Димитрис Итудис: «Главное – «химия». Система наладится следом»
От редакции: вы читаете официальный блог ЦСКА на Sports.ru.
Главный тренер ЦСКА Димитрис Итудис рассказывает о трудностях и вызовах, надеждах на российские вакцины, потенциале Курбанова и третьем поколении его команды.
- Недавно вам исполнилось 50 лет. Как вы ощущаете себя в этом возрасте?
- Прежде всего, хочу еще раз сказать «спасибо» клубу и всем причастным за классное видео, которым меня поздравили. Каждому, кто поучаствовал, кто поздравил меня с днем рождения, кто поучаствовал в записи и кто хотел бы, но по какой-то причине не смог. Как сказал Андрей [Ватутин], для меня и моей семьи большая честь и привилегия отметить юбилей в российской столице, в таком клубе как ЦСКА. Это просто здорово, и я горжусь этим. Еще горжусь теми отношениями, которые мы выстроили здесь на протяжении всех этих лет. Что касается возраста, я воспринимаю его только как числа. Если бы вы задали мне такой вопрос, когда мне было 18, я бы сказал: «50? Вау. Это ж дедушка!» Я не чувствую себя дедушкой. Во мне полно энергии. Продолжаю впитывать знания от каждого жизненного момента, из книг, интервью, от людей и так далее.
- Вы не раз говорили о вызовах, которые вы принимаете. Нынешние времена лишь увеличивают их количество…
- Когда я только приехал в Москву, мы с Андреем Ватутиным встретились в ресторане на крыше отеля «Хайят». Он спросил: «Может, взяться за ЦСКА – это слишком рискованно?» Я говорю: «Я хочу этого риска! Это даже не риск, а вызов. Рискуешь, скорее, ты, и я благодарен за это». Если у меня не будет челленджей, я закончу карьеру.
Сейчас много неопределенности и тех самых челленджей. К сожалению, мне пришлось пропустить предсезонку, когда все игроки были здоровы. Когда я вернулся, мы стартовали в официальных матчах, у нас стали выпадать важные игроки. Так что мы пока и не были в полном составе, не играли, не соревновались. Потребуется время. Если говорить о мне лично, я постоянно принимаю вызовы и хочу, чтобы баскетболисты разделяли мою точку зрения. Можно, конечно, поступить иначе, сесть на диван и подождать, пока трудности уйдут. Или можно действовать, работать, бороться. Будет нелегко, но кто обещал обратное? Именно потому нас призвали сюда, чтобы выполнить непростую миссию. В этом мой девиз. Мне бы хотелось, чтобы все были в строю. С Николой, Янисом и Саймоном все было бы иначе. При этом я не использую сами вызовы как оправдания, такого слова нет в моем словаре.
- Насколько сложно готовить команду на каждой тренировке, когда не знаешь, кто будет в твоем распоряжении?
- Говорил об этом на пресс-конференции после матча с «Локомотивом»: меня волнует и даже, может, пугает, когда звонит телефон. Все время жду новостей от доктора. Люблю все планировать, но сейчас это невозможно. Как мы будем тренироваться, над чем конкретно будем работать, какие комбинации оттачивать, кто будет выходить со скамейки, кто за кого отвечает в защите. В этом и состоит подготовка. К примеру, мы готовились к матчу с «Барселоной». В один день на тренировке не было Майка. На следующий день Майк был с нами, но выбыл Никола. То есть, на одной тренировке мы готовились, предполагая одну систему игры, на другой – другую. Это непросто, но это часть тех самых вызовов. Это работает против нас, не дает планировать. Надеюсь, молюсь за то, чтобы вирус уходил, чтобы новые российские вакцины оказались действенными и позволили людям социализироваться, посещать матчи.
- Вы уже упомянули о том, что пропустили большую часть предсезонки из-за болезни, при этом контролировали процесс подготовки. Как строилась ваша работа? Как вы коммуницировали с командой и штабом?
- Прежде всего, у меня была возможность смотреть все тренировки и матчи, иногда «живьем», иногда в записи. Ежедневно разговаривал с помощниками, прежде всего, с Андреасом и Костасом. Они отвечают за баскетбол и кондиции игроков соответственно. С остальными постоянно переписывался. Хочу воспользоваться возможностью, чтобы поблагодарить всех, кто переживал о моем здоровье, интересовался, присылал сообщения – а они приходили со всего мира. Да, где-то на 7-8-й день моя ситуация чуть ухудшилась, понадобилась госпитализация, но даже там у меня был айпад, интернет, все условия в отдельной палате, что позволило мне оставаться в курсе дел команды. Спасибо ассистентам и игрокам, которые следовали плану в мое отсутствие. Нам не хватало матчей высокого уровня в предсезонке, тогда как «Барселона» до встречи с нами провела 4-5 таких игр. Конечно, мы уважаем такие команды как МБА и «Руна», нам нужны матчи с ними, что постепенно набирать форму. Нам нужны такие игры, как с «Пармой», которые учат не снижать обороты при «+20». Но у нас было запланирован и выезд в Турцию, где в расписании были матчи с серьезными соперниками, и Кубок Гомельского с совершенно иным составом участников. Все это было отменено. Я говорю игрокам: все, что отложено – не поставлено под запрет. Да, я вынужденно отложил возвращение в Москву, но меня никто не остановил в итоге.
- Да, уровень матчей в предсезонке был недостаточным, но все же у вас сложилось впечатление о том, как работает система в перестроенной команде?
- Вы очень правильно сформулировали вопрос. Команда, действительно, перестроена. Это мой седьмой сезон в ЦСКА, президент и я сейчас работаем с третьим поколением игроков. Это довольно короткий срок для такого количества поколений. В «Панатинаикосе» те же три генерации мы сменили за 13 лет. Из-за обстоятельств, из-за желания отдельных игроков сменить обстановку, из-за экономических факторов, мы вместе при помощи «Норникеля» выстроили хорошую команду. Может, у нас не хватает «глубины», большого количества качественных игроков, как это было раньше. Но и выстроить такую команду, которую пополнили Никола Милутинов и Токо Шенгелия, при этом остались Уилл, Майк, Дани, остальные, было непростой работой. Мы понимали, что где-то мы можем пострадать из-за отсутствия игроков, при этом видели в этом составе талант. Осталось стать командой. Я вижу огромное желание, но этого недостаточно. Желание в предсезонке должно перейти в солидную, а затем и в отличную игру в официальных матчах. Видим, что нам не хватает концентрации и мотивации, как во встрече с «Пармой», но это отличный урок, пусть и один из самых разочаровывающих матчей последнего времени. 35 минут мы играли лучше, а в последние пять они продолжили давление, а мы остановились и не смогли победить. В остальном, считаю, мы идем по задуманному плану. Разве что, никак не можем собраться все вместе, чтобы можно было дать серьезную оценку. Те же матчи с «Зенитом» и «Автодором» на турнире в Санкт-Петербурге показали, что у нас есть хороший набор созидателей и исполнителей, которому нужно сплотиться. И еще нужно показывать сопротивление в неудачно складывающихся матчах, в ситуации пандемии, в условиях отсутствия семей. Это факт, хотя клуб старается делать все возможное, чтобы нивелировать негативные факторы.
- Вы упомянули смену трех поколений. Можно сказать, это лежит на поверхности: все три поколения – очень разные. Скажем, в первом, когда вы только пришли, в «посту» не играл практически никто – лучшими в этом смысле были Нандо Де Коло и Павел Коробков. Первое и второе полностью строились на действиях защитников – Де Коло, Милоша Теодосича, Сонни Уимса, Чачо Родригеса, Кори Хиггинса…
- И лидерских качествах Кайла Хайнса…
- Безусловно. Сейчас у команды большой набор игроков, умеющих действовать спиной к кольцу. Каково тренеру решиться на такие серьезные перемены?
- Вы правы. Все именно так. Да, у нас были «большие» – Виктор Хряпа, Саша Каун, – они не играли в посту. Милош и Нандо были мастерами пик-н-ролла. Сейчас это большой вызов для меня, и мне это нравится. Состав, который выиграл титул в Витории, был одним из лучших за все времена. Все это признают. Это был золотой год. У нас была Команда в истинном значении этого слова, с заглавной буквы. «Я заставлю тебя гордиться», – мы все сплотились вокруг этой фразы. Мы горой стояли друг за друга. У нас были сложности, у каждого по отдельности и у всех вместе. Но мы сражались, и за этих людей я пошел бы в огонь и воду. Сейчас нам снова надо выстроить подобную связь, а это непросто, нужно время. Ты приглашаешь качественных баскетболистов, но это не значит, что они сразу впишутся в систему. Им тоже нужно оценить ситуацию, понять партнеров, увидеть, как мы реагируем на поражения и победы, на отдельные ситуации – игроки, тренеры, президент, болельщики. Все это отражается в матчах. К примеру, приходится видеть, что мы неправильно делаем смены в защите, – и это следствие отсутствия этих самых связей. Они наладятся. Ядро команды сохранилось: Никита Курбанов, наш капитан, Уилл Клайберн, наш со-капитан, Саймон Антонов – они провели здесь много лет и помогут остальным адаптироваться. Клуб доказал свое доверие, ведь парни подписали трехлетние контракты – Майк, Токо, Никола. Они – центральное звено нового поколения. Я восхищен, что буду частью этого становления. Сколько оно займет времени? Не думаю, что кто-то из моих коллег мог бы дать конкретный ответ. И у меня его нет. Все зависит от обстоятельств. Смотрите, старт сезона вместил разочаровывающее поражение от «Пармы», затем проигрыш в Барселоне, который не был разочарованием, но показал две разные картины в двух парах четвертей. Мы были и той командой, которая по-настоящему сражалась и сократила отставание до отметки 57-55, и той, что отвратительно начала матч. У нас есть потенциал. Так что, в завершение ответа – мне нравится и этот вызов.
- Любопытно, что я задал вам вопрос, зайдя с баскетбольной стороны, но вы все обернули в тему «химии». Для вас как тренера важнее построить психологические связи, чем систему?
- Определенно. Система выстроится следом. Главное – «химия». На всякий случай, чтобы люди знали: конечно, мы работаем над системой. Но эта система будет воспринятой и понятой каждым в нашей группе, когда мы выстроим связи. Так все работает, когда ты управляешь командой людей. В индивидуальном спорте это не так заметно, хотя важны взаимоотношения, например, между теннисистом и его тренером, людьми, которые ему помогают. В баскетболе у нас полтора десятка разных характеров, разных эго, у которых есть семьи, друзья и свои задачи. Все это собрано под зонтом ЦСКА. И, важно, чтобы эти люди принимали свои роли, которые очевидны каждому. Саймон знает свою роль, Никита знает, Уилл знает, а Николе, Токо, Джоджо, Джоэлу это еще предстоит. Думаю, мы добиваемся прогресса, и я горжусь этим. Вы же видите, сколько людей выросли в ЦСКА! Я упомянул Боломбоя, и дело не только в его удачном выступлении против «Локомотива». Мы с Ватутиным говорили, что такому игроку после G-лиги и НБА понадобится два-три года на адаптацию к европейскому баскетболу. Сейчас Джоэл может стать огромным приобретением для ЦСКА и сборной России. Его прогресс очевиден. Клайберн и Де Коло не пришли сюда, будучи MVP Евролиги. Они были талантливыми, но не имели титулов. Хиггинс – еще один пример. Давайте посмотрим на наши чемпионские снимки. 2016-й: 12 человек, новых чемпионов! 2019-й: 8 человек! 20 игроков, которые впервые стали чемпионами за три года. Всегда легко потребовать поменять одного на другого, включая тренера, но насколько важнее обеспечить рост! Наверное, можно было сохранить предыдущий победный состав, но для этого пришлось бы обеспечить множество пожеланий и заплатить большие деньги. Мы перестраиваемся, и для этого необходимо чертово время. Это не делается щелчком пальцев. Мы подписали Токо, потому что он хороший игрок, но это не значит, что он принесет нам сотню титулов. Может, так и будет, и в этом наша цель, но для этого надо работать. А я горжусь тем, сколько чемпионов мы взрастили.
- Сейчас тенденция в мировом баскетболе – скорость и «смолл-болл». В нашей новой команде – габариты и игра в «пост». При этом она обладает скоростными качествами. Как добиться универсальности?
- Игроки, которых мы получили в «пост» – Милутинов и Шенгелия – они быстры для своих позиций, они могут поддерживать темп. Нам хотелось приобрести еще одного защитника, но не сложилось. Надеемся, наши «малыши» будут здоровы и помогут. Мы можем быть быстрыми, но и хотим играть спиной к кольцу. Кстати, в матче с «Барселоной» соперник доминировал в «посту» за счет Миротича и Дэвиса. Если выделить какой-то один фактор, я бы назвал именно этот. Нам не хватало «размера». Плюс, мы проигрывали в заряженности на борьбу. Нам надо быть сильнее и жестче.
- Вы говорили о том, чтобы перенести старание новобранцев из предсезонных матчей в официальные. По тем немногим встречам, что провел ЦСКА, Шенгелию и Милутинова не упрекнуть в отсутствии старания.
- Это очевидно. Дело не в этом. Я сказал им: понимаю, вы пришли в ЦСКА, клуб потратил большие деньги, вы игроки хорошего уровня. Вы просто не можете не стараться. Важнее то, как вы сражаетесь. Усердная работа и жажда борьбы – это разные вещи. Важно и то, как именно ты сражаешься. За себя или за команду, читаешь ли ситуацию или форсируешь свои действия. Не могу сказать, что парни не сражаются. Но мы как команда бьемся не совсем правильно. И мы будем добавлять по ходу сезона в этом смысле. Я верю в собранных игроков. Да, сейчас странное время, мы преодолеваем трудности. Пусть будет так. После Нового года мы, надеюсь, будем намного лучше.
- Строить команду очень важно. Но в ней должны быть лидеры. Расскажите, кто в этой команде тащит бремя лидерства, как сбалансировать его с нуждами команды.
- Уилл, Майк и Токо должны вести нас за собой. Все знают. У них есть лидерские качества не только в плане разговоров, но и в баскетболе. У них будет в руках мяч, что нормально. Но при этом – разве Дани не лидер? Другие парни? Мы в команде выстроили хороший баланс между голодными до побед и опытными победителями. Токо ни разу не играл в «Финале четырех». Майк и Никола были там всего по разу. У них были индивидуальные награды, но не было титулов. Думаю, мы сделали правильный выбор. Лидеры должны вести на площадке, должны помогать партнерам подсказками.
- Трудно ли было выбрать капитана?
- Совсем не трудно, если честно. Никита не говорит много, но ведет за собой в матчах и на тренировках. Ожидаю, что он еще добавит как баскетболист. Он не может быть доволен тем, что у него уже есть. Ему нужно лучше отдавать передачи, добавить в ведении. Мы работаем над этим – никогда не поздно. Капитаном он стал абсолютно заслуженно, в ЦСКА Никита давно, его все уважают. Он принял на себя эту ответственность. Плюс, важна роль со-капитана, и Уилл поможет.
- Несколько слов о Хоменко и Лопатине, которым придется играть большую роль в команде из-за сокращения состава. Насколько готовы они к такой ответственности?
- Нельзя говорить о готовности. Им помогает то, что они много лет работают со мной. Говорю команде: я не тренирую игрока в нынешнем виде, я тренирую его потенциал, того игрока, которым он может стать. Им ничто не дается по умолчанию. Парням приходится доказывать на тренировках, что они заслуживают время на площадке. Верю, что оба игрока – большая инвестиция для клуба и всего российского баскетбола. На своих ролях. Мы же не ждем, что каждый вырастет в Майкла Джордана или еще кого-то из кумиров. Необходимо стать важным игроком для команды. И они получат время, шансы в Евролиге и Лиге ВТБ.
Фото: cskabasket.com
Было интересно почитать мнение Димитриса о текущем составе, перспективах и философии в целом.
Еще отмечу, что весьма неплохо сформулированы сами вопросы.