«Мы проиграли 3 матча подряд, но в нас продолжали верить». Серебряный призер Олимпиады не подписался на канал Понкрашова, но вернулся в Москву героем
От редакции: вы читаете пользовательский блог basketball diaries, в котором кажется, будто российский баскетбол еще не умер. Ставьте плюсы и превратите это ощущение в реальность.
Баскетбол 3х3 уверенно ворвался в программу Олимпийских игр в Токио и приобрел болельщиков по всему миру. И уж точно не уступил по зрелищности классическому баскетболу. Мужская сборная России 3х3 в драматическом финале завоевала серебро, а ее лидер Александр Зуев рассказал о сложной подготовке к Играм, о Токио, сербах и атмосфере в команде и на турнире.
– Как проходила подготовка к Олимпиаде?
– Подготовка у нас началась давно, примерно три с половиной года назад, когда узнали, что 3х3 стал олимпийским видом спорта. Но основательная, наверно, с февраля-марта. Было много ребят на сборах, во взрослой команде человек 10-12, и до этого просматривалось много парней. Мы все друг друга знали, поэтому атмосфера на сборах была шикарная. При этом у нас была такая же конкуренция как обычно за попадание в состав, но сама атмосфера была дружеская.
На сборах до Олимпиады мы побывали во многих местах. Начались они в «GO Парке» на Сходне, после были турниры в Нидерландах и Франции, день отдыха в Москве и перелет в Анапу. Там мы тренировались 10 дней и вернулись участвовать на Moscow Open, где у нас было два состава. Потом опять Анапа, но уже на две недели. Это был в основном функциональный сбор, мы много бегали, занимались в тренажерном зале, закладывали функциональную базу. После Анапы – два дня отдыха в Москве и турнир в Литве. На этом турнире – так же, как и на Moscow Open – у нас было два состава, и мы сыграли друг против друга в финале. После Литвы отправились во Владивосток, чтоб пройти акклиматизацию и лучше подготовиться. Там мы были, если не ошибаюсь, дней 8-9. Были спарринги, игры в основном, больше тактики, разбирали игровые моменты. И оттуда уже полетели на Олимпиаду.
– Как проходил отсев игроков на сборах?
– За три с половиной года было очень много сборов и большинство игроков 3х3 были на просмотре. Тренерский штаб решал, кто попадет на сборы уже ближе к Олимпиаде. На финальной части подготовки мы тренировались все вместе, все 10 человек. Перед последним турниром в Литве, до того как улетать во Владивосток, отсеялся Саша Захаров. Дальше мы тренировались вдевятером до момента, когда был назван окончательный состав.
– С вами до последнего этапа подготовки тренировался Антон Понкрашов, он как-то помогал команде советами, делился опытом?
– Антон поддерживал атмосферу, шутил много. Он слушал тренерский штаб, был таким же игроком как и мы. Баскетбол 5х5 и 3х3 сильно отличаются, поэтому особо каких-то советов он не давал.
– Ты наконец подписался на его YouTube-канал?
– Нет! 😅
– Как добирались до Токио?
– Из Владивостока мы сразу полетели в Токио. Прилетели, прошли паспортный контроль, проверку, сдали ПЦР-тесты в аэропорту, после чего нас отвели в отдельную комнату, где мы ожидали результатов. Хорошо, что все были отрицательные. Далее обе наши команды сели в автобус и отправились в олимпийскую деревню.
– Из-за того, что вы летели из Владивостока, не было уже такой жесткой акклиматизации. Это сыграло на пользу?
– Конечно. Акклиматизация была все равно, потому что во Владивостоке было прохладнее. Когда мы приехали в Токио, было очень жарко и душно, климат другой. А с часовыми поясами было намного легче. Я знаю, что другие сборные тоже прилетали в Токио чуть раньше, например, сборные Сербии и Нидерландов. Мы прилетели 18-го, другие прилетали числа 13-14 и в других городах готовились.
– Сколько в общей сложности дней вы провели в Японии?
– Мы прилетели 18-го и 29-го вернулись домой.
– В самом Токио вы жили на закрытой территории или могли выходить в город?
– Выходить никуда нельзя было, все было строго. Когда мы ездили на тренировки, нас забирал автобус, доезжали до места, тренировались, обратно также садились в автобус и возвращались в деревню. Токио только из автобуса посмотрели.
– Была ли возможность пообщаться с местными? Какое от них осталось впечатление?
– Можно было пообщаться только с теми, кто жил в олимпийской деревне или работал на закрытой территории. В принципе, японцы как нация мне очень понравились. Они все дружелюбные, отзывчивые, всегда тебе готовы помочь, что бы у тебя ни случилось, что бы ты ни попросил.
– Организация самого турнира была выше уровня Мастерса или примерно такая же?
– Турнир был организован отлично. Корт, кольцо, площадка – все было на высшем уровне. Единственное отличие от Мастерса, что все было намного строже. Например, автобус отъезжал в определенное время, опаздывать было категорически нельзя. На Мастерсе и на других турнирах мы приезжаем на игры минут за 50, здесь же надо было быть за полтора часа. Во время турнира на Олимпиаде никаких задержек не было, все игры проходили точно по расписанию. На Мастерсах бывают задержки, дождь пошел или еще что.
– Каково было играть без зрителей?
– Было непривычно. Но все были в равных условиях. Со зрителями было бы интереснее, когда кричат, поддерживают. Была бы более насыщенная атмосфера.
– С какими ожиданиями вообще ехали в Токио?
– Мы такой путь проделали, столько тренировались, готовились, поэтому ехали только за медалями. У нас была задача каждый матч бороться до последнего, выкладываться на максимум. А дальше – как сложится.
– Во время Олимпиады было много споров, одни говорили, что 3х3 – это не спорт, другие – что это круто. Ты или кто-то из команды столкнулся с хейтом в свой адрес, или вы ощущали поддержку со стороны болельщиков?
– Лично мне никто не говорил, что 3х3 – ужасный вид спорта. Мне кажется, в любом виде есть как сторонники, так и противники. Но есть много людей, которым нравится 3х3. Ощущалась поддержка. Когда мы проиграли три матча подряд, нам писали и родные и болельщики, что мы молодцы, что ничего страшного, дальше все получится, что в нас верят. Спасибо тем, кто нас поддерживал.
– Ощущали ли вы какое-то моральное давление со стороны других команд?
– Никакого давления не было. Другие команды перед играми могли пожелать удачи. Была дружеская атмосфера.
– На каждую команду у вас была заготовлена особая тактика?
– Каждая команда планирует играть в свою игру. Перед каждым матчем мы смотрели видео и разбирали соперников, отмечали какие-то мелочи, чтоб с этой конкретной командой сыграть эффективнее. Какое-то взаимодействие в защите, комбинацию в атаке.
– Первые два дня у вас ни у кого откровенно не летело из-за дуги, зато потом как прорвало. С чем это может быть связано?
– У нас такой вид спорта, мне кажется, где-то нам просто не везло. Что в первые два дня, что потом, у нас были хорошие моменты для атак и броски были, но мы их не реализовывали. Возможно, забей мы хоть один дальний и дальше бы полетело. Но игра не получалась. Из-за жары и влажности мяч становился очень скользким, иногда бывало тяжело бросать, судьи в любой паузе старались менять мяч на новый. Но, повторюсь, все были в одинаковых условиях и играли примерно в одно и то же время.
– Какой настрой был в команде, когда вышли в полуфинале на сербов?
– У нас была такая же задача как и на все игры. Надо было выйти и доказать, что мы лучше, умереть на площадке, сделать все возможное, чтоб победить. Мы выходили с боевым настроем. Нам было не важно, на кого выходить – на Латвию, на Сербию или любую другую команду. Все были высокого уровня. На групповом этапе все команды выигрывали друг у друга, все команды проигрывали друг другу. Те же сербы выиграли несколько игр в 1-2 очка, это не разница. Мандража перед ними не было, мы много раз с ними играли, не было мыслей, что это супер-сборная и ее невозможно победить.
– Сказал ли тренер вам перед этой игрой что-то особенное?
– Тренер перед играми всегда нам что-то говорит, мотивирует, подбадривает. У него это шикарно получается. То, что он сказал перед игрой, я рассказывать не буду, пусть это останется секретом.
– Ваша победа над сборной Сербии – это, безусловно, главная сенсация турнира, а ты показал лучшую игру и отличный процент дальних. С чем можешь сравнить эту победу?
– Даже особо не с чем сравнить эти эмоции. Это супер! Мы очень радовались, но при этом понимали, что впереди финальная игра, нам необходимо выложиться и постараться выиграть. Нельзя было расслабиться. После матча минут 15 порадовались и постарались забыть. Надо было настраиваться на финальную игру.
– Вы обыграли Латвию на групповом этапе, чего не хватило, чтоб обыграть их и в финале?
– Игру мы начали хорошо, вели 11:5, если не ошибаюсь, у них 4 фола, у нас всего 2. Все было под контролем. Но в какой-то момент они переломили ход, забили пару бросков, сравняли. В конце при почти равном счете они дважды забили. Мы проиграли. Нам не хватило концентрации, более грамотных решений. Не думаю, что дело в опыте, мы вместе играем уже 4 года. У меня были открытые броски, Илья пару раз из-под кольца не попал, еще и кроссовок у него порвался. В тот день удача была все-таки на стороне соперников.
– Каково это быть серебряным призером Олимпийских игр? Мечтал ли ты о таком?
– Нет, конечно! Когда меня первый раз позвали на сборы 3х3, у меня просто лето было свободное, я вообще в 5х5 играл. Я приехал и этот вид спорта меня так зацепил, так понравился, что через год я полностью перешел в 3х3. И когда сказали, что он стал олимпийским видом спорта, я понял, что такой шанс выпадает раз в жизни. Поехать на Олимпийские игры, завоевать какое-то место, это же будет на всю жизнь память. Я не мог представить, что такое может быть. А сейчас это осуществилось, я испытываю крутые эмоции.
– Осознание этого факта сразу пришло или понадобилось время?
– Когда мы проиграли финал, мы не радовались, что стали серебряными призерами, потому что мы все-таки проиграли. Если бы счет был, допустим, 21:10, мы бы понимали, что мы слабее, мы хуже. А мы половину игры вели, уступили в концовке. Скорее были негативные эмоции. Первые позитивные появились, когда мы прилетели домой, в Москву, нас встречали наши родные, болельщики нас поддерживали. Тогда, наверно, и пришло осознание, что я серебряный призер Олимпийских игр в Токио.
– Какие дальнейшие планы? Останешься ли в 3х3?
– Конечно, остаюсь! А планы… Скоро начнется подготовка к чемпионату Европы, который состоится в Париже в сентябре.
– Есть ли желание поехать на следующую Олимпиаду?
– Я думаю, у всех спортсменов есть желание поехать на Олимпиаду. У нас молодая команда, только Стасу Шарову 26 лет, нам по 24. Через три года будет всего 27, мы хотим поехать на Олимпиаду.
– Отмечается, что баскетбол 3х3 достаточно успешно показал себя на своих первых Олимпийских играх. Как считаешь, это станет толчком к развитию 3х3 в мире?
– Сто процентов. Думаю, сейчас появится еще больше турниров, еще больше крутых команд. Все посмотрели, что это за вид спорта, он всем понравился, и многие захотят себя попробовать в нем.
– И вы, и женская сборная привезли серебро. Как думаешь, это поможет развитию и популяризации баскетбола в России?
– Я думаю, да. Это привлечет детей в секции по баскетболу, даст им толчок. Как я понимаю, сейчас нет отдельных занятий по баскетболу 3х3, есть классический баскетбол, но позже они смогут выбрать, куда им идти дальше – в 3х3 или 5х5.
– Только благодаря Олимпиаде многие люди узнали о существовании баскетбола 3х3 и посмотрели его впервые. Скажи, за что стоит полюбить 3х3?
– За невероятные эмоции, за быструю игру, за атмосферу – это самое важное. Когда болельщик может прийти на матч, поболеть, атмосфера просто нереальная. Думаю, онлайн не передает всего, а вот когда ты сидишь на трибуне – это совершенно другие эмоции. Играет классная музыка, много красивых моментов, решающих бросков. Советую всем сходить на турниры 3х3.
Фото: REUTERS/Andrew Boyers; fiba3x3.com; РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Большие молодцы💪