Он выиграл титул NCAA, победив в финале Хьюстон с Оладжувоном и Дрекслером. Но стал легендой благодаря великой речи о борьбе с раком
Знакомимся с Джимом Вальвано.
Завершающий этап студенческого баскетбольного турнира NCAA набирает обороты. Сегодня стартует вторая стадия «Мартовского безумия», а решающий матч сезона пройдет всего через две недели.
Молодежные соревнования полны неожиданностей: фавориты регулярно проваливаются, а выскочки завоевывают всеобщее уважение и нередко находят место в университетском фольклоре. Но бывают и те, чьи истории распространяются за пределы не только спортзалов учебных заведений, но и баскетбола в принципе.
Великий тренер Джим Вальвано сумел выйти победителем из двух битв, в которых никто не воспринимал его фаворитом.
Первая – финал NCAA 1983 года, когда ведомая Джимми Ви команда Университета штата Северной Каролины обыграла лидеров первенства из Университета Хьюстона с Клайдом Дрекслером и тогда еще Акимом Оладжувоном.
Вторая – трагическое противостояние с метастатическим раком, распространившимся по всему организму тренера. Вальвано скончался, когда с момента обнаружения болезни прошло менее года, но оставил после себя великое наследие. Наследие невероятно страстной личности, вдохновившей многих людей на продолжение борьбы с недугом при любых обстоятельствах.
«Вулфпэк» были середняками, но за один год обыграли Джордана, Сэмпсона, Дрекслера и Оладжувона
Перед началом чемпионата-1982/83 аналитики ставили «Вулфпэк» лишь на шестнадцатое место в списке претендентов на главный титул NCAA. Джим руководил командой уже третий год, но по-прежнему не мог добиться с ней значительного прогресса по сравнению с прошлыми сезонами.
«Скорее деревья научатся танцевать чечетку, слоны примут участие в гонке «500 миль Индианаполиса», а Орсон Уэллс пропустит завтрак, обед и ужин, чем Университет штата Северной Каролины станет победителем чемпионата NCAA», – вспоминал любимую цитату о свой команде тренер.
«Вулфпэк» одержали 10 побед в 17 матчах и получили возможность побороться за титул чемпиона Конференции атлантического побережья, дающий право принять участие в главном студенческом турнире. К удивлению многих, подопечные Вальвано обыграли «Тар Хилс» Майкла Джордана, а затем и второй номер общенационального посева – команду Университета Вирджинии с Ральфом Сэмпсоном в составе.
Несмотря на успех в локальной конференции, мало кто верил в дальнейшие перспективы Университета штата Северной Каролины в играх на вылет NCAA. Но Джим был грезил победой:
«У нас была тренировка, на которой мы не работали с мячом и не делали упражнений. Единственное, в чем мы практиковались – это в том, как по-чемпионски срезать сетку с кольца. У меня были золотые ножницы, мы забирались на плечи друг другу и срезали ими сеть».
В его команде не было великих баскетболистов (всего четыре игрока попадут в НБА, лучшая карьера у Терла Бэйли), но Вальвано верил, что парням под силу совершить невозможное.
До финала оставалось пять игр, в одной из них вновь была одержана победа над командой из Вирджинии. Впереди их ждал главный матч года против первых сеяных турнира – «Кугарс» из Хьюстона.
Несмотря на наличие будущих членов Зала славы баскетбола в составе соперников, «Вулфпэк» по ходу встречи ничем им не уступали и даже периодически выходили вперед. Дрекслер быстро получил четыре фола и должен был защищаться аккуратнее, Оладжувон испытывал проблемы с выносливостью из-за того, что игра проходила на высоте 1550 метров над уровнем моря.
Исход встречи решался в заключительные секунды. При равном счете в последней атаке игроки Университета штата Северной Каролины старались сохранить мяч и неохотно перепасовывались на чужой половине площадки. За три секунды до конца игры Дереку Виттенбургу пришлось исполнить неподготовленный дальний бросок. Защитник получил неудобную передачу и запустил «сквозняк». Но неожиданно под кольцом хьюстонцев оказался центровой Лорензо Чарльз. Он выпрыгнул перед Оладжувоном, перехватил недолетающий мяч и вколотил его сверху под сирену.
«Вулфпэк» стали чемпионами NCAA вопреки многочисленным прогнозам и получили негласное название «Команда судьбы». А Вальвано впервые смог реализовать на практике свой главный жизненный девиз: «Выживай и иди вперед».
Спустя годы Джим объяснял болельщикам значимость произошедшего:
«Команда-83 значит для меня так много не из-за чемпионского баннера под сводами арены. Она особенная из-за того, что научила меня трем вещам: надеяться, мечтать и любить.
Научила быть мотивированной личностью с мечтой, целью и пониманием того, как ее достичь. Жить с надеждой и стойкой идеей: никогда не бросать начатое, никогда не сдаваться!»
Был уволен после обвинений в нарушении правил NCAA, но запомнился великой речью
Впереди Вальвано ждали далеко не лучшие времена. Он отработал еще семь лет в качестве тренера команды Университета штата Северной Каролины, но в 1989 году оказался одним из обвиняемых в нарушении правил студенческого спорта.
Подопечные тренера были одними из худших по академической успеваемости спортсменов в стране, а также торговали выдаваемыми им кроссовками и билетами на игры. Дело рассматривалось шестью ведомствами, однако ни одно из них не смогло найти свидетельства более тяжелых нарушений (вроде мошенничества с оценками). По итогам расследования с Джима были сняты почти все обвинения, однако репутационный удар оказался слишком внушительным: сначала его сняли с административных должностей, а затем уволили из команды. В апреле 1990 года Вальвано объявил о завершении тренерской карьеры и позже устроился работать спортивным обозревателем на ESPN и ABC Sports.
В июне 1992 года у бывшего тренера диагностировали метастатическую надпочечную аденокарциному. Заболевание распространилось на позвоночник и начало поражать кости организма. Столь поздняя стадия фактически означала смертный приговор.
Но Джим не отчаивался. Вместе с ESPN он основал фонд «The V Foundation for Cancer Research». С момента основания в 1993 году фонд получил более 260 миллионов долларов и по сей день проводит исследования, направленные на изучение онкологических болезней.
Главным моментом постчемпионской карьеры тренера оказалась речь на ежегодной церемонии ESPY 4 марта 1993 года. Вальвано стал первым лауреатом награды имени Артура Эша, получив признание за освещение проблем онкобольных (в 2020 году ее удостоился Кевин Лав за привлечение внимания к проблемам психологического здоровья). Выступление Джима было разобрано на цитаты, многие из которых впоследствии стали легендарными.
О том, как прожить день не зря:
«Время очень ценно для меня. Не знаю, сколько мне осталось жить, но мне есть что сказать. Надеюсь, к концу выступления у меня получится донести нечто важное.
Но ничего не поделать. Я борюсь с раком, все знают об этом. Люди постоянно спрашивают меня о том, как я теперь живу, как проходит мой день. Но у меня ничего не изменилось. Я очень эмоциональный и страстный человек. Вот что значит быть сыном Рокко и Анджелины Вальвано. Это семейное. Мы обнимаемся, мы целуемся, мы любим.
Считаю, что существуют три вещи, которые мы должны делать каждый день нашей жизни:
Первое – смеяться. Вы должны смеяться каждый день.
Второе – думать. Вам следует проводить некоторое время в размышлениях.
Третье – позволять эмоциям доводить вас до слез. Слез счастья и радости.
Подумайте об этом. Если вы смеялись, думали и плакали, значит вы провели полноценный день. Чертов целый день. Как только вы начнете жить семь таких дней в неделю, в вашей жизни произойдет нечто особенное».
О важности ощущения момента:
«Всегда важно размышлять о том, как ты начинал, где находишься сейчас и к чему планируешь прийти. Стараюсь обдумывать это ежедневно. Я пытался вообразить, как выйду на сцену и произнесу речь. И потому вспомнил о самой первой речи в своей жизни. Это была моя первая работа тренера в Ратгерском университете.
Винс Ломбарди был моим идолом, я даже прочитал его книгу «Обязанность к совершенству». В ней Ломбарди рассказывает о том, как впервые поговорил перед матчем со своей командой «Грин Бэй Пэкерз», коллективом настоящих лузеров. Он хотел сделать разговор эмоциональным и непродолжительным. Обычно тренер заходит в раздевалку минут за 25-30 до начала матча. Но Винс не торопился, он ждал. Вся команда переживала: где же тренер?
Десять минут до игры – его все еще нет. Три минуты – Ломбарди сшибает дверь, вламывается в раздевалку и начинает ходить вперед-назад. Просто ходить.
А затем говорит: «Все смотрим на меня. Джентльмены, мы сможем добиться успеха в этом году, если вы сможете сфокусироваться всего на трех вещах. Эти три вещи: ваша семья, ваша религия и «Грин Бэй Пэкерз».
Это было круто. Я решил, что сделаю так же.
Остается три минуты перед моим первым матчем в качестве тренера Ратгерского университета. Мне 21 год, я собираюсь вынести дверь как Ломбарди.
Бум! Но она не открывается. Я чуть не сломал руку. А теперь игроки уже помогают мне войти.
Ладно, теперь я, как Ломбарди, начинаю ходить взад-вперед и говорю этим 19-летним парнишкам: «Все смотрим на меня. Джентльмены, мы сможем добиться успеха в этом году, если вы сможете сфокусироваться всего на трех вещах. Эти три вещи: ваша семья, ваша религия и «Грин Бэй Пэкерз».
Вот что я им сказал. Я помню это.
Важно знать, где ты находишься. Понимаю, где я сейчас. Но как попасть из своего нынешнего положения туда, где вы хотите быть в будущем? Думаю, вы должны испытывать эмоциональный подъем от жизни. Иметь мечту, цель. Быть готовыми усердно работать над ее достижением».
О борьбе с раком:
«Нам нужна ваша помощь. Мне нужна ваша помощь. Нам нужны деньги на исследования. Это не спасет мою жизнь. Но спасет жизни моих детей. Спасет кого-то, кого любите вы.
ESPN поддерживает меня. С помощью их средств мы открываем фонд Джимми Ви, чьи усилия направлены на изучение рака. Его девиз: «не сдавайся… никогда не сдавайся».
Это то дело, которым я буду заниматься каждую оставшуюся минуту. Буду благодарить бога за каждый день и момент, что имею. Если увидите меня – улыбнитесь и, возможно, обнимите. Это важно.
Если у вас есть возможность, то окажите поддержку больным СПИДом или нашему фонду – неважно кому. Тогда кто-то еще получит шанс выжить, провести достойную жизнь и получить лечение от такого страшного недуга.
Не могу выразить всю благодарность ESPN в полной мере. Я собираюсь работать над изучением рака настолько усердно, насколько буду способен. И, возможно, у нас получится кого-то вылечить или добиться каких-то прорывов.
Есть последняя вещь, которую я хочу сказать. Рак может отобрать мои физические способности. Но он не способен затронуть мой разум, мое сердце и мою душу.
Эти три вещи навсегда останутся со мной».
***
Джим Вальвано скончался через полтора месяца после выступления в возрасте 47 лет. История его страсти и стойкости по-прежнему служит примером для тех, кто желает бороться с болезнью.
Самый лучший вид безумия. Превью первого за два года плей-офф NCAA
Обмен спас жизнь игроку НБА. Врачи случайно нашли рак на ранней стадии
Фото: Gettyimages.ru/Allsport; East News/AP Photo
Скрестим пальцы чтобы победа Науки позволила навсегда оставить в прошлом подобные речи Великих Людей! Чтобы они говорили о чем угодно, но не о том, что надо бороться с этой страшной болезнью.
Давайте молиться чтобы слова и дела этой замечательной женщины и других ученых позволили навсегда победить эту напасть и советами замечательного Джимми Ви по борьбе с раком больше никому не пришлось бы воспользоваться!
Амен.
https://www.youtube.com/watch?v=i5H-G9wlSws