«Мы обязаны сделать все, чтобы доиграть сезон». Президент Евролиги рассказывает о соглашении с профсоюзом и кризисной ситуации
Жорди Бертомеу надеется доиграть лучший сезон в истории.
- Евролига уже назвала сроки для возможного возобновления сезона. На данный момент как вы оцениваете финансовые потери клубов и Евролиги с учетом наилучшего и наихудшего сценария? И какими последствиями это обернется для европейского баскетбола?
– Пока сложно давать оценки, так как это зависит от того, как долго Европа будет испытывать отрицательные последствия коронавируса.
С 12 марта – с того момента, как мы приостановили соревнования – мы рассматривали все возможные варианты для возобновления сезона. На собрании акционеров Евролиги, которое состоялось 23 апреля, команды обсудили потенциальные проблемы: проблемы с передвижением, с транспортом, с закрытыми границами… При этом все единогласно, без каких-либо исключений, одобрили новый формат турнира и те сроки, в которые он должен продолжиться.
Клубы, лига и все наши партнеры – как и все сферы бизнеса по всему миру – уже ощутили на себе негативное влияние коронавируса. Масштабы ущерба будут зависеть от того, когда мы вернемся к нормальной жизни и при каких условиях наша работа возобновится. Сможем ли мы продолжить сезон или нет, когда наши болельщики вернутся на трибуны в сезоне-2020/21… Слишком много факторов, которые определят потери, пока нельзя предсказать. Сегодня уже понятно, что они будут очень значительным главным образом для клубов: они лишились домашних матчей и сопутствующих доходов.
Мы находимся в постоянном диалоге с нашими клубами и обдумываем все возможные сценарии для бизнес-стратегии/восстановления с краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективой.
- Насколько существенна необходимость (с финансовой точки зрения) все же спасать текущий сезон? Многие баскетбольные эксперты в России и Европе говорят, что делать этого не стоит…
– Евролига старается быть похожей на НБА – это баскетбольная лига, получающая доходы из источников по всему миру, клубы с наибольшими бюджетами многое сделали, чтобы выйти на такие позиции. Таким образом, очевидно, что финансовые факторы крайне значимы, но при этом столь важное решение было бы несправедливо и неверно сводить исключительно к деньгам.
Две недели назад я уже говорил о том, что главный фактор при принятии решении – не подвергать опасности здоровье наших игроков, тренеров и судей. Мы не будем подвергать угрозе здоровье наших болельщиков, не будем подвергать угрозе здоровье работников клуба, арены, лиги или граждан в целом.
Если власти и органы здравоохранения разрешат нам проводить матчи, если мы предпримем все действия, чтобы обеспечить безопасность участников соревнований, то убежден, что мы обязаны доиграть сезон. Должны не только потому, что у нас есть обязательства перед партнерами, но еще и – что важнее – у нас есть обязательства перед болельщиками. Мы существуем благодаря нашим болельщикам, и если можем, то обязаны подарить им то, что они любят больше всего на свете – баскетбол наивысшего качества. С октября и до приостановки в марте мы имели возможность наблюдать за сезоном, который все называли лучшим сезоном в истории Евролиги – сезоном, который подарил нам невероятные матчи. Наши арены никогда не собирали столько болельщиков, наши матчи (и по телевизору, и в интернете) никогда не собирали такую аудиторию. Болельщики – наш главный фундамент. И их поддержка будет решающей при принятии решения.
– Некоторые игроки (например, Майк Джеймс) выразили публичное несогласие по поводу соглашения между клубами и профсоюзом игроком. Вы не могли бы объяснить, чем обосновывалась необходимость урезать зарплаты игроков на 15% в том случае, если сезон будет доигран в полном объеме?
– Хотя некоторые игроки публично выразили скептицизм по поводу соглашения (это их мнение, мы его уважаем), большинство его приняло. Напомню, что в этом сезоне в Евролиге задействованы порядка 300 игроков.
Прежде всего, хотел бы поблагодарить всех наших игроков за то, что они поняли, в какой тяжелой ситуации мы все находимся – не только Евролига, но и все общество. Они поняли, что играют ключевую роль и помогают нам найти выход из этого кризиса. Мнение наших игроков многое значит для тысяч болельщиков по всему миру, болельщиков, которым сейчас очень непросто, и потому, я уверен, они по достоинству оценили это решение.
Сокращение зарплат, хотя и не решит всех проблем, окажет положительное влияние на ситуацию в клубах. Все прилагают огромные усилия для того, чтобы помочь лиге и клубам в скором времени вернуться с наименьшими потерями, и игроки в данном случае продемонстрировали преданность делу.
Соглашение с профсоюзом предусматривает минимальный стандарт обязательств для клубов и игроков не только в том, что касается зарплат, но и других областей. Оно так же предоставляет всем участникам гарантии, что его условия будут соблюдаться, так как у лиги есть механизмы для отслеживания и введения санкций в случае любых нарушений. Это очень важное соглашение, первое в своем роде для Евролиги. Еще более ценным его делает то, что оно было достигнуто в такие непростые времена – это показывает единство всех акционеров.
- Вы не могли бы рассказать о самых спорных моментах во время переговоров?
– Я бы предпочел не распространяться о специфике переговорного процесса из уважения ко всем заинтересованным сторонам. Очевидно при этом, что основные трудности были связаны с тем, что наши клубы представляют разные страны: это подразумевает большие отличия в реалиях, в законодательстве, в налогообложении, плюс разные ситуации. Всегда очень сложно искать решение проблемы с точки зрения единого целого, а не конкретной команды.
Евролига берет на себя такую миссию. Замечательно, что у нас есть для этого полная поддержка наших клубов.
Позвольте мне также отметить, что переговоры не подразумевали какого-то спора Евролиги и клубов с одной стороны и игроками с другой. Это представление очень далеко от реальности. Переговоры проходили с четким пониманием основных принципов, которые разделают все стороны: все это необходимо для того, чтобы иметь хорошие перспективы в будущем после завершения пандемии.
- Какие еще опции для соглашения рассматривались?
– Был лишь еще один вариант: каждый клуб мог достигнуть договоренности со своими игроками в индивидуальном порядке. Но мы решили, что соглашение, которое связывало бы все клубы, было в интересах всех участников. Всем клубам было понятно, что единственный оптимальный вариант – это договор с профсоюзом игроков, который давал бы гарантии и защиту представителям всех сторон.
- Многие игроки и тренеры говорят о том, что нет условий для продолжения текущего сезона. Обсуждался ли этот вопрос с профсоюзом? Какое мнение у большинства?
– Если посмотреть на сложившуюся ситуацию, то это справедливый анализ. Прямо сейчас нет достаточно благоприятных условий для того, чтобы возобновить сезон. Именно поэтому мы проговорили, что матчи будут сыграны только в том случае, если нам удастся обеспечить безопасность всех участников, а власти дадут добро на проведение турнира.
Естественно, что это специально обговаривалось на переговорах с профсоюзом игроков – они не только согласились с этим тезисом, но и согласились продлить действующие на сезон-2019/20 контракты до 31 июля 2020 года. Это позволит нам завершить сезон в июле, если мы получим разрешение от органов здравоохранения.
Что ясно на 100 процентов – это то, что на нашем последнем заседании акционеров все наши клубы поддержали идею завершить этот сезон. Очень важно, чтобы мы все придерживались решения, которое одобрили всего несколько дней назад. Пока остается надежда, у нас есть обязательства сделать все возможное для того, чтобы доиграть сезон.
- Два клуба («Олимпиакос» и «Панатинаикос») голосовали против соглашения. Вы всегда говорили о том, что различия между странами – в налогообложении и других сферах – мешают лиге осуществлять более строгий контроль, например, за финансовой деятельностью клубов. Почему же сейчас важно было принять общее соглашение, а не дать возможность клубам самостоятельно решать этот вопрос?
– Мы никогда не раскрываем детали закрытых дискуссий, только рассказывает об итоговых решениях. Мы – единое целое и принимаем решение как единое целое. И придерживаемся принятых решений как единое целое.
С первого дня мы хотели, чтобы все клубы лиги пришли к этому общему соглашению, соглашению, которое помогает клубам выстраивать отношения с игроками. В противном случае возобновление сезона было бы поставлено под угрозу: только сравните один договор между двумя организациями (Евролигой и профсоюзом игроков) с 300 договоров между каждым клубом и всеми игроками.
Наши клубы – это наши акционеры. Нам всем нужно двигаться в одном направлении, чтобы расти, и в данной ситуации решить затруднение. Еще до всей этой ситуации с коронавирусом мы вели переговоры с профсоюзом по поводу масштабного соглашения, напоминающего коллективное соглашение между НБА и профсоюзом игроков НБА. Для наших игроков это естественный шаг, который напрашивается после того, как в Европе появился контрагент, представляющий интересы всех выступающих здесь игроков. Данное соглашение родилось при печальных обстоятельствах, но оно обозначает то направление, в котором мы все хотели бы двигаться: оно создает хорошую базу и для клубов, и для игроков.
- В результате пандемии многие клубы Евролиги оказались в сложной ситуации. Во время недавней пресс-конференции вы говорили о том, что это может привести к глобальным изменениям внутри лиги. Считаете ли вы, что в числе таких изменений возможно появление ограниченной зарплатной ведомости, ограничений по контрактам и другие меры финансового регулирования?
– Сейчас сложно говорить о каких-либо изменениях, хотя абсолютно точно, что они будут. Всем бизнесменам по всему миру нужно будет в большей или меньшей степени пересматривать многие аспекты их деятельности после пандемии коронавируса. Будем надеяться, что мы тоже сделаем это, чтобы в итоге стать лучше.
В данном случае мы можем с гордостью заявить, что у нас есть соревновательное преимущество. Философия Евролиги всегда состояла в том, чтобы принимать перемены как необходимую эволюцию и воплощать их в жизнь.
Все изменения, которые вы перечислили, будут рассмотрены Евролигой. Но важно понимать главное: благоприятные перспективы для наших клубов подразумевают благоприятные перспективы для наших игроков, так как их интересы связаны между собой.
Мы хотим и дальше прогрессировать в очень многих аспектах, и данная ситуация, по всей видимости, показывает, что нам необходимо ускорить процесс реформирования. Так наши позиции будут более стабильны и помогут нам чувствовать себя лучше перед лицом непредвиденных обстоятельств.
- Не могли бы вы объяснить, как, на ваш взгляд, в данных обстоятельствах европейский баскетбол может стать лучше?
– У европейского баскетбола огромные перспективы. Евролига переживала лучшие моменты своей истории. Рекордная посещаемость, рекордная телеаудитория, рекордный интерес болельщиков, рекордная вовлеченность в соцсетях… Это все показывает, что мы на правильном пути, но так же говорит и том, что нам необходимо корректировать традиционные проблемы. Нам нужно прибавлять и как можно быстрее.
Эта ситуация так же показала, насколько важно для наших болельщиков чувствовать внимание наших клубов, игроков и тренеров. Они всегда поддерживали нас, и прямо сейчас нам нужно доказать, что мы заботимся о них и всеми силами помогаем обществу вернуться к нормальной жизни. Владельцы наших клубов, сами клубы, игроки, тренеры, легенды и наши партнеры в эти непростые времена всячески стараются помочь людям, жертвуют довольно крупные суммы, и это заставляет нас гордиться тем, что мы являемся частью одной семьи.
Фото: euroleague.net; Gettyimages.ru/Handout / Handout; globallookpress.com/Nicholas Muller/Keystone Press Agency, Lato Klodian/imago sportfotodienst