Леброн рассыпается в комплиментах Стефу, хотя уже давно терпеть его не может. Почему?
Главное противостояние прошедшего десятилетия теперь и в плей-ин.
Текст был впервые опубликован на Sports.ru 2 марта.
НБА долго придумывала, как расшевелить заключительную стадию чемпионата, и в итоге еще до начала плей-офф получила самую яркую вывеску последнего десятилетия под названием «Леброн против Стефа». Сегодня ночью две главных звезды лиги сойдутся в одноматчевом противостоянии за право выйти в стадию игр на вылет с седьмого места и, следовательно, получить в соперники в первом раунде «Финикс». Проигравший расстроится, но не завершит сезон: в соответствии с новым форматом мини-турнира плей-ин у него будет еще один шанс, чтобы доказать свое право на участие в плей-офф.
Но сейчас теоретические расклады вряд ли интересуют лидеров «Лейкерс» и «Уорриорз» – оба жаждут победы. Грядущая встреча принципиальна для каждого из них.
История взаимоотношений Джеймса и Карри берет свое начало с 2008 года, когда Стеф еще выступал за команду колледжа Дэвидсон, и включает в себя несколько гонок MVP и четыре славных финала. Восприятие младшего коллеги Леброном менялось от симпатии до безразличия и даже ненависти в самый острый период противостояния. Но сейчас оба атлета высказываются друг о друге исключительно в уважительном тоне.
«Мы сыграем в плей-ин против игрока, который, на мой взгляд, является настоящим MVP этого чемпионата НБА. Мы должны быть готовы абсолютно ко всему, что Стеф и «Уорриорз» могут нам предложить. Это команда с чемпионской ДНК.
Перед началом сезона все списывали Карри со счетов. Люди говорили: «Клэй Томпсон снова травмирован, сможет ли Стеф повести команду за собой? Как он проявит себя? Способен ли он тащить «Уорриорз» в одиночку и вывести команду в плей-офф?» Стеф Карри ответил скептикам своей игрой. Он проявил себя с лучшей стороны, соответствуя всем самым высоким ожиданиям. И даже больше», – Джеймс отдал должное оппоненту.
Стефен отозвался о сопернике не менее комплиментарно: «Это будет грандиозное зрелище. Напряжение и интерес вознесутся на другой уровень».
Еще ранее в марте разыгрывающий «Голден Стэйт» дал оценку всем годам соперничества со звездным форвардом:
«Очевидно, что это не только наше личное противостояние, это противоборство команд. Когда вы соревнуетесь на протяжении нескольких лет подряд, можно увидеть вблизи величие отдельного игрока. Думаю, Леброн скажет то же самое.
Безусловно, было много мелочности, борьбы, трэш-токинга и всего прочего, но в этом вся прелесть. Между нами всегда есть уважение и благодарность за соперничество. Сейчас наша цель – вернуться на тот уровень».
Не зря на последнем Матче всех звезд Леброн выбрал Карри одним из первых в свою команду.
Ветераны настолько спелись друг с другом, что даже породили нездоровые слухи.
«Забавно, как после Матча всех звезд Джеймс всячески нахваливал Стефа. Говорил, как ему нравится игра Стефа, и как он его уважает. Леброн, очевидно, начал вербовать Карри на случай, если тот не продлит контракт и станет свободным агентом», – уверял инсайдер ESPN Брайан Уиндхорст.
Однако так было далеко не всегда.
Леброн долгое время не выносил «Голден Стэйт» и Стефа
В январе у выдающегося автора и основателя The Ringer Билла Симмонса произошел забавный диалог с обозревателем НБА Джеки Макмаллэн:
– Среди суперзвезд Стефа любят больше всего. Никто не впадает в бешенство из-за него, Стеф нравится всем.
– Нет, есть один человек, который его не любит. Леброн.
Симмонс уверял, что взаимный холод между Карри и Джеймсом скрывается в их поведении и словах между строк.
В 2018 году Билл брал интервью у Стефена и спросил насчет отношений с Леброном. Игроку «Голден Стэйт» пришлось давать довольно уклончивый ответ:
«Баскетболисты могут быть приятелями, друзьями и вообще кем угодно по отношению друг к другу за пределами баскетбольной площадки. Но соперничество, состязание, эго и подобные тому вещи – они есть в НБА. Когда борешься за титул, понимаешь, что это никуда не делось».
Вся карьера Леброна, начиная с ухода из «Кливленда» в «Майами», была тщательно спланирована его окружением и служила развитию бренда спортсмена и укрепления эфемерного «наследия».
Возвращение в Огайо перед сезоном-2014/15 могло ознаменовать новый сверхуспешный этап в карьере баскетболиста. На Востоке реальных конкурентов уже не оставалось, западные «Сперс» продолжали стареть, и разве что «Тандер» с Кевином Дюрэнтом могли оказать ощутимое сопротивление свежим «Кавальерс» с Леброном и двумя молодыми звездами.
Однако вместо тотального доминирования над лигой и нескольких титулов подряд Джеймс получил в соперники еще более молодую, более голодную и более взрывную команду. С яркой звездой, сразу же переманившей часть аудитории простых любителей баскетбола на свою сторону.
Леброн впервые увидел игру Стефа вблизи в 2008 году, когда тот еще выступал за Дэвидсон. «Кливленду» предстояла встреча с «Шарлотт», но за день до нее местная арена НБА принимала настоящий суперматч: студенческое дерби Северной Каролины между «Уайлдкэтс» из Дэвидсона и «Вулфпэк» из университета штата.
Карри набрал 44 очка из 72 командных и заставил болеть за себя Джеймса, находящегося в зале.
Щуплый, но быстрый и яркий снайпер-плеймейкер – таким он запомнился Леброну тогда и так воспринимался большинством в первые годы карьеры в НБА.
В сезоне-2014/15 разыгрывающий предстал уже совсем другим баскетболистом: окрепшим физически и залечившим травмы, устойчивым ментально и раскрепощенным на площадке. Но главное – невероятно привлекательным для публики и расширяющим границы современного баскетбола.
За несколько лет американские болельщики разглядели в нем наиболее близкую к ним суперзвезду без невероятно атлетичного тела, но зато с понятными жизненными установками.
Карри обогнал Джеймса по продажам клубной атрибутики и почти в одиночку вывел бренд Under Armour на баскетбольный рынок.
Его обожали дети. После заключительного матча сезона-2015/16 форвард «Мемфиса» Мэтт Барнс подошел к Стефену вместе со своими сыновьями-близнецами Картером и Айзейей.
«Я ценю это. Они фанатеют от тебя больше, чем от меня», – сказал Мэтт в то время, как звездный разыгрывающий делал фото с ребятами.
В той игре «Уорриорз» добыли 73 победу в регулярном чемпионате и превзошли казавшийся вечным рекорд «Буллс». Команда навсегда осталась в истории баскетбола.
По итогам сезона Карри получил второй подряд титул самого ценного игрока НБА. Тот, который невозможно превзойти, единогласный. Избиратели отдали ему все первые места, 131 голос.
Предыдущим кандидатом на подобное достижение был Леброн. В 2013 году ему не хватило одного первого места (отданного Кармело Энтони) для единогласного решения.
Джеймс даже отреагировал на очередной MVP защитника:
«Думаю, что иногда между лучшим баскетболистом и самым ценным игроком сезона существует разница. Но я не умаляю заслуг никого из тех, кто когда-либо выигрывал награду».
Приходилось ему отвечать и на вопросы о принципиальности противостояния с разыгрывающим:
«Это вы, ребята, создаете соперников. Думаю, это полезно для спорта в целом. Но не считаю, что принципиальное соперничество – это история про меня и Стефа. Вы можете сказать так про Каролину – Дьюк, Огайо Стэйт – Мичиган, но не про Леброна и Стефа. Это гораздо меньше масштабом. Либо же вам нужно подобрать другие слова, а не говорить про принципиальное соперничество».
Джеймс всегда подчеркивал разницу в уровне между собой и всеми остальными, включая Карри и его «Уорриорз».
Леброн зарядил партнеров по «Кливленду» и смог перевернуть ход финала 2016 года. «Кавальерс» добыли победу, уступив в трех из четырех первых матчей. Именно он в шестой встрече грамотно подставился под заведенного Стефа и спровоцировал шестой фол с последовавшим за ним удалением защитника, от досады бросившего капой в болельщика.
Пожалуй, тогда же случился один из немногих моментов, когда неприкрытое отношение к Стефу выбилось из-под шлейфа бесконечных улыбок, абстрактных заявлений и наигранной индифферентности. Леброн подкараулил Карри под щитом и выдал ему смачный блок. И вот в нем заметно гораздо больше, чем дежурное желание победить: вот так накрыть можно только того, кого по-настоящему ненавидишь.
Леброн обыграл команду 73-9 и вернулся в финале со счета 1-3. Этой победой он окончательно подтвердил свое величие и превосходство над всеми действующими игроками Ассоциации.
Но «Голден Стэйт» не планировал сдаваться. Клуб подписал контракт с Кевином Дюрэнтом и превратился в суперкоманду «пулялок», против которой была направлена ненависть весомой части игроков и нейтральных болельщиков. Карри остался лицом коллектива и продолжил получать свою дозу хейта в полной мере.
Первым о недружественном отношении со стороны Леброна рассказал еще до Симмонса главный биограф Карри, журналист из Окленда Маркус Томпсон.
«Леброн фанател от Карри, ходил на его матчи с Дэвидсоном, поддерживал его, когда он оказался в НБА, – говорил он. – А потом Карри взял и покусился на его место. Сам Карри до сих пор не может понять такого отношения: почему это обязательно означает, что между нами должна возникнуть неприязнь?»
В какой-то момент вокруг Леброна сформировался образ лидера группы противников успеха Карри. Джеймс был чернокожим пареньком из гетто и добился всего сам. Боготворящие его баскетболисты не могли понять образ «папенькиного сынка» Стефа. Причины, из-за которых Стефена не принимали в ряды «своих», были подчеркнуты вновь.
Причина №1. Сын игрока НБА
Делл Карри провел в НБА шестнадцать сезонов (десять из них за «Хорнетс»), получил награду Лучшему шестому игроку сезона-1993/94 и был известен как отличный снайпер: в лучшие сезоны реализовывал трехочковые броски с точностью более 40 процентов.
С одной стороны, наличие отца-баскетболиста дало лучшее понимание игры и знакомство с профессиональной стороной дела с самого детства. С другой – Стефа и его брата Сета (ныне игрока «Филадельфии») считали взращенными в тепличных условиях.
Многие игроки НБА по-прежнему начинают свою путь с уличных площадок. Хип-хоп культура, недостаток образования, близость к криминальным низам, кривые кольца и бедность накладывают отпечаток. Чтобы считаться настоящим «псом», спортсмену необходимо перенести в юности хотя бы часть лишений нижних социальных слоев и уметь конвертировать этот опыт в очки крутости.
Баскетбольное детство Стефена считалось практически безоблачным. Он знакомился с лучшими атлетами и тренерами, бросал мяч на площадках НБА и имел доступ в любой баскетбольный коллектив штата соответствующего возраста, а не только в команду ближайшей школы.
Даже в НБА ему долго отказывали в полноценном признании собственных заслуг и умений. Конечно, никто не говорил, что он попал в лигу по блату, но скепсис по отношению к разыгрывающему разделяли многие.
Монта Эллис в первый же день тренировочного лагеря сезона-2009/10 заявил, что «Уорриорз» не способны выигрывать матчи, если вторым защитником рядом с ним выступает новичок Карри. По ходу сезона он даже отказывался приветствовать Стефа после замен.
Время расставило все по своим местам: Монта вылетел из лиги в 2017 году в возрасте 31 года.
Стеф не получил полноценного признания даже после первого чемпионства. В плей-офф следующего сезона в пятом матче серии финала Запада против «Оклахомы» Карри несколько раз хорошо отзащищался против Кевина Дюрэнта, что помогло «Голден Стэйт» добыть первую из трех побед подряд.
На послематчевой пресс-конференции у Расселла Уэстбрука спросили: полагает ли он, что игру Карри в защите недооценивают?
Расс рассмеялся. А через два матча пропустил «Воинов» в главный финал.
На Стефена поставили клеймо травмата – он решил проблемы с лодыжками. Назвали его слабым физически – укрепил мышцы кора и начал поднимать в становой тяге вес в два раза больше собственного. Сделали упрек за слабую игру в обороне – стал отрабатывать в командной защите с полной отдачей, стараясь облегчить задачу партнерам.
Но ярлык «незаслуженных достижений» преследовал игрока «Голден Стэйт» вплоть до нынешнего сезона, когда ему пришлось справляться без ушедшего Дюрэнта и травмированного Томпсона. Все, что ниже борьбы за чемпионство, воспринималось уже как падение и неудача.
Причина №2. Слишком светлая кожа
Раньше вы могли над этим посмеяться, но события последнего времени непрозрачно намекают, что разделение на «своих» и «чужих» по-прежнему происходит по цвету кожи.
Стеф, как и его родители, обладает гораздо более светлым оттенком, чем большинство афроамериканцев. Традиционное настороженное отношение ряда чернокожих семей к детям с большим количеством «белой» крови накладывалось на обеспеченный и в меру сдержанный характер жизни семьи Карри. Стефена не принимали как своего.
Кевин Дюрэнт рассказывал, как однажды вместе со своей школьной командой оказался в Шарлотт. Кевин зашел в зал на тренировку и приметил щуплого паренька, который выполнял броски почти с середины площадки. Он попал первый, затем второй и продолжил забивать, а Дюрэнт с трудом в это верил.
«Я думал, что он белый. Но он был желтым пареньком. Это правда. В местах, откуда я родом, мы не видели ребят с такой светлой кожей. Все были похожими на меня», – признавался Кей Ди через десять лет после первой встречи.
О цветовой дифференциации в восприятии баскетболистов рассказывал и Джордан Кларксон, после того как поставил мощный данк через украинского центрового Алексея Леня:
«Помню, как Кобе говорил, что я иду под щит как чувак со светлой кожей. Так что сегодня я увидел путь к кольцу и решил действовать как чувак с темной кожей».
Без татуировок Джордан ненамного темнее Стефа, поэтому скепсис работал и по отношению к нему.
Но Карри не стремился к маскулинному стилю на площадке. Его цель – быть наиболее эффективным и не подвергать себя риску получить травму. Он даже практически не бил сверху: за последние пять сезонов на счету разыгрывающего менее десятка таких попыток. Многие считают это показателем слабости характера.
Причина №3. Образ прилежного золотого мальчика
Стеф регулярно делится фотографиями своих детей в соцсетях, рассказывает о них истории и поддерживает большую часть начинаний жены Айеши.
Будущие супруги познакомились еще в подростковом возрасте на церковных занятиях. Они по-прежнему подчеркивают, что являются христианами и стараются поддерживать имидж образцовой семьи.
Карри учился в школе, когда Дуайт Ховард попал в НБА. В многочисленных интервью Дуайт много рассказывал о своей вере и даже получил прозвище «Мальчик из церковного хора». Но вскоре на Ховарда обрушилась критика, ведь его поступки не соответствовали пропитанным ладаном словам.
Стеф сделал выводы из этой истории и старался не давать поводов для подобных разговоров. Он посещал клубы вместе с женой, устраивал вечеринки только для «своих» и принимал участие в делах семейного благотворительного фонда.
Даже сейчас на площадке теми немногими вещами, которые могут раздражать соперников, являются периодическое исполнение танца шимми, жеваная каппа и попытки заработать фолы там, где их нет. Но последним занимаются практически все.
Стефен не оказался замешан в скандалах с изменами, изнасилованиями, наркотиками и прочими большими стволами в раздевалках. Он не саботировал переход в другую команду и не старался собрать как можно больше «братишек» в составе.
Вокруг него не вились сомнительные бизнесмены, пытающиеся отобрать кусочек влияния на лигу. Как публичный человек, Карри оказался абсолютно чист, и многих это взбесило. Ведь даже у Джордана были грешки вроде маниакальной страсти к азартным играм.
Карри упрекали в искусственности образа.
Однажды Стеф сказал, что ему было бы приятно зайти в раздевалку арены «Кливленда», ведь там до сих пор стоял запах чемпионского шампанского.
Леброн ответил очередным чемпионским перстнем, но позже допустил не менее глупый подкол: устроил вечеринку на Хэллоуин с необязательным напоминанием об итоговом результате финала.
Вскоре, по официальной версии, выяснилось, что во всем виновата кейтеринговая компания, таким образом решившая повеселить суперзвезду.
Джеймс взял титул против против «Голден Стэйт» с 73 победами, пережил развал суперкоманды и в 2020 году добыл еще одно чемпионство. Его навыков и лидерских качеств хватило для того, чтобы оставаться лучшим игроком лиги в самых разных условиях.
Его образ афроамериканца со сложной судьбой, добившегося всего за счет собственного труда и таланта, стал примером для большинства молодых игроков.
Он оказался не просто спортсменом, а целым явлением. Влияние Короля распростерлось далеко за пределы баскетбольной арены.
Но яркая вспышка Стефа Карри и «Уорриорз» не дала Леброну полностью подмять под себя лигу на несколько лет. Защитник «Воинов» оказался ближе для людей из другого обстановки – спокойных, образованных и обладающих достатком. За это Стефена полюбили фанаты и возненавидели хейтеры. Среди которых, по всей вероятности, находился и лучший баскетболист мира.
Текст был впервые опубликован на Sports.ru 2 марта.
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Harry How, Gregory Shamus
Из-за этого никогда не понимал, зачем Карри и Клэй впрягаются за BLM и подобную нечисть, хотя их true негры за второсортных держат
...убили все желание указать на непоследовательность Ваших выводов. :(
все в статье притянуто за уши. автор слишком душный человек по натуре своей. не завидую его друзьям и близким:)