8 мин.

Над Михаилом Прохоровым угорали три года. Но он все же построил клуб, о котором мечтал

После покупки «Бруклина» российский олигарх Михаил Прохоров решил «пошуметь» – ветераны Пол Пирс, Кевин Гарнетт, Джо Джонсон и Дерон Уильямс должны были заявить о новой эре в Нью-Йорке и бросить вызов «Никс».

Бросить вызов «Нью-Йорку» получилось – теперь в столице мира появилось сразу два клуба, над которыми все смеялись. «Нетс» отдали все активы «Бостону», скатились на самое дно и стали худшей командой лиги по посещаемости.

Три года назад «Нетс» наняли нового генерального менеджера. Шон Маркс сумел радикально изменить репутацию клуба и вывести ее из кризиса в рекордные сроки. В этом году «Бруклин» не только вышел в плей-офф, не только увидел своего представителя на Матче всех звезд, но и привлек топовых свободных агентов – Кевин Дюрэнта и Кайри Ирвинга. В лиге можно по пальцам пересчитать клубы, которые бы подписывали на рынке игроков такого уровня.

Это феноменальная перестройка.

***

12 июля 2013 года состоялся один из самых знаковых обменов в истории спорта. Амбициозный «Бруклин» забрал из «Бостона» ветеранов Пирса, Гарнетта и Терри отдав 3 пика первого раунда и одно право обменяться выборами на драфте (там были и другие значимые элементы вроде плохого контракта Уоллеса, но сейчас не о них).

«Нетс» за счет этой сделки планировали выстрелить в краткосрочной перспективе, собрав команду, которая готова побеждать здесь и сейчас. Победить не получилось, Пирс и Гарнетт отыграли за «Нетс» лишь по одному полному сезону, Дерон Уильямс не оправдал надежд в качестве лидера, пик команды получился совсем неярким и очень кратковременным.

А потом «Бруклину» пришлось заплатить за вторую часть сделки. Команда начала проседать, все звезды и псевдо-звезды разъехались, результаты посыпались, а пиков не было. Команда оказалась заперта в ситуации, когда она плоха, но инструментов, чтобы стать лучше у нее нет, потому что на драфте вместо «Нетс» выбирали «Селтикс».

В сезоне-2015/16 «Бруклин» сумел выиграть лишь 21 матч. После этого «Бостон» под их третьим пиком взял Джейлена Брауна. Через год «Нетс» выиграли лотерею, но этот пик тоже пришлось отдать «кельтам», в итоге «Бостон» обменял первый пик в «Филадельфию» на 3 пик, ставший Тейтумом, и довески. Пик «Нетс» 2018 стал ключевым элементом пакета «Селтикс» за Кайри Ирвинга.

И со всем этим уже нельзя было ничего поделать, урон был нанесен. «Бруклину» пришлось смириться и переосмыслить стратегию.

В том же сезоне-2015/16 одиозный генеральный менедж Билли Кинг был отправлен в страну Кана, Айзейи и прочих Дюмарсов, которым нельзя управлять баскетбольными командами. Его место занял молодой менеджер Шон Маркс.

Еще один менеджер из школы «Сан-Антонио», он научил «Нетс» терпеть.

После провала, вызванного погоней за сиюминутной славой, «Бруклин» развернулся на 180 градусов и принялся планомерно и медленно карабкаться к свету, не пытаясь срезать путь за счет опрометчивых решений.

Маркс построил новую культуру. «No shortcuts» стало слоганом команды – мы идем шаг за шагом, мы не перепрыгиваем через ступеньки.

Маркс нанял целый выводок аналитиков, скаутов, врачей и людей во фронт-офис (штат клуба раздулся в полтора-два раза), создав мощнейшую организацию. Это позволило находить таланты и развивать тех игроков, что уже есть в команде. И это критически важно, когда у тебя каждый год то ли нет пиков в первом раунде, то ли есть, но он крайне низкий (как это было в 2017-м, когда «Нетс» должны были обменяться выборами с «Бостоном). В таких условиях талант приходится искать там, где его не видят остальные.

За годы Маркса через «Нетс» прошло целое море самых разномастных людей, «Бруклин» просеял тонны игроков. Большинство из них не сумели закрепиться в лиге, но благодаря этой политике у команды есть Джо Харрис, которого в свое время отчислили «Мэджик», и Спенсер Динуидди, от которого избавились «Буллс». Это были никому не нужные люди, но «Бруклин» их подобрал и развил до значимых игроков ротации НБА.

Маркс агрессивно работал на драфте. Понимая, что ставку нужно делать на талант, он выбрал Кэриса Лаверта, у которого был хороший потенциал, хотя другие команды опасались его проблем со здоровьем. Маркс не опасался, он знал, что для «Нетс» талант первостепенен.

Маркс при первой же возможности забирал из других команд плохие контракты, прихватывая с ними и активы – пики и молодежь. Д’Анджело Расселл был получен как подсластитель к контракту Мозгова. Пик, под которым позже был выбран Джаретт Аллен, получили в сделке по принятию контракта Николсона (еще «Вашингтон» тогда забрал Богдановича). Когда «Торонто» скидывал контракт Демарре Кэрролла, «Нетс» попросили в придачу пик 1 раунда и пик 2 раунда, в итоге этими людьми стали Куруц и Муса. Иногда взамен получали Стаускаса и Окафора, из которых не получалось выжать что-то толковое (хотя конкретно к этим двоим прилагался пик второго раунда, ставший 31-м на последнем драфте, так что...), но «Бруклин» гнул свою линию.

И естественно Маркс агрессивно бил в ограниченно свободных агентов других команд, понимая, что это тоже способ найти талант. Аллен Крэбб, Тайлер Джонсон, Отто Портер – «Нетс» предлагали им контракты. К слову, контракты, построенные дико неудобно для их команды, чтобы сократить вероятность повторения предложения от домашнего клуба. И это выглядело опрометчиво: все трое сейчас стали переплаченными игроками, так что, по большому счету, «Нетс» повезло, что они не получили этих людей (хотя Аллен в итоге в «Нетс» оказался, да и кто знает, как Портер бы заиграл в «Нетс»). И тем не менее это выглядело логично: «Бруклин» аккумулировал талант, не имея никаких инструментов.

В итоге Динуидди, Расселл, Лаверт, Харрис, Аллен и Куруц стали костяком команды. Но они шли к этому статусу так же планомерно, как Маркс шел к приобретению этих людей.

Со здоровьем Лаверта носились как с писаной торбой.

Динуидди заставляли брать на себя больше, чем он мог потянуть, ради того чтобы раскрыть его сильные стороны и понять его пределы.

Всех игроков заставляли бросать из-за дуги.

И это никуда не делось – в минувшем сезоне Мусу, никогда раньше не выходившего на этой позиции, заставляли играть разыгрывающего в Джи-Лиге, просто чтобы дать ему другой взгляд на баскетбол и посмотреть, что еще он может.

«Нетс» четко понимали свое место и не гнались за эффективностью, потому что главное было развить игроков. И плевать, если это выльется в промазанные трехочковые или проигранные матчи. Они давали людям проявить себя, выжимали из них максимум, и это дало плоды.

Еще один талант, отысканный Марксом – Кенни Аткинсон. После того же сезона-2015/16 роль тренера доверили человеку без опыта работы главным тренером в НБА, но с идеями и готовностью пахать. В итоге в «Бруклине» вырос один из самых интересных тренеров НБА. На первых порах это было не так заметно, потому что кадры оставляли желать лучшего, но в минувшем сезоне все стало очевидно.

Зонная защита, игра в три гарда, ультимативно широкая ротация (в сезоне-2018/19 ни один из игроков «Нетс» не получал больше 31 минуты в среднем за матч), персональная «зона» для Джаретта Аллена, модернизация атаки с акцентом на дальние броски, нетрадиционное сочетание внушительного количества пик-н-роллов с беспрерывным движением без мяча – все это привнес сюда Аткинсон.

И теперь тренерский почерк в игре «Бруклина» просматривается без проблем.

В итоге меньше чем за 4 года Маркс построил топовую организацию и собрал боеспособный состав, не имея для этого примерно никаких серьезных ресурсов, кроме готовности терпеливо и кропотливо работать.

В минувшем сезоне в «Бруклине» нарисовалась симпатичная молодая команда, сумевшая залезть в плей-офф, но не обремененная плохими контрактами (ладно, был Крэбб). И это стало идеальным плацдармом для объединения звезд. Классная организация с шикарным подбором ролевых и не очень исполнителей, которые уже познали вкус игр на выбывание, уже хороши и должны прибавлять с каждым годом – приходи и правь нами.

Поэтому, когда сюда подписались Кайри и КейДи, это не стало шоком. Когда они предпочли «Нетс» сырому «Нью-Йорку», который ни разу не убедил в том, что умеет вести дела, и не может похвастаться игроками, доказавшими свою состоятельность, это выглядело логично.

И теперь «Нетс» переходят на следующую ступень. Естественно, тут есть риски (их нет только у «Шарлотт»), что-то может пойти не так. Неизвестно, каким вернется Дюрэнт. Вполне понятно, что боком команде выйдет продолжительный и дико завышенный контракт Джордана, шедшего пакетом с парой звезд. Да, они отказались от части гарантированных денег ради контракта Деандре, однако,  это касается только первого сезона, это просто позволило «Нетс» подписать Деандре на такой контракт, но не экономит ничего в перспективе, даже и деньги за первый год можно добрать бонусами.

Но объединение Кайри и КеДи с глубоким составом – это то, что дает шанс на династию.

Если надежды на здоровье КейДи оправдаются, то Дюрэнт и Ирвинг – убийственная пара в перспективе. Два человека, которые и поодиночке всегда могут выйти на свой бросок, а их пик-н-ролл, и вовсе выглядит оружием, против которого нет правильной защиты.

Если не рисковать ради этого, то ради чего?

И дальше у «Нетс» целая россыпь вариантов по формированию состава – можно всех оставить, потому что тут уже есть качественные исполнители. Можно искать точечные усиления, теоретически даже можно влезть в обмен на третью звезду.

«Нетс» были готовы к объединению у себя двух суперзвезд, и теперь они готовы продолжать. Это не выжатая гонкой за местом под потолком команда, «Бруклин» полон жизни, под завязку набит активами.

Правильные идеалы, терпение и последовательность превратили «Бруклин» из худшей организации в НБА в одну из лучших. «Нетс» шли к этому, не срезая углы и не перескакивая через ступени. И пришли. No luck, just skill.

Владе Дивац-менеджер позорит Владе Диваца-игрока. Или нет?

Кавай выбирает между Канадой и ЛА, «Майами» спас обмен Батлера. Онлайн

Гид по рынку свободных агентов НБА: звезды на любую позицию

Баскетбольная группа ВК

Баскетбольный канал в Телеграмме

Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe, Mike Ehrmann, Elsa, Sarah Stier