Ульяны на своей странице «ВКонтакте» рассказал пресс-атташе «Нефтяника» Дмитрий Кунгурцев…

– Я прочитала об Ульяне задолго до нашей поездки в Омск. Мне просто захотелось ей помочь.

…Но все как-то откладывала на потом, могла привезти ей намного больше: кроссовки, еще какие-нибудь вещи. Привезла то, что привезла.

Единственное, меня не очень обрадовало в этой истории, что все произошло публично. Понимаю: какие-то вещи нужно делать публично, но, наверное, я оказалась к этому не готова. Не думала, что весь зал будет смотреть на меня и Улю. Считала, что намного приятнее, когда такое происходит один на один. Но так решил Дмитрий.

Чем руководствовалась, когда подарила майку? Наверное, желанием дать какой-то стимул. Мы разговаривали с Дмитрием об Ульяне: у девчонки отличное будущее! Она горит этим. Сейчас, к сожалению, мало детей, которые горят каким-то видом спорта. А тут прямо по глазам видно, что ребенок хочет заниматься баскетболом. И когда ребенок что-то хочет, то ради этого можно горы свернуть, чтобы поддержать этот огонь.

Беседовал Антон Виноградов

«В мечтах о слэмданке» есть и в Telegram. Подписывайтесь!