ЦСКА и «Милан» обошлись без реалити-шоу, просто устроили классный баскетбол для Калининграда
С борьбой до последних секунд.
ЦСКА и «Милан» – это самая сочная вывеска Евролиги. Между собой они набрали бы достаточно драматических коллизий для того, чтобы расшевелить слетающуюся на конфликты аудиторию.
Этторе Мессина летом выставил Майка Джеймса на улицу, несмотря на действующий контракт. Разыгрывающий нашел себе новый дом в ЦСКА, но проклятия в адрес бывшего работодателя рассылал на протяжении всего межсезонья.
Владе Мицов выписал бывшему партнеру прощальный пинок, когда признал расставание логичным. Противопоставил словосочетания «Майк Джеймс» и «командный баскетбол». Разыгрывающий ЦСКА отреагировал на эти слова гифкой. А в современном мире, как известно, нет ничего эффектнее – и кратко, и емко.
Сам главный тренер «Милана» уходил из ЦСКА тяжело. Он почувствовал, что в прессе президент Андрей Ватутин именно его сделал крайним за все неудачи клуба – а тогда армейцы были близки к абсолютному позору, к тому, чтобы упустить даже победу в лиге ВТБ, они проигрывали в серии с «Локомотивом» 0-2.
Серхио Родригес был не прочь остаться в ЦСКА и дальше. Но его контракт не соответствовал уровню прошлогодней игры, и поэтому одному из важнейших авторов прошлогодней победы в Евролиге пришлось отправиться в «Милан».
Даниэль Хэкетт тоже когда-то был счастлив в «Милане». Но потом Федерация баскетбола Италии запретила ему играть в национальном чемпионате, а клуб его не только не поддержал, так еще и предложил урезать контракт. И в итоге итальянец играет где угодно, даже в когда-то заснеженной Москве, но не дома.
В общем, ЦСКА и «Милан» могли бы с чистой совестью развязать одно большое фигурное катание. Но в европейском баскетболе так не принято: здесь ценятся элегантность, вежливость, создание видимости внешнего благополучия и прочие не совместимые с популярным спортом вещи.
ЦСКА и «Милан» вышли на паркет без мстительных деклараций и скрежетания зубами.
Никаких глупостей.
Майк Джеймс не бросал на скамейку «Милана» пронзительные взгляды, ни с кем не ругался, даже не попытался забросать Мессину трехочковыми бомбами и уничтожить бывшую самостоятельно.
Разыгрывающий в первой половине вообще играл без чужого кольца – атаковал вяло (7 чуть ли не вынужденных бросков) и неточно (одно попадание).
В итоге, правда, Джеймс оказался лучшим по полезности в клубе, но не за счет того, что набросал 45 очков (как предполагал Мессина). На счету гонимого индивидуалиста дабл-дабл – 17 очков и 11 передач. «Милан» построил защиту на сдваиваниях, а иногда и страиваниях против американца, и тот читал эти ситуации очень четко – у него всего 3 потери и суперважная роль в победе. Итудису совсем не понравились Стрелниекс и Бэйкер, и потому Джеймс отбегал почти 36 минут: разгонял, нагнетал, стягивал на себя, скидывал, разрезал защиту, раскрывал партнеров. А уходил тогда, когда уже явно плыл от усталости.
Даже Мицов отделался относительно безобидно. Лишь однажды он встретился лицом к лицу с Джеймсом в защите, и вот тут что-то такое мелькнуло – на протяжении всего матча хладнокровный, ищущий контакт, избегающий нервных движений разыгрывающий спустил курок мгновенно, почти инстинктивно. Попадание «в лицо» – не худший вариант.
Даниэль Хэкетт стал главным героем матча – 28 очков, 4 передачи. И хотя в какой-то момент, после того как итальянец начал оспаривать фол, Мицов попросил соперника остыть, превращение чернорабочего защитника в суперснайпера получилось скорее естественно.
Хэкетт вышел в старте на Серхио Родригеса, а ведь он создан природой, чтобы уничтожать Серхио Родригеса – за счет габаритов, мощи, умения играть спиной.
Итальянец опробовал и это, но главным образом благодаря не слишком заметному противодействию испанца почувствовал себя все более уверенно – комфортно заходил в зону, искал варианты для продолжения, видел все слабости защиты.
Постепенно эта уверенность выразилась в неожиданной форме – он оставался один после сдваиваний на Джеймсе и отгрузил «Милану» 6 из 9 из-за дуги.
Этторе Мессина тоже приехал не для того, чтобы вспоминать старые обиды. У него новая команда, новые цели и ЦСКА для него скорее недосягаемый ориентир.
«Рад за нашу команду, – скажет он после игры. – Каждый день мы чуть ближе к тому, чтобы биться с топ-клубами: ЦСКА, «Реалом», другими»…
Итальянец даже не привез какой-то сверхнастрой. Просто неплохо разложил слабости ЦСКА и заработал сухой аналитикой шанс на концовку.
«Милан» выдал три критически важных отрезка.
Первый – это, естественно, вторая четверть, когда итальянцы дали ЦСКА набрать лишь 13 очков, а сами отгрузили 26.
«Милан» чередовал зону и личную защиту и тем самым сбивал армейцев с толку. Нападение рассыпалось из-за постоянных сомнений, нежелания атаковать, отсутствия четко выраженной мысли.
– Во второй четверти нас подвела неуверенность в себе отдельных игроков. В результате мы набрали только 13 очков, – опишет это Итудис.
На другой половине происходило нечто и вовсе странное: Гудайтис и Тарджевски поочередно выламывали дверь в армейский домик под кольцом.
Итудис при этом закрыл на скамейке Кайла Хайнса, а сам пробовал решить проблему с помощью подорожника. Например, пробовал играть через Джоэла Боломбоя, который был в этот вечер необыкновенно задумчив и сомневался во всем. Например, выпустил Косту Куфоса, который одновременно проигрывал и «большим» соперника под щитом и попадался на финты маленьких на периметре.
Хайнс вернулся во второй половине и до того запугал Гудайтиса и Тарджевски, что после этого они появлялись на паркете исключительно вдвоем.
– Я не ученый, чтобы заниматься тут экспериментами. Просто следую своей стратегии, – объяснил эту странность Итудис. – Коста Куфос помог – дал нам подборы в нападении. Нужно было поддерживать ритм, дать Кайлу передохнуть. Кайл провел отличную вторую половину, а ведь это решение также принимаю я. Я не экспериментирую. Тренирую команду, смотря на то, чем располагает на данный момент соперник, и на основе того, что предлагают наши игроки в этот момент. Кайл прекрасно справился. Я с ним обсуждал его физические кондиции, сможет ли он отыграть столько. И Хайнс доказал, что он крепкий парень».
Второй – это единовременный взрыв, благодаря которому «Милан» все же выстоял, когда ЦСКА вылетел после большого перерыва «с другим настроем» и Хэкетт начал класть одну треху за другой.
Итудис на протяжении всего матча ориентировался на пару Хэкетт-Джеймс, а потому Рон Бэйкер явно засиделся на скамейке (1 минута игрового времени) и даже не ожидал, что его могут бросить в бой в концовке третьей четверти.
За считанные секунды Бэйкер потерял мяч и получил две атаки в лицо от Серхио Родригеса.
«-5» – необязательные и очень существенные по такой игре.
– Рон – отличный защитник. Можете писать, что вас устраивает. Можете назвать это моей ошибкой. Если бы я знал, что такое случится, я бы, может, лучше вас выпустил.
Серхио Родригес тоже не был настроен показывать армейскому руководству, кого они потеряли. Игра так сложилась, что ему, как индивидуально самому сильному игроку «Милана», необходимо было компенсировать недостатки командной игры за счет личных усилий. Он дал не так много (13 очков, 2 передачи), но в нужный момент помог своему клубу удержать баланс.
Третий – это последние минуты. Не зрелищные, но показавшие руку Мессины.
Концовки считаются классными, когда обе команды обмениваются попаданиями, желательно сложными.
ЦСКА и «Милан» обменивались промахами и через это повышали градус напряжения.
Итальянцы все же разгадали Джеймса. Скола получил четвертый фол, и Мессина вроде бы вынужденно, но эффективно доигрывал с парой центровых Гудайтис-Тарджевски. Они очень ловко подстраховывали друг друга, стоило Джеймсу пролететь мимо одного, как откуда-то возникал другой и принимал маленького на себя.
«Милан» сократил дистанцию до четырех очков и получал несколько возможностей для того, чтобы догнать.
Запомнились два промаха Владе Мицова с линии.
Запомнился мяч, выбитый Джеймсом внизу, когда Серхио Родригес беззаботно убегал в быстрый отрыв.
Запомнилась глупейшая потеря Родригеса. Он зачем-то отдал короткий пас куда-то в сторону спины партнера.
ЦСКА не делал чего-то феноменального, но относительно спокойно добился результата.
Скандалом, чем-то экстраординарным, наполняющим обычный баскетбол специями, и не пахло. Результат определила суровая, не особенно зрелищная – за исключением блока Гудайтису – защита на обеих половинах да еще преимущество ЦСКА по потерям и подборам.
И глобальный итог от Этторе Мессины заключил в себе всю баскетбольную философию.
– Да, в концовке Серхио Родригес допустил ошибки, но такое случается. Ошибки постоянно совершают. Не только в игре, но и в жизни.
Самое важное для ЦСКА в этот вечер происходило на фоне игры, в жизни. Армейцы впервые в истории проводили домашний матч не в Москве и – пока в раздевалках не выключили горячую воду – наслаждались атмосферой калининградского дворца, очень восприимчивого, энергично болеющего всю игру и не особенно рефлексирующего на тему качества зрелища или пикантной начинки.
Здесь журналисты хотели сфотографироваться с тренером Итудисом. Здесь данки вызывали эйфорию, трехочковые уподоблялись взрывам, а перехваты и блоки поднимали волны рукоплесканий. Трибуны не нужно было уговаривать, чтобы покричать «Мы ЦСКА! Мы победим!», создать шумную завесу на линии штрафных или искренне переживать за «очередного легионера» в армейской форме. А бородатые затеи вроде «кискама» вызывали нескрываемый восторг у людей всех возрастов.
Черт его знает, зачем ЦСКА на самом деле решился играть за тысячу километров от дома. Но если в этом все же искать какой-то смысл, то он такой: Калининград показал, что для того, чтобы страстно наслаждаться баскетболом, не нужны ни пикантные сюжеты, ни концовка с гипертяжелыми попаданиями, ни доминирующая игра русских парней, ни насыщенная шоу-программа, ни околобаскетбольные бонусы.
Это так просто и так странно.
Фото: euroleague.net; РИА Новости/Михаил Сербин
Все игры с интригой.
Идея с Калининградом отличная. Зал приятно болел, люди радовались и смотрели с интересом, это самое главное.
Просто проход организован плохо и вначале в трансляции видны пустые места
ЦСКА в этом году такие "душевные". Могут ошибаться и возвращаться, а еще они реально стараются и к каждой игре подходят очень серьезно.