18 мин.

Три года назад НБА разбрасывалась деньгами. Тогда 64 млн получил и Тимофей Мозгов

Лига чему-нибудь научилась с тех пор?

Летом 2016-го в НБА произошел сильный скачок потолка зарплат. Это стало результатом нового телевизионного соглашения, которое приумножило прибыль лиги. Потолок поднялся почти на 25 миллионов, благодаря чему у целого ряда команд появилось огромное пространство для маневра.

Кто-то сумел этим воспользоваться и впихнул в команду с тремя звездами Кевина Дюрэнта. Но, по большому счету, то лето вошло в историю как пора дичайших переплат. Командам нужно было как-то тратить место под потолком, и целый ряд игроков получил завышенные контракты. Более того, это сформировало рынок, при котором все свободные агенты (даже те, что не подписывались на место под потолком) набрали цену.

Лига до сих пор расхлебывает последствия того межсезонья – многие контракты, заключенные в 2016, еще не истекли. И сегодня, когда рынок свободных агентов снова становится достаточно диким, есть повод вернуться на 3 года назад, чтобы посмотреть, какие именно контракты, заключенные тем летом, оказались худшими. Какие закономерности были у завышенных соглашений 2016? Кто-нибудь сделал выводы?

Первая ошибка, которая бросается в глаза – команды еще не осознали вымирание классических центровых

Андре Драммонд получил 130М на 5 лет

Стивен Адамс – 100М на 4 года

Хассан Уайтсайд – 98М на 4 года

Жоаким Ноа – 72М на 4 года

Дуайт Ховард – 70М на 3 года

Бисмак Бийомбо – 68М на 4 года

Тимофей Мозгов и Ян Маинми – по 64М на 4 года

Горги Дженг – 63М на 4 года

Коди Зеллер – 55М на 4 года

Майлз Пламли – 52М на 4

Эл Джефферсон – 30М на 3 года

Коул Олдрич – 22М на 3

И у этих контрактов разная история – кому-то помешали травмы, где-то переплата была вполне осознанной изначально, потому что команда слишком сильно хотела подписать конкретного игрока, кто-то просто переоценил важность центрового. Естественно, в случаях Мозгова, Маинми, Дженга, Бийомбо и Олдрича манера игры сыграла вторичную роль, они просто не были достаточно хороши даже для получения половины от того, что им дали.

Но тут 13 человек и 13 плохих контрактов. И все они – медленные полноразмерные центровые (ну, может, кроме Бийомбо). Они не могут бросать, им сложно держать высокий темп, они ограничены в атаке. Лучшие из них могут неплохо работать в обороне, но далеко не против всех команд, да и то только в «регулярке».

В условиях роста темпа, усиливающегося акцента на трехочковые и новых требований к универсализму у неповоротливых ограниченных здоровяков просто не было шанса отработать такие контракты. Лига шла дальше, роль не звездных центров упала до минимума, и платить за это уже не было смысла. Не все поняли это сразу (к слову, «Уорриорс» и тут сориентировались раньше остальных – в том же 2016-м они собрали Уэста, Макги и Пачулию на минималки, укомплектовав позицию бюджетными ролевиками, хотя не то чтобы у «воинов» был выбор).

Как итог, 13 человек получили в сумме 888 миллионов долларов со средней продолжительностью контракта меньше 4 лет. И 10 из них можно смело заменить игроками на минимальных контрактах и  не бояться заметно потерять в качестве (а во многих случаях можно и прокачаться). Зеллер, Адамс и Драммонд выглядят предпочтительнее среднестатистического центра на минимальном контракте, но и тут разница по игре не будет даже близка к пропасти между контрактами.

В общем, в 2016-м НБА переплатила куче центров. Всего на подписания «больших» в том сезоне ушел 921М (это без продлений типа Адамса и Дженга), больше из позиций потрачено было только на вторых номеров.

И с тех пор каждый крупный контракт для громадного и не звездного игрока выглядит опасно. 40М на 4 года для Джордана и 45М на 3 года для Валанчюнаса, выписанные этим летом, обещают массу проблем. Но даже эти 45 на 3 для Йонаса – это прогресс, потому что средняя зарплата Валанчунаса меньше, чем то, что в 2016-м получали гораздо менее талантливые центры. И меньше не только относительно выросшего с тех пор потолка, но и абсолютно.

Еще одной категорией риска в 2016-м оказались команды, у которых было много своих свободных агентов

В предшествующем скачку зарплат сезоне-2015/16 «Портленд» и «Шарлотт» протиснулись в плей-офф, и для них тогда это было эпохальное достижение. «Портленд» перед тем сезоном потерял 4 игроков старта, но в итоге сумел остаться в восьмерке на Западе и даже пройти в плей-офф замученных травмами «Клипперс». «Хорнетс» отобрались в постсезонку второй раз за 3 года (и, как выяснилось, в последний раз вообще). Это выглядело успехом, который нужно закрепить, пусть и ценой переплаты – благо рост потолка отодвинул и планку налога на роскошь, так что о тратах можно было не беспокоиться. Пытаясь сохранить относительно успешные составы, они выкинули на своих игроков все деньги мира.

Николя Батюм получил 120М на 5 лет

Аллен Крэбб получил от «Нетс» предложение на 74М на 4 года, и «Портленд» это дело повторил

Марвин Уильямс – 54М на 4 года

Майерс Ленард – 41М на 4 года

Мо Харклесс – 40М на 4 года

Уже упомянутый Коди Зеллер – 55М на 4 года

По отдельности некоторые контракты выглядели сносно: Харклесс вроде как неплохой 3&D, Марвин Уильямс за 3 года своего контракта набирал в среднем по 10 очков, поливал из-за дуги с процентом 37,5 и пропустил всего 17 матчей. Но с учетом остальных переплат даже эти соглашения имели отрицательный эффект на платежку. Да и сами по себе даже эти контракты считались отрицательными активами всю дорогу (Харклесса только что отдали вместе с пиком первого раунда, Уильямса вроде рассматривали как плохой контракт, который можно скинуть в потенциальном обмене Кембы).

Но главная проблема заключалась именно в количестве таких вот договоров: возможно, они и не все плохие, но хороших там точно нет. В итоге команды заперли себя с имеющимися составами напрочь и лишились гибкости, ведь свободного места под потолком не было, а их игроки не имели ценности в гипотетических обменах. И это нормально, когда ты закрываешься с командой с потенциалом, но продлевать ролевиков на максимальный срок на в лучшем случае предельную из допустимых зарплату – это путь к стагнации и загниванию.

Отдельно стоит отметить Тернера, пришедшего в «Портленд» со стороны и добившего платежку команды. После достаточно полезного сезона со скамейки в «Бостоне», винга решили осыпать золотом в «Портленде» – 70М на 4 года. Но он изначально не мог отработать такие деньги просто в силу уровня игры и доступной ему роли. Он – не третья опция, он не полузвезда. Это абсолютно вспомогательный баскетболист, не способный бросать с дистанции. Как он мог играть на 17М в год? Это не должно было работать даже теоретически.

Но «Портленду» относительно повезло. Тем летом они еще и продлили Макколлума: он создал с Лиллардом пару на задней линии, позволяющую регулярно попадать в плей-офф. Но для следующего шага рычагов у них не было. «Шарлотт» и вовсе перестали выходить в плей-офф, потому что у Кембы своего Макколлума не нашлось: Зеллер раз за разом травмировался, Батюм сдавал (да и никогда не показывал потенциал звезды, который соответствовал бы его контракту), Марвин Уильямс и близко не тянул на человека, способного что-то изменить. А рычагов для того, чтобы перестроиться на ходу опять же не оставалось. Мог бы помочь драфт, ведь, не попадая в плей-офф, ты оказываешься в лотерее, но удачных находок на счету «шершней» замечено не было.

Горький опыт «Шарлотт» ничему не научил «Майами», которые летом 2017 сохранили всех своих ролевых свободных агентов: ни один из контрактов которых не выглядел привлекательно, зато они все были на 3-4 года (хотя начали «Хит» тоже в 2016-м, переплатив Уайтсайду и повторив предложение по Тайлеру Джонсону).

Но в целом лига с тех пор стала менее зациклена на попытках любой ценой сохранить просто неплохой состав.

Этим летом «Индиана» не стала переплачивать за сохранение Богдановича и Джозефа и отпустила Янга. В итоге плановая стартовая пятерка команды на сезон-2019/20 будет получать лишь 80М, и тут все в прайме, а Тернер еще и продолжает прогрессировать. Оладипо – уже звезда, тот же Майлз может в нее вырасти, при этом команда сохраняет шансы для дальнейшего усиления.

«Юта» решила не возвращать приличную команду предыдущего сезона и постаралась усилиться: добыла Конли и того самого Богдановича. Это явно поднимает потолок команды на ближайшие 2 года. А на сезон-2021/22 тут числится лишь контракт Богдановича.

Не то чтобы дорога «Индианы» и «Юты» – это прямой путь к гарантированному успеху, но это как минимум другой путь, а не повторение ошибок предшественников. Тут не было этой характерной для команд с маленьких рынков панической боязни «упустить своих».

Третья глобальная категория переплат 2016-го – готовность команд агрессивнее идти за всеми, у кого есть потенциал

Клубы решили, что нужно по максимуму воспользоваться возможностью достать любой талант, даже если он весьма рискованный, даже если сумма кажется неразумной.

Были переплаты разваливающимся ветеранам в надежде, что они затормозят спад или и вовсе вернутся на звездный уровень. Естественно, ставки не сыграли, игроки сыпались с травмами, проседали по физике и на былой уровень не вернулись.

Денг получил 72М на 4 года, контракт позже будет расписан по стретчу (не уверен, что «Лейкерс» тогда ждали от него звездного уровня, но это – наименее болезненное для менеджмента «озерников» объяснение).

Уэйд подписался на 47М за 2 года. На второй год контракт будет выкуплен со значительными уступками игрока, но чертов эксперимент с тремя альфами в «Буллс» безусловно провалился.

Джамал Кроуфорд получил 42М на 3 года. Тогда 36-летний защитник только что взял очередную награду лучшему «шестому», но спад в карьере уже начался. Игрок продолжил сдавать и всего через год был обменян в «Атланту» с доплатой. К чести «Клипперс», последний год в контракте ветерана не был полностью гарантированным, что сделало соглашение менее токсичным.

Упомянутые выше Ховард и Ноа тоже не играли на свои деньги. Одного в итоге меняли как плохой контракт, другого отчислили, и платить по 6,5М Жоакиму «Никс» будут еще 3 года.

Были переплаты молодым игрокам со спорным потенциалом в надежде на продолжение прогресса.

Тайлер Джонсон получил 50М на 4 года, и «Хит» это повторили, несмотря на то, что из общей суммы контракта, 38.5М приходились на последние 2 сезона, что не могло кончиться хорошо.

Джордан Кларксон отхватил 50М на 4 года, и попробуйте кому-нибудь доказать, что сейчас он стоит 13М в год.

Остин Риверс после неплохого плей-офф подписался 35М на 3 года от своего отца. Потом он обретет чуть более значимую роль, цифры пойдут вверх, но выглядеть более полезно Остин толком так и не начнет, что логично завершится трэйдом его истекающего контракта на труп Гортата.

Соломон Хилл пошумел в плей-офф и отхватил 48М на 4 года. Зарплата изначально не соответствовала его реальному уровню, а травмы добили ценность контракта.

Кент Бэйзмор подписался на 70М за 4 года как замена Кэрроллу, которому решили не платить годом ранее. В плей-офф Кент порадовал, но выглядел он скорее как 5-6 игрок команды, а заплатили ему как третьему.

Эван Фурнье получил 85М на 5 лет после первого же полноценного приличного сезона. За 3 года контракта, что он уже отбегал, человек стал стрелять из-за дуги заметно хуже. Если ты – шутер, получающий 17М в год, то лучше бы тебе попадать больше 35% из-за дуги (для контекста, этим летом тот же «Орландо» положил Россу, который бросает больше и точнее, 13,5М за год на 4 сезона).

А еще были упомянутые выше Драммонд, Ленард, Крэбб и Харклесс.

Все они тогда были моложе 25, всех их подписывали именно на такие деньги во многом потому, что верили в прогресс. Но, глядя правде в глаза, оснований для веры было не много, и ТАКИЕ авансы им выписались исключительно из-за того, что появилось много свободных денег.

Лучше в итоге не стал толком никто.

На этом фоне совсем даже не так дурно выглядит контракт Харрисона Барнса стоимостью в 94М на 4 года. Форвард подписался с «Мэвс» с твердым намерением доказать всем, что может отрабатывать более значимую роль, чем та, что была у него в «Уорриорс». С функциями первой скрипки он естественно не справился, но нормальный уровень держал. В итоге, в минувший дедлайн «Кингс» спокойно приняли контракт Барнса, отдав истекающие и условно талантливого Джексона, после чего продлили Харрисона на почти ту же сумму (с «Кингс» всегда есть вероятность, что они тупо накосячили, но ведь и «Кингс» в лиге есть всегда, это часть реалий рынка).

А еще тем летом переплатили людям, проведшим хороший контрактный год.

Эндрю Николсон вроде бы неплохо играл за «Орландо», получил 26М на 4 года и с тех пор баскетболом заниматься перестал.

Мэттью Деллаведова выцыганил 38М на 4 года после защитных перфомансов в финалах и с тех пор лишь в одном сезоне провел больше 50 матчей.

Упомянутые выше Уайтсайд, Маинми, Бийомбо, Дженг – все они смотрелись неплохо в сезоне или плей-офф, предшествовавшем скачку потолка. Но даже удержаться на том уровне для большинства оказалось непосильной задачей, не говоря о каком-то прогрессе.

Ну и вишенка на говно-торте переоцененного потенциала – контракт Чендлера Парсонса. Высокий поинт-форвард, элитный снайпер, у него действительно был интересный набор навыков, который не мог остаться незамеченным в 2016-м. А «Мемфис» нуждался в усилении на крыле, при этом затащить в Теннеси свободных агентов не слишком просто. В общем, сам союз был потенциально интересным для «Мемфиса».

И, как любой фанат «Друзей», я по умолчанию с симпатией отношусь ко всем, кого зовут Чендлер, но, черт, 94М на 4 года. Это максимальный контракт. Максимальный контракт за игрока, набиравшего в предыдущем сезоне 14 очков, не славящегося защитой и перенесшего две операции на одном колене.

Но тогда люди почему-то решили, что Парсонс – будущая звезда. Эй, ему было 27, а не 23! И он набирал свои гребаные 14 очков, у этого поинт-форварда меньше 3 передач за игру, почти половина его двухочковых бросков приходила после передач партнеров. Он был достаточно эффективен, но именно в такой не самой большой роли. Парсонс никогда даже не приближался к действительно звездному объему нагрузки, его процент задействования не был выше 21 ни в одном сезоне. У Клэя Томпсона, который чистый снайпер, играет с кучей других боллхэндлеров и выводком звездных партнеров, этот показатель ВО ВСЕХ «регулярных» сезонах был выше 21.

Сейчас принято говорить, что его контракт испортили травмы, но Парсонс никогда и не был человеком, заслуживающим максимальный контракт. Он был такой альтернативой Батюму с меньшей ролью в розыгрыше, более надежным броском, менее надежной защитой и да – с двумя операциями на колене. Это вспомогательные игроки, им нельзя платить как звездам, даже если у тебя есть возможность. В итоге оба контракта стали недвижимостью, символизирующей 2016-й не хуже контракта Мозгова. Француз, конечно, дал «Шарлотт» больше, чем Парсонс «Мемфису», но и контракт Батюма на год дольше.

И единичные случаи таких рискованных переплат из-за веры в прогресс случаются каждый год. Но 2016-й это просто иной масштаб. Команды кидались деньгами во все, что движется, и не могли остановиться.

Уйти от этого окончательно не удастся никогда, да это и ни к чему. Но нужно отдать лиге должное, команды стали осторожнее в плане рискованных активов. Этим летом никто не попытался вернуть Мэло, никто не дал нормальных денег Колли-Стайну и Казинсу. В 2016-м они бы уже подписались на суммарные 40М в год.

Отдельно стоит отметить контракт, который не вписывается ни в одну из трех групп, но не может быть забыт

И давайте не будем копаться в мелочах и придираться.

Даррелл Артур получал по 8М в год и толком не играл в баскетбол, но что такое 8М для НБА 2016-го? Тут ведь даже не 4 года, в отличие от Николсона.

Мирза Телетович вылетел из лиги, но у мужчины возникли проблемы со здоровьем, не позволившие играть в баскетбол, за это сложно кого-то винить.

Джей Ар Смит получил 57М на 4 года, но тогда это выглядело как переплата контендера за сохранение игрока. «Кливленд» бы не получил места под потолком отпустив Смита, так что заплатил за его сохранение.

Это все объяснимо.

Но как насчет 80М за 4 года Райана Андерсона?

В сезоне-2015/16 он набирал 17 очков за матч в мусорном «Орлеане» (30 побед), попадал 36% из-за дуги и не играл в защите. Оказавшись в «Хьюстоне», господин получил заметно менее важную роль и был просто парнем на «четверке», который бросает. Бросал он действительно хорошо и был достаточно важен, но 13 очков за матч от игрока, который не защищается, не могут стоить 20М в год. И самое странное тут именно это – все знали, что это за игрок, «Хьюстон» знал, какую роль может ему предложить, и Райан держал уровень и роль эту честно выполнял. Все вроде как шло по плану. «Рокетс» просто облажались с оценкой стоимости этого плана.

В оправдание «Хьюстону» можно сказать, что вообще на рынке тогда был всплеск интереса к бросающим «четвертым». «Детройт» и «Портленд» подписали Луэра и Ленарда, дав каждому по десятке в год на 4 сезона. И ни один из них не смог закрепиться в ротации НБА. Возможно, «Рокетс» готовы были переплатить, но именно за действительно приличного бросающего «четвертого». Но в любом случае план провалился, когда «Хьюстон» начал ставить перед собой серьезные задачи. Неспособность Андерсона играть в обороне оказалась критической (что тоже неудивительно). Он просто начал вываливаться из обоймы, и его спихнули в обмен на плохой контракт, причем спихнули с доплатой.

***

Надеюсь, никого не забыл, но свои варианты можете оставлять в комментариях (для справки: «Сошников за 14$ в High Five» – это новый контракт, а не 2016-го, и вообще-то это не переплата).

Закончить, думаю, логично будет символической пятеркой худших контрактов 2016:

Центровой – Жоаким Ноа, 72М на 4 года от «Нью-Йорка» (можно было выбрать любого, но мы не имеем права перестать пинать «Никс»)

Мощный форвард – Райан Андерсон, 80М на 4 года от «Хьюстона»

Легкий форвард – Чендлер Парсонс, 94М на 4 года от «Мемфиса»

Один защитник – Николя Батюм, 120М на 5 лет от «Шарлотт»

Другой защитник – Эван Тернер, 70М на 4 года от «Портленда»

P.S. Одна из самых забавных особенностей, что на таком рынке чуть ли не больше всего обсуждали контракт, который в итоге оказался не таким и плохим. Тот же «Мемфис», накосячивший с Парсонсом, переподписал Майка Конли на максималку – 5 лет, 152М, за что беспрерывно критиковался. Но на деле Майк играл на околозвездном уровне в двух из трех сезонов, прошедших с момента подписания (второй сезон контракта был перечеркнут травмой).

Судите сами: за две полные «регулярки» он провел 69 и 70 матчей, набирал по 20,5 и 21,1 очка, отдавал по 6 передач, хорошо защищался и имел эффективный процент реализации выше 50 в тягучей и трудовой атаке «Гриззлиз».

Более того, этим летом Конли обменяли на 2 пика первого раунда, второгодку, выбранного в первом раунде год назад, и два истекающих контракта. Это, мягко говоря, не то, что ты получаешь за плохой контракт.

Но тогда это была рекордная сумма соглашения, и то, что ее получил игрок, который ни разу не был на Матче звезд, многих смутило.

Что ж, НБА оказалась немного сложнее.

Материалы по теме:

НБА – лучшая лига мира, потому что мы знаем все, что происходит внутри. Но как не запутаться в инсайдах?

Кавай, прощай

«Юта» мощно усилилась и врывается в гонку за чемпионством

Баскетбольная группа ВК

Баскетбольный канал в Телеграмме

Фото: instagram.com/mozg25 (1,3); Gettyimages.ru/Gregory Shamus, Streeter Lecka, Kevin C. Cox; instagram.com/44bojan; Gettyimages.ru/Harry How, Manuela Davies; instagram.com/chandlerparsons; Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Kevin C. Cox