Трибуна
8 мин.

«Ощущение, что играешь за профессиональный клуб». Почему молодые россияне все чаще выбирают NCAA

От редакции: вы читаете материал в пользовательском блоге «Перехват», где пишут о ярких сторонах европейского баскетбола. Ставьте плюсы и подписывайтесь! В Европе тоже играют в баскетбол.

Вторая часть статьи и еще три интервью с теми, кто уехал покорять США.

Месяц назад вышел текст о россиянах в первом дивизионе NCAA — тогда шестеро представителей РФ рассказали, как молодым талантам пересечь океан и зарекомендовать себя в лучшей студенческой лиге мира.

Но выяснилось, что россиян в первом дивизионе будет чуть больше — как минимум 11. «Перехват» поговорил с ними и расспросил, чему их учит карьера в США и что такого есть в американской спортивной системе, чего нет в России.

Связаться с Андре Туре, к сожалению, не удалось.

Давид Диденко, Georgia Tech

Алекс Котов, Illinois State University

Марк Тихоненко, The University of Tennessee at Chattanooga

Андре Туре, Howard University

Сложно самостоятельно уехать на спортивную стипендию в Америку?

Тихоненко: Стипендию получить трудно на любом уровне — High school, Division 1, Division 2. Особенно если ты не находишься в Америке. Тренеры не могут на тебя физически посмотреть и оценить твои баскетбольные возможности. Я приехал в США и проучился два года в старшей школе.

Важно, как ты относишься к баскетболу. Очень приветствуется желание не просто работать на тренировках, но и работать индивидуально. И, конечно, ты должен успевать в школе. Но у меня всегда была стипендия. Интерес от университетов начал поступать, когда я уже учился в high school. Для отъезда делал документы, занимался визой, отправлял оценки со всех школ, где учился. Это все длительный процесс, который занимает не мало времени.

Диденко: Поначалу было сложно адаптироваться ко всему. К школе, к языку, к другой культуре. Но со временем все стало вставать на свои места. А насчет интереса со стороны университета — я в общем-то ничего не делал. Просто играл, и меня заметили. В Штатах, если хорошо играешь, за тебя все сделают. Первые покажут интерес, свяжутся с тобой, а потом — дело времени. Если школа тебя хочет подписать, они оформляют твой приезд и показывают все. Подписывать документы на месте тебя никто не заставляет, уже после визита ты решаешь, с какой школой хочешь подписаться.

Котов: Процесс был не особо сложный, он мог показаться сложным только от незнания американской системы. Я уехал в Montverde Academy после окончания московской школы. Они проявили ко мне интерес и предложили стипендию, когда проводили баскетбольный лагерь в Москве. Дальнейшее мое развитие в Америке происходило на фоне индивидуальной игры, которая помогла мне собрать множество предложений от разных университетов первого дивизиона. В итоге я выбрал Illinois State University, в котором и буду проводить предстоящий сезон.

Ты в США уже несколько лет. Чему успел научиться?

Диденко: Баскетбольный опыт в Америке показал мне, как важны тяжелая работа и фокус. Конкуренция в США огромная как с американцами, так и с европейцами, которые приехали сюда играть. Всегда будет тот, кто может занять твое место, поэтому расслабляться нельзя. Плюс, физическая форма и атлетика тоже в Штатах очень важны.

Котов: Я провел в Америке три полных сезона. Могу сказать, что в NCAА присутствует бешеная конкуренция, и каким бы талантливым ни был игрок, никогда нельзя полагаться на талант и переставать работать над собой. Если ты так сделаешь, то рано или поздно твое место займет другой игрок.

Тихоненко: В США баскетбол физический. Он не такой умный, как в Европе, тут очень много игры один на один, много физической борьбы. Новым ребятам из Европы первое время очень трудно, это совершенно другая игра, другая система подготовки, все другое. Но это все пойдет тебе на пользу, тут очень любят европейцев из-за того, как они играют, как они читают баскетбол на площадке. А если ты можешь играть по-европейски и быть таким же физически сильным, как и американец, то за тобой будут «ходить» много университетов.

Что такого есть в американском студенческом спорте, чего нет в России?

Диденко: Мне кажется, самые выдающиеся характеристики — это фанаты и популярность студенческого спорта. У игроков в американских студенческих футболе и баскетболе больше всего узнаваемости. Я не знаю много про российский студенческий баскетбол, но это точно не сравнить с США.

Тихоненко: Ну это две совершенно разные вещи. В NCAA такое ощущение, что ты играешь за профессиональный клуб: залы вместимостью 10-15 тысяч, ярые болельщики, раздевалки, отношение людей к тебе и команде — ты все это ощущаешь по приезду. Отношение к игрокам совершенно другое, тебя готовят быть профессионалом и все на профессиональном уровне.

Да, здесь трудные тренировки, работа в тренажерном зале, тут ты занят с 7 утра и до 4 вечера как минимум. Ну и, конечно же, дисциплина. Но это того стоит!

Котов: Американский студенческий спорт тяжело сравнить со студенческим спортом в России. В Америке этим живут, к этому стремятся и этим гордятся. В это ежегодно вкладываются безумные деньги, именно поэтому в большинстве университетов огромные арены, отличные условия для жизни студентов и одно из лучших образований в мире.

Я насчитал уже 11 россиян, которые в этом году сыграют в первом дивизионе NCAA. Это рекорд по представителям РФ. Почему вы не видите себя на родине?

Диденко: Все просто — играют роль популярность студенческого спорта в Америке и большое количество возможностей. Играть здесь означает, что больше НБА скаутов могут увидеть твою игру против элитных американских игроков твоего возраста.

Котов: Штаты — это то, к чему стремится большинство игроков с раннего возраста. Я думаю, множество молодых ребят понимают, что уровень баскетбола в Америке намного выше. Кроме того, многие видят больше перспектив для себя там, нежели чем на родине.

Тихоненко: Наверное, это говорит о том, что российский баскетбол поднимается, и есть надежды на будущее. Хотя я бы не сказал, что оно рекордное! Почему не видят себя на родине? Думаю, здесь несколько составляющих: это бесплатное обучение, больше шансов быть замеченным скаутами и лучше компетенция, а также подготовка в реальную жизнь.

Когда игрокам лучше ехать в Америку?

Диденко: Я думаю, лучше всего уезжать в 16-18 лет. Лучше успеть поиграть хотя бы один год в high school — это классы 9-12 — и, конечно, лучше сыграть очень хорошо, чтобы тебя заметили университеты. Но если хорошо играешь в России, тебя и там найдут.

Тихоненко: Я считаю, что лучше уезжать за два года или за год до окончания школы. Первый год — на то, чтобы привыкнуть к американскому баскетболу, школе, английскому языку и адаптироваться к жизни. А на второй год уже можно начинать показывать свой баскетбол и заинтересовывать своей игрой тренеров университетов.

Котов: Я бы сказал, что хороший возраст для того, чтобы уехать в Штаты, — это 15-16 лет. Тогда будет время на адаптацию и будет достаточно времени поиграть за high school и собрать интерес от университетов.

В первой части текста мнение разделилось: кто-то считает, что из NCAA проще попасть в НБА, кто-то уверен в обратном. Что думаешь по этому поводу? Откуда попасть в НБА проще?

Тихоненко: Мое мнение, если ты хороший игрок и ты достоин играть в НБА, то тебя найдут где угодно. То же самое и с NCAA — если ты хороший игрок, то ты однозначно не потеряешься!

Котов: Я считаю, что в NCAA просто больше скаутов, которые могут тебя заметить. Хотя, конечно, в первую очередь все зависит от игрока. Если есть желание и игрок делает все возможное для того, чтобы его заметили, можно попасть в НБА из многих лиг.

Диденко: Для американских игроков точно легче попасть в НБА из NCAA. Для европейцев все немного по-другому. Если молодой игрок уже разыгрался в Европе и показывает уровень, то лучше уже играть там. В последние годы все больше и больше скаутов едут в Европу эвакуировать игроков. В Америке, конечно же, легче попасть в НБА, если ты доказал, чего стоишь, против американцев.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Перехват» и читайте оперативные новости, аналитику и эксклюзивные интервью.