😍 Карри – величайший снайпер в истории НБА! Побил рекорд Аллена по трехочковым в Мекке баскетбола
На наших глазах творится невообразимое.
Все-таки cвершилось! В 789 матче в карьере великий защитник «Голден Стэйт» Стефен Карри установил абсолютный рекорд по числу трехочковых в истории НБА! Разыгрывающий попал два дальних броска еще в первой половине дебютной четверти матча с «Нью-Йорком» и навсегда вписал свое имя в историю.
Лучшего места для исторического достижения не найти: событие произошло под сводами баскетбольной Мекки – нью-йоркского «Мэдисон-сквер-гардена».
Всего в матче Стеф попал 5 дальних бросков и остановился на отметке 2977 точных трехочковых.
Болельщики и партнеры Стефена явно почувствовали облегчение.
О том, что Стеф оказался под негативным влиянием ожидания рекорда за день до события, говорил даже главный тренер «Уорриорз» Стив Керр: «Думаю, в последних играх он старался чуть больше необходимого для того, чтобы забросить трехочковые и побить этот рекорд. И ему, и нашей команде станет проще, когда он добьется цели… Много дальних бросков происходит в начале владений и после пик-н-роллов, когда ему лучше отдать простой пас».
Теперь лидер «воинов» достиг заветной первой строчки в списке лучших снайперов в истории регулярных чемпионатов НБА и может немного отдохнуть от изнурительного выездного турне команды. А мы вспомним, какой путь ему пришлось пройти, чтобы забраться на очередную вершину.
Карри – главный революционер современной НБА
Стефа называют революционером – игроком, повлиявшим на структуру современного баскетбола сильнее, чем кто-либо из действующих спортсменов Ассоциации. С этим сложно не согласиться: стиль Карри с обилием точных дальних попыток оказался катализатором всеобщего осознания эффективности трехочковых бросков, что радикально переформатировало нападение команд.
Еще 15 лет назад привычным делом считалось размеренное владение с загрузкой мяча на атлетичного центрового или мощного форварда в «усы», где «большой» обыгрывал оппонента при помощи продавливания и серии обманных движений под кольцом. Также никого не удивляли многочисленные промахи после бросков с отклонением со средней дистанции: в той или иной мере ими пользовались все атакующие игроки с мягкой кистью. Сейчас же лига окончательна пришла к триединому пониманию эффективного завершения: наиболее предпочтительными бросками считаются штрафные, попытки из-под кольца с минимальным сопротивлением и те самые трехочковые.
Карри на деле продемонстрировал, что на дистанции сезона бросать «трешки», несмотря на их повышенную сложность, все равно выгоднее, чем средние двухочковые. Вскоре это утверждение окончательно подтвердили аналитические команды клубов, ведь три очка больше двух в полтора раза, при этом разница в проценте реализации средних и дальних бросков у игроков периметра в большинстве случаев гораздо меньше. А для лидера «Уорриорз» с 24,3 очка и 43% из-за дуги по карьере она и вовсе фактически отсутствует.
Когда Стефен пришел в НБА в 2009 году, в среднем за матч команды исполняли 18,1 броска из-за дуги, в текущем сезоне это значение практически удвоилось – до 35,4 попытки. Сам же Карри в этом году в среднем генерирует 13,4 трехочкового.
В первый год разыгрывающему «Голден Стэйт» приходилось делиться мячом с Монтой Эллисом – еще одним защитником «Уорриорз», претендующим на звездный статус. В результате лишь 25,9% точных трехочковых бросков Карри совершалось без предшествующих результативных передач партнеров. Стеф играл в совсем другом, уже непривычном для нас стиле: больше в тени и ближе к признанным снайперам минувших эпох – Реджи Миллеру и Рэю Аллену. Вторичность роли на площадке и не самое надежное здоровье щупловатого снайпера не позволяли ему максимизировать собственную полезность.
Так продолжалось на протяжении двух с половиной лет, пока экспрессивный Эллис не вступил уже в открытый конфликт с младшим партнером, в результате чего поставил руководство «Голден Стэйт» перед ультимативным выбором: либо он, либо Карри. Как показала история – а Монта вылетел из лиги в 2017-м в возрасте 31 года – шефы «воинов» выбрали юнца и не прогадали.
Уже в сезоне-2012/13, первом полноценном для Стефена в качестве единоличного хозяина мяча, доля самостоятельно организованных трехочковых снайпера превысила 39%, что лишь немного меньше значений текущей регулярки и тех лет, когда он получал звание MVP.
В дебютный год Стеф реализовал 166 попыток из-за дуги. Уже к концу четвертого сезона он побил важнейшее достижение Аллена и установил максимальную планку по точным трехочковым за сезон – 272. Еще через три года – в чемпионате-2015/16, по итогам которого Карри завоевал второй подряд титул самого ценного игрока, а его команда одержала 73 победы – снайперское достижение защитника практически улетело в космос и достигло значения 402 точных трехочковых за сезон, что остается рекордом и по сей день.
Однако с течением лет волшебник с капой в зубах не просто увеличивал количество дальних бросков. Как вспоминал сам Стеф, в ставшем прорывным для знакомого нам состава «Уорриорз» чемпионате-2014/15 он значительно повысил частоту бросков издали во время быстрых переходов из защиты в атаку. Уже через год спортсмен сосредоточился на не менее важном и гораздо более известном аспекте своей игры – увеличении дистанции броска. Подобная планомерная эволюция привела к тому, что попадания Карри из центрального круга, где нанесены изображения логотипов команд, практически стали обыденностью и воплощаются баскетболистом едва ли не каждую неделю.
Квинтэссенцией дистанционного нигилизма обернулось, вероятно, самое известное победное попадание защитника – на последних секундах матча с «Оклахомой».
У Стефена даже появилась собственная зона. Максимальная расстояние от кольца до трехочковой дуги составляет 7,24 метра, однако в последние два сезона, по данным The Athletic, защитник поставил на поток сверхдальние попадания с расстояния, превышающего 8,5 метра. Прогрессия таких бросков выглядит следующим образом:
• 2009/10 – 4 сверхдальних из 166 трехочковых;
• 2010/11 – 2 сверхдальних из 151 трехочкового;
• 2011/12 – 0 сверхдальних из 55 трехочковых;
• 2012/13 – 4 сверхдальних из 272 трехочковых;
• 2013/14 – 4 сверхдальних из 261 трехочкового;
• 2014/15 – 6 сверхдальних из 286 трехочковых;
• 2015/16 – 31 сверхдальний из 402 трехочковых;
• 2016/17 – 26 сверхдальних из 324 трехочковых;
• 2017/18 – 7 сверхдальних из 212 трехочковых;
• 2018/19 – 31 сверхдальний из 354 трехочковых;
• 2019/20 – 5 сверхдальних из 12 трехочковых;
• 2020/21 – 61 сверхдальний из 337 трехочковых;
• 2021/22 – как минимум 26 сверхдальних из 145 трехочковых после 27 сыгранных матчей.
Впечатляет, но для Стефа все по-прежнему выглядит легко. «В определенное мгновение ты просто ощущаешь, что сейчас выполнишь бросок. С этого все и начинается», – объяснял выбор момента для броска разыгрывающий.
В школе Карри был слишком слаб, чтобы попадать как все. Он превратил «детский» бросок в смертоносное оружие
Удивительнее всего выглядит тот факт, что последнюю революцию в столь требовательном к физическим кондициями виде спорта произвел не какой-нибудь атлет поколения, а довольно щуплый паренек, который в юношеских командах уступал в размерах практически всем одногодкам.
Летом 2003 года 15-летний новичок команды старшей Христианской школы города Шарлотт весил всего 59 килограммов при очень скромном 168-сантиметровом росте. У Стефена не хватало сил, чтобы переучиться бросать с высоким релизом мяча, как делали уже практически все его сверстники, и он продолжал выводить мяч на бросок в стиле младшеклассников – толкал от живота. Это не мешало защитнику хорошо попадать: все-таки он дружил с мячом практически с пеленок и благодаря проведшему в НБА 16 сезонов отцу Деллу Карри имел возможность перенимать знания у лучших баскетбольных тренеров Южной Каролины.
В тот год завершивший карьеру Делл, который, кстати, во время выступления в Ассоциации попадал более 40% трехочковых, впервые получил возможность провести полноценное межсезонье вместе с сыном. Для Карри-старшего было предельно ясно, что бросок Стефа слишком плох для желающего попасть хотя бы в университетскую команду баскетболиста.
«Просто представьте, сколько пространства необходимо, чтобы исполнить такой низкий бросок. Для средней школы это еще куда ни шло, для первого года в старшей – тоже. Но соревнования становились все сложнее, и наступало время перемен», – рассказывал Делл журналисту The Ringer Кевину О’Коннору.
На протяжении трех летних месяцев пара отец и сын занималась исключительно перестройкой броска Стефа. Поднять высоту выпуска мяча на уровень сверстников не получалось: будущему трехкратному чемпиону НБА не хватало сил рук, плеч и торса. Тогда Делл согласился пойти на компромисс: Стефен сохранял схожую с привычной «толчковой» форму броска, но начинал движение руками уже от груди и доводил его до максимально возможной точки.
Легко сказать, тяжело сделать.
День за днем, час за часом на протяжении трех месяцев Стеф повторял одни и те же движения. Но поначалу попадать получалось только из трехсекундной зоны: сил решительно не хватало.
«С точки зрения баскетбола то лето оказалось худшим в моей жизни. На протяжении трех недель я действительно бросал только из «краски». Парни из баскетбольных лагерей спрашивали, кто я вообще такой и почему занимаюсь баскетболом. В течение полутора месяцев мне приходилось тяжело, но затем я со всем разобрался.
Отец направил меня в верном направлении. Я приобрел уверенность, приобрел силу», – вспоминал Карри.
Новый более высокий релиз позволил баскетболисту еще эффективнее использовать энергию разгибания ног, что придавало бросковому движению большую целостность и плавность.
«Я называл это методом катапульты. Если вы присмотритесь к моему броску сейчас, то заметите такое же начальное движение, какое было у меня в детстве. Но теперь мяч не останавливается у подбородка, я продолжаю поднимать его до предела и использую силу запястья в гораздо большей степени, чем силу плеч», – объяснял Стеф.
К удивлению родителей, перед последним годом в школе Стефен вырос до 183 сантиметров, а к моменту поступления в Колледж Дэвидсон – до 188 сантиметров, что соответствует его текущему росту. Однако защитник сохранил необычайно быстрое бросковое движение, позволявшее переигрывать мощных соперников в детстве.
Сил же теперь ему хватает даже для самых немыслимых попаданий.
Легендой Карри сделал не только бросок
Стефен Карри – уже легенда баскетбола. По уровню игры, по влиянию на игроков и новые поколения, по результатам: в конце концов, тремя чемпионствами, двумя MVP и членством в команде «73-9» может похвастать далеко не каждый великий баскетболист. Даже такие выдающиеся снайперы, как Реджи Миллер и Рэй Аллен.
Стеф не только нашел идеальную для себя систему в «Уорриорз»: как и Тим Данкан в «Сперс», он стал ее главным и незаменимым элементом. Что важно – динамичным и приспосабливающимся к новым обстоятельствам и тем самым ведущим командную систему к эволюции.
Карри действовал в роли шутера и делил игровое лидерство с Монтой Эллисом – затем доказывал свое первенство и забирал мяч в руки, ведь еще с колледжа отец настаивал на том, чтобы защитник осваивал роль разыгрывающего на высшем уровне.
Стеф превращался в неостановимое оружие и мог доминировать на мяче, но делился им с Клэем Томпсоном и вынырнувшим из второго раунда драфта Дрэймондом Грином. Каждый из партнеров получал от Карри то, что желал: Томпсон – броски, Грин – ключевое влияние на развитие нападения.
Пришел Дюрэнт – Карри остался важнейшим игроком «Голден Стэйт». Возможно, не лучшим (это является отдельным предметом для споров), но главным и определяющим самобытность команды. Лидер монструозных «Уорриорз» не только не оспорил право звездного новичка на дополнительные броски, но и сам сподвиг его к этому: вошел в число девяти лучших игроков Ассоциации по пробегу, своим неуемным движением отвлекая на себя большую часть внимания защитников.
Дюрэнт ушел – Карри вернул магию в область Залива. Да, только через два сезона, омраченных травмами и притиркой к новому составу. Но сейчас постаревшие «воины» являются одной из самых грозных сил во всей лиге и действуют в полюбившемся еще давно болельщикам стиле.
Смог бы Стефен столько лет оставаться на вершине, если бы его единственным выдающимся навыком был бросок? Конечно нет. Величайший снайпер в истории – это много для фигуры Кайла Корвера, но недостаточно для Стефена Карри. Чем же еще выделяется защитник на фоне оппонентов?
• Дриблинг.
Когда-то Стеф был слишком хрупким, чтобы выступать без мяча и обыгрывать исключительно с получения. Отец заставил его научиться игре первого номера, чтобы уходить от соперников на скорости и при желании держаться подальше от гущи событий. Карри ориентировался не на 201-сантиметрового Миллера – он становился гибридом играющего без мяча снайпера с неуловимым Стивом Нэшем.
«Меня больше всего впечатлило то, насколько он хорош в дриблинге. Это позволяет ему выходить на любые удобные точки для броска. Одна из черт, выделяющая великий снайперов – это их умение находить точки. И он может достичь любой из них. Даже я не был настолько хорош в обращении с мячом, а Стеф пробирается с ним через самые мелкие щели в обороне. Вот что делает его настолько опасным на площадке, – пояснял Рэй Аллен.
Когда после ухода Эллиса Карри стал главным игроком задней линии «Уорриорз», он избавлялся от опеки других разыгрывающих именно за счет обманных движений с мячом. Резкая смена направления, отшагивания, всевозможные переводы и очень-очень резкие руки – те, кто не мог физически подавить молодого снайпера, просто не успевали за ним и в конечном счете оставляли толику пространства, которой Стефу хватало за глаза для точного трехочкового.
• Выносливость.
«Это марафон», – характеризовал однажды Стеф стандартное для себя выступление. Большую часть карьеры защитник находится в числе лучших пяти процентов игроков НБА по среднему пробегу за матч. В сочетании со смертельной точностью постоянное движение снайпера обратило внимание зрителей на феномен «гравитации»: на то, как пробегающий мимо без мяча Стефен притягивает сразу нескольких игроков обороны и тем самым открывает партнерам возможность для свободного броска.
«Иногда твои ноги горят от постоянного перемещения туда-сюда. Но в итоге ты все равно должен выпрыгнуть и совершить бросок. Все зависит от выносливости», – уверял Карри.
• Сила.
Когда необычные таланты Стефа стали известны уже по всей лиге, против него в защите начали выступать атлетичные полноразмерные винги – игроки одинаково хорошо способные действовать на позициях атакующего защитника и форварда.
Жесткий контакт, постоянные толчки и физическое давление оказались единственными действующими приемами по нейтрализации лидера «Голден Стэйт». Так против него играл чемпионский «Кливленд» в 2016-м, и так его закрывали в худших для Карри матчах этого сезона Микэл Бриджес из «Финикса» и Матисс Тайбулл из «Филадельфии».
Разница лишь в том, что раньше практически в каждой команде можно было найти одного-двух баскетболистов, способных осложнить жизнь Стефу за счет превосходства в физике. Теперь же защитных специалистов, которые могут не только подавить разыгрывающего, но и угнаться за ним, можно перечесть по пальцам одной руки.
С каждым годом Карри прибавлял в весе. Особенно заметным это стало в прошедшем межсезонье: за лето 33-летний ветеран набрал 2,5 килограмма мышечной массы и с точки зрения физической мощи сейчас находится в лучшей форме, чем когда бы то ни было.
От этого немного пострадала знаменитая выносливость: Стиву Керру пришлось менять ротацию минут потяжелевшего защитника, чтобы он оставался свежим во время заключительных четвертей. Зато форма его броска стала еще стабильнее, ведь теперь Стефа сложно подвинуть даже в воздухе.
Улучшенная физическая готовность помогла снайперу и в защите. В этом году Карри находится в большинстве лучших защитных сочетаний «Уорриорз» и помогает обороне не только в пассивной роли на подстраховке за счет понимания игры (с этим и так не было проблем), но также и в защите на мяче. Взрывная сила позволяет ему близко сопровождать проходящих к кольцу противников.
***
В 2009 году Карри пришел в лигу выдающихся атлетов, регулярно меняющих представление о возможностях человеческого тела. Леброн Джеймс, Кевин Дюрэнт, Кавай Ленард, Яннис Адетокумбо – уникальные физические качества каждого до сих пор поражают воображение.
На их фоне Стефа считают самым обычным человеком. Это не совсем справедливо: его отец Делл и младший брат Сэт попали НБА и тоже стали прекрасными снайперами. Ловкость, управление телом, выносливость и мягкая кисть – эти качества едины для всех троих мужчин из семейства Карри. Их невозможно натренировать до такого уровня без определенной предрасположенности – даже с задействованием уникальных методик, которыми славятся специалисты «Голден Стэйт». К слову, мама и сестра лидера «Уорриорз» играли в волейбол в высшем студенческом дивизионе.
Тем не менее Стефен доказал, что доминировать в НБА можно абсолютно по-разному. Чтобы завоевать любовь зрителя и несколько чемпионских перстней, не обязательно обладать эталонным телом греческого полубога. Как и не обязательно сопровождать каждое движение на площадке и за ее пределами наполненными животной яростью гримасами и пафосными речами. Порой достаточно улыбки и одного нелепого танца.
Побеждать на своих условиях – тоже искусство.
Фото: REUTERS/Cary Edmondson-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Elsa
Лучший снайпер в истории баскетбола
Сейчас так со стороны посмотришь, кажется, что Кобе и Леброн старались переплюнуть ЭмДжея, а Стефен вошёл в историю своим собственным оригинальным путём. Страшно сказать, значимость этого пути для баскета может быть даже выше, чем наследие Мамбы или Краба.