Трибуна
9 мин.

Лугенц Дорт – монструозная защита или чудовищные пробелы в нападении?

От редакции: вы читаете материал пользовательского блога, где пишут об американском баскетболе и «Лейкерс». Понравилось? Не забывайте поблагодарить автора плюсом.

Знаменитый трейд с участием Рассела Уэстбрука и Криса Пола породил море вопросов еще в начале сезона. Станет ли «Хьюстон» лучше? Впишется ли Уэстбрук? Что сделать Крису Полу, чтобы транзитом покинуть «Оклахому»? Выйдет ли он вообще на площадку?

Но внезапно родилась сенсация — «Оклахома» со списанным 35-летним разыгрывающим, немецким двойником Уэстбрука и россыпью молодых ребят в составе осталась примерно на том же уровне в 50 побед, которого многократно достигала годами ранее с одним MVP и звездой второго плана на подхвате. И по итогу вопрос остался только один: как все вокруг так быстро переобулись?

И теперь «Оклахома» решила всех добить, наткнувшись на «Хьюстон» в первом раунде, и подарить нам самое вожделенное и принципиальное противостояние, которое мы могли ждать. Интрига, месть, ссоры, грязь и громкая вывеска — все сюда.

Как водится, поначалу даже показалось, что столкновение бывших нас разочарует — оки провалили первый матч и без шансов отлетели во втором. Харден набрал дежурные 37 в первой встрече; во второй — Крис Пол и его команда легли под пулеметным градом смолл-болла, толком не разобравшись, куда прятать своего классического центрового, и нахватав дальних от Грина, Такера и Хауса. А ведь маэстро Уэстбрук даже не появлялся на паркете!

Однако Билли Донован сумел слегка перестроить игру и все-таки найти подходящий антидот против главной звезды соперника. «Тандер» не без труда, но вернулись в серию.

Как? Сейчас расскажем.

Лугенц Дорт

Главное открытие «Оклахомы» в это плей-офф — канадский новичок Лугенц Дорт. Приземистый защитник — настоящий мини-танк в профиль — оказался довольно качественным противоядием Джеймсу Хардену и сумел существенно понизить его эффективность.

Лу не выбрали на прошлогоднем драфте, он подписал двусторонний контракт, и ему пришлось в НБА пробиваться через Лигу развития. Пробиваться — в прямом смысле — благодаря комплекции.

Парень родом из Монреаля, из семьи гаитянских эмигрантов. Баскетболом увлекся только с 12 лет — до этого обожал футбол. Впервые приковал к себе скаутское внимание на матче звезд Nike Hoops Summit, где выступал в одной команде с нынешним партнером по «Оклахоме» Шэем Гилджес-Александром. Он получил приглашение от университета «Аризона Стэйт» и, приняв его, стал самым высоко оцененным школьным игроком этой программы после, что иронично, Джеймса Хардена.

За фарм-клуб «Оклахома-Сити Блю» в пересчете на 36 минут Лугенц Дорт набирал 22 очка, делал 6 подборов и отдавал 2.6 передач в среднем за игру. Статистика, на первый взгляд, не слишком впечатляющая, но проведенное время в фарм-клубе позволило Дорту обратить на себя внимание тренерского штаба «Тандер» — в основном, благодаря колоссальной рабочей этике и громадному желанию. «Лу никогда не переживал, сколько он забьёт, 5 или 10. Некоторые ребята просматривали статистику после матча, но не Лу. Его волновали только победы», — комментировал выступления Лугенца его школьный тренер, Нельсон Оссе.

6 декабря Лугенц Дорт удостоился вызова в «Тандер» на игру с «Миннесотой» и уверенно осел в основном составе клуба. Он поучаствовал в январском рывке (9-1), где успел пощекотать нервы Дончичу, Букеру и Тэйтуму, и сделать предупредительный в воздух в матче с «Хьюстоном»: Дорт опекал Хардена, набравшего лишь 17 очков при 22% из-за дуги.

И влияние на результат оказалось без преувеличений существенным, показатели «Оклахомы» с канадцем в составе — 22-7, без него — 18-17. Поэтому для «Оклахомы» Лугенц и не был открытием вовсе — «Тандер» на него рассчитывали. Стоял вопрос, сможет ли он проявить себя в условиях плей-офф, и подстроится ли под это «Хьюстон».

Защита

Первый матч с «Хьюстоном» Лугенц пропустил — виновата травма колена. В его отсутствие звездный визави отправил 37 очков в кольцо «Тандер» при 72%TS и 6 забитых трехочковых; с Харденом на площадке атакующий рейтинг «Рокетс» составил 133.3 очков на 100 владений. По возвращении на паркет Дорт большую часть времени в защите проводил именно с Харденом. Против него «Борода» выбросил 1/7 с игры и 1/7 из-за дуги во втором матче — победить помог разрекламированный смолл-болл™.

«Рокетс» предвидели, что дальнейший план «Оклахомы» во многом будет строиться именно вокруг Дорта, и чуточку сменили схему игры. Если в первых двух матчах Харден преимущественно атаковал в изоляциях — ему поставили сначала 23, а потом 24 заслона, — то в третьей и в четвертой играх он снова начал гонять бесконечные пик-н-роллы — счетчик вырос до 33 и 61 заслонов соответственно. Первое число сравнимо с временами связки Харден-Капела в «Хьюстоне», второе — просто заоблачно. В период со второй по четвертую игру Харден забил всего 7 очков за 13 изоляций, пока его опекал Дорт.

В защите Дорт довольно успешно держался впереди, не проваливался, выраставшие перед собой заслоны умело обходил, и, несмотря на свои габариты, даже умудрялся пободаться в посте.

У него сносно получалось противостоять Хардену и в проходе, и на периметре. Перед выставленным локтем на евростепе Лу всегда успевал отпрянуть, под стэпбэки никогда не подставлялся.

Последнее, кстати, получалось довольно изящно и даже излишне убедительно — чтобы все рефери обратили внимание, что никакого контакта там не было. К этому дисциплинированно подходила вся «Оклахома», и совершенно нетрудно догадаться, кто их этому научил.

Достойной альтернативы Лугенцу в плане защиты совершенно не видно, и именно поэтому «Оклахома» сумела надломить ход серии с его появлением. Билли Донован пробовал подобрать Хардену других оппонентов: Шредер — проигрывал по размерам; Шэй часто проваливался на ногах — в 5-ом матче через него забивали все, кому не лень, Харден пытался меняться именно на него; Крису Полу нужно было переводить дух, чтобы оставались силы в нападении. Светлым пятном здесь смотрелся Галлинари, но успевал он, опять же, за Харденом через раз, поэтому рабочей схемой его использование назвать трудно.

Трудности в атаке

Перед использованием любого лекарства всегда необходимо ознакомиться с инструкцией на предмет противопоказаний и побочных действий. В случае с Лугенцом Дортом инструкцию нужно внимательно перечитать дважды, но Билли Донован решил, что за неимением другого выбора, придётся терпеть все его побочки, пока само как-нибудь не пройдет.

В эпоху быстрого баскетбола с дальними перестрелками Дорт совершенно не знает, что делать в атаке. А главный тренер команды не слишком умело пытался это скрыть.

Канадец не умеет стабильно попадать ни дальние, ни средние, он максимально неуклюже двигается в проход и теряет мячик на ведении, будто тот чувак, который проходил мимо площадки во дворе и попросил «разок бросить». С Дортом на площадке «Оклахома» играла в нападении фактически 4-в-5, потому что никакой угрозы из-за дуги до седьмого матча он не представлял, и «Хьюстон» справедливо решил его там не опекать и свободно давать бросать. Иной раз защитник — чаще всего это был Харден — вообще даже не смотрел в сторону Лугенца, пока тот не получит мяч, и нехотя двигался к нему после этого.

Билли Донован скромно решил, что в своих людей надо верить, и дал Дорту максимальную свободу — в результате получилось 7/38 из-за дуги, если не считать седьмую встречу. Он старался убирать канадца с площадки, как только «Хьюстон» давал отдыхать Хардену, и по возможности (совсем изредка) прятал Дорта на усах на месте штатного данкера. Но все это полумеры, этого было недостаточно.

Да, иногда бывали проблески — Дорт выдал шикарный седьмой матч, мастерски забив 6 из 12 трёхочковых и единолично чуть не вытащив свою команду в следующий раунд; или, например, шестой матч, где Лу забил издали два подряд в третьей четверти, когда его оставили одного, и успешно завершил несколько своих корявых проходов, позволив партнерам догнать уже отрывавшихся в счете «Рокетс».

Но зачастую, если быстрого нападения не получалось, то дело доходило до айзо или броска через руки, а если на паркете вместе с Дортом был еще и Адамс, то атака вовсе оставалась парализованной, поскольку места для нормального спэйсинга решительно не было.

Открытые броски все же создавать удавалось, но их было не в пример меньше, чем у «Хьюстона», и опций, чтобы реализовывать откровенно не хватало, чувствовалось отсутствие профильного снайпера: Шредер — 28% из-за дуги, Галлинари, Шэй и Пол — 35% из-за дуги

Лугенц Дорт — второй незадрафтованный новичок, выходивший в стартовой пятерки команды НБА на стадии плей-офф, за всю историю (первый — Уэс Мэттьюс). Будучи абсолютно нетипичным для современной НБА игроком, канадец внес значительный вклад в победы своей команды, одновременно являясь её главным слабым местом.

Что перевешивает — его монструозная защита или чудовищные пробелы в нападении — ответить сложно, но одно сказать можно точно: без Лугенца серия завершилась бы за 4-5 матчей. У парня большое будущее и, благодаря его львиному желанию играть в баскетбол, есть шансы, что у «Оклахомы» впервые за долгое время может появиться атакующий защитник с хорошим дальним броском.

Фото: REUTERS/Kim Klement-USA TODAY Sports