Вне площадки
Вы наверняка знаете, что самая дружная команда российского баскетбола – национальная команда. История сборной вполне жизненная. Все дружат, все на одной волне, делают одно дело. И если люди дружат, то и играют соответствующе. Я вообще считаю, что личностные отношения могут отражаться на игровых ситуациях. А личные антипатии наверняка влияют, в том числе, на сыгранность. И если кто-то кого-то недолюбливает – это будет отражаться на игре. И не важно, в Америке, в России. Микроклимат играет большую роль.
Даже на примере «Лейкерс» знаем, Шак с Кобе не сильно дружили. Мы не знаем точно, какие там были отношения. Даже уверена, что все было достаточно цивилизованно. Но в итоге кому-то из них пришлось уйти, и это оказалось лучше для всех. Я помню времена, когда в российском баскетболе дедовщина сильно процветала. И на сборную тоже это распространялось, но это было раньше. Наверное, это что-то российское. Да, в НБА тоже есть некое подобие дедовщины, но это относится только к новичкам и только в первый год. Есть негласные правила дополнительных обязанностей в первый год пребывания там.
А когда Киря только пришел в ЦСКА, старики могли сказать – сбегай за пивом. Но времена меняются. Хотя бы потому, что пиво уже никто не пьет. А 20 лет назад в раздевалке курили сигареты. Это было в порядке вещей. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. И это касается не только того, что люди стали лучше готовится физически, совершенствоваться и работать. Помимо этого, меняется культура отношений. К себе, к работе, к партнерам. Каждый сам отвечает за свои поступки. Это важно.
Раньше отношения были другие. В раздевалке могли легко начать выяснять отношения. Что кто-то кому-то пас вовремя не дал. Или отдал мяч, но не так. Сейчас уже внутри команды живут по-другому. Сейчас один игрок уже не может другому указывать, как надо делать. Каждый отвечает за себя. И не вправе винить другого за ошибку или какие-то действия. Если человек ошибается часто, то это решение тренера или менеджмента. И они решают, что делать с плохим баскетболистом, а не другие игроки.
Поменялись времена. От советской любительской системы уже перешли к профессиональной. Раньше было модно или принято наговаривать, стучать. Вся советская система простых людей отражалась и на спорте. Да и спорт имел другой акцент. Раньше спортсмены были какой-то странной элитой. Потому что имели доступ к загранице, имели какой-то статус. И когда все в стране были равны – спортсмены были равнее. И была борьба не только за профессиональные успехи, но и за место в элите.
Сейчас доступность уже не предмет достижений – сейчас все доступно. И люди стали профессиональнее. Каждый, кто работает, может добиваться успеха.
Но работа тренера стала сложнее. Хотя бы потому, что тренеров стали чаще менять. И люди мотивированы совсем иначе.
Возвращаясь к теме микроклимата скажу, что можно сравнивать все команды Андрея. Правда, по НБА можем говорить только за одну команду. Не знаю, как устроено в других клубах. Андрей оптимист, он позитивен. Он лидер сборной, ЦСКА. Или даже один из лидеров. Важно, что он несет с собой хорошую игру. Важно, что он хороший человек. Как он сам говорит: «Я не хочу, чтобы меня запомнили как хорошего баскетболиста. Я хочу чтобы меня запомнили как хорошего человека». Он уверен в себе. Это важно. И с ним появляется определенная степень свободы. Его мировоззрение открытое, свободное. Люди порой просто обескуражены не только его игрой, но и его свободой. Это отражается на микроклимате и на отношениях.
На примере «Юты», без упоминаний имен, скажу, что лидеры менялись. Но были и такие лидеры, которые стилем общения не сплачивали команду. Поведение лидера отражает настроение раздевалки. Его тщеславность, отношение к партнерам играют большую роль.
Мы часто обсуждаем проблему лидерства. Что такое настоящий лидер. И как быть правильным лидером. Не только по игре, статистике, но и по личным качествам. И это ответственность и большая работа. Бывают же и тихие лидеры. Которые своими поступками и поведением могут вести за собой людей. И это касается не только самой игры. Про Андрея могу сказать, что Андрей лидер ненавязчивый.
С появлением Андрея в сборной или в ЦСКА, замечаю, что люди чаще встречаются, чаще что-то делают вместе. Русская душа иначе не может. Когда мы были в Америке, мы всегда тянули всех вместе. Какие-то вечеринки, постоянно что-то устраивали на все праздники. Собирали детей вместе. И как только если я переставала чем-то заниматься (по схеме – Андрей всех сагитировал, я все организовала): вот был момент, когда мы пропускали организацию вечеринки – никто ничего не делал. И было понятно, если не мы, то все и будут отдельно. Но это что касается отношений off court. Все что на площадке – это профессионализм. Потрясающий профессионализм, когда человеческие отношения не отображаются на игре. И даже какая-то личная неприязнь не мешает игре. Никто никогда не предъявляет претензий. Теперь и в России все к этому пришло. Все доказывается игрой. Уже перестали утверждаться с помощью слов.
Сборная России иное дело. Потому что изначально есть идея – люди защищают честь страны, играют под флагом. Все стали понимать, что они избранные люди, которым доверили защищать честь страны. Это гордость, это радость, это желание выступить. Любой спортсмен в таких условиях будет стремиться играть на своем высочайшем уровне.
Конечно, от игры зависит твой будущий контракт. И это уже личный бизнес. Наверное, все это правда. Просто мне никогда не приходилось об этом думать. Клянусь, никогда за всю карьеру не было такого момента, когда Андрей говорил – если я сейчас плохо сыграю, потеряю свои позиции.
Он всегда был доволен ситуацией. За исключением одного провального момента. Когда с Джерри Слоуном было недопонимание, еще какие-то моменты. Целый комплекс причин и был причиной провала в 7-м году. Но за всю остальную карьеру он никогда не боялся потерять свои позиции. Приходили новые игроки, новички, а опытные помогают. Мудростью, опытом. Может, многолетний контракт отразился. Не надо было дергаться и нервничать. Американская система надеется на профессионализм баскетболиста и позволяет ему не отвлекаться на персональное дерганье за свою позицию и спокойно делать свое дело максимально эффективно. И если в какой-то момент надо играть меньше – нет страха, что завтра будет зарплата меньше. Больше думают о результатах команды.
И если кто-то вдруг начинает играть лучше тебя – не будешь дергаться. Вставлять палки в колеса и думать: «Что же делать?! Под угрозой моя зарплата». А будешь спокойно работать во благо команды. Вот он плюс гарантированного контракта. Или обратный случай. Думать только о том, что надо делать в каждом матче 15 очков, конкуренту на позиции прыгнуть на голеностоп на тренировке и сказать тренеру, что он вчера полночи в клубе тусовался. Допускаю, такое бывает. Но мы не сталкивались в НБА. Большие зарплаты от такого страхуют.
Во-вторых, игроки сборной СССР по хоккею жили на сборах друг с другом, по сути, по 8 месяцев в году. Потому как основа была из ЦСКА, да и перед крупными турнирами сборную на базе закрывали на 2-3 месяца. Естественно, что в таких условиях игроки сборной СССР понимали друг друга с закрытыми глазами.
Но такого больше не будет. В современных условиях профессионального хоккея сборная на базе одного клуба невозможна (за исключением какой-нибудь Северной Кореи), да и три месяца сборов перед Олимпиадой игрокам никто не даст, само собой.
Так что не надо тут устраивать ворчание про то, какой раньше сахар сладкий был.
Конечно отношения между людьми сильно изменились, как изменились и сами люди, однако как поётся в песне «кто-то стал богаче, а кто-то умней, кто-то стал здоровей и сильней, вот только лучше никто не стал»
Маша, если это было принято в окружении вашей семьи, это еще не значит что это была «система простых людей», как вы изволили выразиться. «Простые» люди зарабатывали себе достаток и уважение «простым» честным и упорным трудом. А стукачество и подлость тогда и сейчас является приоритетом у так называемых «интелигенции» и «элиты».
Осталось объяснить, что же такое позволяло советским «любителям по хоккею» разделывать канадских профессионалов как «бог черепаху»
Вы про детский спорт нам лучше раскажите в следущий раз, например.