В Зал славы попал бывший продавец машин, который никогда не играл, не тренировал и не судил
Просто любите баскетбол.
👳 На этой неделе в Зал славы баскетбола попали не только известные герои мяча и магии вроде Кобе и Тима, но и товарищи более колоритные. Хотя бы потому, что к собственно баскетболу никакого отношения не имеющие.
В 2021-м (на самом деле, 2020-м) Зал славы, например, отметил Нава Бхатию, суперболельщика «Рэпторс». Теперь в Спрингфилде открыта специальная экспозиция, посвященная только ему: на ней представлены вещи, которые ассоциируются с образом главного фана «Торонто» – его майка суперболельщика, обувь, кресло, чемпионский перстень и дастар, который давно стал его неотъемлемой частью.
«Ребенком я пообещал матери, что никогда не сниму тюрбан. Сегодня он оказался в Зале славы. Не отказывайтесь от того, что делает вас другим. Это ваша суперсила. Это корона, которую вы носите каждый день».
❗ Появлению Бхатии в Зале славы сопутствует ряд неточностей.
Например, кое-где проскальзывает информация, что Бхатия был «введен» в Зал славы. Но это не совсем так. В Спрингфилде различают несколько видов чествования: игроков, тренеров и прочих великих личностей «вводят» в Зал славы, другие же деятели получают награды (Джона Банна за жизненные достижения и Курта Гоуди за журналистскую деятельность) и признание.
Бхатию тоже всего лишь «отметили». Теперь он оказался в галерее суперфанов, где уже представлены Джимми Голдстин и Пенни Маршалл.
Это тонкое различие не улавливают даже в Штатах. Например, Стивен Эй Смит не мог молча пройти мимо и не сказать, что Наву Бхатии не место в Зале славы баскетбола.
«Черта-с два. Как можно определить, кто является великим болельщиком? Какие тут критерии? Какие стандарты? Сколько матчей вы посетили? С кем общались, пока были там? Насколько яростно бросались на соперников? Не знаю, как это можно оценивать».
🦖 В случае Бхатии как раз все понятно: он с первого же дня существования «Рэпторс» стал поклонником клуба и за 25 лет не пропустил ни одного матча.
К тому моменту, как «Торонто» созрел до чемпионства, суперболельщик уже превратился в живой талисман: он только заметен благодаря колоритной внешности, но и активно сотрудничает с командой – дарит игрокам машины (например, Range Rover Патрику Паттерсону), тратит 300 тысяч ежегодно, чтобы привозить детей на матчи «Рэпторс», организовывает разнообразные социальные программы и занимается благотворительным фондом.
Бхатия, индус, болеющий за канадский баскетбол – символ многонациональности Торонто и НБА. И, наверное, даже более: его биография очень уж похожа на путь «Рэпторс», которые прошли через все виды унижения прежде, чем подарить своим болельщикам победу.
«Это самая инклюзивная организация в мире, – объяснял как-то он сам. – Они дали возможность иммигранту, который столкнулся с таким количеством неприятностей, вывести на центр площадки «Рэпторс» представителей меньшинства и показать нашу культуру».
🚷 История главного суперфана известна любому в НБА.
Бхатия приехал в Канаду в 84-м после того, как два телохранителя-сикха убили Индиру Ганди. В ходе разгоревшейся резни погибли около трех тысяч сикхов.
«Тогда сикхов убивали. Ты не можешь ни о чем думать, если не чувствуешь себя в безопасности». Нет ничего более ценного, чем твоя жизнь».
По профессии он был механиком-инженером, но работу очень долго найти не мог, как он сам говорит, «из-за тюрбана и бороды». Бхатия мыл полы, стоял за прилавком, занимался озеленением города, пробовался на сотни вакансий, пока наконец ему не дали шанс: его взяли продавцом в автосалон Hyundai, расположенный в захолустном районе.
Дискриминация никуда не делась.
«Люди называли меня чуркой, чуваком с памперсами или с полотенцем на голове… и так далее. Но это давало мне дополнительную мотивацию. Как-то раз пришел к нам белый покупатель, посмотрел на меня и сказал, что хочет, чтобы его обслужил кто-то другой. Я мог бы расстроиться, но вместо этого сохранял спокойствие».
Очень скоро Бхатия установил рекорд по продажам – за три месяца он втюхнул 127 автомобилей.
Его назначили менеджером.
Потом ему предложили место генерального менеджера в салоне, который едва не закрылся из-за банкротства. Когда Бхатия согласился, все работники уволились, так как не хотели работать на иммигранта.
Бхатия нанял новых людей, превратил этот салон в один из крупнейших в Торонто, стал его владельцем, а затем еще и приобрел тот салон Hyundai, где начинал новую карьеру.
«Мы заботимся о людях – стараемся предложить оптимальную цену. Плюс я всегда доступен: мы открыты семь дней в неделю. Покупатели всегда знают, что могут поговорить со мной в любое время. Думаю, также неплохо и то, меня знают как суперболельщика».
Сейчас ему принадлежал три дилерских салона Hyundai, где работают около 190 сотрудников. Его салоны – одни из лидеров по продажам в Канаде. В 2018-м Бхатия получил награду от Королевского банка, которую вручают иммигрантам за вклад в канадскую экономику. И скопил состояние порядка 50 миллионов долларов.
🏀 На всем этом пути одной из точек опоры для Бхатии стал баскетбол.
«Тогда я работал порядка 100 часов в неделю, – объяснял он. – Ты находишься в постоянном стрессе. Так что эти два с половиной часа баскетбола для меня были лекарством, я с нетерпением ждал каждого матча. Иногда у меня просто не хватало энергии, а баскетбол позволял отвлекаться и восстанавливаться».
В 95-м, когда Торонто начал зазывать людей на новую развлекаловку под названием «Рэпторс», у Бхатии едва хватало денег на билеты.
«Я подсел в первый же день. Орал так, как только вообще мог. Никто не орал громче. Сразу же понял, что игра Майкла Джордана и Лэрри Берда меня не отпустит».
Через четыре года, в 98-м, он уже стал лицом «Рэпторс»: генеральный менеджер Айзейя Томас пригласил его к центральному кругу и подарил майку суперболельщика.
Бхатия так растрогался, что даже перенес операцию на почке – чувствуя ответственность за организацию, он решил, что больше не может пропускать ни одного матча.
«Я не пью. Не курю. Не волочусь за женщинами. Но я тащусь от «Рэпторс»… Только тащусь от «Рэпторс».
В 2019-м Бхатия вместе с остальными представителями «Рэпторс» получил свой перстень чемпиона НБА.
Не то чтобы он его не заслужил. В чемпионский год Бхатия запомнился особенной деликатностью: болельщик «Милуоки» назвал его в твиттере «чуваком с трусами на голове», а канадский суперфан пригласил обидчика на ужин и заказал билеты на все его семейство, так что тому не осталось ничего, кроме как извиниться и назвать сикха своим другом.
🎗 Вскоре Бхатия вовсю использовал статус главного болельщика НБА, чтобы сделать мир лучше и объединять людей.
«Как-то в 99-м я зашел в ремонт телефонов, и посетитель принял меня за таксиста. Я хорошо выгляжу, у меня дорогая одежда, но он все равно решил, что я вожу такси, раз этим занимаются многие сикхи. Именно тогда я решил, что изменю представление канадцев о своем народе. Я ходил на каждую игру. Я болел громче всех. Все заметили, что парень в тюрбане громче всех болеет за клуб. Даже соперники это заметили. И так получилось, что парень в тюрбане стал лицом «Торонто».
Каждый год он выкупает 3 тысячи билетов определенный матч «Торонто», чтобы отпраздновать сикхский Новый год на арене.
Каждый год он тратит около 300 тысяч долларов, чтобы приглашать на игры «Рэпторс» детей из семей иммигрантов.
Каждый год он раздает детям атрибутику «Рэпторс», ту, что сам получает в подарок от знакомых игроков команды.
Каждый год он собирает деньги на благоустройство баскетбольных площадок по всей Канаде.
Каждый год он проводит еще какую-нибудь благотворительную акцию – например, недавно он собрал 200 тысяч долларов на строительство душевых для девушек из малообеспеченных семей в Индии.
Фото: Gettyimages.ru/Rob Carr, Tom Szczerbowski; Instagram/navbhatiasuperfan