«Свои же партнеры вонзили мне нож в спину». Янис Тимма рассказал, как умирали «Химки»
Янис Тимма стал последним из группы легионеров, которые покинули разваливающиеся «Химки» в прошлом сезоне. Латвийский форвард отказался участвовать в матче с «Зелена Гура» из-за того, что его не поставили в стартовый состав, и уехал домой. После этого игроки подмосковной команды (русские, Макколум и Микки) проголосовали за то, чтобы его больше не было в клубе.
Прошлый сезон стал последним для «Химок» на уровне лиги ВТБ и Евролиги. В новом календарном году Алишер Усманов прекратил финансирование команды, и теперь подмосковный клуб выступает молодежным составом в суперлиге.
Тимма попробовал себя в Летней лиге НБА, но до сих пор не смог найти команду. В настоящее время он тренируется во Флориде и ведет переговоры с несколькими клубами, в том числе с краснодарским «Локомотивом».
На этой неделе Янис Тимма дал интервью сайту Delfi, в котором рассказал о происходящем в «Химках» со своей позиции. Мы публикуем отрывки с разрешения наших латвийских коллег.
Полную версию интервью можно прочитать по этой ссылке.
Тимма объяснил, почему «Химки» так плохо играли
«Придержать» эго никто не мог…
Не хочу называть фамилии, потому что ребята действительно хорошие и толковые – с большей частью легионеров я до сих пор поддерживаю контакты. Потому что знаешь как – когда сидишь в выгребной яме, никто не поймет тебя лучше, чем те, кто сидит рядом с тобой…
Так или иначе, в тот момент команда стала рушиться. Никому не было ясно, как нас расставить, изменился стиль игры. Изменился микроклимат в команде – стали друг на друга обижаться, стали ворчать. Все пошло наперекосяк. И тогда клуб начал искать виноватых, прямо и буквально указывая пальцем – ты, ты и ты...
Этот слишком старый, этот – такой-сякой. Не может делать того-то, не может сыграть так-то…
У меня вопрос – почему вы тогда взяли этих игроков? Глаза у вас были открыты – клубы такого уровня знают об игроках абсолютно все! «Ты сам вообще ушел в шоу-бизнес...» Говорю – в какой еще шоу-бизнес? В прошлом году еще там не был, а в этом внезапно ушел? В прошлом году все было хорошо, теперь все плохо – может, дело не в этом? «Он старый, у него первый шаг изменился...»
За четыре месяца я внезапно состарился? Так быстро, что шаг пропал?
Так или иначе, но я всегда был посреди этого – потому что знаю и русский, и английский. Американцы просили: «Послушай, что происходит? Объясни, пожалуйста!» Я шел к русским, задавал вопросы. И потом обратно. «Ты им скажи, что...»
По мнению Тиммы, руководство клуба разваливало команду изнутри
«Руководители клуба поняли, что сезон нужно списывать и пытались на тот момент оптимизировать расходы – все равно какими методами.
…
Иностранцы стали один за другим выпадать из команды. К примеру, одного после конфликта с тренером отправили во вторую команду. Через два дня, когда позвали обратно, он сам сказал – все, мне надоело, что вы меня обвиняете и дергаете – я еду домой… Другой (имеется в виду Йонас Жеребко – прим. Sports.ru) попросил возможности поехать домой, клуб дал разрешение, а потом просто разорвал договор – потому что эта договоренность не была указана в бумагах и было не доказать, что он просто не дезертировал… Ужасные вещи делались – не для того, чтобы сплотить игроков, а наоборот, чтобы отравить отношения и микроклимат.
…
Потому что, в отличие от других ведущих клубов, наше руководство так и не смогло уладить ситуацию, чтобы в Россию могли приехать семьи. Из-за ограничений игроки не видели близких месяцами.
…
У меня нет ответа на вопрос, от кого именно (это шло). Но однозначно «сверху» – от людей из руководства клуба. К нам подходили менеджеры, директор – все указывали пальцем и говорили, какие мы плохие и не годимся. Понятно, что все это шло в комплекте с финансами клуба. В начале сезона игроки получили две первые зарплаты, на этом все. После этого никто никому не платил. Но по договору, если зарплата задерживается на 45 дней, ты можешь свободно идти куда глаза глядят. Так и случилось – как только наступил 45-й день, почти все легионеры написали заявление.
…
Я как хороший парень и лояльный игрок команды, решил – не буду писать, подожду, может быть, все разрешится. Ждал, ждал, пока один игрок не уехал, потом другой. В итоге легионеров осталось трое».
Тимма утверждает, что новый главный тренер Андрей Мальцев обещал ему место в стартовой пятерке. Когда его обманули, он сбежал с матча против «Зелены Гуры»
«Я позвал поговорить тренера и генерального менеджера и четко сказал: если я вам не нужен, отпустите! Сейчас помогаю команде без зарплаты, заявление тоже не писал, но если мне на площадке нет места – позвольте мне уйти туда, где мне дадут играть в баскетбол. Потому что это для меня самое важное. Они начали обвинять, что я играю без энергии, что у меня больше не горят глаза, но при этом – «Нет, Янис, ты нужен команде». Я спросил у тренера насчет матча с «Локомотивом». «Ну, да, но нам первыми нужно было назвать cтартовую пятерку...» С совершенно серьезными лицами!
Я сказал: «Тренер, вам сколько лет? Вы что, не знаете, что любого игрока можно поменять после первого же свистка произвести замену? Не нужно ждать «минус десяти»...»
Слово за слово, пока я не сказал: ладно, если я вам действительно еще нужен, то позвольте мне хоть одну игру начать в стартовой пятерке и дайте нормальное игровое время. Иначе весь сезон меня дергаете – здесь две минуты, там три. Выпускаете на площадку за две минуты до конца первой четверти, а вторую снова начинает другой. Я не молодой игрок, который пришел, чтобы дать передышку какому-нибудь ветерану! В прошлом сезоне я играл в среднем 30-35 минут, и все было хорошо!
«Да, да, Янис, мы тебя понимаем – следующий матч начнешь в стартовой пятерке, дадим тебе время. Я тебе доверяю, ты мне действительно очень нравишься – все будет в порядке». Генеральный менеджер тоже качал головой – будет, будет, теперь мы поговорили, и все будет!
…
Игра начиналась в три часа, поэтому утренней тренировки не было.
Как обычно, в зале я был за два часа до матча – разогревался, готовился.
За 40 минут до матча – собрание. Стартовую пятерку не называют. Странно, но ладно. Разогреваемся.
Вызывают на игру – все бежим на площадку. Судья свистит за три минуты. Никто до сих пор не имеет понятия, кто начнет игру. Минута до начала, все садятся, и тогда тренер смотрит на скамейку и начинает по порядку показывать пальцем – ты, ты, ты, ты… Следующий сижу я. Меня пропускают. «...И ты».
Я встал и ушел в раздевалку. Я сделал все, чтобы быть абсолютно честным – чтобы понять их, чтобы они поняли меня, чтобы не было никаких подводных камней или неоговоренных вопросов. Это никогда не было вопросом денег, я просто просил возможности играть! И мне два раза сказали, что, да – все будет в порядке. Но на следующий день – вот так, специально водят за нос до последнего момента. И потом – в лицо… Ну подойди ты до матча, объясни: знаешь, сегодня в старте не выйдешь, но будешь много играть, и в следующий раз – тогда посмотрим. Я бы понял! Но – ни одного слова? До момента, когда нужно выходить на площадку? Я понял, что меня там не уважают не только как баскетболиста, но и как человека. Я ушел в раздевалку, принял душ и уехал домой.
…
Единственный из команды, кто мне позвонил на следующий день, был Швед. Но по своей инициативе, чисто по-приятельски. Потому что он в списке был следующим, кого будут доставать…
Тимма посчитал решение команды предательством
«Агент подтвердил: да, главный тренер не разрешает меня пускать в зал. Я написал тренеру сообщение, сказал – кажется, у нас опять непонимание, возможно, нам нужно встретиться и поговорить. Еще раз. В третий раз! До конца сезона было еще минимум два месяца, потом плей-офф – можно было как-то зацепиться, что-то спасти. Хотя, объективно, в тот момент спасать было уже нечего… Через какое-то время пришел ответ: «Мне нужно поговорить с командой».
…
Казалось – в команде все нормальные ребята, все будет хорошо! Русские парни, которых я знаю полжизни, и со многими был даже очень хорошими друзьями. Но через несколько часов мне от главного тренера пришло сообщение: «Твой агент тебе все передаст». Но ведь это он говорил с командой, поэтому я переспросил: может, он все же сам мне все расскажет? «Нет, говори с агентом...» Связались, и я услышал примерно следующее: команда решила, что обратно меня не примут. Точка. И тут я, конечно, стал перебирать в голове — что случилось? И, главное, почему?
…
Поверь мне, я интересовался, что на самом деле случилось, пытался понять. Игроки, за которых я в начале сезона вступался, убедил Куртинайтиса выпустить их на площадку и освоиться, в итоге вонзили нож мне в спину. Свои… Я много раз перебирал в голове произошедшее. И вывод всегда один: единственный человек, которого я могу винить в произошедшем – я сам. Это был мой выбор. Как бы то ни было, единственный из русских игроков в команде, с которым я поддерживаю общение – Швед. С остальными я больше не перекинулся и словом»…
В итоге Тимма получил причитающиеся деньги
«До последнего был хорошим парнем. Не писал заявлений, не угрожал, не ходил по судам, хотел все попробовать уладить по-человечески. Сказал – играем, я все понимаю, деньги отдадите, когда они у вас будут. Но такое доверие оказалось лишним, и в итоге уже не имело никакого значения, иду я в суд или нет.
В конце концов, я получил свои деньги напрямую через главных спонсоров клуба – мы все обговорили и договорились.
В этом смысле – действительно снимаю шляпу перед людьми, которые давали «Химкам» деньги. Вдумайся, десять лет ты даешь деньги клубу, который не выиграл ничего! Абсолютно ни-че-го. Ноль титулов! Знаешь, тут я лучше остановлюсь – потому что если сейчас продолжу, это плохо закончится… Это пусть останется для книги. Потому что я много что могу сказать про клуб.
В любом случае, если кто-то скажет, что в России не любят баскетбол, тогда пусть объяснят – как иначе назвать ситуацию, когда десять лет ты каждый сезон из своего кармана даешь плюс-минус 20 миллионов долларов команде, которая продолжает проигрывать… Огромный респект от меня этим людям! Потому что они действительно любят вид спорта, который и я люблю. Просто они доверяют свои деньги неправильным людям».
Фото: instagram.com/annasedokova; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Panoramic/Keystone Press Agency; РИА Новости/Григорий Сысоев
Хотелось бы послушать старожил Вяльцева и Моню, они отдали Химкам большую часть своей жизни - карьеры.