Вырубил судью кулаком и добил ногами. 20 лет назад Руслан Авлеев стал «русским Баркли»
7 ноября 2000 года УНИКС дома проиграл «Бешикташу» (60:65) в Кубке Сапорты. Результат неожиданный, но эта игра быстро бы забылась, если бы не один инцидент. Тяжелый форвард УНИКСа Руслан Авлеев избил сербского судью Миливойе Йовчича, так что последнего пришлось доставлять в больницу.
УНИКС (Казань) – «Бешикташ» (Турция) – 60:65 (21:17, 18:18, 8:14, 13:16)
7 ноября. Казань. Дворец спорта. 3900 зрителей
Судьи – Миливой Йовчич (Югославия), Збигнев Шпилевский (Польша).
УНИКС: Юдин (7), Яйло (17), Уисби (9), Ев.Пашутин (7), Авлеев (5) — с.п., Корнев (2), Самойленко (0), Грачев (6), Микс (4), Кубраков (3). «Бешикташ»: Гюлер (13), Бесок (8), Эли (15), Мещеряков (17), Айдын (9) — с.п., Таш (3).
Авлеев — один из самых талантливых российских баскетболистов на стыке конца 90-х-начала 2000-х. Он поиграл за лучшие российские клубы ЦСКА, УНИКС, «Урал-Грейт», а также за именитый «Виртус» из Болоньи. Конечно, УНИКС в этом списке занимает особое место.
«В Казани был культ Авлеева. Он по национальности татарин, был любимчиком публики. Что делало его уникальным? Во-первых, он забивал чуть ли не 100 процентов штрафных. Во-вторых, был очень силен физически – его практически невозможно было остановить. Я умел находить с ним общий язык. Однажды он даже приезжал ко мне на дачу. У меня остались очень положительные воспоминания о нем и немного отрицательных», — приводит слова президента УНИКСа Евгения Богачева «Бизнес Онлайн».
К огромному сожалению, Авлеев в первую очередь ассоциируется не своими успехами на баскетбольной площадке, а в связи с нападением на арбитра. За 5 минут до конца матча Авлеев пошел на жесткий контакт с соперником из «Бешикташа». Реакции арбитра не последовало. Руслан посчитал, что на нем сфолили и судья Йовчич принял неверное решение. Выразить свое недовольство он решил самым радикальным образом, о чем впоследствии пожалел.
Авлеев сначала бросил в Йовчича мячом, а затем ударил его кулаком. Сербский судья упал на паркет, после чего Руслан ударил его ногой по голове. Конечно же, Авлеева сразу удалили с площадки. Йовчича доставили в госпиталь, где ему была оказана первая медицинская помощь.
Тем временем коллега Йовчича польский судья Збигнев Шпилевский сразу же после инцидента сигнализировал о прекращении встречи. Игроки «Бешикташа» тоже не горели желанием продолжать матч. Однако делегат ФИБА настоял доиграть оставшиеся 5 минут. УНИКС вырвать победу не сумел, но это уже мало кого волновало. Стало очевидно, что под угрозой срыва оказалась карьера 24-летнего Авлеева, который в сезоне до этого стал самым результативным игроком Суперлиги, набирая в среднем за игру по 25,3 очка.
Вот как оценил ситуацию генеральный секретарь Федерации баскетбола России Юрий Погорелкин.
«На мой взгляд, хулиганские действия Авлеева могут иметь самые серьезные последствия. В ближайшие дни рапорт комиссара будет рассмотрен на комиссии Международной федерации баскетбола. Не исключено, что россиянина дисквалифицируют на много лет, а то и пожизненно… За последние годы в нашем спорте, как, впрочем, и в других странах, происходило немало скандальных инцидентов. Но этот горе-баскетболист, подняв руку на арбитра, превзошел все прежние случаи. Это тем более неприятно, что Авлеев – игрок национальной сборной России, участник Олимпийских игр в Сиднее, претендовал на роль лидера УНИКСа», – цитирует Погорелкина trud.ru.
Как зафиксировал «Спорт-Экспресс», в эфире крупнейшего казанского телеканала было сказано: «Руслан Авлеев был не только символом баскетбола в республике, но и лицом Национального банка Татарстана. Теперь и банку, и УНИКСу придется искать новых героев».
Было очевидно, что Авлеева отстранят. Вопрос заключался лишь в том, на какой срок. Еще летом Руслан мог стать игроком «Панатинаикоса», а теперь сомневался в том, останется ли он в баскетболе вообще.
«Вряд ли когда-нибудь смогу вновь выйти на площадку в форме УНИКСа, – предполагал Авлеев. – Ощущение гадливое. Особенно стыдно перед мэром Казани Камилем Исхаковым. Он ко мне относился почти как отец, а я...».
Через пару дней ФИБА дисквалифицировала Авлеева на два года. УНИКС оштрафовали на 20 000 немецких марок. РФБ чуть позднее повторила вердикт ФИБА. Самых суровых мер в виде пожизненного отстранения избежать удалось. Более того, Руслан оставался вне баскетбола не весь положенный срок. Через 5 месяцев дисквалификацию отменили. У УНИКСа были проблемы в борьбе под щитом. Представители команды решили ходатайствовать перед федерацией об уменьшении срока наказания Авлеева. Поначалу в РФБ отнеслись к этой просьбе прохладно, но президент УНИКСа Евгений Богачев убедил коллег из других клубов дать форварду шанс вернуться в большой баскетбол.
«Конечно, ощущения самые приятные. Приятнее, наверное, может быть только рождение ребенка. Во вторник мне позвонил вице-президент УНИКСа Александр Щербаков, принимавший участие в заседании исполкома РФБ вместе с Евгением Богачевым, и сообщил о решении федерации... Честно говоря, я не ожидал такого развития событий, о чем в воскресенье прямо сказал главному тренеру УНИКСа Станиславу Еремину, с которым мы беседовали по поводу тренировок. Наставник спросил, когда я буду заниматься с основным составом, на что я отреагировал без особого энтузиазма, поскольку не верил в свою реабилитацию… Пять месяцев не был на матчах УНИКСа.. Я даже отключил дома спортивный канал НТВ+, чтобы не смотреть баскетбол, не травить душу, газет в руки не брал по той же причине. Надо было просто отдохнуть от любимого дела. Правда, мне постоянно звонили разные агенты, предлагали какие-то фантастические варианты, словно не знали о моей двухлетней дисквалификации во всех турнирах ФИБА. Да я и сам не спрашивал ни о чем. Зная, что у меня есть контракт, хотя он и приостановлен, только с УНИКСом, ехать никуда не собирался», – цитирует Авлеева unics-kazan.narod.ru.
Стоит отметить, что Авлеев не только покалечил Йовчича, но и сам получил повреждение. Руслан травмировал руку, когда заехал сербу по челюсти. На его кисти остался шрам. Это могло сказаться на площадке.
«Врагу не пожелаю, очень сложный перелом оказался, да еще и с заражением. Только в гипсе пришлось держать кисть 55 дней, и все это время руку нельзя было мочить. Первую неделю вообще спать не мог из-за боли, нельзя было даже вниз руку опускать... Посчитал как-то – к своим 25 годам у меня было 8 переломов, но этот оказался самым сложным и болезненным», — отметил Авлеев.
Евгений Богачев подчеркнул, что вернуть Авлеева в игру было непросто. Дисквалификацию отменили только на российские турниры. Игрок столкнулся с урезанием зарплаты.
«Очень сложно было добиться возвращения Руслана в баскетбол. Поначалу многие, в том числе и президент РФБ Валерий Кузин, были против — мол, это здорово усилит УНИКС и если скостить срок, то уж лучше с нового сезона, поскольку Авлеев может уехать за границу. Как же тогда, спрашиваю, «Урал-Грейту» позволили заявить сначала Михаила Михайлова, а затем и Сергея Панова? Разве это не усиление пермяков? УНИКС же не возражал. Руслан — единственный татарин в УНИКСе, посмотрите на свои команды — кругом американцы и югославы, а тут любимец публики, ставший игроком сборной России именно в Казани. Это наш парень, и он должен играть в УНИКСе. Вы посмотрите, как нас судят в Европе — как зверей! Надо же понимать наши проблемы... В общем, в итоге никто против не голосовал. 8 мая, когда Руслан сможет играть за УНИКС, мы возобновляем с ним контракт, приостановленный на время дисквалификации. Естественно, прежних денег он не получит, платить будем меньше, он ведь не помог нам в Кубке Сапорты. Посмотрим, как будет играть. Кроме того, на этом заседании ЦСКА за неявку на матч в Минводы был оштрафован на 30000 долларов, хотя я предлагал на 100000. Уговорили пожалеть армейцев, не снимать их согласно регламенту с турнира Суперлиги», — заявил Богачев.
После игры с «Бешикташем» имя Руслана Авлеева стало в некотором роде нарицательным. Фанаты с трибун часто грозили судьям расправой «в стиле Авлеева». Руслана называли «русским Баркли» в честь известного провокативной манерой игры легенды НБА Чарльза Баркли. Но Авлееву было не до шуток. Повезло, что Йовчич не стал усложнять ему жизнь, хотя имел такую возможность.
«Честно скажу, сейчас об этом даже вспоминать страшно. Тогда я элементарно не выдержал и сорвался. Слава Богу, что Йовчич после всего, что я учудил, нормально ко мне отнесся. Не то чтобы простил, но не стал портить мне жизнь. Другой на его месте сгноил бы... Я приехал к нему в гостиницу после того, как съездил в больницу, где мне прооперировали руку. Руководство предложило сходить – я и пошел. Правильно, считаю, сделал... Отразился ли этот случай на моей жизни вне площадки? Почти сразу от меня ушла жена. В клубе многие стали смотреть на меня как на дикого зверя. Некоторые «друзья» исчезли на долгое время из поля зрения – зато научился лучше разбираться в людях. Спасибо, что хоть руководство команды не разорвало со мной контракт – в принципе было за что. Но, думаю, они поступили по-своему верно», – цитирует Авлеева «Московский Комсомолец».
Кроме собственно полугодичного простоя без игровой практики и плохой формы, существовал психологический фактор – нужно было возвращаться в игру с изрядно подпорченной репутацией. Хотя Авлеев этому аспекту особого значения не придавал.
«С психологом я не общался. Да дело даже не в психологе, просто весь этот поступок — стечение многих накопившихся обстоятельств. Я не вижу необходимости работать с психологом. Я не американизирован и нормально вышел из этого стресса благодаря своим родителям, друзьям, знакомым, которые меня поддержали. Спасибо им. Я просто решил, что выберусь сам из этого состояния без помощи медиков», – утверждал Авлеев в интервью «Советскому спорту» в апреле 2001 года.
Руслан Авлеев вернулся в игру в мае и помог УНИКСу дойти до финала Суперлиги, где казанская команда уступила «Урал-Грейту». По возвращению в основную команду вес форварда составлял 117 килограммов. Он быстро сбросил около десяти килограммов, но «сделать разницу» в серии с «Урал-Грейтом» не сумел.
«Я очень пожалел – не о том, что остался в УНИКСе, а что не уехал из России. Просто так сложились обстоятельства в связи с разделом Евролиги на УЛЕБ и Супролигу. Они внесли свои коррективы, и мне пришлось остаться. Сейчас я хочу только играть, тренироваться и набрать форму, а по поводу контракта говорить еще рано. Я с удовольствием поеду за океан, если у меня будет приглашение. Еще неизвестно, как все сложится, и потому не хочу загадывать, но у меня есть большое желание поехать в Америку», – отмечал Авлеев.
Продлевать соглашение с Русланом УНИКС не стал. Мечта поиграть в НБА тоже не реализовалась. Президент «Урал-Грейта» Сергей Кущенко оказался не столь щепетильным. Он не побоялся репутационных рисков из-за контракта с Авлеевым. Это принесло свои плоды.
«Все началось с того скандального эпизода с судьей Йовчичем. Я тогда не встретил даже малейшей поддержки со стороны УНИКСа. Знаешь, как было обидно? Отдал клубу столько сил и эмоций… Да, ударил судью… Я виноват, признал это сразу. Но ни президент УНИКСа Евгений Богачев, ни тренер Станислав Еремин меня не поддержали. Отношение было такое, будто я человека убил.
А Сергей Кущенко (на то время президент «Урал-Грейта» и вице-президент РФБ по международным связям, — авт.) тогда похлопотал за меня, скостил международную дисквалификацию (международная дисквалификация Авлеева была снята сразу же после перехода игрока в «Урал-Грейт» летом 2001 года, - авт.). В итоге, я принял его предложение. Думаю, любой в моей ситуации тогда поступил бы также. Я скажу, что ни разу не пожалел потом о своем решении. «Урал-Грейт» был просто феноменальным клубом по организации. Я рад, что удалось поиграть в той команде», – рассказал Авлеев в интервью «Бизнес-Онлайн». Кущенко лоббировал отмену дисквалификации Авлеева на европейском уровне. В сезоне-2001/02 Руслан стал вторым лучшим скорером «Урал-Грейта», набирая в среднем 18,6 очка и 6,2 подбора в Евролиге. Особо отметился в игре против «Реала» (95:88) в Мадриде – 26 очков, 10 подборов, 42 балла эффективности и звание MVP тура. Подопечные Сергея Белова вылетели на стадии топ-16 сильнейшего клубного турнира Старого Света. Зато снова взяли титул чемпиона России. В общем, переезд в Пермь сполна себя оправдал.
Сезон-2002/03 Авлеев провел в болонском «Виртусе», где его одноклубниками были будущие игроки ЦСКА Матьяж Смодиш и Дэвид Андерсен, а также продолжающий по сей день карьеру атакующий защитник «Сан-Антонио» Марко Белинелли. Затем Руслан возвращался в хорошо знакомые места: «Урал-Грейт» (2003/04) и «УНИКС» (сезоны 2004/05 и 2005/06 транзитом через московское «Динамо»). В Казани Авлеев и завершил карьеру в 2006, после чего взял паузу длиной в три годе. В 2009 Авлеев перешел в ижевский «Купол-Родники». Через два года окончательно завязал с игрой на профессиональном уровне.
В первые годы после завершения карьеры Авлеев набрал порядка 50 лишних килограмм и практически перестал играть в баскетбол, однако затем вновь набрал форму, которая позволила ему выйти на площадку. В январе 2018 команда Авлеева победила сборную лучших игроков Казани (81:79). Именно Авлеев взял решающий подбор на последних секундах матча, перечеркнув попытки сборной Казани добить мяч после штрафного, чтобы сравнять счет.
Авлеев следующим образом описывает свою жизнь после завершения карьеры.
«Часто хожу в тренажерный зал, в игровой – пореже. Далековато ехать. Но баскетбол все равно остается в моей жизни. Недавно ездил на турнир ветеранов в возрасте 40+. Играл там за команду Екатеринбурга. Еще в Удмуртии есть любительская лига, выступаю там. У нас один матч за две недели, а тренируемся мы три раза в неделю. После завершения карьеры купил коммерческую недвижимость, сдаю теперь ее в аренду. Так поступают многие спортсмены – не только в России. На такое дело непросто накопить, зато схема очень упрощенная», – цитирует Авлеева «Бизнес Онлайн».
Сейчас Авлеев занимает пост спортивного директора «Купол-Родников». Руслан периодически дает интервью медиа Татарстана, делится мнением по поводу современного УНИКСа под руководством Димитриса Прифтиса. Греческий тренер внушает Руслану доверие.
Спустя годы Авлеев начал немного по-другому смотреть на инцидент с Йовчичем.
«Предвзятого судейства в том матче не было. И каких-то личных счетов у нас с ним не было. Я хорошо помню тот момент. Меня там чуть не уронили, Йовчич стоял рядом и вместо фола свистнул мне пробежку. Ну, я на эмоциях бросил в него мячом, который был у меня в руках. Попал не так сильно, как хотел, немного промахнулся. Но мне показалось, будто Йовчич со свирепыми глазищами начал переть на меня. Какая первая реакция у человека, когда на него танком с напыщенными ноздрями идет человек? Я его ударил… Если бы Йовчич сразу отошел, то ударов вообще бы не было. Во многом он сам вынудил меня это сделать. Возможно, если бы еще мячом я не промахнулся, а попал точно в него, то наверно потом воздержался бы от удара. Но потом, конечно, я все осознал. Через 12 часов после игры я был у него в гостинице, извинился перед ним, заплатил все штрафы. Мы поговорили, он оказался хорошим парнем, в принципе он меня понял. Потом судил матчи с моим участием, все было нормально.
Кстати, вспомнился один любопытный случай. Как-то раз мы вместе со сборной приехали на международный турнир в Белград. Это был 2002 год. Сыграли там. После матча даем интервью, телевидение, все как положено. И вдруг ко мне подбегает целая толпа ребят, и начинают брать у меня автографы, фотографироваться, жать руку. Я сначала не понял. Оказалось, что это были лидеры местного фанатского движа. Они же там вообще отвязные. У них там война между «Партизаном» и «Црвеной Звездой». В каком-то из этих дерби Йовчич нехило накосячил. Вот болельщики и называли меня героем, благодарили. А я впал в ступор. Как себя вести? Улыбаться им, кивать головой перед камерами? Глупо. Я же вроде бы уже публично извинился, признал вину. Но и игнорировать парней нельзя было», — рассказал Авлеев «Бизнес-Онлайн» в интервью 2013 года.
Что касается реакции в Сербии, то она была неоднозначной. Сам Йовчич об инциденте с Авлеевым предпочитает не высказываться. Мнение фанатов разнится, что подтвердил сам Руслан. В общем кампании по превращению Авлеева в суперзлодея не было.
К слову, Йовчичу сейчас 46 лет и он до сих пор работает на матчах Евролиги.
15 декабря 2016 года УНИКС потерпел поражение от «Басконии» в матче 12-го тура регулярного чемпионата Евролиги со счетом 91:92. Игру обслуживал Йовчич, и снова не обошлось без скандала. За четыре секунды до конца при счете 91:90 в пользу УНИКСа «Баскония» промахнулась. Но игроки «Басконии» получили повторный шанс на атаку из-за того, что табло не считывало время, а судья не завел свой секундомер. Во второй раз испанцы добыли победные два очка — Торнике Шенгелия был точен с линии штрафных.
«Помните случай между сегодняшним арбитром и Авлеевым много лет назад? Видимо, Руслан был прав», – сказал после матча главный тренер УНИКСа Евгений Пашутин.
«Помните, наш Руслан Авлеев рубанул сербского судью, пару вставных зубов ему выбил? Так этот судья через 18 лет нам отомстил! Мы играли в Евролиге и выигрывали одно очко. До окончания игры оставалось 11 секунд... и их атака. Бросают — мимо кольца. А судья сказал, что время не пошло, что столик не запустил основное время, в итоге переиграли этот момент. Хотя запустить время должен был он. И наши противники попали — два очка», — согласился Евгений Богачев.
Вряд ли у Йовчича есть предвзятое отношение, но он явно несчастливый арбитр для российских клубов Евролиги. В этом сезоне при его судействе «Зенит» дважды проиграл «Альбе» (65:85, 81:83), а также уступил «Анадолу Эфесу» (88:90), ЦСКА проиграл «Панатинаикосу» (102:106 ОТ), а «Химки» уступили «Зениту» (81:83). В последнем случае просто не существовало сценария, когда российский клуб не победит. В сезоне-2018/19 при Йовчиче ЦСКА дважды обыграл «Гран Канарию», но разница в классе между соперника настолько огромная, что испанцы просто физически не могли одолевать армейцев. Зато приносящий неудачу Йовчич «отыгрался» на «Химках», которые дважды при судействе серба уступали «Реалу», а также по одному разу «Баварии» и «Маккаби».
Инцидент между Русланом Авлеевым и Миливоей Йовчичем в 2000 году – случай, когда эмоции взяли верх над здравым рассудком. Руслан очень быстро это осознал. К счастью, это происшествие не завершило карьеру игрока. Однако репутация Авлеева все равно пострадала. До сих пор при упоминании форварда на ум сразу приходит именно удар сербского арбитра.
Фото: commons.wikimedia.org; БИЗНЕС Online; ilovezrenjanin.com
Мне очень «понравилось»—Он себе тоже руку повредил (смех да и только).
Он все осознал и пришёл к судье извиняться —Ага да—сначала покалечил, а потом дяди приняли решение—Иди малыш и скажи — Я все осознал и больше так не буду.
Вы то сами в это верите?
А теперь скажите —Чтобы с ним сделали после такой бандитской выходки в НБА?
Ему бы и сам Бог не помог — вот в чем разница!’!!!!!!!
Это судья с-ка увернулся, чем и спровоцировал на заряд по щщам. Но по щщам я тоже не попал хорошо, поэтому добавил с ноги. А вообще серб оказался неплохим парнем, не стал портить мне жизнь....
дебил
В челюсть он ударил, потому что мячом в голову не попал как следует и потому что судья на него пошел, а ногой пнул, потому что судья пополз на него? Или потому что руку ему травмировал?