«Секс, наркотики и Бодирога»: у сербов в 90-х были нетрадиционные ценности. Деян Бодирога обыграл Россию и обрел статус бога
Сербы воспели Памелу Андерсон, Анну Курникову и футболистов.
Форвард Деян Бодирога – культовая личность для Сербии и бывшей Югославии. Настолько, что ему посвящали песни, которые становились вечными хитами. В 1998 году сербская рок-группа «Грязный инспектор Блажа и начальники» (оригинальное название «Prljavi Inspektor Blaža i Kljunovi») выпустила альбом «Seks, droga i Bodiroga» («Секс, наркотики и Бодирога»). Все это случилось на фоне победы сборной Югославии на чемпионате мира 1998 года в Греции. Тогда Югославия пережила первый этап распада и включала только республики Сербию и Черногорию. Страна приходила в себя после войны. Триумф на турнире был по-настоящему важным для общества, требовавшего разрядки. В финале Югославия вырвала победу в поединке против России (64:62) и в четвертый раз в истории стала чемпионом мира.
Главными творцами этого триумфа были Деян Бодирога и Желько Ребрача. На родине они стали настоящими героями. Особенно почитали Бодирогу. Песня «Seks, droga i Bodiroga» появилась не просто так. В Югославии среди молодежных субкультур распространилось граффити «Секс, наркотики и Бодирога» вместо привычного американского варианта «Секс, наркотики, рок-н-ролл».
Именно это граффити побудило лидера «Грязного инспектора» Игора Блажевича выпустить композицию «Seks, droga i Bodiroga», а затем назвать так же целый альбом, в который вошло еще несколько хитов.
Текст песни звучит следующим образом:
– Для нашего же блага нам нужно подняться в небо,
Бросьте, нам не нужен хлеб,
У нас есть свой бог,
Его зовут Бодирога,
На паркете он пугает всех.
Это то, чего нам не хватает,
Это то, что нам нужно,
Дайте нам игру Бодироги, нам не нужен хлеб.
Секс, наркотики, Бодирога,
Это имя моего бога.
В альбом вошли композиции «Dule Savić 3», «Arigo Saki bluz», «Lepa si Pamela» (в честь американской секс-дивы Памелы Андерсон ), заглавный трек про Бодирогу и другие хиты.
Игор Блажевич (лидер группы, тот самый «Грязный инспектор» Блажа) сам мог бы стать известным баскетболистом. Вместо этого он решил наслаждаться жизнью, купил первую бас-гитару и посвятил всего себя музыке и шоу-бизнесу, оказав значительное влияние на сербскую эстраду на стыке тысячелетий.
Блажевич в разное время был музыкантом, писателем, артистом, промоутером, радиоведущим, комиком, лидером политической партии, коллекционером виниловых пластинок, обозревателем, маркетологом. Но миру он больше всего известен именно как «Грязный инспектор», который уже два с лишним десятка лет находится на виду в сербской рок-тусовке.
Все началось с того, что Блажевич купил бас-гитару у Ивицы Вдовича, легендарного барабанщика группы «Sarlo akrobata». Кто-то по соседству сказал, что Вдович продает свой инструмент. Игор пошел навестить музыканта в его подвальной квартире в Белграде. После этого возникла группа «Fiskulturno lane» («Физкультурный переулок»), состоящая из Блажевича и его трех соседских друзей Боле, Попа и Мима. Репетиции проводили в подвале.
Первая песня под названием «Ne mogu bez nje» («Я не могу без нее») родилась на свет в 1980 году и остается достаточно популярной в Сербии в течение 40 лет. В 1996 году уже в группе «Грязный инспектор» композиция была перезаписана в виде ремикса под названием «Blaza i kljunovi», а затем еще раз переделана в 2002 году. Даже сегодня «Грязный инспектор» регулярно исполняет историческую первую композицию на концертах. Это единственная песня о любви в репертуаре рок-группы, кроме композиции о Памеле Андерсон.
1980-е – период свободы в жизни Белграда и Югославии. На каждой улице была музыкальная группа, которая делала свою музыку. Была какая-то свобода, которую сами югославы не до конца осознавали, но она оказала огромное влияние на молодых людей. Ощущение свободы можно объяснить смертью многолетнего диктатора Югославии Иосипа Броза Тито в 1980 году и начавшейся «оттепелью».
Музыкальная карьера Игора в какой-то момент зависла в воздухе. Блажевич окончил Высшую экономическую школу (сегодня известную как Высшая школа бизнеса) и в 1989 году получил работу в Национальном исполнительном совете в качестве одного из первых айтишников в Югославии. Хотя к этому занятию у Игора не было особой склонности. Он признается, что просто умел использовать несколько клавиш вроде Esc-Enter-Space и не более того. Хотя технологии в тот момент тоже не были сильно развитыми, так что к работникам такого плана серьезных требований не предъявляли. В 90-х годах Блажевич принял решение снова заняться музыкой, хотя на тот момент ему исполнилось почти 30 лет, что выглядело почтенным возрастом для рокера.
В 1994 году появилась группа «Грязный инспектор».
Ребята записали первый альбом «Plagijati i obrade». Мама Игора плакала, когда он сказал ей, что уволился с работы. Отец не разговаривал с ним месяцами.
«Я никогда не забуду тот день. Пришел домой, а мой отец читал новости про политику. Я сказал: «Привет, папа», а он просто посмотрел на меня, поднял газету и продолжил читать. Это был конец света в его глазах, поскольку я оставил надежное рабочее место в государственном учреждении, хорошую зарплату и все такое, чтобы заниматься чем-то, что он считал легкомысленным», — цитирует Блажевича 011info.
Однако Блажевич никогда не сожалел об этом решении. Игор пожертвовал не только стабильным рабочим местом, но и потенциально блестящей карьерой в спорте, чтобы заниматься музыкой. В 14-летнем возрасте Блажевича заметил известный баскетбольный тренер OKK «Белград» Горан Ристанович. Он сказал, что у Блажевича отличные данные для баскетбола, так как парень был высоким и худощавым. Сейчас у Блажевича рост 201 см, примерно как и тогда. Тренер спросил, не играет ли Игор в баскетбол. Блажевич ответил, что иногда бросает мяч с друзьями на уличной площадке. Ристанович сказал, что было бы здорово, если бы он стал игроком ОКК.
Блажевич ответил ему совершенно четко: «Тренер Ристанович, ты хочешь, чтобы я тренировался два раза в день, и у меня не было времени играть рок-н-ролл и флиртовать с девушками? Ни за что. Я хочу наслаждаться жизнью». Ристанович рассказывал эту историю друзьям в течение многих лет.
90-е годы в Сербии – эпоха кромешной тьмы и безнадеги. Группа «Грязный инспектор» пыталась привнести хоть что-то положительное в повседневность. Клип про Памелу Андерсон с этой задачей справился на отлично.
«Памела Андерсон была мечтой о месте, которое находится где-то далеко, где люди бегают по пляжу, где всегда светит солнце, и все счастливы. Памела в своем красном купальнике была мечтой любого подростка и пенсионера, и она все еще остается таковой сегодня. Когда мы исполняем песню «Lepa si Pamela» на концертах, вся публика, независимо от возраста, знает текст. Эта песня, а также такие хиты, как «Seks, droga, Bodiroga» и «Mnogo volim pivo» принадлежат ко второму и наиболее успешному этапу нашей группы, в чем наибольшая заслуга Ариго Саки. Именно он и его фантастическое мастерство композитора создали музыку и облегчили написание текстов для этих песен», – приводит слова Блажевича 011info.
Пик популярности группы «Грязный инспектор» действительно пришелся на вторую половину 90-х. В 2000-х наблюдался застой. В 2002 году группа выпустила второй студийный альбом Pare No Return, в котором были представлены несерьезные песни в жанре комиксов, а также не шибко популярные композиции, посвященные Джеймсу Бонду, Памеле Андерсон (ремейк старого хита) и Анне Курниковой.
Однако группа жила и продолжает жить. Начало 2010-х ознаменовалось некоторым подъемом «Грязного инспектора». Песня «Alez Yugoslavia» была посвящена участию сборной Сербии на чемпионате мира по футболу 2010 года.
13 декабря 2014 года группа отпраздновала 20-летие двумя выступлениями на Фестивале года SPENS в Нови-Саде, а затем в белградском клубе Fest. Затем случился трагический момент. Гитарист группы Милутин Петрович скончался 10 декабря 2016 года, не дожив один день до 49-го дня рождения.
Последний громкий трек «Грязного инспектора» – песня для сборной Сербии по футболу перед чемпионатом мира 2018 года в России.
Но времен «Секса, дроги, Бодироги» «Грязному инспектору» уже не видать. Блажевич признается, что его группа уже много лет фактически «паразитирует» на былой славе, которая пришла после хита про легендарного баскетболиста. Деян Бодирога – настоящий бог для спортивной Югославии. Это не преувеличение. Местная пресса именно так и называла Бодирогу — «бог».
«Сакраменто» выбрал Деяна под 51-м пиком драфта НБА 1995 года, но за океан в итоге так и не уехал, что позволяет ему входить во всевозможные топы лучших игроков, которые никогда не выступали в НБА. Затем Деян трижды выигрывал Евролигу в «Панатинаикосе» под руководством соотечественника Желько Обрадовича (2000, 2002) и в «Барселоне» под руководством другого соотечественника Светислава Пешича (2003). Сборной Бодирога принес 2 золотые медали чемпионата мира (1998, 2002), три золотые медали Евробаскета (1995, 1997, 2001), серебро Олимпийских игр (1996). Деян поиграл за всевозможные гранды Старого Света («Милан», «Реал», «Барселона», «Панатинаикос», «Виртус»), но пределы континента так и не покидал. Удивительная преданность, при том, что многие легенды европейского баскетбола хотя бы на год пробовали себя в НБА (Хуан Карлос Наварро, Вассилис Спанулис, Шарунас Ясикявичюс).
На момент создания хита «Секс, дрога, Бодироге» Деяну было 25 лет. Не слишком зрелый возраст для игрока, чтобы обрести культовый статус. Но только не для Бодироги. Деян Бодирога — авторитет колоссального масштаба у себя на родине. Он менял жизнь многих людей. Группа «Грязный инспектор Блажа» является тому примером.
Фото: twitter.com/FIBAWC; nekirok.com
Расцвет рок-музыки происходил в Югославии все 1970-е. А Тито на замечания, что у вас какие-то мол крамольные группы свободно играют, говорил, что не надо мешать молодёжи развиваться. Недаром в Югославии старейшие ежегодные рок-фестивали в Европе существуют.
Автор испортил хороший текст невежественным высером про политику. Досадно.
Так что да, дед хотя бы не прибывал в маразме и не мешал своей стране жить, потому никакая оттепель особо и не требовалась.