«Мне заплатили 62 миллиона за 17 матчей – вот почему я величайший игрок в истории». Гилберт Аренас был слишком крут для НБА
Вселенная Агента 0.
Декабрь 2006-го. На паркете «Стейплс-центра» сошлись два бомбардира с самым большим самомнением во всей НБА – атакующий защитник «Лейкерс» Кобе Брайант и… разыгрывающий «Уизардс» Гилберт Аренас.
Кобе реализовал 15 из 24 с игры, попал 7 из 11 из-за дуги, взял 8 подборов и отдал 10 результативных передач – сделал все для победы, но хозяева все равно уступили в овертайме. Потому что на голову лос-анджелессцев обрушилось 60 очков облаченного в черно-золотую форму Гила.
Никто со времен Уилта не набирал 60 против «Лейкерс». Никто, кроме Агента 0.
Уже после матча Аренас стал свидетелем телефонного разговора Брайанта и одноклубника по «Вашингтону» Кэрона Батлера.
«Эй, если ты Черная мамба, тогда я – Черный мангуст», – вмешался в диалог Гилберт. Ему очень понравился озвученный Бранданом Хэйвудом факт из мира животных о том, что мангусты убивают змей, так что Гил не преминул рассказать о нем самому Кобе.
***
Аренас действительно полагал, что на шестой год в лиге оказался готов превзойти уровень трехкратного чемпиона НБА. Таково уж его восприятие действительности: талантливый разыгрывающий всегда был склонен переоценивать личные умения.
Перед драфтом 2001 года он ни на секунду не сомневался, что уйдет в первом раунде. Гил занял денег, купил гигантский Cadillac Escalade с пятью мониторами и новейшей стереосистемой, которая одна обошлась ему в 60 тысяч долларов, и для завершения образа повесил на шею новую цепь за 40 тысяч.
Из 30 мест в первом раунде драфта ему досталось 31-е. Суровая реальность не оправдала зарплатных ожиданий будущего участника Матча звезд.
«Когда меня выбрали 31-м, я так разозлился, что выбросил цепь в окно», – вспоминал Гилберт. Защитнику предстояло провести дебютный сезон в составе «Уорриорз», завершивших регулярку-2000/01 на последнем месте Западной конференции.
По словам баскетболиста, в первый год он получил около 330 тысяч, но из-за необходимости платить по долгам обходился лишь на 400-500 долларами в месяц, что с учетом стиля жизни игроков Ассоциации считалось крайне скромным даже для новичка. Аренас ночевал на тренировочной базе, таскал как можно больше еды из самолетов и жаловался на отсутствие денег: «Попробуйте сводить девушку на свидание, когда в вашем кармане осталось 100 долларов. Мне было нужно платить за бензин, кормить двух собак, а девушка… В общем, я не ходил на свидания. Ужасное время».
На игровой майке новичка «Голден Стэйт» красовался номер 0 – именно столько минут в дебютном сезоне ему предсказывали эксперты. Однако 19-летний разыгрывающий все же провел 47 матчей регулярки и в 30 из них выходил в стартовом составе. Уже в следующем году он стартовал во всех 82 играх и завершил чемпионат с 18,3 очка и 6,3 передачи в среднем за встречу. Ярче всего второгодка сверкнул против «Уизардс» Майкла Джордана (41 очко), а по итогу всего сезона получил звание самого прогрессирующего игрока.
***
Двухлетний контракт Аренаса подошел к концу. Находившиеся за потолком зарплат «Уорриорз» не имели возможности предложить скоростному защитнику справедливую зарплату, так что Гилберту пришлось выбирать между двумя вариантами: шестилетний контракт на 60 миллионов с «Клипперс» из Калифорнии, где прошли школьные годы игрока, или шестилетнее соглашение на 65 миллионов с «Вашингтоном», который только что расстался с завершившим карьеру Джорданом.
Как поступил Гил? Доверился жребию: в восьми из десяти случаев подбрасывание монетки сулило ему переезд в Лос-Анджелес. Тогда баскетболист решил, что должен идти наперекор судьбе, как поступал всегда, и согласился на предложение «Уизардс». Во всяком случае такую историю он поведал журналистам. В составе «волшебников» уже играл первый номер драфта-2001 Кваме Браун, теперь к нему присоединился и 31-й пик.
«Этот год пройдет замечательно. Я докажу вам, мы попадем в плей-офф», – уверял перед началом сезона новобранец. Но «Вашингтон» одержал лишь 25 побед, а сам Аренас в сезоне-2003/04 выступил не сильно лучше, чем в предыдущем: 19,6 очка за матч при 39% с игры, 27 пропущенных матчей.
Тем не менее зрители увидели рождение того самого Агента 0, который в следующие три года окажется одним из наиболее опасных атакующих игроков лиги. Как уверяет Гилберт сейчас, он явился прототипом для целого ряда современных защитников: полагался на дриблинг, дальние броски (более 7 попыток в среднем с 2004 по 2007 годы) и штрафные (в пиковом сезоне-2005/06 – 10 за матч). Аренас считает, что именно благодаря ему парни вроде Джеймса Хардена и Дэмиана Лилларда получили возможность играть в наиболее выгодной для них манере.
Те три сезона стали единственным и очень ярким пиком карьеры защитника, которого также начали называть Хибати. Новое, не менее крутое прозвище было дано в честь традиционной японской печи: так легко Гилберт доводил до готовности оппонентов на площадке.
Он трижды ездил на Матч всех звезд, трижды попадал в символические пятерки и непременно выводил «Вашингтон» в плей-офф.
Аренас ощущал себя настоящей, но немного странной суперзвездой: бросал игровую майку после каждого матча в толпу, так как еще в детстве подглядел этот ритуал у Денниса Родмана; эпатажно надевал на матчи кроссовки от Dolce & Gabbana, хотя носил обувь на полтора размера меньше, поскольку стеснялся большого размера ноги; регулярно бросал вызовы главным суперталантам лиги – от Кобе до Леброна.
Проблема заключалась в том, что понимание Гилбертом своего места в иерархии лучших баскетболистов Ассоциации несколько отличалось от действительности. Он бросал вызовы лучшим, но почти каждый раз уступал им.
Помните, когда Аренас назвал себя Черным мангустом? В том же разговоре Брайант пообещал 193-сантиметровому смельчаку, что будет защищаться против него в следующем матче.
Реванш состоялся через полтора месяца. «Не забыл, о чем мы говорили по телефону? Пожалуйста, убедись, что будешь держать меня так же цепко, как я тебя», – напомнил о беседе лидер «Лейкерс». Кобе отгрузил 39 очков и привел «озерников» к 16-очковой победе. Гилберт ответил 37 очками, но с одной оговоркой: реализовал только 9 из 29 бросков – он с трудом попадал через оппонентов и постоянно разменивающегося на него в защите Брайанта.
С Леброном получилось тоже неловко. После пяти матчей первого раунда плей-офф сезона-2005/06 «Вашингтон» был позади «Кливленда» на одну победу. Аренас неоднократно заявлял в интервью, что намерен преодолеть сопротивление молодого Леброна Джеймса и готов повторно вывести «Уизардс» в полуфинал Востока.
Оставалось подтвердить слова делом. Шестой матч для Гила складывался хорошо: он набрал 34 очка в основное время и даже реализовал спасительный сверхдальний бросок, который перевел игру в овертайм. А затем…
За дополнительную пятиминутку Аренас набрал всего 2 очка. Тем не менее за 15 секунд до конца встречи защитник имел возможность увеличить отрыв от соперника до 3 очков, для этого ему попросту было нужно попасть два штрафных.
Первый – мимо.
Перед вторым свободным броском к разыгрывающему подошел Леброн: «Если промажешь, ты знаешь, что произойдет».
Снова мимо. Тайм-аут «Кавальерс», за которым последовало точное попадание Дэймона Джонса, отправившее «Уизардс» отдыхать.
В среднем за серию Агент 0 набирал 34 очка, попадал 46,4% бросков и 43,5% трехочковых, но не смог собраться в самый важный момент. Это был последний раз, когда Аренас выступал в плей-офф в качестве звезды.
***
В конце следующей регулярки с Гилбертом произошел несчастный случай. Во время матча между «Вашингтоном» и «Шарлотт» форвард «Бобкэтс» Джеральд Уоллес отправился в проход под кольцо и неудачно упал на ногу Хибати.
Аренасу диагностировали повреждение большеберцовой коллатеральной связки. За следующие три сезона баскетболист провел лишь 47 матчей: несколько раз возвращался, но непременно оказывался в списке травмированных.
«Не знал, насколько серьезно нужно подходить к лечению ноги. Как только я восстановил скорость, сразу же вернулся на площадку. Скорость для меня значила больше всего остального, так что я снова перестал следить за ногой, и в этом была моя проблема», – признавался защитник.
Гилберт все реже влиял на исходы матчей, но количество новостей о нем не становилось меньше. Оказалось, что яркий разыгрывающий все это время обладал самым специфическим мироощущением в лиге.
Аренас срал в кроссовки Андре Блатча – такова была его месть за намоченные в джакузи вещи.
После ночного общения с девушками Гил предпочитал уходить спать на диван, так как не любил чужие объятия. Зато ему нравилось связывать друзей и осыпать их деньгами на кровати, как произошло с Ником Янгом.
Хибати перекопал землю на участке дома и создал там холмистую местность – чтобы тренировать выносливость.
В его особняке гостей встречал огромный аквариум c акулами. Таким приобретением почти неиграющий баскетболист отметил подписание в 2008 году одного из худших контрактов в истории лиги – на 111 миллионов за 6 лет. «Уизардс» продолжали верить в некогда грозного разыгрывающего.
В конце 2009 года произошел, вероятно, самый известный инцидент с участием нашего героя. Агент 0 настолько рьяно поучаствовал в перепалке Джавариса Криттентона и Джавейла Макги, вызванной игрой в карты, что Криттентон пообещал застрелить его. Гил не стушевался и вскоре принес в раздевалку «Вашингтона» пистолеты, чтобы партнер смог исполнить обещанное. К всеобщему удивлению, в шкафчике Джавариса заблаговременно был припасен еще один ствол, который он и направил на обидчика. Результатом сцены из малобюджетной бандитской драмы для Аренаса стало отстранение от игр с последующим приговором за незаконное хранение оружия и обменом в «Орландо» через год.
Разыгрывающий шутил над ситуацией в Twitter и тем самым закапывал себя еще глубже, приближая скорый конец карьеры.
Гилберт успел провести за «Мэджик» всего 42 матча, набирая в среднем по 8 очков, после чего его контракт был амнистирован – выведен из платежной ведомости клуба с обязательством выплатить игроку полную сумму соглашения. Но баскетболист не унывал: прежде чем завершить карьеру НБА в 30 лет провел 17 матчей в сезоне-2011/12 за «Гриззлис», а затем отправился в непродолжительное путешествие по Китаю.
И все равно остался суперзвездой.
«Вы ведь понимаете, что даже после моего отчисления, они все равно выплатили мне все деньги? – смеялся над критиками Аренас. – Я мог не делать ничего и все равно получал чеки. Мне заплатили 62 миллиона за 17 матчей – вот почему я величайший игрок в истории».
Прогресс года в НБА: новый лидер «Кливленда», суперснайпер «Майами», еще одна звезда рядом с Карри
Фото: East News/AP Photo/ Mark Avery, AP Photo/John Bazemore, AP Photo/Evan Vucci; Gettyimages.ru/Doug Pensinger, Lisa Blumenfeld, Ronald Martinez; globallookpress.com/imago-images.de
Помню его на обложке nba live 2008 с красивой золотой формой Вашика.
Какие он клатчи творил, благодаря чему влюбил меня в его игру.
Но его характер был его главным врагом. Вроде и добился общественного признания за те несколько лет, но так много недосказанности…
Играй Гил в нынешнюю эпоху - был бы в ней как влитой.
Даже внешне немного похож