Назад в будущее: «Финикс Санс»
Джеймс Джонс покушать принес.
Прошлый сезон
«Финикс» прекрасен. Команда уже четыре года на дне, но это не планомерная перестройка – просто у них каждый сезон улетает в трубу уже к зиме. Тут выдавали контракты Чендлеру и Найту, для чего-то увольняли тренера после трех поражений на старте, выписывали опытных ветеранов и пытались косплеить «Филадельфию». Просто тупо каждый год начинался с амбициозных планов, но заканчивался очередным пустым рекордом Дэвина Букера. И прошлый сезон не был исключением. Молодежь должна была уже наконец выстрелить, один из творцов крепкой «Юты» Игор Кокошков должен был наладить дисциплину, ветераны Ариза и Кроуфорд должны были помогать в раздевалке, а Тревор еще и на паркете, Букер уже обещал всем плей-офф. Клуб же просто отметил юбилей: в 69-м году был установлен антирекорд по количеству побед (16), а потому спустя 50 лет было бы неплохо оформить второй худший сезон в истории франшизы. Все логично, вопросов нет.
Работа летом
Есть три вещи, которые существуют, но смысл их существования непонятен: последний сезон «Клиники», все сезоны «Киев днем и ночью» и фронт-офис «Санс». С функцией последних вполне мог бы справиться телеграм-бот с простейшим набором функций. Подарки для ЛеБрона, путаница с Бруксами и прочие чудеса с отчислениями в прошлом сезоне можно было списать на неопытность Джеймса Джонса. Летом ему пригласили опытного советника и дали развернуться уже в спокойной обстановке, а не в условиях хаоса с козами после увольнения МакДоны. И действия клуба заставляют задуматься о том, что Сарвер просто запирает группу людей в помещении без интернета, называя это фронт-офисом.
Смысл почти любых переговоров в убеждении своего оппонента в том, что ему результат нужен больше, чем тебе. Фронт-офис клуба мониторит рынок, изучает нужды команд, формирует лонг и шорт-листы, чтобы форсировать любую сделку с максимальной выгодой для себя. Что делает «Финикс»:
- выходит на «Индиану» с предложением отдать Уоррена с пиком, хотя «Пэйсерс» сами хотели Ти Джея и сначала подумали, что их тупо разводят.
- выходят на «Мемфис» с предложением почти задарма отдать им Мэлтона, Джексона и пики, хотя «Гриззлис» сами хотели Де’Энтони.
- тупо берут под 11-м пиком игрока, который котировался в третьем десятке, игнорируя то, что рядом «Хит» не скрываясь пускают слюни по Хирро (настолько, что даже за Уэстбрука его зажали позже).
И вроде бы логика есть: от ненужного контракта избавились, платежку для подписания Рубио и Убре расчистили, взяли хорошо знакомого с советником президента проспекта, да еще и всякие ништяки типа Шарича получили. Но оформлено это было на уровне того же телеграм-бота, которому дали задачу все это сделать и он тупо ее исполнил любой ценой. Любой нормальный менеджер стребовал бы с «Индианы» хотя бы пик второго раунда, с «Мемфиса» пик второго раунда (которые не висят в платежке, потому никак не помешали бы цели очистки места), вышел бы на «Майами» и взял бы для них Хирро, заставив тех взять им их Джонсона и еще доплатить. «Шарлотт» год назад провернул ровно тот же трюк с «Клипперс», выбрав им Гилджеса-Александера, получив и нужного Бриджеса, и два пика сверху. «Индиана», к слову, конвертировала полученный 32-й пик в ТРИ пика. А пики второго раунда – одна из самых ценных валют в лиге, порой даже ценнее пиков в третьем десятке.
Даже Томми Шеппард в статусе и.о. генерального менеджера «Вашингтона» провел крайне показательное межсезонье именно в плане мониторинга рынка и заезда в сделки с командами, которым «очень надо» и которые готовы доплачивать. А «легитимный» Джеймс Джонс выходил на клубы, которые САМИ хотели его игроков, предлагая им этих игроков еще и с доплатой. И вроде бы вопросы решил, но заплатил за это тремя пиками второго раунда там, где мог получить пять-шесть. И это еще аукнется в будущем, когда команда начнет за что-то бороться (а они ведь каждый год собираются) и им понадобится влезать в сделки ради полезных ролевиков, где пики второго раунда будут на вес золота. Это просто расписывает человека в ужасной подготовке к своей работе, если даже гугл человек открыть не в состоянии, не говоря уже про выходы на куда более надежные источники.
Тренер и команда
Как ни парадоксально, но вся критика из предыдущего пункта не обязательно означает, что все безнадежно плохо. В конце концов, даже если ты купил кирпичи по цене золотых слитков – это не значит, что из них нельзя построить дом. Крайне топорным способом, но Джонс все-таки укомплектовал команду. И к комплектации этой команды вопросов куда меньше, чем к самому Джонсу.
Игор Кокошков должен был вывести молодых игроков «Санс» на новый уровень, но на деле весь сезон занимался тем, что конфликтовал то с одним, то с другим талантом. Практически все основные проспекты клуба (кроме Мэлтона, возможно) фигурировали в разговорах про сложные отношения с американо-сербом. Неплохое окончание сезона – больше заслуга Убре, который сплотил молодежь вокруг себя со своими Valley Boyz. Иначе клуб так и закончил бы в состоянии раздрая на паркете и в раздевалке. Потому на этом и был сделан основной акцент.
Любой разговор о Монти Уильямсе начинается и заканчивается его личностными качествами. На дистанции всей своей карьеры он зарекомендовал себя как человек, который отлично умеет выстраивать отношения со всеми – от игроков и руководства до уборщиц и водителей автобусов. Выбирая между двумя организациями с откровенным бардаком в руководстве, Монти отказал «Лейкерс» и принял команду, в которой у него будет больше возможностей для реализации своих идей.
Рики Рубио – это шаг в том же направлении. Испанец оказался ненужным в «Юте» по причине увеличение роли Митчелла с мячом (и бесполезности самого Рики без мяча). Потому его союз с Дэвином Букером, который от года к году так же прогрессирует как болл-хэндлер, вызывает вопросы. Но конкретно сейчас это не особо страшно. Репутация Рубио как прекрасного партнера по команде сейчас для «Санс» в приоритете и в большей степени контракт ему давали именно за это. Да и не сказать, чтобы Букер так уж классно справлялся с ролью Хардена на минималках. Он все еще оставался эффективным в бросках с получения, но их доля резко уменьшилась. А вот в аспекте атак с ведения он рухнул до 29% реализации из-за дуги на четыре броска в среднем. Кажется, это тот случай, когда игроку будет полезно отдать мяч в руки партнера и сосредоточиться на том, что получается явно лучше.
Честно говоря, номинально состав «Финикса» выглядит очень даже неплохо. Их молодое ядро может и должно развиваться в разных направлениях, от броска до защиты. Вторая половина прошлого сезона показала, что тут может быть неприятная цепкая команда. Если окружить Рубио правильными людьми, то он может запустить игру в правильном направлении, позволяя раскрываться партнерам вокруг него. Вспоминая о том, что мы говорим о «Санс», где-то всегда есть чувство будущего провала, но с увеличением эффективности Букера и ожидаемым прогрессом Эйтона и Бриджеса, здесь все может завертеться.
Главная звезда
Да, наверное, главной звездой «Финикса» является Дэвин Букер, но за четыре года он так и не показал задатков не просто классного скорера, а вожака. ДеАндре Эйтон второй по уровню чистого таланта человек в команде, но он еще слишком молод. А Келли Убре за полсезона сделал для команды больше, чем все местные звезды вместе взятые и узурпировал власть. Забавно, что бестолковость Джонса тут выступает в роли блага. Если бы не тот конфуз с Бруксами (а это «Финикс» был заинтересован в Диллоне, потому я все же склонен считать это косяком «Санс», «Мемфису» в этой истории было вообще плевать), Убре сейчас был бы лидером «Гриззлис», которым он по характеру заходил идеально. Но не было бы счастья, как говорится.
В «Уизардс» Келли заимел славу неоднозначного персонажа. Это стремление к эпатажу, трэшток и жесткий стиль кому-то нравился, а кто-то считал его отбитым на голову. Но это «Вашингтон», обитель слегка долбанутых персонажей разной степени токсичности. Клуб почему-то выбрал путь засовывания всех этих ребят в одну банку и ожидаемо получал не крутую банду, а гребанный филиал Гарлема. А вот в Аризоне все те же грани характера Убре заиграли новыми красками. Здесь не было никого достаточно радиоактивного, кто начал бы вступать в реакцию с харизмой Келли – потому для этой молодой команды он резко стал лидером и центром притяжения, с ходу сплотив людей под знаменами Valley Boyz. О позитивном влиянии Убре говорили все – от Букера до Кокошкова.
Потому есть ощущение, что фактически (а не формально) главной звездой команды останется Убре, от которого и идет вот этот позитивный вайб, превращающий кучку зеленых сопляков и вечных неудачников в дерзкую банду с яйцами, которая может огрызаться каждому сопернику. Да и в фанатской среде Келли стал бомбой. Ему уже и прозвище успели придумать, и даже футболки начали выпускать.
[Слава яйцам, в «Финикс» все-таки не перешел Д’Анджело Расселл – двух таких модных птенцов Уэстбрука Аризона не выдержала бы]
Итог
Как уже было сказано, сам факт того, что это «Финикс», уже вызывает чувство тревоги. Мягко говоря неоднозначный менеджмент это чувство только усиливает. Но то, что клуб взял курс на борьбу с психологией неудачников в головах игроков уже радует. Харизма Убре плюс сильные «персоналити» Уильямса и Рубио могут изменить ситуацию. Потому что здесь уже некуда больше запихивать талант, тут уже постепенно предыдущее загубленное поколение начинает вымирать с чувством, что они может было не так плохо, просто попало не в ту организацию. Этим людям нужно брать напильник и шлифовать мозги. Начинание, безусловно, правильное.
Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Thearon W. Henderson