6 мин.

Когда лучшее враг хорошего

Задача любого генерального менеджера – делать свою команду лучше. У них могут быть разные сроки, финансовые, рыночные и сугубо игровые условия, пути и методы, но цель всегда остается прежней. Иногда приходится совершать неприятные поступки, принимать тяжелые решения, но очень важно просто-напросто чувствовать под ними почву.

Кто-то верит в свою несокрушимость, кто-то видит собственные слабые стороны, которыми, по его мнению, воспользуется противник, кто-то вообще дебил, оторванный от реальности, а кто-то старается объективно оценивать ситуацию. У Дэнни Эйнджа было достаточно времени, чтобы все обдумать. У него перед глазами стояли два последних похода «Бостона» за титулом, два достойных, но абсолютно обоснованных проигрыша. Можно поднимать разговоры о травме Перкинса или Шака, о повреждении Рондо, о колене Гарнетта, но результат не терпит сослагательных наклонений. Он либо есть, либо как у всех. Это – та самая почва. Почва для размышлений.

Сколько бы причин мы ни находили, все равно сложно оспорить тот факт, что «Майами» и «Лейкерс» выиграли по делу, они реально сумели дожать противника тогда, когда это было необходимо. Это признак мастерства, как следствие превосходства. После осознания этого обычно на первый план выходит решение проблем, приведших к такому положению вещей, пресловутая работа над ошибками. Генеральный менеджер «Селтикс» применил этот метод прошлым летом, когда набрал пакет семифутеров под свое кольцо, закрывая графу «недостаток роста и массы в трехсекундной зоне». Безрезультатно, значит, нужно было смотреть глубже.

Восток изменился, он больше не такой, каким был в день создания Трио. Могущественный «Детройт» пал настолько низко, что теперь претендует не столько на право участия в Большом Финале, сколько на перспективу укусить кого-то и убежать с авансцены, поджав хвост. «Майами» и «Чикаго» поднялись из бездны, «Нью-Йорк» стремится к ним присоединиться. Это больше не умственно отсталый младший брат Запада, а полноценный взрослый решительный молодой человек, жаждущий доказать, что он не пальцем делан. Это специфика. Оценку происходящему дает не какой-то гипотетический расклад, а простое осознание до боли банального: эти трое будут становиться только сильнее. Они притрутся, они залатают свои слабые места с помощью свободных агентов, их представители начнут лучше чувствовать спины партнеров. Они все еще молоды, голодны и по-прежнему чертовски талантливы. Они подписывают приговор «Бостону»

Старорежимные «Селтикс» уже никогда не прибавят, даже удержаться на одном уровне для них невероятно сложно. Ты можешь бегать за деньгами, за славой, за юбками, за ветром, но ты не в силах угнаться за временем, которое безостановочно и нагло пожирает тебя, объедает до косточки. Оно заставляет смотреть на мир под другим углом, ставить совсем иные задачи, в том числе и перед самим Эйнджем. В то время как другие руководители пытаются найти возможности, чтобы прибавить, генеральный менеджер «кельтов» вынужден бодаться за то, чтобы иметь шанс остаться на вчерашнем уровне еще хотя бы на год, жизнь просто вынуждает тебя с этим сталкиваться, если ты работаешь с возрастной командой. Правда, недавние проигрыши показали ему главное: этого уже недостаточно.

Даже если случится чудо и клубу из Массачусетса удастся удержаться зубами за эту высокую планку, ему все равно не выиграть Титул. Не потому, что я в это не верю, не потому, что в это не верят верха, а потому что у них уже нет независимого игрока. Нет ЛеБрона, нет Уэйда, нет Дирка, нет даже Роуза. Человека, который прикажет всем разойтись и вытащит игру или серию. Можно что угодно говорить о философии, единстве и прочих фундаментальных компонентах, но Гарнетт, Пирс и Аллен были такими не в схватке с «Хит», а пять лет назад. Наверное, все-таки Пол и Кевин еще имели частичку этого заряда в чемпионский год, но сегодня они уже им не обладают.

Повреждение Рондо четко показало, что они уже не способны доминировать за счет таланта и индивидуальных качеств, как было раньше. Они выключаются, возраст забрал у них это. Они превратились в этаких заводных игрушек, которых кормит и верно заигрывает Рэджон. Он приводит их в действие. Их ищет девятый номер, их ищет движение мяча, их ищет лишний пас, но они сами уже просто не в состоянии ломать обстоятельства, их время прошло. «Трио», «Квартет», что угодно, разрушены. Сегодняшний «Бостон» – это прекрасный разыгрывающий защитник и сильные звенья вокруг него: опытные, талантливые, крепкие, решительные, но все еще звенья. Вернее, уже звенья.

Это Эйндж и признал вчера, позавчера, неделю назад. Возможно, даже на следующее утро после вылета от флоридцев в плей-офф. Он понял, что с зависимыми игроками, которые будут играть только хуже, нельзя ничего выиграть, и, если он хочет достичь заветной цели с «Селтикс» этого созыва, он должен это изменить, может быть, даже сломать. Ему нецелесообразно обменивать Кей-Джи, «Капитана» или Рэй-Рэя. Это вряд ли способно гарантировать достижение высокого результата, потому что на рынке они стоят уже гораздо меньше, чем делают для «Бостона». Поэтому фамилия Рондо и будет всплывать, иначе и быть не может. Он их единственный путь к усилению.

Рэджон – не индивидуальная единица, его ценность в умении заставить систему работать. Он также зависит от модели, как сама модель зависит от него. Он без нее – креативный умный разыгрывающий без броска, с ней – лучший игрок одного из лидеров Восточной Конференции.

Этот парень – не «Я», которое необходимо сегодняшним «кельтам». Он не встанет перед игрой и не скажет: «Я забью тридцать любой защите в плей-офф», не выйдет и не сделает это на площадке, не в этом его ценность, не в этом его игра. Эйндж же считает, что Полу или Уэстбруку это по силам. И он прав.

Крис способен разорвать любого противника в клочья за счет сочетания ума, характера, таланта, скорости, броска и своевременно принятых качественных решений. Это баскетболист, который выиграет чемпионат с худо-бедно прямоходящим составом. Расселл же, невзирая на мое к нему отношение – полный его антипод, однако он все равно может творить то же самое на своей голой физике. Ему по силам доминировать за счет колоссального превосходства над остальными. Банально оббегать, ударяться, выходить на линию штрафных. Дуэйну Уэйду в 2006-м этого оказалось более чем достаточно. Задача ветеранов в такой ситуации проста: поддержать. Они уже не будут влиять на погоду как прежде, отвечать за все и вся, они просто должны будут выполнять свою работу, делать то, что умеют лучше всего, без каких-либо завышенных требований.

Я люблю Рондо, я не считаю, что его нужно обменивать из «Бостона» ради одной только надежды на то, чтобы взять единственный титул с этой гвардией, но я понимаю Эйнджа. Он обязан прибегать к самым необычным ходам, лишь бы они помогли его клубу выиграть. Он не может прийти к начальнику и сказать: «Ну, я надеялся, что у «Хит» сломается ЛеБрон, никто опять не поддержит Роуза, и не знал, что у Кармело Энтони вырастут яйца. Но, вот если бы этого не произошло, мы бы точно всем показали». Это неправильно, он не должен оглядываться на остальных, пенять нужно только на себя.

Я не знаю, произойдет ли обмен с участием Рэджона, правильны ли эти переговоры по отношению к самому разыгрывающему, но я полностью принимаю мотивы, которые к ним подталкивают. Я могу считать, что Гарнетту сегодня намного лучше играть центрового, что акцент на кровавую защиту уже не эффективен при таких потерях в аспекте физики, но это лишь мое мнение. Я не принимаю решений, я не отвечаю за них. Но я знаю вот что: иногда просто необходимо пожертвовать чем-то дорогим, чтобы стать лучше, перейти на новый уровень. В баскетболе, в жизни, где угодно. И если ты понимаешь, что у звеньев вокруг Криса или Расселла больше шансов, чем у звеньев вокруг Рэджона, ты должен действовать, абстрагироваться от эмоций и переживаний. Задавить их.

Остается ответить всего на один вопрос: Хотите ли Вы Титула настолько сильно, чтобы отдать частичку себя, своей души (которой уже, несомненно, успел стать Рондо) ради увеличения шансов на достижение заветной цели?

Пускай каждый найдет для себя лучшие слова. Это личный выбор каждого. Он должен приниматься самостоятельно.