«Я не буллшитер. У меня мотивации больше, чем у вас всех». Димитрис Итудис в бешенстве после нового провала ЦСКА в Евролиге
Четвертое подряд поражение в Москве (76:84).
За много лет ЦСКА приучил к тому, что отвечает на любую осечку. Тренеры лучших команд Европы всегда подчеркивают, что особенно неприятно ехать в Москву после того, как армейцы где-то уступили перед этим.
В этот раз даже рекордные «-30» в Стамбуле ничего радикально не изменили.
ЦСКА вышел на игру с «Миланом» и в первой четверти выступил даже хуже, чем в предыдущем матче – получил сразу «-20».
Потеря Милутинова пока кажется невосполнимой. Центровой за несколько месяцев стал атлантом, на плечах которого держится вся защита – грамотно разбирался с двойками, выходил на периметр, подстраховывал товарища, встречал кого угодно под щитом, забирал отскок. И без него все рассыпалось на бесполезные фрагменты.
На старте четверти ЦСКА еще и инициировал ненужную дуэль: Боломбой и Кайл Хайнс сходились в нескольких атаках подряд. И результат можно было предугадать заранее. Все столь же доминантный человек-медведь запугал армейского центрового настолько, что даже наброс на кольцо тот переправил в дужку.
В этом противостоянии все увидели, с чего начался на самом деле сегодняшний кризис ЦСКА – с неожиданного ухода из клуба сэра Хайнса прошлым летом. Красно-синие под его наблюдением выбросили в первой четверти 3 из 12 в непосредственной близости от кольца, тогда как на другой половине у «Милана» залетало практически все.
Пара Хайнса и Милутинова должна была стать лучшим защитным комплектом в истории Евролиги. Сейчас же ЦСКА, по сути, начинает сезон заново – ищет какие-то альтернативные решения с другими.
Главный тренер армейцев не стал объяснять причины таких провалов на старте. Оставил это для внутреннего пользования.
– Какой бы язык я ни использовал, объяснение этого поражения в том, что у нас было очень плохое начало. В первой четверти мы попали 3 из 12 двухочковых, они – 10 из 12. Также у нас было 0 из 5 трехочковых, а это означает, что наш процент бросков с игры был 3 из 17, а их – 12 из 16. После этого, если вы суммируете три четверти, вы увидите, что мы выиграли «+12», 66:54, но, когда вы начинаете с «-20», возвращаться непросто. Нам удалось несколько раз довести разницу до 5 очков при двух штрафных бросках в свою пользу и промазать оба. Мы сражались, но, как я сказал, неряшливый старт нам все испортил.
– Уже второй плохой старт для команды. Какое-то объяснение есть?
– У меня есть объяснение, но я его расскажу завтра в четырех стенах на нашем собрании. Понятно, что у нас совсем другая команда по сравнению с той, что была в январе. Нам пришлось сделать несколько замен. Нам пришлось решить несколько сложностей. Все знают, какие у нас были проблемы, которые совершенно точно негативно отразились на коллективе. Надеюсь, что вы все это видите. Но это не означает, что мы не видим сигналы к тому, что все станет лучше. И я по-прежнему верю, что мы, как команда, на данный момент все равно не так плохи, чтобы начинать с «-20».
Итудис не сразу, но все же подобрал рабочее сочетание. Отправил Токо Шенгелию на позицию центрового, держал троицу Джеймс-Хэккетт-Клайберн и выдал тридцать с лишним минут Никите Курбанову.
В этой пятерке выделялись двое.
Курбанов ответственен за то, что ЦСКА вообще очнулся. После собрания в центре площадки, санкционированного капитаном, и у остальных начали проскальзывать вспышки той энергии, что отличали его самого. Хозяева по-прежнему промахивались, но уже вырывали подбор, провоцировали потери, спасали мячи из аута.
Шенгелия провел свой лучший матч за ЦСКА. Характерно, что не на родной позиции грузин, наконец, получил ту свободу, которая ему нужна и при игре спиной, и при набегах с дуги, и даже при дальних бросках. Он оказался единственным в составе ЦСКА, кто выступил эффективно – 5 из 6 двухочковых, 3 из 4 трехочковых.
«У Токо уже были и другие хорошие матчи, – отметил Итудис. – Возможно, этот был лучшим только с точки зрения процента попаданий или рейтинга эффективности. У него есть и характер, и опыт, чтобы нам помочь. Сегодня нам пришлось часто играть маленькой пятеркой, и использовать его в качестве пятого номера. Мы были к этому готовы. Кайл очень много дал «Милану». И нам пришлось работать с матчапами. К тому же Токо помогает не только на площадке, но и в раздевалке».
Итудис дал этим пятерым даже больше времени, чем следовало (неслучайными стали два промаха Курбанова с линии под конец половины). Но ход игры изменил: ЦСКА теперь стабильно набирал очки, компенсировал посредственный процент попаданий за счет подборов и как минимум заставлял «Милан» работать в атаке.
Несколько раз разница сокращалась до 5-6 очков. Но в итоге «Милан» ускользал.
Во-первых, потому что ЦСКА вновь необъяснимо проваливался в концовках четвертей.
«-5» во второй четверти за полторы минуты до конца превратились «-13» после потери Хиллиарда и двух промахов Клайберна с одной стороны и восьми очков от Пантера на другой.
Во-вторых, потому что фактор Кайла Хайнса никто не отменял.
В решающий момент главный носитель чемпионской ДНК в истории Евролиги выцеплял подборы на чужом щите и удерживал своих на плаву.
В-третьих, «Милан» на второй год при Мессине превратился в команду, которая очень четко определяет уязвимые места соперника и лупит по ним. Стоило появиться на паркете Джеймсу, Фогтманну, Хиллиарду, как разыгрывающие «Милана» атаковали именно их, заставляли защиту перестраиваться, так что в итоге мяч находил открытого игрока. По непонятному стечению обстоятельств таким зачастую был Кевин Пантер, который, как кажется, уничтожил бы армейцев и без помощи партнеров (32 очка, 5 из 9 трехочковых, 9 из 9 с линии), но так ему было еще проще.
Перед последними матчами регулярного чемпионата ЦСКА не производит впечатления чего-то устойчивого не только в командном плане. Клайберн после травмы не может найти бросок. Хэккетт после травмы как будто сдал физически. Хиллиард после промахов вновь погрузился в грусть и самокопание. Джеймс оставил трехочковый в Америке, а об атаках внутрь забыл в пользу командных интересов. Боломбою все же не хватает понимания игры, чтобы применить свой безграничный атлетизм. А Лундберг из человека, который потенциально может все сдвинуть с места, уже откатился к шести минутам за матч и показателю плюс-минус «-10» за эти самые шесть минут.
Единственное, что точно – ЦСКА находится в состоянии постоянной трансформации с непредсказуемыми последствиями. И, как минимум, его главный тренер убежден, что у него есть все, чтобы построить еще одну побеждающую команду, уже вторую в этом сезоне.
– Команда сегодня много промахивалась из-под кольца и проваливалась в концовках второй и третьей четвертей. Это проблема с уверенностью?
– Вы хотите сказать, что у команды нет уверенности? Как же тогда мы смогли вернуться в игру? Вы что не видели уверенности у парней?
– Возможно, у пятерых, которые отыграли по 30 минут. Но не у всех.
– Некоторые всего лишь провели неудачные матчи. Самое главное – сегодня мы бились. Эти три четверти – это не случайность. Они не просто так случились. Мы не уступили «-30» или «-35». Кстати говоря, после ужасного начала в прошлом матче мы тоже не отдали преимущество в 35 очков. И мы все еще попадаем в плей-офф. Мы не расслаблялись. Мы продолжаем строить команду. Нам пришлось делать замены, нам пришлось перестраивать игру, нам пришлось проводить матчи без важных игроков… У команды очень много проблем. И все равно у нас есть характер, и мы доказали это сегодня. Дело не в том, что я это говорю. Мы сегодня доказали на площадке, что у нас есть характер.
Слабый старт мы разберем завтра на паркете.
3 из 17 – это все открытые попытки.
Это не вопрос уверенности. Те же самые люди потом начали забивать. Шенгелия провел 6 минут в первой четверти и не набрал ни одного очка. Но зато как сыграл после.
Мы показали уверенность в себе. Мы нашли способ вернуться в игру. Просто в начале матча мы отдали слишком много. Мы не тренировались для того, чтобы столько отдавать. А тренировки у нас очень жесткие.
Здесь принимают победы как данность. Но это не так. И в этом году это видно. Сейчас у нас уже не та команда, которая была чемпионом. У нас третье поколение игроков. Но у нас есть характер. У меня есть характер. У игроков есть характер. У менеджмента есть характер. И мы справимся со всеми проблемами.
– Владимир Гомельский сообщил, что вы покинете клуб летом. Это так?
– Не знаю, что говорит Владимир Гомельский обо мне. Мне теперь, может, спрашивать его, что съесть на ужин? Я не знаю, как на это отвечать…
– Можете сказать, что это не так.
– Мой контракт истекает после сезона, и я не знаю, что будет дальше. Возможно, он окажется прав, возможно, нет. Я не знаю.
Похоже, что я все бросил? Вы видите это? Нет, я сражаюсь.
Я полон энергии, решимости сражаться, у меня больше мотивации, чем у кого-либо. У меня достаточно славы, денег, всего чего угодно… Но я не считаю, что я уже что-то совершил. У меня больше мотивации, чем у любого в этом здании и за его пределами.
Я достиг многого. Я состоявшийся человек. Но все равно у меня по-прежнему больше энергии, чем у кого бы то ни было. У меня есть работа, которую я обязан выполнить. Если я что-то говорю, то я отвечаю за свои слова. Я не буллшитер.
Я здесь с моим именем и с моей фамилией. Я тот же человек, который приносил клубу титулы. Мы защищаем титул с другим поколением. У нас много изменений. У нас много сложностей. Если вы этого всего не видите, без проблем – можете писать что угодно.
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
Ну не может топ-клуб зависеть от одного игрока так сильно. Химки вон попробовали - доигрались до того, что щас вопрос стоит о выживании команды в целом, а не о каком-то там попадании куда-то. И если ЦСКА не расстанется с Джеймсом - их то же самое ждет
З.Ы. Болею за ЦСКА со времен СССР, но на такой ЦСКА смотреть стыдно. Гомельский во многом прав.
Какой уровень им надо обеспечивать? Они и так на миллионах сидят в 20 лет. Или если не дают 10 как Леброну , а "всего лишь" лям рублей так я буду дурака валять? Леша Швед вот "мега-звезда" отказался за сборную играть. Ему что ЦСКА мешает?
Ну и главное - в народе баскет смотрят в 100 раз меньше чем любой сериал бразильский.
Так что требовать от ЦСКА как-то глупо, как и от Зенита или Локо или Цмоки.
Дело в популярности спорта и баскетбольной федерации.
Руководство Норникеля должно сделать правильные выводы в отношении Ватутина и Итудиса по итогам сезона...