11 мин.

«Все стали лучше, наблюдая за Кобе». Брайант вел за собой супервезд сборной США

Bleacher Report – о переломном моменте в карьере Кобе.

Оригинал – Джонатан Абрамс, Bleacher Report

Как вспоминает Нэйт МакМиллан, суперзвезды зашли в комнату колонной один за другим. Это была первая встреча сборной США. Одни из самых громких имен баскетбола – Леброн Джеймс, Дуэйн Уэйд, Крис Бош и Кармело Энтони – заняли свои места. Многие из них задумчиво развернули стул спинкой вперед – довольно обычно для таких разговоров. В первом ряду сидели помощники тренера. Кобе Брайант, 29-летний звездный защитник «Лос-Анджелес Лейкерс», взгромоздился на кромку второго ряда, в сторонке от коллег, и внимательно слушал выступление главного тренера сборной, Майка Кшишевски.

Брайант еще не добился взаимопонимания с партнерами по сборной. Чемпионат мира в 2006-ом году он пропустил из-за травмы, и одной встречи было вовсе недостаточно, чтобы наладить контакт. Остальные игроки прохлаждались сзади, разговаривая, смеясь, перекидываясь шутками и делая те вещи, которые обычно делают товарищи по команде. «Он был знаком с ними, но близко не общался», – рассказывает МакМиллан.

Одна из причин – «инстинкт убийцы» Брайанта. «Кобе просто такой парень, он не позволяет себе сближаться с соперниками, – продолжает МакМиллан. – Все они уже который год играли друг с другом на Матче Всех Звезд, и ему все равно не удавалось узнать своих товарищей».

После общего сбора, Брайант отправился в зал поработать над броском. МакМиллан, тогдашний ассистент тренера сборной, пошел за ним и предложил помощь на подборе. Завязался диалог – они обсуждали предстоящее выступление в Пекине и роль Кобе в этой сборной США. МакМиллан заявил, что талантливому составу страшно не хватает сплоченности, предложив Кобе посодействовать в укреплении командного духа.

Брайант слушал. Хотя сейчас уже признает, что на уме у него были и некоторые другие вещи.  

Кобе был на пике своей карьеры – незадолго до приглашения в сборную он набрал историческое 81 очко в матче с «Торонто» – но уже тогда начинал закладывать фундамент для успешной жизни после баскетбола. Свободное время посвящал творческой работе, придумывая концепцию анимационного фильма, которым впоследствии стала оскароносная короткометражка «Dear Basketball», и своей первой книги «The Mamba Mentality: How I Play», которая выйдет в октябре этого года [книга вышла в октябре 2018-ого года].

«У меня была конкретная цель, – говорит Брайант. – У меня не было много времени на социализацию: если я не тренировался, я изучал искусство письма и тонкости кинопроизводства. Не то что бы я старался закрываться, просто я готовился к тому, чем занимаюсь сейчас, готовился круглосуточно».

Влияние слепой одержимости того Кобе на сборную трудно переоценить. Он привел команду США к победе, заразив товарищей «ментальностью мамбы» задолго до того, как у этой мудрости появилось название. Спустя десять лет мы помним это выступление как сейчас. Во многом из-за Брайанта.

«Команда Искупления» [The Redeem Team] до сих пор считается лучшей американской баскетбольной командой со времен оригинальной «Дрим Тим» 1992-го года. По мнению игроков, это было своего рода возрождением. Кобе помог вернуть сборной США былое величие, пройдя важный этап в своем персональном становлении.

***

С того момента, как в сборную начали брать профессиональных игроков, США доминировала на мировой арене. «Дрим Тим» во главе с Джорданом и Мэджиком Джонсоном проехалась катком по соперникам на Олимпиаде в Барселоне. Проигравшие периодически выстраивались в очередь за автографами суперзвезд, которых раньше видели только по телевизору. Больше десятилетия сборная США оставалась непобежденной, играючи взяв золото и в 1996-м, и в 2000-м (как и женская команда).

Однако мировой баскетбол начал догонять американцев в 2002-м. Расплачиваться пришлось на Чемпионате мира в Индианаполисе, где талантливая аргентинская сборная с молодым Ману Джинобили во главе спустила американцев на землю, 87:80. Чуть позже все поняли, что это не было случайностью: в первом же матче на Олимпиаде-2004 сборная США потерпела унизительное поражение от Пуэрто-Рико и по итогам турнира сумела занять лишь третье место, вновь уступив Аргентине в полуфинале.

«Когда сборная проиграла в 2004-м, мы поняли, что игроки воспринимают Олимпийские игры совсем не так, как раньше – рассказывает МакМиллан. – За несколько игр мы серьезно подмочили себе репутацию. Люди активно обсуждали наши проблемы внутри. У нас был испорченный имидж, и страсть как хотелось вернуть доверие к себе. Мы хотели, чтобы нас уважали. Мы хотели быть лучшими в игре, в которой когда-то действительно были лучшими».

В 2005-ом председатель команды США, Джерри Коланджело, провел полный пересмотр баскетбольной программы. Главная цель? Собрать баскетбольную версию «Мстителей».

Джерри Коланджело

Несколько ключевых игроков отказались участвовать в разгроме-2004 в последний момент, перед началом турнира, поэтому, в первую очередь, Коланджело хотел набрать команду преданную. Он потребовал трехлетнюю гарантию от игроков. Он пригласил в сборную еще больше суперзвезд, например, Леброна Джеймса и Майкла Редда.

Но главной задачей было согласие Брайанта. Коланджело все донимал его, спрашивая, готов ли Коби измениться и поиграть в менее эгоистичной роли, нежели обычно. Кобе согласился, во многом из-за Майка Кшишевски.

Коуч Кей, выпускник Уэст-Пойнт [военная академия США], старался донести до своих подопечных, как важно представлять свою Родину. Он познакомил игроков с военными генералами и морпехами, которые рассказали, что для них значила служба своей стране.

Брайант был воодушевлен историями военнослужащих. Баскетбол стал личным долгом: «Наш скромный способ представлять Соединенные Штаты Америки, – вспоминает он. – Не важно, за кого ты играешь – за «Лейкерс», «Сперс», «Хит» или «Мэвс» – все меняется, когда ты надеваешь майку сборной, потому что ты играешь за свою страну».

Пропустив летние сборы в 2006-ом из-за травмы колена, Брайант дебютировал следующим летом в рамках подготовки к чемпионату Америки.

«В свой первый же день тренировок он задал тон этой команде, – рассказывает Коланджело. – Мяч в воздухе, удар об паркет, затем он улетает в аут, а за ним улетает и Кобе. Так все начиналось».

Было много предположений о том, как Брайант будет сочетаться с остальными игроками. «Всегда обсуждали Леброна и Кобе, – подтверждает Джейсон Кидд, единственный игрок старше тридцати в «Команде Искупления». – Поладят ли они? Смогут ли сосуществовать?»

Сначала Брайант сильно выделялся. «Иногда очень чувствовалось, что он одиночка, – поясняет Коланджело. – Люди не очень понимают его, относясь к нему по-особенному и рассматривая отдельно ото всех».

Преодолеть дистанцию между Брайантом и товарищами по команде помогла географическая близость. «Мы находились в одном отеле, мы жили по одному расписанию, – рассказывает Брайант. – Тогда я и узнал ребят получше». Кобе вставал на тренировку рано, и многие последовали его примеру, подкорректировав свой режим.

Первым присоединился Уэйд. «Мы встретились с ним в зале в пять часов утра, затем в пять стал появляться Леброн, и постепенно в пять стали приходить все остальные», – поясняет Брайант.

В период этих тренировок игроки буквально породнились и стали известны, как Олимпийский клуб «Завтрак».

«Мы вставали рано все вместе и дополнительно оставались всей командой после тренировок, чтобы поработать над броском. Так мы и стали ближе», – добавляет Кобе.

Брайант обратил внимание коллег на изучение игровых нарезок. Он запросил, получил и отсмотрел подборки моментов самых лучших игроков всех сборных на чемпионате. Он считал, что у оппонентов в этом плане было серьезное преимущество: игры НБА легко достать, любой сможет изучить движения и привычки каждого из команды США.

Однако видеоматериала не хватало, и Брайанту пришлось предупредить товарищей от излишней уверенности. Он утверждал, что американские спортсмены не всегда превосходили иностранных коллег, что многие таланты держатся в секрете. И Брайант знал это, поскольку много времени провел заграницей.

«Все эти ребята были еще слишком молоды. Ни у кого из них не было чемпионского опыта, – говорит Кобе. – Мне нужно было произвести на них впечатление: «Смотрите, эти иностранцы умеют играть». Если вы не видели их в НБА, это не значит, что они туда никогда не попадут».

«Большая часть из них осознанно выбрала игру за океаном, но они способны играть на высоком уровне, и если вы перестанете обращать на них внимание, они надерут вам зад. Поверьте, я знаю. Я вырос в Европе. Я видел этих ребят, как они играют – не судите их по внешности, иначе окажетесь в полном дерьме. И это было по-настоящему важно подчеркнуть».

***

Когда дело дошло до игры, Брайант задал настроение сборной США. В одном из первых матчей группового этапа против Испании, Кобе опекал Руди Фернандеса и пытался не дать получить ему мяч. Но неожиданно на его пути вырос Пау Газоль, который пытался поставить товарищу заслон. Газоля недавно как раз обменяли в «Лейкерс», и в финале НБА плечом к плечу они сражались именно с Брайантом. Кобе, ни секунды не медля, решил послать приятелю весточку – весточку плечом – вытолкнув Пау за пределы площадки.  

«Он меня знает, – поясняет Брайант. – Я не шучу, и для нас двоих это было важное послание. Мы только что проиграли «Селтикс», и я хотел сказать ему: «Вот, как ты должен играть, чтобы выигрывать титулы». Мой поступок нес в себе два сообщения: первое – о намерении сборной выиграть медаль; второе – лично для Пау – о той черте, через которую ему следует переступить, чтобы стать чемпионом».

Этот эпизод – самая памятная для Леброна Джеймса демонстрация «ментальности мамбы». 

«Это одно из первых владений той встречи, – рассказал Джеймс в 2015-ом. – Я сразу понял, что Кобе думает только о победе, не важно, за кого он играет и против кого. В тот момент он забыл, что они с Пау из одного клуба и что уже через три недели они вновь увидятся в Лос-Анджелесе. С ума сойти!».

Американцы отыграли групповой этап без поражений, 5-0. В четвертьфинале они взяли верх над Австралией, 116-85, в полуфинале обыграли Аргентину, 101-81. В финале сборную США вновь ждала Испания с братьями Газолями, Кальдероном и Рикки Рубио в составе. Испанцы доставали безоговорочных фаворитов на протяжении всей встречи, нередко заставляя нападение великой команды выглядеть абсолютно беспомощным.

В последней четверти Газоль отправил в цель ключевой бросок, сделав разрыв в счете минимальным. (Здесь напрягся даже Джерри Коланджело. Он спустился из своей ложи смотреть игру внизу, из угла площадки). Брайант ответил тяжелейшими двумя очками и организовал две следующие результативные атаки, сначала отдав пас под точный трехочковых Дерона Уильямса, а затем просунув Ховарду мяч под кольцо, но Испания все равно удерживалась на дистанции в пять очков. Через минуту Кобе ловко обманул Фернандеса и бросил с дальней дистанции. Руди в попытках реабилитироваться перед оппонентом получил фол, мяч очутился в сетке.

Следующий трехочковый в исполнении Уэйда уже оказался решающим – сборная США победила, 118:107.   

«Море веселья, – делится Кидд. – Ребята долго праздновали».

Джеймс душил Редда в объятиях. Уэйд показывал пальцем на небо. Брайант приветствовал толпу болельщиков.

«Пройдя этот небольшой путь, мы стали друзьями и партнерами по команде, нашли взаимопонимание и после прекрасно отпраздновали, – продолжает Кидд. – И я думаю, что с того момента мы гораздо больше уважали друг друга, не только как игроки, но и как люди».

 «Лейкерс» выиграли два титула за следующие два года; четыре года спустя американцы завоевали еще одну золотую медаль в Лондоне. Но то, что сделала сборная в 2008-м остается эталоном, и во многом именно из-за Брайанта. Он сумел стать лидером у целой команды суперзвезд. И многому у них научиться.

 «Я думаю, что общение Леброна и Кобе было взаимовыгодным, – поясняет Кидд. – Каждый игрок «Команды Искупления» стал лучше – Мело, Крис Пол, Леброн – все они стали лучше, наблюдая за Кобе».

Коланджело не скрывает, что гордится успехами той команды. «Одним из моих главных удовольствий было наблюдать за ним во время выступлений за сборную, – рассказывает он. – Он [Кобе] отличался от остальных, он излучал мудрость. Он был лидером, он хорошо подошел этой команде».

«Если вы были знакомы или видели Кобе до Олимпийских игр, это было совсем другое, – добавляет Коланджело. – Я думаю, что опыт Олимпиады заставил людей изменить свою точку зрения насчет Кобе, посмотреть на него совершенно с другой стороны, а ему он помог продолжать двигаться вперед».

Фото: Gettyimages.ru/Streeter Lecka, Jeff Gross, Marc Lecureuil/Nike, MN Chan, Jed Jacobsohn, Phil Walter