12 мин.

Президент Jordan 40 лет скрывал, что отсидел за убийство. Все эти годы он работал в Nike, руководил «Портлендом» и даже обедал с Клинтоном

Лэрри Миллер выступил с чистосердечным признанием.

Имя Лэрри Миллера не очень известно широкому кругу любителей баскетбола, однако оно вызывает искреннее уважение у коллег из мира профессионального спорта и индустрии спортивной одежды. Ведь многолетний президент Jordan Brand, впервые вступивший в эту должность еще в 1999 году, не только превратил продукцию именного подразделения Nike в одну из наиболее узнаваемых линий спортивных товаров, но также в течение пяти лет управлял франшизой НБА «Трэйл Блэйзерс». 

Помог «Портленду» добиться рекорда по посещаемости, отчислил Одена и Роя

Причем опыт Миллера в НБА оказался в довольно успешным: в период с 2007 по 2012 гг. «Портленд» четыре раза становился наиболее посещаемой командой Западной конференции. Именно при нем 21 декабря 2007-го началась рекордная для арены «Роуз-гарден» серия из 195 матчей с полностью раскупленными билетами. Завершилась она 12 ноября 2012-го – всего лишь в четвертой домашней игре «Блэйзерс» с момента ухода Лэрри.

Миллер контролировал все сферы деятельности организации, в том числе и баскетбольную, однако полностью доверял подчиненным: «Мой подход заключался в том, чтобы позволить людям выполнять свою работу и поддерживать их. Я хотел, чтобы каждый знал, что его труд важен. Это помогало создать семейную атмосферу внутри коллектива. И мне кажется, что это сработало. О «Трэйл Блэйзерс» вновь заговорили в хорошем тоне».

Лэрри обращал большое внимание на имидж франшизы. Под его руководством «Роуз-гарден» стал первым стадионом во всем командном спорте США, удостоившимся золотого сертификата LEED за высочайший уровень энергоэффективности и экологичности проекта.

Его авторитет был незыблем: специалист заседал в Совете управляющих НБА вместо владельца «Портленда» Пола Аллена и имел одну из ключевых ролей во время переговоров по новому коллективному соглашению НБА и профсоюза игроков в 2011 году.

Только один раз Миллер подвергся серьезной критике со стороны болельщиков орегонцев. В мае 2011-го ему пришлось уволить генерального менеджера команды Рича Чо, нанятого всего 10 месяцев назад. Причиной для столь быстрого расставания стал внутренний конфликт между менеджером и владельцем. И хотя Лэрри изначально планировал быстро найти замену ушедшему управленцу, его преемника он назначил лишь спустя год – в июне 2012 в клуб пришел Нил Олши, который работает в организации до сих пор.

Сокращенный из-за локаута сезон-2011/12 вышел для «Блэйзерс» переходным: они не попали в плей-офф, сделали несколько неоднозначных подписаний (вроде Джамала Кроуфорда), а также отчислили Брэндона Роя и Грегга Одена – игроков, которые так и не смогли оправдать возложенные на них надежды из-за серьезнейших проблем со здоровьем. Наступало время для построения нового «Портленда».

28 июня 2012-го команду пополнил шестой номер драфта Дэмиан Лиллард. Выбор будущего франчайза находился уже под ответственностью нового генерального менеджера Нила Олши. И спустя две недели Миллер покинул организацию. Его вновь пригласили в Jordan.

«Я почувствовал, что это правильное время. И правильный выбор для меня...

С тех пор, как мы основали бренд, он всегда являлся частью меня. Я приложил руку к его рождению, так что вижу смысл в возвращении. Недавно мы открыли магазин в Париже. Десять лет назад мы все еще размышляли над тем, как нам достичь результата. А теперь это бизнес на три миллиарда, и у нас есть пункты продаж по всему миру.

С точки зрения ведения дел, и это также относится к обычной жизни, меня всегда привлекала возможность сотрудничества внутри команды, возможность совместной разработки идей, стратегий, планов. А затем их воплощения. Это самое большое удовольствие для меня. Моя награда», – объяснял переход Лэрри.

Миллер вновь стал президентом родного бренда, а затем и вовсе стал председателем совета директоров компании.

Но бизнесмен вряд ли даже смел мечтать о столь успешной карьере во время выпуска из Университета Темпл в в начале 80-х. Ведь первое экономическое образование он получил в тюрьме, в которой провел 13 лет после совершения умышленного убийства.

Удивительную криминальную историю Миллер раскрыл сам в интервью Sports Illustrated, которое посвящено скорому выходу книги Лэрри о его прошлом.

Менеджер хранил тайну в течение последних 40 лет и не признавался в содеянном ни при найме на работу, ни даже перед визитом к бывшему президенту США Биллу Клинтону. Лишь за несколько месяцев до встречи с журналистами SI Лэрри открылся давним партнерам по бизнесу, в том числе Майклу Джордану и комиссионеру НБА Адаму Сильверу, и удостоверившись в их поддержке решил дать откровенное интервью.

Застрелил незнакомого человека, потому что хотел отомстить за друга из банды

В конце сентября 1965-го Миллер, которому на тот момент исполнилось всего 16 лет, вышел на улицы Филадельфии с твердым намерением отомстить за смерть своего друга. У Лэрри не было конкретного плана, он просто хотел выпустить пулю в лоб кому-нибудь из членов местной банды. Той, что конкурировала за влияние в западной части города с его группировкой из Седар Авеню.

Но так получилось, что подросток опьянел от выпитого для храбрости вина и в результате застрелил первого повстречавшегося ему молодого человека – восемнадцатилетнего паренька по имени Эдвард Уайт. Лэрри даже не знал, является ли его жертва членом какой-либо банды.

«Все было словно в тумане. Как только это произошло, я сразу же начал думать о том, что натворил. Мне понадобились годы, чтобы действительно осознать влияние своего поступка…

Если бы я мог вернуться назад, чтобы отказаться от этой затеи, я бы абсолютно точно сделал это. Но у меня нет такой возможности. Я могу лишь пытаться помочь другим людям, пытаться оградить их от повторения моей ошибки», – рассказывал Миллер.

Лэрри находился в преступном мире с тринадцатилетнего возраста, но дорога, приведшая мальчика в криминальные круги, несколько отличалась от стандартного в подобных случаях пути. Его семья не страдала из-за недостатка еды или денег: у отца будущего менеджера была стабильная работа, позволявшая ему обеспечивать сразу восьмерых детей. Сам же подросток хорошо учился и считался самым способным учеником класса. Но ему недоставало внимания и уважения, которого он так жаждал.

«Я стремился больше впечатлить людей с улицы, нежели собственных родителей и учителей. К 16 годам я уже считался настоящим бандитом и пил практически каждый день», – рассказывал Лэрри, часто попадавший в руки правоохранительных органов еще до совершения убийства.

Последнее преступление стоило Миллеру 13 лет его молодости. В тюрьме молодой человек надеялся, что заслужит шанс на нормальную жизнь даже после того, как оступился. Он начал учиться еще в исправительном учреждении и вскоре после выхода на волю получил диплом бухгалтера.

Лэрри сразу же попытался устроиться на работу в престижную бухгалтерскую компанию Артура Андерсена. Он даже прошел все этапы собеседования, но наниматель все же отказал ему. 

«Мы подготовили контракт, но я не могу дать его тебе. Не могу поставить нас под возможный удар», – заявил рекрутер. Тогда Миллер окончательно решил, что больше никому не расскажет о преступлении.

По словам управленца, в дальнейшем он никогда не врал о прошлом, просто умалчивал определенные детали. К примеру, при устройстве в продовольственную компанию Campbell Soup Company его спросили о судимости и столкновениях с полицией в последние пять лет. Лэрри ответил, что подобных инцидентов не происходило. О том, что было раньше, он, конечно, рассказывать не стал.

В Campbell’s Миллер получил первый серьезный опыт работы бухгалтером и попробовал себя в других сферах экономики предприятия. В дальнейшем он сотрудничал с Kraft Foods, занимался выпуском прессы в Филадельфии и однажды (еще задолго до работы в «Блэйзерс») согласился на переезд в Портленд ради должности в компании-производителе товаров для плавания Jantzen.

Уже первое погружение в мир спортивной одежды оказалось для Лэрри очень успешным: он не только стал президентом компании, но также договорился о сотрудничестве с Nike – гигант начал размещать фирменный логотип на товарах для профессиональных пловцов, выпущенных Jantzen. В ходе переговоров представители Nike отметили амбициозного руководителя и вскоре пригласили его к себе. Сначала просто в отдел баскетбольных товаров.

Поворотным моментом для Миллера стала его бизнес-встреча с Майклом Джорданом, на которой согласовывалось решение выстроить целый бренд спортивной одежды вокруг великого баскетболиста. Лэрри описывал ее следующим образом:

«У «Чикаго Буллс» была игра в Сиэтле. Я зашел в гостиничный номер – но там уже находилось человек двадцать. Среди них стоял Майкл Джордан. Эм Джей поприветствовал меня так, будто мы уже были знакомы, а я тогда подумал про себя: «Вау, это действительно Майкл Джордан».

Я просто наблюдал за тем, как они демонстрируют Майклу новую модель кроссовок. Мне казалось, что лучше бы язычок обуви был выполнен в черном цвете. Но я считался новичком и поэтому ничего не сказал. А затем Майкл спросил, можем ли мы сделать язычок черным? К нам с ним пришла одна и та же идея!

Я поделился мыслями с Майклом. И он заявил, что, если мы сумеем воплотить задуманное, то он на сто процентов в деле. Так начались наши отношения».

Но поддержка Джордана обернулась не только долгой дружбой со звездой баскетбола. Доверие спортсмена и творческий подход к работе самого Лэрри вскоре позволили Миллеру стать главой полноценного бренда.

Удивительно, но даже с учетом повышенного внимания к руководителям такого уроня Миллер сумел сохранить свою страшную тайну и при найме в Nike, и при утверждении в Jordan Brand, и даже во время работы в «Портленде».

Более того, однажды бизнесмен даже получил приглашение на обед с президентом США Биллом Клинтоном. Он испугался до смерти, ведь служба безопасности начала проверку его личности и попросила прислать номер социального страхования. Но все обошлось: Лэрри получил подтверждение приглашения и на время успокоился..

Но секрет по-прежнему оставался с Миллером. И медленно точил его изнутри: мужчина начал страдать от кошмаров и мигреней.

Почему же Миллер все же решил публично признаться в содеянном?

Долгие годы он не рассказывал о деталях тюремного заключения даже родным детям. Лишь старшая дочь Лейси помнила, как в детстве навещала папу за решеткой, но и она поначалу не понимала всего масштаба скрываемого. Все изменилось в 2008 году. Лейси все больше интересовалась странным периодом из жизни отца и начала подталкивать Лэрри к написанию автобиографии, в которой он мог бы публично рассказать о прошлом.

Постепенно предложение дочери находило в нем все больший отклик. Каждый час работы над историей, а затем и книгой имел даже терапевтический эффект: мигрени и кошмары, давно мучившие Миллера, стали постепенно исчезать.

Менеджер также понял, что его случай может помочь и другим людям.

«Хочу, чтобы люди понимали, что бывшие заключенные тоже могут быть полезны для общества. И что допущенная вами ошибка, даже самая худшая, не должна определять всю вашу оставшуюся жизнь», – объяснял Миллер.

В тот момент Миллер также курировал ряд социальных проектов и часто выступал с речами перед молодежью. Теперь он хотел быть откровенным и с ними.

«Я всегда чувствовал, что рассказываю лишь половину истории. Мне казалось, что я обманываю тех, кто слушает меня, потому что не делюсь с ними всем опытом», – признавался бизнесмен.

Но одно дело – признаться в содеянном на страницах книги, и совсем другое – рассказать это лично тем, кого ты считал своими авторитетами и близкими друзьями. Особенно если один из них – легендарный Майкл Джордан.

«Я очень нервничал, когда делился с ним этой историей. Просто потому что я неимоверно уважаю и люблю Эм Джея», – признавался Лэрри.

Но шестикратный чемпион НБА отнесся с пониманием к ситуации старого друга и поддержал его. Так же, как и Адам Сильвер. Сначала комиссионер лиги пришел в шок от услышанного, потому что никогда даже представить не мог, что президент «Блэйзерс» обладает таким криминальным прошлым…

«Шок сменило чувство изумления. Лэрри сумел построить долгую и успешную профессиональную карьеру и вел дела на самом высоком уровне внутри индустрии, но при этом так крепко хранил секрет. Я ощутил чувство глубокой грусти из-за того, что в течение стольких лет Лэрри приходилось нести эту тяжелую ношу без поддержки друзей и коллег», – отзывался Сильвер.

Слова ободрения Миллер услышал и от лица всей корпорации Nike.

«Лэрри Миллер оказал большое влияние на развитие Nike и по-прежнему пользуется любовью и поддержкой семьи Nike. Его история является примером стойкости, непоколебимости и силы человеческого духа. Надеюсь, что его опыт послужит началом здорового обсуждения реформы пенитенциарной системы и поможет нам избавиться от стигмы, не позволяющей людям и целым сообществам двигаться вперед», – заявил главный исполнительный директор компании Джон Донахью.

Такая поддержка окончательно убедила Лэрри, что он на верном пути.

***

Выход книги Миллера Jump: My Secret Journey From the Streets to the Boardroom запланирован на 2022 год. Лэрри очень переживает из-за того, как к его истории отнесется общество. Но он все равно уверен, что поступил правильно, когда решил рассказать правду об убийстве:

«Это освободило меня. Теперь я могу быть собой».

Борьба за плей-офф НБА уже началась: «Шарлотт» – само очарование, «Чикаго» обновился для высоких целей, Зайон готовится к прыжку

Высоченный отец Нуркича работал полицейским и весил 180 кг. Однажды он обезвредил 14 человек, после чего Юсуфа забрали из села в баскетбол

Фото: Gettyimages.ru/Dave Rossman, Aurelien Meunier – PSG, Johnny Nunez, KMazur; globallookpress.com/Visual/ZUMA Wire