7 мин.

Страсти по разыгрывающим игрокам

Последние игры «Енисея» привели к бурному обсуждению болельщиками команды проблемы разыгрывающих игроков и главного тренера. Это обсуждение вылилось на различные сайты, но наибольшего градуса достигло на официальном сайте БК «Енисей».  В обсуждении последних новостей данные проблемы полностью вытеснили со страниц сайта пустую мелочевку (покупка билетов, группа поддержки, буфеты), которая высасывалась из пальца и к игре отношения не имела. Большинство сообщений сводится к критике Афика Ниссима и Марко Мариновчиа, а также Стевана Караджича.

В этой заметке большее внимание будет уделено не стратегической, а тактической проблеме «Енисея», т.е. действиям разыгрывающих игроков. Тактика злободневна, она требует незамедлительного решения при любых стратегических решениях по кандидатуре главного тренера (останется ли на своем посту Караджич или будет новый рулевой). Пока же итоги работы сербского наставника сибиряков подводить рано, а сам анализ его деятельности на посту главного тренера заслуживает отдельной статьи.

Для начала немного истории. В свой дебютный сезон «Енисей» вошел с двумя разыгрывающими. Александр Анисимов вместе с командой поднялся в высший эшелон из суперлиги Б. Игор Миличич был приглашен в числе трио легионеров вместе с Зенденом Хэмилтоном и Фредериком Уорриком. Словенец за неполные три месяца показал себя квалифицированным игроком, способным организовать и быстрое нападение, и медленный позиционный розыгрыш. Основная его проблема заключалось в том, что Игор не очень верил в игровые достоинства своих российских партнеров и, практически, все атакующие комбинации разыгрывал для американцев и Евгения Курилова. Хорошо это было или нет судить сложно, но свою первую победу «Енисей» одержал уже без него. Александр Анисимов смог психологически перестроится и взвалить на себя участь основного разыгрывающего аутсайдера суперлиги А. Подписанный вместо словенца молодой сербский игрок (забыл фамилию) оказался с хорошим дриблингом, но совсем без броска и игрового мышления. Александр Анисимов оказался подходящим разыгрывающим для «Енисея» того уровня и той тактики, ориентированной на быстрое нападение и снайперские возможности Уоррика, Хемилтона и Курилова.

Во втором сезоне при Бразисе «Енисей» впервые опробовал состав с тремя разыгрывающими разного амплуа. Индивидуально сильный американец (Кертис Милладж) для быстрого нападения. Высокий и неторопливый серб (Ненад Пиштольевич) для позиционного нападения. Местный любимец (Александр Анисимов) для лихих наскоков. Со своей ролью не справился лишь Пиштольевич ( в активе домашняя игра с Сургутом). Анисимов свои микроскопические отрезки проводил заметно. Милладжу не хватало стабильного броска. В целом же Милладж и Анисимов хорошо подходили под тактику «Енисея» второго сезона.

В третьем сезоне основным разыгрывающим команды стал Лайонел Чалмерс. С его приходом тактика «Енисея» была пересмотрена. Айнарс Багатскис атакующие действия строил на большом количестве перемещений и заслонов, а Чалмерсу при этом отводилась роль основного подносчика снарядов. Лайонел отличный игрок, но у него есть одно «железное» правило и один существенный недостаток. Правило простое – если игрок после заказанной под него комбинации не попадал открытый бросок, то Чалмерс  в атаке переставал его замечать. Эта правило не распространялось на Уоррика, Камбалу, Адедирана и самого Лайонела. В этом исключении отчетливо проявлялся недостаток Чалмера – индивидуализм в завершении атак. На один выигранный матч приходилось четыре – пять проигранных. Хорошо, что отличный матч попал на игру с «Локомотивом» и следующий сезон № 8 «Енисея» начал в майке опущенного им на роковое пятое место клуба.

В прошлом сезоне основным разыгрывающим команды был Маркус Уильямс. Своей игрой он у поклонников «Енисея» оставил весьма яркие впечатления (и не всегда позитивные), которые еще не стерлись в памяти и, поэтому нет необходимости о них напоминать подробно.

В этом сезоне «Енисей» дома успел сыграть шесть игр, и стало возможно провести сравнение разыгрывающего Уильямса с разыгрывающими Мариновичем и Ниссимом.

Поскольку в прошлом сезоне команда играла значительно реже, чем в этом году, то уровень сохранения эффективности действий в течение одной игры этих игроков однозначно оценить сложно. Если же отбросить рассуждения главного тренера об усталости команды и скомканных сроках подготовки команды этого сезона, то Уильямс по своей выносливости значительно превосходит нынешних первых номеров клуба. Может быть это связано с тем, что в НБА Маркус привык играть часто?

Объяснение этого факта можно было бы также поискать в подходе Уильямса к защитным действиям. Действительно, Маркус никогда плотно со своим игроком не играл, руку при дальнем броске выставлял формально, а при заслонах своего соперника вообще часто терял. Однако в защите один на один Уильямс, как правило, не позволял своему оппоненту продавливать себя в силовом проходе. Сильные и быстрые ноги позволяли ему сопровождать своего игрока так, чтобы подстраховка больших «Енисея» была эффективной.

Низкий рост Марко и Афика позволяет их оппонентам при правильной позиции легко перебрасывать мяч через поднятые руки или уверенно продавливать их в силовом проходе. И Маринович, и Ниссим не успевают за своим игроком, поэтому Бакстеру приходится раньше выходить на подстраховку, открывая пространство для скидки под кольцо.

Приведенное сравнение показывает, что для защиты против темнокожих игроков «Енисею» нужен быстрый и сильный игрок. И такие игроки есть. К сожалению, Вячеслав Зайцев как разыгрывающий пока не добился значительного игрового времени, а Илья Сыроватко является атакующим защитником. Если соперник выставляет в заднюю линию трех сильных игроков, то они в течение игры находят в обороне «Енисея» слабое место – индивидуальная защита один в один.

Еще одним показателем эффективности игры в защите является количество перехватов. Увы, Уильямс совершал перехваты гораздо чаще.

Если сравнивать действия при организации нападении коротко, то, по признанию Стевана Караджича, Маринович и Ниссим не показывают своего истинного уровня. И когда они начнут его показывать из слов тренера тоже непонятно. Маркус Уильямс в прошлом году был лучшим разыгрывающим игроком в ПБЛ.

Он великолепно чувствовал мяч при ведении. Я ни разу не видел, чтобы его хоть раз смогли обокрасть при дриблинге. За счет уверенного контроля мяча он держал голову поднятой. Это позволяло ему видеть всю площадку и мгновенно принимать решения. За счет ведения он выдавливал своего опекуна к линии трех очков или даже внутрь ее. Центровым «Енисея» было удобно ставить заслон, чтобы после заслона получить мяч вблизи кольца и атаковать без ведения.

Ниссим и, особенно, Маринович при ведении мяча краем глаза все же следят за ним. Они вынуждены тратить мгновения для того, чтобы поднять голову и оценить обстановку.

Во время игры со «Спартаком» у Марко на дриблинге дважды отбирали мяч (Патрик Беверли). После этого Маринович перестал поддавливать своего опекуна поближе к кольцу. Ниссим не делал этого с первых игр. Большим «Енисея» для заслона теперь приходится выбегать дальше на полтора – два метра. Это плохо. Больше бегаешь – больше устаешь. Два лишних метра не позволяют Бакстеру без ведения атаковать. Лонни вынужден играть внизу, а там его ловят на ведении малыши. Большие игроки соперника успевают занять позицию для защиты. Не случайно в последней игре эффективность атак Бакстера увеличилась только после того, как он стал открываться внутрь зоны не с дуги, а с усов.

Уильямсу для успешного обыгрыша своего опекуна не требовалась обязательная постановка заслона. Афику и Марко постановка заслона необходима. Заслон им нужен даже для дальнего броска. Не случайно, большие Красноярска не успевают на подбор при бросках разыгрывающих. Они просто не успевают после заслона приблизиться к чужому щиту.

В этом сезоне «Енисей» в быстрых отрывах делал много глупых потерь, а в последних играх практически в отрыв и не бежал. Уильямс мог выдать дальний пас в виде конфетки. Что касается действий по организации быстрого отрыва разыгрывающих этого сезона, то вспомнить такие действия затруднительно. Скорее всего они не успевают правильно оценить обстановку и открыться в край для получения первой передачи, чтобы сделать вторую и результативную передачу убежавшему в отрыв игроку.

Сравнение показывает, что при всех своих недостатках (особенности характера) Маркус Уильямс как разыгрывающий игрок был гораздо сильнее.

Согласен с высказываниями в комментариях на сайте «Енисея», в которых приход Мариновича связывался с заменой Павла Сергеева. Эти игроки похожи своей манерой игры. Подписание Ниссима вызвало удивление.

Объяснение селекции «Енисея» в своем интервью дал главный тренер. Вот оно, посмотрите го пожалуйста.

http://www.basket-enisey.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2121:lr-lr-6669&catid=44:2008-09-02-05-42-59&Itemid=125

В своем выступлении Караджич оговорился, что игроков в команду приглашал именно он, а так же прямо назвал те клубы, которые предпочли приглашаемые в команду игроки. Это, как минимум, три команды и три игрока. «Нижний Новгород» - Эрнст Бремер. «Летувос Ритас» - Тайриз Райс. «Брозе Баскет» (Бамберг) – Джулиус Дженкинс.

Понять выбор этих игроков не сложно. Жаль, что не получилось с Райсом и Дженкинсом. Хорошо, что в команду не пришел Бремер.

Уверен, что команде нужен темнокожий разыгрывающий, умеющий защищаться и раздавать атакующие передачи. Пришло время учредителям клуба сдержать слово и выполнить свое обещание, как выполнил клуб свою. «Енисей» вышел в единую лигу ВТБ и основную сетку Еврочелленджа – учредители помогают обеспечить трансфер нового игрока.

Ждать когда заиграет Ниссим бессмысленно.