9 мин.

«Хьюстон» спустил с цепи Расселла Уэстбрука. И это страшно

Относительно недавно я выложил текст, который четко и в очередной раз разделил унылый баскетбольный мирок рунета на идиотов и людей. В нем был затронут один из важнейших факторов для восприятия игры сквозь призму десятилетий: Джордан не играл против зонной защиты и ее принципов, что невероятным образом упрощало все, что он делал на поле.

Правила, где технические фолы давались за различные виды «дабл-тимов» и применение «зонной защиты» или ее принципов (да, Каррибои, так было), приводили к тому, что практически всю свою карьеру в девяностые Майкл отыграл один на один, а подстраховка никоим образом вовремя к нему не успевала, что максимально раскрыло его игру.

Он и так был быстрее, умнее и мастеровитее, так еще и правила искусственно запрещали ему мешать в должной мере. Более того, это не мнение отмороженного человека из комментариев под любой статьей с тегом «Майкл Джордан» на этом сайте.

Это мнение самого ЭмДжея

В 2001-м году в «Chicago Tribune» даже выходила статья многолетнего колумниста «Буллз» Сэма Смита, где было отмечено и признание самого Джордана (если бы соперники могли играть «зону», я бы никогда не добился того, чего достиг) с объяснением: если любой защите, зонной или использующей ее принципы, позволить стать частью НБА — это моментально даст ей возможность вешать кучу игроков на звезд первой величины.

Видео четко показывает разницу.

Трехочковый бросок в НБА был возведен в абсолют для того, чтобы максимально наказывать за применение принципов зонной защиты и игры в пять человек вокруг «краски». Именно поэтому сначала «Голден Стэйт», открывший поле с Грином на позиции центрового, забивавшим 39% трехочковых в сезон с 73 победами, просто уничтожил НБА, и сейчас «Хьюстон» пытается практиковать то же самое.

Это превратило их пятерки с Такером на позиции номинального пятого номера в 119 очков на 100 владений при невероятном количестве пертурбаций в составе из-за мелких травм и реинтеграции Уэстбрука.

Многие верили в то, что «сайз» сможет что-то противопоставить такому «смолл-боллу» тогда, когда «Тандер» вышли против «Уорриорз», однако их «большие» составы полностью провалились в той серии: все, чего добились ОКС, было достигнуто благодаря пятерке с Ибакой на позиции центрового, двумя вингами — Дюрэнтом и Роберсоном и двумя гардами Уэстбруком и Уэйтерсом, суператлетичным и бегущим составом в третьем и четвертом матчах. Кантеры и Адамсы, невероятно качественно подбиравшие на чужом щите и считавшиеся противовесом системе ГСВ, как многие сейчас верят в то, что можно затоптать «микроболл» «Хьюстона» - стали абсолютными нон-факторами по ходу той серии.

Масса и размеры неспособны обыграть «микроболл», потому что высокий игрок априори менее подвижен, чем винг, поэтому он всегда остается в полупозиции между периметром и подстраховкой, и любой его подбор в нападении будет стоить серии свободных трехочковых или мячей из-под кольца. Поэтому никто не мог играть в два «больших» против «Голден Стэйт». Капела становился практически нон-фактором против «Уорриорз», Гобер — против открывавших поле «Рокетс» и так далее.

Его могут забить ногами и засушить только умные, длинные и одновременно элитные в защите в игроки, способных держать кольцо и периодически выходить на периметр – Кевин Дюрэнт-2019, Дрэймонд Грин в плей-офф, причем обязательно в паре, покрывая пространство за счет своего уникального сочетания скиллов.

Но индивидуальное мастерство отдельных невероятных игроков не равно системный подход и системный ответ. У остальных в любом случае будут большие проблемы, и легко они не выиграют.

Эта очень простая формула позволяет «Хьюстону» обладать невероятным трехсторонним преимуществом: они либо наказывают соперника, если он играет традиционным составом, либо переводят его в «смолл-болл», который они просто априори играют лучше, чем их визави, в обоих случаях стараясь полностью уничтожить любые принципы зонной защиты и упаковки «краски» игроками.

В результате «Лейкерс» должны снимать свой «сайз» и полностью менять стиль собственной игры. А «Юта», например, не желая вестись на провокацию, превращает Руди в бегающую без толку палку под двумя кольцами, которая в 70% случаев оказывается вне игры в в атаке, вне эпизода в защите, будучи при этом прекрасным игроком.

«5-out» таким образом делает главное — он переводит баскетбол ЛеБрона и Хардена, баскетбол 1-в-5, айзо против помощи, где они находятся на другом уровне относительно всех остальных игроков в истории НБА, на баскетбол 1-в-1, баскетбол Джордана, где подстраховка либо слишком поздно выходит на инициатора нападения, либо просто насильно отдает трехочковый бросок, потому что внешние условия – правила тогда, все бросающие сейчас – ее заставили.

Насколько это меняет все, четко показывает пример самого примитивного звездного игрока ушедшего десятилетия — Расселла Уэстбрука.

Уэстбрук — очень слаб в плане игрового мышления, в связи с чем он максимально полагаясь на физику регулярно лезет на кольцо.

Когда он играл у слабо понимающего принципы построения современного баскетбола с позиции формирования состава Прести, под кольцами всегда были тела: Перкинс, Коллисон, Адамс, Кантер, приводившие дополнительного большого, который с ними защищался + отсутствие стабильного шутинга из-за наличия всяких Роберсоном, Фергюсонов, Реджи Джексонов. Эир приводило к тому, что и без того неадекватный РВБ лез в краску, где было два «больших», уходящих от небросающего «винга» защитник, сам Расс и еще и чувак, который его держал.

Пять человек = миллиард матчей с процентом ниже 40 с игры.

«Хьюстон» Мори и Д’Антони, уничтожая вариации «зонной защиты» соперника как вид, пришел к тому, что Уэстбрук после рождественского позора с «ГСВ» набирает в среднем 31,7 очка + 7,6 подбора + 7,3 передачи + 1,7 перехвата, забивая 51,6% с игры с 6+ пробитыми штрафными.

Стал ли РВБ умнее?

Нет.

Стал ли РВБ лучше как игрок?

Нет.

Стал ли РВБ менее жадным?

Нет.

Стал ли он хорошо бросать трехочковые?

27,8%

Что же изменилось?

Там, где раньше было пять человек под кольцом — остался один, да и того он часто приносит на своей спине, поэтому «Хьюстон» прекратил играть пик-н-роллы как вид, не касаясь качеств такого сильного центрового, как Капела. Двойка — это расчет как минимум на четверых игроков, ты без особой нужды активируешь еще одного дополнительного защитника, прося заслон на мяче, «Рокетс» правильно посчитали, что РВБ и Харден сейчас на таком уровне физики, что и без заслона уйдут на первом шаге от 98% игроков НБА, а Уэстбрук умудряется их обгонять, даже когда соперник создает себе преимущество в два-три шага, стараясь вынудить его бросать, прижимаясь к кольцу.

Конец немного предсказуем.

[СПОЙЛЕР]: На помощь к его опекуну просто никто не успевает.

В последних 10 матчах у РВБ 23,8 прохода в среднем за игру, где он забивает 58% с игры и 15,6 очка только с прорывов, процент потерь — 5,8.

В прошлом сезоне у РВБ было 18,4 прохода за матч, где он забивал 50% с игры, терял мяч в 7,1% ситуаций, но набирал всего 7,5 очка.

Это баскетбол без зоны в цифрах.

Последние матчи они играют так, как Уэйд и Леброн плясали в «Хит», когда не было Боша и сам Дуэйн еще был жив. Они брали состав с Алленом и Баттье, с каким-то центром под кольцо типа Андерсена, и просто вдвоем мочили на 60-70 очков: остальные попадут — вынос тела, не попадут — будет тяжелый матч.

Только Леброн и Уэйд делали это на своем абсолютном вневременном уровне, они элементарно индивидуально посильнее, чем практически все дуэты в истории, в то время как Харден и Уэстбрук набирают свое за счет практически полного отсутствия тех принципов, за счет которых защита НБА привыкла существовать последние 20 лет.

Ченнинг Фрай в одном из шоу сразу после трейда Капелы на Ковингтона сказал главное: в лиге никто даже не тренируется против такого баскетбола.

Готовых ответов нет. Пока они не появятся, им, как и Майклу в целом ряде эпизодов, достаточно просто обыграть одного игрока.

Когда вы смотрите на то, как очередной центр не успел накрыть Хардена или Уэстбрук пулей пролетел под кольцо, можете представлять себе Джордана — это те условия, в которых он выигрывал в девяностых: тогда люди были немножко посильнее в защите, но при этом «шот-мейкинг» в современной НБА натягивает все, что было в этой Лиге вообще без нервов.

Оно где-то примерно при своих.

«Хьюстон-2020» не просто начинает показывать себя сверхперспективным направлением в плане борьбы за титул (на это насрать), на протяжении всего сезона лучше всех в НБА выступая в междусобойчике 10 лучших команд лиги, но и, как тот кусочек про Майкла и «зону», четко разделяет мир на «идиотов» и «людей».

Все люди, причастные к баскетболу, относятся с невероятным интересом и пиететом к этому тренду, поскольку он не может не привести к изменению моделирования защитной игры (как теперь играть без зонных принципов, если у тебя нет Дюрэнта и Грина в паре на максимуме, способных покрывать пространство?), в то время, как все остальные вякают в режиме «кококо, бебебе, Д’Антони – физрук», выставляя себя баскетбольными неандертальцами. 

Пока многие кричали о том, что РВБ нужно меняться, так как он совершенно неуправляем, мы увидели очередное доказательство того, как гибкая и умная организация, которая не боится вылезать за рамки навязанных стандартов, может даже из юродивого игрока сделать человека. И что важно, меняется под него, а не заставляет его пересобирать себя на четвертый десяток лет, делая многим «бо-бо» в области попы. Уэстбрук при этом настолько же ужасен, как и был, матч с ГСВ и его тамошнее поведение вам в помощь, только теперь все это говно идет с 52-53% с игры, а не 35.

Совершенно другой разговор, иной болевой порог.

Для тех же, кто все еще обладает абсолютно примитивным мышлением – «кококо, бебебе» – самое время начать наблюдать и применять голову не только для еды, пока еще не поздно, ведь дальше будет только больнее.

«У «Клипперс» кризис лидерства, нет рисунка игры и травмы». «В Защите Поуже» выбирает нового фаворита Запада

Боитесь ли вы Джеймса Хардена?

«Придется опять видеть везде плачущий мем. Вот что Кобе делает со мной». Майкл Джордан впечатлил всех на прощальной церемонии

Фото: Gettyimages.ru/Cooper Neill / Stringer, Jonathan Daniel / Stringer, Christian Petersen, Harry How