14 мин.

Тридцать вопросов. «Безболезненная перестройка» по Томасу Мору

«Детройт»: Когда закончится «безболезненная перестройка» вокруг Родни Стаки, и «Пистонс», наконец-то, начнут новую жизнь?

Я люблю «Восьмую Милю». Это один из тех проектов, где для полного осознания глубины нам не понадобится кривой перевод, колоссальный бюджет, громкие имена в титрах или крутая пиар-кампания. Атмосфера. Единственное, что по-настоящему имеет значение. Разрозненный, хотя уже фактически мертвый город, место, требующее немедленных решений.

Каждый, кто способен достигнуть чего-то большего, просто обязан бежать лишь для того, чтобы сохранить эту возможность, не лишиться ее, не дать Детройту ее отобрать. Это не пресловутое и неприятное американское «quit» имени Винса Картера и «Торонто» или ЛеБрона Джеймса и «Кливленда», нет, это единственный выход, правильное и взвешенное решение.

If you had one shot, one opportunity…

За десять лет ситуация лишь ухудшилась. Кризис съел остатки жизни, превратил дома, целые улицы в пустые бетонные коробки в каком-то таинственном городе-призраке. Нет, это не наркотические средства, отобранные у Стивена Кинга на таможне и принятые мной в громадном количестве, это всего-навсего сегодняшние реалии. Команду они олицетворяют лучше, чем что-либо еще.

Генеральный менеджер, решившийся на безболезненную перестройку, окончательно окутал «Пистонс» завесой тьмы, прикрыв своим эгоцентрическим порывом единственный лучик света для этого коллектива. «Детройт» больше не имеет ничего общего с понятием клуба-претендента, удивительного сочетания игроков-альтруистов, коллектива, который был превращен в грозу всея НБА приходом исполнителя, в конечном счете, набиравшего аж 12-14 очков в среднем за матч. Атмосфера – опять-таки единственное, что имеет значение.

У «поршней» больше нет ничего. Дюмарс пытался жить прошлым, когда сохранял элементы знаменитой головоломки за баснословные деньги, в итоге причиняя лишь вред самому себе. Он по своей воле подписал новое соглашение с Чонси Биллапсом, чтобы обменять его затем из-за величины этого баснословного контракта. Он не дал возможности Хэмилтону выйти на рынок свободных агентов и зарядил в него колоссальную сумму, ту самую, ради которой он был согласен отдать высокий пик еще в феврале. Он вложил пять миллионов долларов в год в Джейсона Максилла, который не видит дальше указательного пальца на собственной руке и кое-где не может забить даже свободный бросок сверху, потому что узрел в нем оборонительно-ориентированного боевого форварда, приятно смотрящегося рядом с Рашидом. Остальные так и не поняли, где, кроме нарезок на Youtube, это еще так или иначе проявлялось.

Он сделал ставку на Родни Стаки как на высокорослого разыгрывающего, едва ли не нового «френчайз-игрока», при этом, не задумавшись о том, что парень банально не способен довести до ума хотя бы одну комбинацию. Он слишком суетлив и чересчур неосторожен. По сути, «наше все» нынешнего «Детройта» – это Дуэйн Уэйд, только без головы, таланта и характера. А так – одно и то же, буквально брат-близнец.

Если атакующий защитник с таким атлетизмом упал так низко на драфте, значит, для этого были основания. Однообразие – едва ли не главный враг баскетболиста в сегодняшней лиге. Хорошая команда при должном настрое съест тебя и даже не соизволит подавиться, если ты все время работаешь в одном ключе и у тебя недостаточно высокий интеллект, чтобы предпринимать резкие, необычные и в то же время правильные по своей сути решения. В такой ситуации самому исполнителю сложно зацепиться за ниточку с будущим, что уж говорить о целой организации, которая тужится, пытаясь олицетворить себя с ним?

Никто и никогда не строил команду вокруг Джейсона Терри или Бена Гордона, «третьи гарды» – слишком специфическая материя. Джо всего-навсего продемонстрировал, почему это не нужно делать, подкрепив это наглядным примером. Расплачиваться, правда, также пришлось его детищу.

Практически каждый ход генерального менеджера «Пистонс» после обмена ради Рашида так или иначе оказался ошибочным. Болельщики, считавшие его гениальным руководителем с особым видением происходящего, все чаще и чаще коверкают его фамилию. Вчера он был героем, сегодня он Joe Dumbass. Даже выбор Монро, наверное, лучшее его решение со времен той самой сделки с «Атлантой», объясняют тем, что Грэг просто упал до «Детройта», во многом по воле «Уорриорз», которые предпочли атлетически развитое, но уже достаточно «возрастное» Чудо-Юдо намного более умному и подкованному игроку. «Воины» грызли броню на собственных локтях уже спустя два-три месяца с момента старта прошедшего сезона. Увы, лишь от бессилия. Они не могут вернуть время вспять.

Стаки вышел на рынок свободных агентов и не заинтересует никого как игрок стартового состава. Это оценка политике «поршней», самая что ни на есть красноречивая.

Клубу из Мичигана жизненно необходимы новые идеи и веяния, ему нужно начать все с чистого листа. Дюмарс уже давно потерял контроль над ситуацией и с каждым шагом все больше и больше путается в тех сетях, которые сам и расставлял. Выбор Найта на драфте еще раз это подтвердил. Он высоко взял разыгрывающего защитника, автоматически выбросив Родни, либо переведя его в когорту вторых номеров. Он закрыл его в шкафу, где уже ютятся Рип и Бен Гордон с вкраплениями Трэйси МакГрэйди. И девятого декабря, имея у себя под боком два крупных соглашения своих атакующих защитников, он будет продлевать еще одного для количества, ведь Том Горс, новый владелец, напрочь отказался кого-то «амнистировать». Пустив команду на самотек, Джо уже просто не способен принимать мужские решения, сложные, но необходимые.

Чтобы изменить нынешнюю ситуацию, «Пистонс» должны прибегнуть к одному из двух путей. Первый: сменить генерального менеджера, пригласить беспристрастного специалиста, который посмотрит со стороны и даст реальную оценку всем сегодняшним «активам» из ростера «Детройта», очертит список «неприкасаемых» и начнет двигать остальных персонажей. Вторая дорога – не то, что бы альтернатива, нет, то же самое, но под рукой самого Дюмарса. Это называется «взорвать состав», полностью перетряхнуть его, но я не думаю, что кто-то сейчас может доверить ему такой ответственный и жизненно необходимый шаг, как едва ли не главную составляющую «процесса».

Эта ужасная «безболезненная перестройка» завершится лишь тогда, когда кресло руководителя займет другой человек, и я не думаю, что здесь может быть несколько мнений.

Астрологи и прочие любители вешать лапшу на уши рассказывают о цикличности истории, как о главном компоненте своих чудесных «исследований». «Поршни» сейчас проверяют это утверждение на прочность, они постоянно чередуют периоды рассвета и забвения, как и многие цивилизации. Сначала кошмар, затем чемпионская команда Чака Дэйли, потом опять пропасть, побег Аллана Хьюстона, уход Гранта Хилла и вновь статус великого клуба. Сегодня «Пистонс»в очередной раз приблизились к бездне, и задача команды предельно проста: подойти к следующему пиковому уровню, сохранив в своем составе Грэга Монро, ведь если «Министерство Добрых Дел имени Джо Дюмарса» продолжит озарять нас своим свечением, он уже совсем скоро поймет всю глубину той самой атмосферы «Восьмой Мили» и осознает, что побег иногда является единственным выходом.

«Хьюстон»: Есть ли жизнь после Рика Адельмана?

Умение признавать свои ошибки и извлекать толк из промахов других – возможно, величайший дар для человека разумного. История «Детройта» должна была стать для «Рокетс» поучительной, но они уверенно шагают по направлению к тем же граблям, которые больно бьют по физиономии.

Уход Рика Адельмана подвел черту под целым циклом в истории техасского коллектива и стал четким разделителем на «до» и «после». История травм и разочарований должна остаться в прошлом. По всем законам природы, Дэрил Моури обязан сливать воду в грядущем сезоне. Причин для этого просто предостаточно.

Состав «Хьюстона» без кулака «железного Аделя» недостоин выхода в плей-офф. Ни один из тех, кто оденет майку «ракет» в грядущем сезоне не будет претендовать на статус звезды вселенского масштаба, им просто некого растить. Сокращенный из-за локаута чемпионат продлится всего несколько месяцев, по итогам которых, уже через полгода со дня старта можно получить невероятно одаренного игрока, того самого, за кого генеральный менеджер «ракет» отдает полцарства уж два года как. Для команды, у которой нет ни одного плохого контракта и соответственно существует реальная возможность пошуметь на рынке свободных агентов-2012 – это… Не знаю, перо жар-птицы, наверное.

Шанс проверить всех «якобы молодых и перспективных», отсеять ненужных, обрести френчайз-игрока, побороться за классных товарищей в межсезонье всего за жалкие два-три месяца мучений? Дайте две и заверните.

Моури это понимает, не стесняется говорить об этом, но владелец клуба в корне не согласен со здравыми мыслями. «Хьюстон», несмотря на потерю статуса серьезного коллектива вследствие скоропостижной кончины проектов «Яо» и «Ти-Мак», все равно оставался прибыльной организацией, при этом платя своим игрокам по 70 миллионов в год. Лэс Александер не хочет терять эту возможность и все, над чем он работал. Он дал задание, «Рокетс» вошли в пике, в ту самую «безболезненную перестройку», когда ты проходишь период смены поколений, продолжая бороться за самые высокие места, отвечающие твоим возможностям. Это приговор.

Такое работает в футболе, на свободном рынке, где можно взять Эшли Янга, Фила Джонса, забрать арендованных Тома Клеверли и Дэнни Уэлбека, изначально подготовив «Чичарито» Эрнандеса и спокойно расстаться с «птенцами Ферги». Видеть, щупать свое будущее.

В НБА для этого нет условий, система не рассчитана на такие пертурбации, она построена вокруг «ярмарки талантов» и смены циклов: отыграли, омолодились, обновившись через драфт и вперед к вершинам с новым ядром. Для этого нужно сливать сезон или два, это часть процесса, неотъемлемая его составляющая.

Качественно перестроится на ходу, не сбавляя оборотов, практически невозможно. Ты наверняка погрязнешь в трясине на годы вперед. Дюмарс попытался, поспешил, теперь контракты «мертвых» вливаний свежей крови душат его коллектив изнутри, лишают свободы действий уже самого руководителя. Дэрил Моури завтра встанет за ним в очередь.

У «Рокетс» существует отличный пакет «окружающих» ядро баскетболистов, но нет того, кого можно поставить в середину. Руководство надеется, что генеральному менеджеру по силам выменять его у противников, сделать пресловутый «трейд Рашида» и выпрыгнуть в дамки, сойти с корабля на бал, только вот подобные обмены – единичные случаи, под них нельзя подстраиваться, особенно, когда главным тренером клуба стал Кевин МакХэйл.

Он просто не воспользуется этой возможностью, даже если, махнув волшебной палочкой, Дэрил Моури подарит ему все звенья. У «Пистонс» в феврале 2004-ого был Лэрри Браун, у «Хьюстона» еще в последней игре имелся свой седовласый военачальник высшего ранга. Сейчас в красной части Техаса на мостике синоним словосочетания «разброд и шатание» как еще одно подтверждение того, что сегодняшняя, даже не стратегия, а тактика (намного более узкое и краткосрочное понятие) – путь в никуда, за которым лежит лишь банальное прозябание. Жизни после Рика нет.

Знаете, что самое сексуальное в этой картине? Если средние звенья Запада будут настолько мертвы в этом сезоне, что «ракетам» на обещанных новым тренером розыгрышах Адельмана, удастся выйти в плей-офф и проиграть 0-4, Дэрил останется без вменяемых пиков на фундаментальном, во многом, определяющем драфте. Право выбора «Рокетс» транзитом через офис Билли Кинга уедет в Солт-Лейк Сити, а веры в то, что «Никс» не попадут в постсезонку, нет, наверное, даже у группы активных хейтеров Кармэло Энтони.

Стоит ли игра свеч?

Можно хоть это будет тем вопросом, на который я не буду отвечать?

«Лейкерс»: Ховард, Пол… Неужели они опять всех поимеют?

Обладая статусом удивительной команды с тонкой душевной организацией, калифорнийцы все больше и больше ударяются головой о то, что еще вчера было их необъятным преимуществом. Внимание «масс-медиа» к клубу несет в себе несколько несоответствий: оно одновременно делает и хорошо, и плохо, помогает «Лейкерс» привлекать к себе новых баскетболистов, но при этом изрядно переоценивает реальную стоимость тех, кто наличествует в составе.

Пример Трэвора Аризы олицетворяет этот факт лучше всего. Любой, кто так или иначе проявит себя под лучом прожектора «Стэйплс-Центра» вдруг резко становится игроком с неограниченной перспективой, звездным потенциалом. Он словно начинает кричать: «Менеджеры, болельщики, я – новый Кэрон Батлер и стоит мне выползти из-за спины Кобе Брайанта, как я покажу вам Кузькину мать!», поклонники коллектива, как отдельная каста, по своей специфике искренне верят в эти бредни, невзирая на то, что минусы конкретного персонажа видны невооруженным глазом. Причем, практически любому, кто хоть что-то понимает или банально пытается это сделать.

Помутнение в рядах болельщиков – вещь не самая страшная, но, когда оно начинает касаться уже самого руководства, время не столько бить тревогу, сколько просто насторожиться. Переговоры же по одновременной попытке захватить Криса Пола и Дуайта Ховарда СЕЙЧАС в обмен на любого, кого не называют «Черной Мамбой» – сложно не счесть первым доказательством тяжелой формы идиотизма.

Есть такое понятие, как «логика», к счастью, не все генеральные менеджеры еще забыли о его существовании. Команда, которая расстается с игроком калибра этой сладкой парочки, то есть с железным представителем пятерки лучших баскетболистов мира, оставляя позади выжженную землю, априори, будет перестраиваться вокруг нового молодого ядра. Необходим ли такому коллективу По Газоль с комбинацией из наступающих тридцати двух лет и колоссального соглашения?

Такой исполнитель хорош, объективно крут, но он должен выигрывать не завтра, а еще сегодня, а это полная противоположность понятию «перестройка». Соответственно, при варианте возможного обмена испанец идет в третью команду, которая дает практически все, что требуют «Мэджик» или «Хорнетс».

Возникает следующий вопрос: а что это за сторона такая? Учитывая возраст второго по калибру игрока «Лейкерс» – это как раз тот коллектив, который жаждет пошуметь сегодня. Включаем логику: если обойма, желающая взять верх над всеми соперникам сиюминутно, отдает фактически все, что требует менеджер за суперзвезду вместо калифорнийцев, то, что мешает ей помахать ручкой Капчаку с его ветераном-бородачом, отыскать возможность улучшить свое предложение и закончить в итоге с СР3 или «Суперменом» у себя под крылом? Перспектива ухода кого-то из них, после одного-двух лет? А сколько тогда осталось у старшего из братьев перед тем, как начнется неотвратимый регресс?

Вторая кандидатура – Эндрю Байнэм, человек, чья история травм конкурирует с Грэгом Оденом и Яо Мином. Безусловно, талантливый игрок, которому просто не хватает свежего воздуха в составе калифорнийского гранда. Он реально способен тут же вырасти в баскетболиста калибра «Матча всех Звезд» в «пустой» команде, где его будут кормить мячами, как Блэйка Гриффина до обмена Бэрона Дэвиса. Но у него осталось два года по контракту, и, если следующий чемпионат окажется для него «прорывом», «мелодрама» начнется снова, только уже с другой фамилией на вывеске. Ее начнет пресса или сам игрок, которому после Лос-Анджелеса условный Новый Орлеан покажется «Сайлент Хиллом». Кому из генеральных менеджеров это надо?

Казалось бы, можно продлить действующее с ним соглашение и после обмена, избежав столь щепетильной ситуации, но есть ли резон ЗА-РА-НЕ-Е связывать себя долгосрочными обязательствами с тем, кто за всю свою карьеру так и не провел еще ни одного полного сезона и, возможно, просто не в силах это сделать вообще? Кто готов поверить на слово, подписать мультимиллионный договор, зная, что амнистия на него не распространяется? Факты, пароли, явки.

И все. Это красная цена всем этим спекуляциям и мне даже не потребовалось задавать лишних вопросов. «Если Газоль-старший вновь стал «плюшевым медвежонком», то, что с ним можно выиграть?» или «Являются ли средние показатели Байнэма признаком будущей звезды, учитывая полное отсутствие опыта игры в заключительных игровых отрезках?». Это уже троллинг следующего уровня, он мне недоступен. Все эти возгласы лишь еще больше напомнили разговоры о трейде Эндрю на Криса Боша, поднятые идиотами, которые не знают правил Коллективного Соглашение и никогда не слышали о BYC и соответственно виртуальной невозможности сделки с его участием.

«Лейкерс» смело могут попытаться выловить серьезную рыбешку в обмен на своего молодого центрового следующим летом. Интенсивный сезон даст оценку готовности его коленей к будущим вызовам, обещанная смена акцентов в сторону передней линии подгрузит его мячами, накормит, а Майк Браун, скорее всего, не рискнет сажать его рядом с собой на скамью в решающие минуты, как делал Фил Джексон. Все яйца в одной корзине. Следующим летом он будет стоить намного больше, чем этим, если выдержит темп. Лишь тогда разговоры о приходе полноценной звезды в стан калифорнийцев получат реальную почву под собой. Менеджеры лучше подождут, чем пойдут ва-банк, особенно те, кого вот-вот затянет к себе под крылышко полноценная перестройка. У них времени как раз вагон.

Поэтому попытка обвести всю лигу вокруг пальца вновь и выглядит более чем неоправданной. «Трейд Газоля», как и «Трейд Рашида» – понятия нарицательные, редкие и они не могут происходить каждый год, иначе терялась бы вся их уникальность. Это было бы слишком просто, чтобы казаться правдой.

«Лейкерс» доиграют этот год с обновленной, подкрашенной, но все еще старой гвардией. Они посмотрят вперед, узнают много нового, например:

  • является ли тактика с «двумя башнями» приемлемой для них

  • оказалась ли революционной та процедура, которую перенесли этим летом Кобе Брайант и Трэйси МакГрэйди в немецкой больнице

  • может ли Майк Браун вообще хоть чего-то добиться как тренер на новом месте (при помощи Мессины или без оной)

… и так далее. Лишь следующим летом они увидят свой реальный уровень и поймут, что им делать с собой любимыми.

«Безболезненная перестройка» в калифорнийском формате практически невозможна, потому что доминировавшая недавно на Западе обойма взвалила на себя слишком много. Им нужно опуститься на грешную землю и начать доказывать, что произошедшее год назад – случайность, а не реальная оценка происходящего внутри команды и вокруг нее.

Внимание к дешевым свободным агентам, амнистированным игрокам и «ринг-чейзерам» – это сегодняшнее.

О новых суперзвездах поговорим уже завтра.