Белая полоса «Далласа». Дончич и Порзингис поднимают техасский клуб
От редакции: Вы читаете пользовательский блог «Не играйте в баскетбол», где рассказывают интересные истории из жизни НБА. В баскетбол вы можете все же играть (это даже рекомендуется), но поддержать автора подписками и плюсами будет не лишним: тогда таких постов на «Трибуне» будет больше.
Как и ожидалось, одним из самых интересных коллективов начала сезона стал «Даллас Маверикс». Команда даже выдала рекордный с 2004 года старт (2-0, все серьезно) и c текущим показателем 3-1 обозначила намерение бороться за зону плей-офф Западной конференции.
Тактика обновленной команды во многом основывается на взаимодействии ее двух европейских звёзд Луки Дончича и Кристапса Порзингиса. И через особенности игры главной белой надежды Лиги мы попробуем разобрать, во что играет «Даллас.
Нападение. Дончич разыгрывает, Порзингис избегает контакта и наигрывает семифутовый степ-бэк
Несмотря на наличие профильных разыгрывающих в лице Райта и Брансона, основным плеймейкером «Маверикс» является Лука Дончич. В начале большинства атак мяч оказывается именно у него, где после перехода средней линии словенец решает первую задачу – направление развития нападения. Глобально у «Далласа» в этом случае существует два варианта:
Болхэндлер по центру. Основной вариант, при котором Порзингис поднимается на трехочковую дугу под сорок пять градусов либо сразу, либо после заслона у краски. В это время Клебер, Финни-Смит или Пауэлл, исполняющие роль номинального центрового в нападении, становятся в районе трёхсекундной, а два оставшихся игрока расставляются на противоположной половине дуги.
В этом случае у Луки появляется множество разновидностей розыгрыша, большинство из которых начинается через взаимодействие с Кристапсом. Это может быть, как банальный отыгрыш мяча с латышом с целью получить преимущество перед защитником после хэнд-оффа, так и передача на снайпера, выбегающего из-под заслона Порзингиса. В данном случае опекуна снайпера на уровне лицевой также ловит на первый заслон центр «Маверикс». В случае если ни один из розыгрышей не приводит к созданию открытых ситуаций для броска, Дончич, как правило, играет пик-н-поп с форвардом.
Существует ещё одна вариация подобной расстановки, когда Кристапс находится в районе краски, ставит заслон забегающему и поднимается после на дугу. В это же время второй «большой» играет пик-н-ролл с разыгрывающим и проваливается к кольцу. Что, в общем, не меняет картины розыгрыша.
Болхэндлер у боковой. Второй вариант, при котором разыгрывающий находится с мячом у боковой линии (в основном справа), а Порзингис на трёхочковой по центру. В случае, если Дончич оказывается на этой половине площадки один на один с защитником, он играет изоляцию. Если же в углу на дуге находится его товарищ по команде, Лука предпочитает играть двоечку с Кристапсом. При этом латыш стремится проваливаться под кольцо из центра гораздо чаще чем, когда стоит под сорок пять.
Пик-н-поп двух звезд в теории выглядит наиболее надёжной комбинацией. Порзингис хорошо бросает из-за дуги, в то время как Лука ещё увереннее сейчас чувствует себя в проходе. Конечно, прогресс физической формы за лето больше заметен у высокого форварда, но также видно, что Дончич стал еще крепче. Сейчас он способен продавливать во время прохода даже тяжёлых бигмэнов соперника (Брайант и Фейворс передают привет).
В то же время для команды просто необходима способность Порзингиса играть с мячом внутрь под кольцо. Сейчас заметно, что с каждой новой игрой форвард находит всё больше уверенности и чаще подключается к атакам со средней и ближней дистанций. Тем не менее латыш все еще стремится избегать контакта, что, однако, позволило ему добавить в свой арсенал степ-бэк и удивительный для парня ростом 2.21 метра обыгрыш на дриблинге.
Но такая игра по-прежнему мешает команде в ключевые моменты. К примеру, в концовке проигранного матча с «Портлендом» против Кристапса защищался Марио Хезонья. Ни команда, ни сам латыш не попытались извлечь выгоду из мисматча с уступающим ему физически противником. В это же время тренеру Рику Карлайлу пришлось даже убрать Порзингиса с площадки на защитное владение, поскольку он не успевал за соперниками.
Общая концепция нападения «Маверикс» позволяет использовать сильные стороны своих звездных игроков. Макси Клебер не только способен закрывать обе позиции «больших» на паркете и угрожать дальним броском, но и является хорошим постановщиком заслонов, а также грамотно пользуется пространством под кольцом. Он прекрасно чувствует, когда нужно освободить краску для прохода Дончича или врывания Порзингиса.
(показательный момент с 2:03)
Обилие снайперов в команде определяет основные приемы в нападении: каждое забегание сопровождается заслоном от ближайших игроков. Более того, игроки даже при простой смене положения на паркете ставят заслоны партнерам, которых они встречают на своем пути. В результате можно увидеть ситуацию, когда Брансон пытается отсечь опекуна Клебера, и делает это довольно успешно. Важно понимать, что это происходит не только в рамках комбинаций, это одна из установок Карлайла.
Второй момент: в команде отсутствует движение мяча ради движения мяча. Если игрок, способный бросить, получает мяч в удобной ситуации, он выполняет бросок, не оглядываясь на положение Порзингиса или Дончича. Это помогло вырвать победу у «Денвера» за счет резервистов, когда у лидеров не задалась игра.
Подобный подход также отвечает всем требованиям современной Лиги. Иллюстрацией этого хорошо служит карта бросков команды в проведенных матчах.
Одновременно у коллектива образовалась проблема использования Кристапса с резервными болхэндлерами. После того, как Брансон перешел в старт, «Даллас» начинал матч с тройкой плеймейкеров Дончич-Брансон-Райт. Единственным обостряющим игроком со скамьи оставался Хардуэй, чья эффективность и желание заигрывать партнеров оставляли желать лучшего. Для Порзингиса очень важно находиться на паркете с человеком, который может стянуть на себя игроков в проходе и сделать скидку. Видимо, с этим и связано решение Карлайла о переводе Брансона обратно в запас, а также желание максимизировать время Луки на паркете (35,3 минуты).
Защита. Райт отрабатывает за Дончича, ключевой защитник – не Порзингис
Серьезно обсуждать важность защиты Луки, пожалуй, не приходится. Его ставят обороняться против не самых подвижных игроков примерно сопоставимых габаритов (Бертанс, Бейзмор, Болл). Возможно, самой главной обязанностью Дончича является борьба за отскок. Когда после подбора мяч оказывается в руках у словенца, это означает возможность провести быстрый прорыв, не теряя лишнего времени на поиск плеймейкера. Именно этим и объясняется количество подборов Луки, которое больше, чем у Порзингиса и Клебера.
Компенсировать относительно пассивную игру на своей половине от лидера помогает Делон Райт. Номинальный разыгрывающий за счет габаритов и длины рук способен обороняться против первых трех позиций. По словам Карлайла, в «Далласе» не видели подобную защиту со времён Джейсона Кидда. И пусть сказанное будет преувеличением, но сейчас Райт за счёт защиты и поставленного броска с дальней дистанции выглядит прекрасным партнером по бэккорту для Луки.
Кажется, когда-то фанаты «Никс» надеялись увидеть что-то подобное во Фрэнке Ниликине.
Ключевая же роль в обороне отводится даже не Порзингису, а Макси Клеберу.
Объяснимся:
Несмотря на все заявления о желании претендовать на звание «Лучшего защищающегося игрока года», Кристапс является очень специфичным защитником. Он эффективен только под кольцом и только в качестве строго страхующего игрока, который вылетает с блок-шотом на завязшего в проходе соперника.
Проблемы Порзингиса начинаются уже при обороне от элементарного пик-н-ролла. Латыш объяснимо не выходит на болхэндлера, а сразу проваливается под кольцо. Какие это создает проблемы перед обороняющейся стороной вы можете посмотреть на наглядном примере Гобера и «Юты» в плэй-офф. Но в отличие от француза Кристапс не является элитным рим-протектером за исключением аспекта блоков. Под него не боятся идти хорошо завершающие из-под кольца задние. Макколум, Лиллард и даже Бил (в не лучшем матче) затерзали «Даллас» в краске. Ведь, если Порзи встречает с рукой игрока с мячом хотя бы на уровне штрафной, то последний обыгрывает его на быстром шаге. Если же Кристапс пятится, то идет простой бросок со средней, где его наказывали Ингрэм и Хачимура. К тому же остается еще и третий вариант – передача на открывающегося большого. Именно так Деррик Фейворс умудрился набрать десять очков ещё к середине первой четверти.
Особенно значимые проблемы форварду доставляет оборона против мощных бросающих игроков, которые располагаются под сорок пять градусов на дуге.
Есть ты обороняешься из центра, то находишься равноудаленно от каждого из углов. И потому можешь страховать прорывы с каждой из сторон с одинаковой эффективностью.
Когда же ты под сорок пять и сосредоточен только на одной половине, то должен потратить гораздо больше времени, чтобы подстраховать перегрузку или кат под кольцо, которые осуществляются за счёт забегания на другую сторону и пас через третьего.
Поэтому перед Кристапсом возникает дилемма: остаться со своим игроком и не успеть на подстраховку, либо же держать дистанцию подальше от своего. Но тогда бросающий «большой» получает хорошую возможность для броска. И именно так наказывали своего противника Томас Брайант и Пол Миллсэп в матчах против «Вашингтона» и «Денвера» соответственно.
Вот почему, даже не являясь фактически лучшим защищающимся команды, Макси Клебер вынужден быть ключевым защитником «Маверикс». Немец должен бороться с мощными центровыми внутри трехсекундной, чтобы не перегружать Порзингиса и первым встречать проходы, что означает его ведущую роль в подстраховке. Кроме того, именно Клебер обеспечивает борьбу за подбор, отлично ставя спину, в то время как латыша продолжают продавливать и иногда вылавливать отскоки из-за его головы.
Макси не самый одаренный баскетболист. И многие предпочли бы видеть его третьим «большим» в команде, который способен сыграть на двух позициях в зависимости от нужд коллектива. Но имея в своей команде Порзингиса, Карлайлу приходится компенсировать его недостатки умениями Клебера. Это тоже не всегда работает. К примеру, немец так же настроен на блок-шот, в результате чего после выпрыгивания нередко проигрывает позицию при борьбе во втором темпе.
Схожая ситуация происходит и в тандемах с Финни-Смитом или Джастином Джексоном, обладающими еще меньшими габаритами. Возвращение Дуайта Пауэлла добавило «Далласу» атлетизма, но вряд ли стало решением проблем в защите. Тем более, во второй половине встречи с «Наггетс» тренер решил не выпускать его на площадку.
Подводя итог, «Даллас» сейчас предстает в качестве команды немного выше уровня пятидесяти процентов побед. Желание бороться за плей-офф похвально, но станет достижимо только, если «Маверикс» заберут почти все победы у уступающих им в мастерстве команд, а также смогут что-то откусить у лидеров. Для подобных свершений необходима стабильность, которая пока не присуща лидерам коллектива.
Дончичу всего 20 лет. Иногда он заигрывается при большой разнице в счете, забывая, что это только вторая четверть. Порзингис только находит свой баскетбол после полуторагодичного восстановления от травмы и вписывается в новый коллектив. Создать выдающуюся «химию» на площадке за один сезон – это задача, возможно, непосильная даже для Рика Карлайла. Тем более, что команде понадобится усиление, а помимо необходимого количества активов это также потребует и время на притирку. Тем не менее шансы попасть в постсезон есть.
В любом случае наблюдать за развитием «Далласа» и за становлением его молодых звезд очень интересно. И, если вы хотите прикоснуться к чему-то самобытному с европейским колоритом, то сейчас самое время начинать следить за командой.
Статистические показатели лидеров (очки – подборы – передачи и проценты)
Лука Дончич: 25,0 – 8,8 – 6,8 (.286 – .622 – .750 – .581 TS%)
Кристапс Порзингис: 22,3 – 7,8 – 3,3 (.333 – .500 – .731 – .546 TS%)
Triple Dirks edition:
Макси Клебер: 9,0 – 7,8 – 1,5 (.250 – .692 – .857 – .561 TS%)
P.S. Это только третья неделя существования блога и лишь третий мой материал. Если вы желаете высказаться о статье, либо обратиться к автору, то добро пожаловать в комментарии. :)
Фото: REUTERS/Chuck Cook-USA TODAY Sport, Tim Heitman-USA TODAY Sports, Kevin Jairaj-USA TODAY Sports
В последней четверти вышла статистика на экран: 1/11 у Далласа. Ну, не идут дальние броски, хоть убей. Переходите на двухочковые. Нет, команда упорно прет на трехи. Думаю, Карлайлу нужно было подсказать во время тайм аута. Со стороны виднее.
Наглядный пример: при счете 118:119 зачем Лука пытался бросить треху? Ведь для победы нужно было 2 очка.
Ну нравится мне, когда Европа в НБА зажигает. Я и за Дирка болел, без дураков. И Марканнену с Саторански в этом сезоне успехов желаю.
Тут примеры вспоминаются не только Лилларда из прошедшего ПО с Оклахомой. Но и Леброна в первом финале против Уорриорз. В одном из матчей ему было достаточно забить в концовке два. Но даже он не пошёл в проход, а предпочёл бросать три, не доходя до дуги.