Матч, который влюбил меня в баскетбол. Редакция и читатели Sports.ru ностальгируют
Вы в блоге «Что сегодня делать без баскета?» Здесь мы каждый день предлагаем, как вам занять себя чем-то баскетбольным, когда баскетбола вроде бы и нет.
❤️🏀
Сегодня авторы и пользователи Sports.ru вспоминают тот момент, когда баскетбол захватил их и больше никогда не отпускал. Делитесь своими воспоминаниями и вы!
Кирилл Свиридов, самый старый баскетбольный автор сайта
8 за 8,9 (1-я игра полуфинала Востока-1995)
Понятия не имею, как выглядят глисты, но всегда был уверен, что в увеличенном виде они напоминают Реджи Миллера. Лысые, склизкие, перекошенные, отвратительные.
Мне было 13, и к этому моменту я хорошо уяснил две сугубо баскетбольные истины. Первое: когда на площадке до тебя ############ скины, нужно говорить, что слушаешь «Нирвану». Второе: конкретно этот субчик из «Индианы» – человеческий эквивалент занозы в жопе: дерзит всем и даже Джордану, пользуется своим рахитичным обликом, чтобы пихаться направо и налево, притворяется звездой, хотя не умеет ровным счетом ничего, ну разве что бросать трехочковые (что, естественно, является приемом из 33, но не из баскетбола).
На стене висел постер с данком Джона Старкса через весь «Чикаго», так что от серии «Никс» – «Индиана» в этот майский день я ждал уверенного закатывания в асфальт лысого самозванца. И поэтому ход той игры разочаровывал: всю дорогу я не мог понять, кому вообще взбрело в голову показывать в рамках «Лучших матчей НБА» (то есть в записи) предвкушаемое даже ребенком избиение.
«Нью-Йорк» вел 105:99 за секунды до конца. А я в очередной раз проклинал канал «Россия». «Лучшие матчи НБА» там всегда стояли в программе днем в воскресенье, но очень часто отменялись. Одно из главных воспоминаний того времени – мучительное наблюдение за телевизором в надежде, что сегодня баскетбол хотя бы перенесли на полчаса, ну на час, ну на полтора часа, ну на два… Ну на неделю… И бесконечные убитые планы. Канал «Россия» в итоге грамотно закрылся: там никогда бы не расплатились за потерянные часы моего детства.
И тут Реджи Миллер выдал 8 очков за 8,9 секунды.
Трехочковый. Тут же перехват, несколько шагов назад и еще трехочковый. Промахи Джона Старкса с линии. Подбор Патрика Юинга, промах со средней. Фол на Миллере, который был быстрее всех на отскоке. Два попадания и очередное бахвальство в послематчевом интервью.
У меня был такой шок, что в тот момент я совершенно забыл, за кого болел. И тогда понял, что это вообще второстепенная вещь.
В тот момент появилась и третья баскетбольная истина: баскетбол полон чудес и стоит того, чтобы их ждать и жертвовать чем-то другим.
Канал «Россия» и Реджи Миллер, так и быть, прощаю.
Орест Дыда, редактор «Трибуны» Sports.ru
37 очков Клэя за четверть
Я регулярно смотрю баскетбол меньше шести лет – до этого пару раз случайно натыкался то ли на прямую трансляцию, то ли на запись матча «Сан-Антонио» – «Кливленд» (возможно, это был финал-2007, но я плохо помню – мне было что-то около 10), а из баскетболистов знал только Джордана, Кобе, Леброна и Данкана (последнего – как раз из-за того матча).
Точно не знаю, почему вдруг решил залететь в баскет, но это произошло где-то после старта сезона-2014/15. Помню, что как-то включил матч Уэстбрука против «Сан-Антонио» (Дюрэнт тогда был травмирован), и Расс швырнул 30 бросков; помню, что долго не мог понять, почему «Лейкерс» с супермегазвездой Кобе так ужасны (и спрашивал об этом в конференции Панченко); помню, как читал буквально каждую новость про НБА в баскетбольном разделе Sports.ru и потихоньку погружался в тексты Свиридова.
Но все это было больше на уровне любознательности – футбол остался на первом месте, и я не был готов вставать в 4 утра, чтобы посмотреть игру «Оклахомы» или «Хьюстона». Все изменилось в январе 2015-го: я увидел новость про рекордные 37 очков Клэя Томпсона за четверть, моментально впечатлился и пошел смотреть, что же там произошло.
Если вы видели тот матч, то дальше, кажется, объяснять не обязательно. Да, это даже не плей-офф, а четвертую четверть можно было вообще не играть, но это неважно. Если бы не та игра, я бы наверняка бросил смотреть НБА.
За следующие четыре года Клэй выдал еще три великих перфоманса, но тот, первый, всегда будет моим любимым.
Максим Коршунов, автор блога God Damn It!
Последнее чемпионство «Селтикс»
Все свое детство я занимался, как и многие дети, баскетболом и футболом вместе. Позднее я понял – баскетбол мне нравится больше, и сразу возникли вопросы:«На кого я похож? Чью джерси должен купить? На кого ориентироваться?»
Действие происходило в конце лета 2008 года, и мои познания о баскетболе были на уровне хайлайтов и топов игровых моментов за день. Я сложил свои воспоминания по игрокам из хайлайтов и наигранных часов в NBA 2K со своим отвратительным броском, неплохим розыгрышем и неуступчивостью.
Черт, да я же Рэджон Рондо!
Как раз «Бостон» стал чемпионом, а мой новоиспеченный кумир был важной частью команды-чемпионов, так что я и решил начать с хорошего – 6-й игры финальной серии 2008 года.
Первое, что бросилось в глаза – Рондо не просто самый маленький на площадке, но и самый хиленький, и это мне понравилось еще больше, ведь сам я был тем еще дрищом. В том матче он мне казался абсолютно лучшим игроком – он сделал 6 перехватов, выхватывая мячи на опережениях и выбивая у зазевавшегося Газоля, все атаки «Селтикс» идут через маленького Рондо, а сам он бесстрашно лезет под кольцо делать лей-апы в стиле Кайри задолго до Кайри.
Вообще это была не лучшая игра Рондо – всего 8 из 20 с игры, но его заряженность, неуступчивость и умелый розыгрыш заставляли меня много раз влетать в толпу соперников в краске и пытаться скинуть мяч на дугу.
Сама игра получилась без интриги, но в лице Рондо я нашел того игрока, которым хотел быть, уже потом я увидел психованного Гарнетта, который грызет каждый уголок паркета, флегматичного Аллена, вальяжного Пирса, неуклюжего Газоля, недооцененного Одома и, конечно, Кобе. Прошло больше 10 лет, но серию 2008 года я пересматриваю стабильно каждый год, а джерси Рондо висит над кроватью.
Павел Хрусталев, автор телеграм-канала «Люблю кино и спорт»
Папалукас перерезает горло «Тау» в 2004-м
Как ни странно, в баскетбол меня за руку привела вовсе не НБА. Было время, когда я felt devotion и полагал, что Душан Ивкович – лучший тренер мира. Во всем прошу винить пропаганду «Спорт-Экспресса» и федерального ТВ, хотя отрочество, проведенное в обнимку с европейским баскетболом, я не променяю ни на что.
Наверное, первым баскетбольным матчем была та игра между ЦСКА и «Таугресом», в концовке которой великий Папалукас резал себе горло ладонью. Это был март 2004 года. Каким-то образом я оказался у телевизора с включенной баскетбольной трансляцией. Я ничего не понимал в тактике, зато мне понравилось сочетание имен и фамилий Теодораса Папалукаса и Арвидаса Мацияускаса. Моему слуху вообще всегда были приятны литовские и греческие наименования, и в то время большинство моих симпатий решалось именно таким своеобразным лингвистическим образом.
Как выяснилось позже, баскетбол был действительно экстра-уровня. Тогда я этого не понимал – не с чем было сравнивать – но понял позже. Кстати, проверяя сейчас протокол той игры, я немного офигел – оказывается, в том матче принимали участие еще Кальдерон, Приджиони, Носиони, Сплиттер, Холден, Туркан и прочие. В присутствии таких прекрасных свидетелей связать большу́ю часть своей жизни болельщицкими узами с баскетболом было легко и приятно.
Роман Сприкут, соцредактор баскетбольного раздела Sports.ru
«Сакраменто» почти в финале НБА
В игру «Сакраменто Кингс» начала 00-х нельзя было не влюбиться. Постоянное движение мяча и игроков, много бросков с самых разных дистанций, сбалансированная стартовая пятерка и бодрая скамейка, харизматичные лидеры и даже самурай Скот Поллард. На фоне явно теряющих мотивацию ЛАЛ, скучнейших САС, беззащитного «Далласа» и убогого Востока не более яркой и восхитительной команды.
И главная сцена для той банды Рика Адельмана – финал Запада-2002 против пиковой версии Шакобе, которая годом ранее всухую раскатала «Кингс».
Лучший момент, чтобы в 13 лет понять, что любишь эту игру такой, какой ее играют в «Сакраменто».
Вот только четвертый матч той серии (бросок Самаки Уокера, бросок Орри после тупой откидки Диваца), шестой матч той серии (свистки, свистки, свистки) и седьмой матч той серии (пугливость всей команды, достигшая максимума в овертайме) – могли убить любовь начинающего поклонника «Кингс» к НБА.
Спасибо, что была пятая игра. Что был Майк Бибби и грязненькие (но вполне обыкновенные) заслоны Уэббера и Диваца. И что Шак выпилился из-за фолов за 4 минуты до конца, и Кобе решил устроить марафон промахов – да, за это тоже спасибо.
Сейчас точные детали уже забываются. Я смотрел эту игру в прямом эфире или только хайлайты в выпуске новостей на следующее утро? Была ли трансляция на 7ТВ, или я увидел игру полностью лишь через год в «Великих играх НБА»? Сколько раз я пересматривал матч, когда он появился в интернете – 5 раз или 105 раз? Этого я точно сказать не смогу.
А вот что я могу сказать точно: прошло уже почти 18 лет, я давно принял «Бостон» как любимый клуб, узнал об НБА и ее истории очень много, просмотрел несколько тысяч матчей – но тот бросок остается главным баскетбольным воспоминанием, а Майк Бибби – любимым баскетболистом всех времен.
Игорь Сошников, баскетбольный автор Sports.ru
Первый трипл-дабл Карри
Я начал смотреть НБА с сезона-2009/10. И каким-то образом еще до этого я решил, что болею за «Уорриорс». Так вот, в то время смотреть на «Голден Стэйт» было не слишком приятно. Команда играла быстро, но уровень баскетбола был так себе, а победы случались редко. Достаточно рано «воины» выпилились из гонки за плей-офф, оставив только одну интригу – молодой Стеф Карри тогда боролся с Тайриком Эвансом за звание лучшего новичка сезона.
В начале февраля, в ничего не значащем матче, который почти никто не запомнил, Карри взорвался.
36+13+10 в игре с «Клипперс». Первая четверть того матча – один из первых образцов режима Человека-Факела от Карри в условиях НБА. За 12 минут он попал 5 из 7 из-за дуги и отдал 5 передач.
А тогда трипл-даблы были относительно редки. Для новичков – так вообще. Карри очевидно читерил десятый подбор, и это добавляло интриги. Стеф забрал последний отскок почти с финальной сиреной (Карри отыграл 45 минут в матче, выигранном в 30 очков, но у «Уорриорс» тогда был недобор игроков, и 45+ в этом матче отбегали аж 4 человека).
В общем, какая-то магия Карри с этим огнем и этими эмоциями заставили забыть, что болею я за неудачников, и подарили надежду. Именно после этого матча я определился с тем, что Карри ближе сердцу, чем Монта Эллис.
BigBoston, гроза комментариев к новостям и автор блога Море Спорта
Семиматчевая рубка «Селтикс» и «Буллз» в 2009-м
В середине нулевых я предпочитал европейский баскетбол американскому. Мне нравились элегантные названия клубов: «Монтепаски», «Лоттоматика», «Памеса», «По-Ортез», «Черкаськи Мавпы»... Мне нравились четверти по 10 нормальных минут, а не корявые по 12. Мне нравилась трехочковая дуга на адекватном расстоянии, а не хрен знает где. (Как оттуда вообще добросить можно-то?) Мне нравилась атмосфера на трибунах в Греции, Италии и Сербии. Мне нравился трэк «Devotion», и то, что игры можно было смотреть в нормальное время, и на следующий день выглядеть как белый человек, а не пронбашный зомби c краснючими от недосыпа глазами.
Но, как часто бывает в жизни, случилось то, что разделило эту жизнь на «до» и «после». А именно – серия плей-офф 2009-го года между «Бостоном» и «Чикаго». Первая ассоциация, которая возникает в моей голове – «мясорубка».
Мне всегда забавно слушать сладкие легенды олдфагов про допотопные времена, когда баскетболисты выходили на площадки с топорами, а судьи свистели лишь для того, чтоб просигнализировать о взятом тайм-ауте... И смотреть на ньюфагов, которые, разинув рты, слушают страшилки о Билле Лэймбире, Макхейле и Айзейе Томасе. Ребят, не нужно вглядываться в предалекую даль, чтобы рассмотреть силуэты тех, кто совмещал игру в баскетбол с насилием. Доминирование кексиков началось не на следующий день после распадов «Детройта», «Чикаго», «Нью-Йорка», «Юты» и снова «Детройта». Оно началось гораздо позже, и, для того, чтоб дойти до категории «хардкор», вовсе не нужно отматывать на тридцать лет назад. Отмотайте хотя бы на 10.
Вы думаете, что лишь Пэт Райли и Ред Ауэрбах выглядели как мафиози? Обратите внимание на молоденького крестного отца Винни Дель Негро и члена клана Сопрано по имени Том, тогдашнего помощника Дока Риверса. Посмотрите на релиз Рэя Аллена, и поймите, что именно так бы и бросал Витрувианский человек, существуй баскетбол в эпоху Возрождения. Драки Рондо со всеми подряд, слюни и патлы Жоакима Ноа, скоринговые геройства великого Джона Сэлмонза, на 50 кг более легкий Зайон Уильямсон по имени Деррик Роуз и длиннющий, похожий на тень, Кевин Гарнетт, яростно-тоскливо взирающий на действо лишь со скамейки запасных.
После этого семиматчевого триллера НБА предстала Каннским Фестивалем, а Евролига – житомирским ТЮЗом, вернуться к которому мне наотрез запретила баскетбольная религия.
Рахон Р., автор блога Драйв-н-кик
Те самые легендарные финалы
Есть ли в мире что-то более пошлое, чем признаваться – дескать, я влюбился в баскетбол благодаря ТЕМ САМЫМ ЛЕГЕНДАРНЫМ ФИНАЛАМ «Чикаго» – «Юта» на канале РТР? Подташнивать начинает сразу, как только зажимаешь шифт, чтобы начать писать ТЕМ САМЫМ… ну, вы поняли.
Опять же – начнем с того, что это откровенное вранье. В баскетбол я влюбился гораздо раньше. Классе в шестом, то есть где-то в 1994 году, я увидел у приятеля кассету, на которой прыгали и скакали негры-здоровяки под пьянящий аккомпанемент польского, кажется, комментария. У главного здоровяка, который вытворял на паркете что-то невообразимое, был такой плечевой пояс, что я тем же вечером начал отжиматься и качать пресс в надежде добиться чего-то подобного.
О тех матчах я ничего и не запомнил – хаотичное мельтешение черно-белых тел на условно цветном экране. Кто с кем, зачем, почему, в каком матче – все стерлось из памяти в тот же день. Запомнил только того здоровяка с плечами и номером 50 на майке – когда он попадал в кадр, комментатор цокал языком и говорил с придыханием – «Рьобинсон».
Так у меня в подкорке появилось тайное знание, что «Сперс» – это хорошо.
Но все это не имеет никакого значения, потому что там в подкорке и оставалось. Году к 97-му я уже имел в коллекции альбомы с баскетбольными наклейками, карточки, пакет с Клайдом Дрекслером. Я уже знал, кто такой Адмирал, кто такой Доктор Риверс, и что Винни Дель Негро – на самом деле не негр! Но главным из того рассветного времени для меня все равно осталось одно – то, как против непобедимого летающего сверхчеловека выходил жилистый белый мужичок, с испитым интеллигентным лицом, в коротких шортах, по фамилии, кажется, Стокман (которого на общих планах было к тому же не отличить от его партнера по команде Джеффа Курносика). Стокман выходил, заострял локти и делал все, чтобы непобедимому летающему сверхчеловеку жизнь медом не казалась.
ТЕ САМЫЕ ЛЕГЕНДАРНЫЕ… тьфу.
Сами понимаете, за кого я тогда болел.
Помните свой первый любимый баскетбольный матч? Расскажите о нем в комментариях.
Фото: East News/ASSOCIATED PRESS/East News/BILL KOSTROUN
(намеренно не заглядывал в вики-интересно было самому повспоминать)
P.s. Написал бы побольше но самолёт уже на взлёте, так что вот так ))