11 мин.

«Никс» уволили главного тренера. Но те, кто развалили клуб, все еще на месте

По итогам неудовлетворительного начала сезона (4 победы и 18 поражений) Дэвид Фицдэйл был уволен с поста главного тренера «Нью-Йорка». Среди претензий к нему, помимо результата, звучат обвинения в отсутствии выстроенной игры, недостаточном прогрессе молодых и непонимании, куда движется команда.

Однако руководители организации Стив Миллс и Скотт Перри, которые несколько лет подводили команду к текущему положению дел, а также набирали состав в это межсезонье, все еще остаются у руля клуба. Более того, именно они приняли решение расторгнуть контракт с Фицдэйлом.

Данная статья подробно расскажет о том, какие события и шаги привели к очередной катастрофе «Никс» и чего теперь ждать от команды.

Предыстория

14 июля 2017 года. Давайте начнем отчет с этой даты. Даты, когда Стив Миллс получил повышение до должности президента «Нью-Йорка», а Скотт Перри стал генеральным менеджером клуба.

За две недели до этого команду покинул Фил Джексон (после увольнения, разумеется), оставив в наследство тренера Джеффа Хорнасека, не играющего центрового Жоакима Ноа со второй по величине зарплатой в клубе (17 765 000 за год), а также новоиспеченную вторую звезду «Никс» – Тима Хардуэя младшего. Вдобавок, конечно, остался след печальной слезы Дерека Фишера, пролившейся над давно позабытым слепком треугольника.

Эксцентричный владелец «Никс» Джеймс Долан по-прежнему обещал отдалиться от управления клубом в связи с непрекращающимся полетом его музыкальной карьеры. А Кармело Энтони вскоре было уготовано отправиться в путь и безуспешно попытаться помочь «Оклахоме» пережить «пост-дюрэнтовский» синдром.

С такими вводными данными руководящий «тандем» начал свой самостоятельный путь в жестоком и многогранном мире НБА. Перед пионерами чернокожего фронт-офиса была озвучена задача вернуть «Нью-Йорк» на путь больших побед, и оба управленца взялись за нее с подходящим энтузиазмом. Решения обсуждались и согласовывались совместно (порой с большими спорами), и для многих людей Миллс и Перри стали представляться в качестве единого, целостного и нерушимого мозгового центра никербокеров.

Год первый

В первый же сезон (2017/18) была поставлена цель – борьба за место в восьмерке. Руководство планировало возродить победную культуру клуба, чтобы правильно воспитывать свою латвийскую звезду практически с самого начала карьеры.

В основную ротацию входили центровой Энес Кантер, форвард Кристапс Порзингис, винги Тим Хардуэй и Кортни Ли, а также разыгрывающий-ветеран Джарретт Джек.

Усиливать игру выходом со скамьи были призваны Майкл Бизли, который получил очередной шанс закрепиться в лиге, защитный форвард Лэнс Томас, а также новички Франк Ниликина и Дэмиэн Дотсон (в меньшей степени).

Конечно, были и другие игроки, но общее представление о команде можно получить и из этих имен. Таким вот составом было принято решение бороться за плей-офф.

Что интересно, к середине декабря «Нью-Йорк» подошел с результатом 17-14. Не самый сложный календарь и несколько близких по счету побед подкрепили надежды команды Хорнасека на положительный исход гонки за постсезон.

Но тщетные мечты довольно скоро разбились о суровую реальность более сложного расписания. Близкие концовки нашли новых победителей, а в феврале Кристапс Порзингис получил разрыв крестообразной связки, который обошелся ему в полтора сезона вне игры.

Команда больше не смогла собраться. Выдала ужасную концовку и закончила сезон с грустным показателем побед и поражений 29-53.

Часть игроков работала на личную статистику, а молодые не спешили прогрессировать. В то же время фанаты, клуб и Джефф Хорнасек настолько устали друг от друга, что увольнение главного тренера 12 апреля стало лишь констатацией давно уже напрашивающегося решения.

Год второй

Избранный в прошедшем сезоне путь оказался тупиковым. В мае 2018 у руля встал амбициозный тренер Дэвид Фицдэйл, впереди был драфт.

Церемония драфта в последние годы – это отдельная история для большинства нью-йоркцев. Сначала фанаты освистали Порзингиса, затем им пришлось недоуменно гадать: «что же это за парень, Фрэнк Ниггалина».

И вот в 2018 году под девятым пиком был выбран восемнадцатилетний Кевин Нокс. Менеджмент «Никс» посчитал, что сырой талант в тот момент был важнее, собственно, умения играть в баскетбол. СМИ мегаполиса аккуратно сравнивали «потолок» новичка с чем-то дюрэнтообразным, а Фицдэйл готовился начинать огранку алмаза. Однако к концу сезона наличие таланта и элементарного понимания игры так и продолжило держаться где-то в таинственной тени. А сам Кевин провел исторически неэффективный даже для новичка сезон и оказался в подвале всех бросковых метрик. А бросал он по 12 раз за 29 минут.

Однако во втором раунде драфта удалось получить удивительного Митчелла Робинсона. Центровой сколь одарен физически, столь же и далек от осознания командной игры. Но выдающаяся антропометрия и инстинктивная защита открыли ему путь в лигу. А впечатлительные умы и вовсе предрекли ему будущее звание «Лучшего защищающегося игрока». Пока же Митчелл поучаствовал в одном историческом событии: именно через него Бен Симмонс забил свой первый трехочковый бросок. Но не стану лукавить – для 32 пика он в полном порядке.

Также в команде оказались незадрафтованный новичок-скорер Аллонзо Трир, Марио Хезонья и оставшийся с прошлой зимы Эммануэль Мудиай.

Разговоры о плей-офф если и велись, то только едва различимым шепотом. Фицдэйл намеревался планомерно работать с молодыми, но при этом предоставлять достаточно времени возрастным игрокам, чтобы те удерживали процент поражений в приличных значениях и передавали богатый опыт юным баскетболистам.

Жоаким Ноа был отчислен и стал ежегодно обходиться платежной ведомости команды в 6 431 667 долларов до конца сезона-2021/22.

К концу осени вокруг «Нью-Йорка» начали витать слухи о намерении клуба включиться в гонку за суперзвездами, а также о нежелании выдавать летом максимальный контракт травмированному Порзингису. Рассматривались самые странные варианты, ведь в составе числились весомые контракты Кантера, Хардуэя и Ли.

Однако в феврале разорвалась бомба: Кристапса обменяли в «Даллас»! Вместе с ним команду покинули Хардуэй, Ли и Берк. Зато в обратном направлении отправились закисший Деннис Смит, а также истекающие Джордан и Мэттьюз, плюс два пика первого раунда.

Чуть позже выяснились некоторые подробности: отношения с латышом были сильно испорчены. Сам он демонстративно улетал в Европу, а позже просто вошел в офис и затребовал обмен. Но «внезапно» на столе уже лежало предложение «Маверикс», ведь вариант с трейдом прорабатывался довольно долгое время.

Так и получается, что Миллс и Перри отдали свою единственную звезду буквально за пустое место. И да, я все еще помню о наличии Денниса Смита.

Менеджеры шли ва-банк: ставка была сделана на молодой ростер с появляющимся летом свободным пространством в платежке аж на целых два максимальных контракта.

Команда ускоренно продолжила движение навстречу первому пику, а всевозможные издательства уже пестрили заголовками об объединении в следующем сезоне под сводами МСГ Кевина Дюрэнта, Кайри Ирвинга и примкнувшего к ним с драфта Зайона (нет, ЗАЙОНА!!!) Уильямсона.  

Также наши герои старались получить какие-либо активы за истекающих ветеранов. Однако смогли договориться лишь об отчислении Уэса и Энеса. А Деандре и вовсе доиграл сезон в Нью-Йорке. Ну, поближе к будущей команде.

Год третий

Лето обещало быть жарким. Как и планировалось, «Нью-Йорк» расчистил платежку и получил место для двух максимальных контрактов, однако довольствовался только лишь третьим пиком драфта-2019. Зайон отправлялся в Новый Орлеан, а «Никс» решили сосредоточиться на Ар Джей Барретте.

Что произошло дальше, вы знаете. Дюрэнт получил травму в финале, «Голден Стейт» не смог защитить титул, и Кевин отправился пропускать сезон к конкурентам из «Бруклина», попутно захватив с собой Кайри Ирвинга и Деандре.

«Никс» остались ни с чем.

Но самой удивительной в этой ситуации стала следующая новость: менеджмент «Нью-Йорка» не планировал выдавать максимальный контракт травмированному звездному форварду. Второй лучший игрок десятилетия вызывал подозрения, схожие со случаями Андреа Барньяни и Жоакима Ноа.

Главным игроком команды был назначен Ар Джей Барретт. Молодой защитник обладал опытом выступления за взрослую сборную Канады, ведь его отец являлся одним из кураторов баскетбольной программы страны. С самого начала чемпионата он показал разницу между сыростью Нокса и фундаментальным обучением у своего отца.

Однако для помощи юному гарду на большие деньги были подписаны Бобби Портис, Тадж Гибсон, Маркус Моррис, Элфрид Пэйтон, Уэйн Эллингтон и Джулиус Рэндл.

И что характерно: у всех контракт построен таким образом, что он гарантирует место в составе только на один сезон. Второй год либо, в принципе, не гарантирован, либо является опцией команды. Исключения составляют Моррис, поскольку у него вообще только один сезон, и Рэндл, так как его соглашение имеет два года гарантии с возможностью продления на третий.

Что мы имеем по итогу:

  • Полностью обновленный состав. Осталось всего шесть игроков с прошлого сезона.

  • Большинство пришедших баскетболистов фактически на однолетних контрактах. Они должны работать на свою статистику и сражаться за время, чтобы быть конкурентоспособными в межсезонье.

  • Часть из них уже сидит на чемоданах, поскольку надеется на обмен в контендер до наступления дэдлайна.

  • Молодые игроки (за исключением Барретта) не добирают игрового времени и медленно развиваются из-за конкуренции с ветеранами.

  • Вообще, кроме Ар Джея и Джулиуса, у команды отсутствует костяк на несколько лет вперед.

  • Руководство нацелилось на межсезонье 2021 года, когда на рынок свободных агентов может выйти большое количество звезд, в том числе Яннис Адетокумбо.

  • Нынешние игроки «Никс» абсолютно не уверены в своем будущем. Судя по игровому времени, развитие большей части молодых уже не является приоритетом. Они легко отправятся в качестве компенсации при сайн-энд-трэйде летом, или просто за необходимых опытных игроков.

  • И что самое страшное: похоже, что Миллс и Перри реально рассчитывали бороться за восьмерку в этом году. Для этого они изначально и подписывали играющих ветеранов, а не забирали плохие контракту у команд с активами.

  • Из-за этого они и уволили Фицдэйла.

Да, изначально казалось, что игроки подписываются для дальнейшей перепродажи за активы перед дэдлайном. Но это все равно ошибочный путь!

Пользователь reddit подсчитал, что, вступив этим летом в сделки по приему проблемных активов, «Нью Йорк» мог аккумулировать 2 пика первого раунда, 3 пика второго и по-прежнему иметь 24 миллиона под кепкой. Просто посмотрите:

Андре Игудала – пик первого раунда 2024 от «Уорриорз»

Мо Харклесс – пик первого раунда 2023 от «Хит»

Мо Вагнер – пик второго раунда 2022 от «Лейкерс»

Тони Снелл – 30 пик 2019 от «Бакс»

Ти Джей Уоррен – 32 пик 2019 от «Санс»

То есть Перри и Миллс не захотели платить Дюрэнту, не смогли связаться с другими звездами (а с кем-то снова не имели желания) и не просчитали наиболее выгодные варианты для принятия активов. При том, что Игудалой и Харклессом можно было бы торговать и дальше. А Мо Вагнер – в принципе неплохой молодой «большой».

В итоге Джеймс Долан практически в открытую заявил, что распустит фронт-офис «Никс», если результаты не улучшатся. Миллс и Перри уже понимали, что текущий состав не способен бороться за приличное число побед. Это они занимались комплектованием команды, и единственная возможность подольше удержаться в кресле – переложить вину на тренера. Логичное продолжение ситуации – последовавшее увольнение Фицдэйла.

Можно ли сказать, что в результатах «Нью-Йорка» есть вина Дэвида? Несомненно. Он не смог создать вразумительный рисунок игры, проводил странную ротацию (привет от Франка) и потерял контакт с частью игроков. Вообще кажется, что при его назначении произошла некоторая переоценка тренерских навыков.

Но является ли Фицдэйл единственным ответственным за беды клуба? Конечно, нет. А виновные по-прежнему остались на своих местах.

Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Al Bello, Mike Stobe, Ronald Martinez, Sarah Stier; REUTERS/Noah K. Murray-USA TODAY; Sportsnewsday.com/Jim McIsaac, clutchpoints.com