Что за черт отдоминировал «Уорриорс»? Сиакам не занимался баскетболом до 18 лет и собирался в священники
Человек с уникальной биографией.
Вырос в Камеруне и готовился стать священником
Паскаль Сиакам родился в Дуале, самом большом городе Камеруна.
Его отец работал в транспортной компании и в течение восьми лет занимал пост мэра городка Макенене (население – 16 тысяч человек).
В 11 лет Сиакама зачислили в католическую семинарию Сент-Эндрюс. Отец посчитал, что именно этот из четырех сыновей будет воплощать в его семье идеалы католической веры. Семинария находится в городке Бафиа (население – 55 тысяч жителей).
Изначально Сиакам был полон энтузиазма, хорошо учился, прилежно относился к своим обязанностям в школе. Но со временем совершенно отбился от рук – перестал делать домашнюю работу, покидал территорию семинарии, когда заблагорассудится (хотя для этого отведены специальные дни), срывал сроки сдачи работ.
«Он превратился из очень спокойного ребенка в очень упрямого мальчика, – вспоминает его наставник отец Коллинз. – Иногда мне хотелось его выгнать, но он по-прежнему учился лучше всех, и мы оставили его».
Сиакам вырос в баскетбольной семье, но в детстве не любил баскетбол и не смотрел его. У него три брата, и все трое получили баскетбольные стипендии в колледжах Америки: Борис – в Западном Кенетукки, Кристиан – в Пердью, Джеймс – в Вандербилте.
Сиакам хотел заниматься чем-то другим и в том числе не хотел становиться священником. Но отец решил все за него.
«Я бы никогда не пошел против его желаний, – говорил Сиакам. – В жизни не встречал никого лучше».
Пять лет Сиакам провел в общей спальне с 70 другими учениками семинарии.
По расписанию учащиеся занимались спортом один час в день. Чаще всего Сиакам играл в футбол, иногда мог побросать мяч в кривое кольцо, висящее за общежитием.
К 15 Сиакам возненавидел семинарию и делал все, чтобы его выгнали. Чем больше его наказывали, чем чаще он бунтовал. На какое-то время его даже отправили домой в Дуалу, но отец настоял на его возвращении.
«Я понимал, что это желание отца, и Паскаль его не разделяет, – вспоминал отец Коллинз. – Я знал, что мы не сможем сделать из него священника, но хотя бы надеялся, что научим его быть мужчиной».
«Представляю, о чем он думал, – говорит сейчас Сиакам. – Почему этот умный парень творит все эти глупости? Ответ прост: «Я не хотел быть там». Я делал все, чтобы свалить оттуда».
В 2012-м Сиакам окончил семинарию и распрощался с Бафиа навсегда.
Пробился благодаря программе Люка Мба-а-Муте
Дом родителей Мба-а-муте расположен в трех километрах от семинарии Сент-Эндрюс.
В родном Камеруне форвард проводит баскетбольные лагеря для молодых игроков. Сиакам появлялся на двух таких лагерях в 2011-м и 2012-м, а потом получил возможность принять участие в лагере «Баскетбол без границ». Хотя в баскетбол он не играл, он привлек к себе внимание благодаря атлетизму и энергетике – Сиакам понимал, что это его единственный шанс обратить на себя взгляды скаутов и перебраться в Америку.
В том лагере присутствовал президент «Рэпторс» Масаи Уджири, который вспоминал, что «подход Сиакама выглядел впечатляющим».
В 16 лет с помощью Мба-а-Муте Сиакам переехал в Штаты, участвовал в нескольких баскетбольных лагерях и поступил в академию в Льюисвилле, а уже там ему предложили баскетбольную стипендию в университете Нью-Мексико Стэйт.
«Все случилось благодаря баскетбольным лагерям. Это мои первые воспоминания о баскетболе. «Баскетбол без границ» – мне кажется, так все начиналось. Тогда я открылся игру и влюбился в нее. До этого я и не думал о том, что буду когда-нибудь играть в баскетбол».
Потерял отца и не смог приехать на его похороны
Отец Сиакама мечтал о том, что один из его сыновей будет играть в НБА. Но, конечно, удивился бы, если бы узнал, что это будет тот, которому он прочил карьеру священника.
Он так и не узнал.
В сезоне-2013/14 Сиакам не был включен в состав команды и лишь самостоятельно занимался в зале. Хотя и очень много.
Перед следующим сезоном ему позвонила сестра – отец погиб в автомобильной катастрофе.
«Я ничего не помню, – вспоминает Сиакам. – Пустота какая-то».
Отец столкнулся с другой машиной. Он скончался в больнице через четыре дня из-за внутренних повреждений.
Сиакам не мог поехать на похороны. Он только подал документы на новую визу и еще не получил ответа. Если бы он улетел на родину, то не смог бы вернуться в Штаты, потерял бы стипендию и шанс стать профессионалом.
«Мои братья говорили: «Ты не можешь лететь». И мать говорил то же самое».
Трагедия до сих пор не отпускает Сиакама. Он постоянно вспоминает отца и после первого матча финала вновь говорил о нем.
«Каждый день я спрашиваю себя, что бы подумал мой отец, если бы узнал, что я попал в НБА. Надеюсь, он бы гордился мной. Надеюсь, он смотрит на меня и видит, что его мечта стала реальностью. Но я думаю об этом каждый день».
Стал MVP финала D-лиги
На просмотре в Баффало Сиакама обидели – настоящих претендентов на пик первого раунда Якоба Пелтля и Скала Лабиссьера пригласили в одну группу, его же отправили вместе с остальными.
Сиакам расстроился и выдал лучший воркаут своей жизни.
«Я просто обезумел тогда. Я был разъярен».
В «Торонто» обратили внимание на этот фонтан энергии. «Я такого никогда не видел ни у одного игрока», – заметил главный тренер «Торонто» Дуэйн Кэйси.
«Торонто» выбрали Сиакама под 27-м номером.
В первом сезоне ему пришлось часто и много ездить в фарм-клуб «Рэпторс». Сиакам снова расстраивался, злился, обижался.
«Я говорил себе: «Это одна игра. Ты можешь». А потом меня посылали еще и еще. Это худшая точка моей карьеры, но я создан для подобных моментов. Так было всегда в моей жизни. Всегда приходилось продираться».
В финале «Рэпторс 905» выиграли у «Рио-Гранде Вэлли Вайперс» – 2-1. Сиакам в среднем набирал 23,0 очка и 9,0 подбора и был признан MVP.
На следующий сезон Сиакам уже набрал 20 очков против «Голден Стэйт» и заслужил сравнения с Дрэймондом Грином.
Научился бросать и пасовать за два года
Сиакам появился в лиге с одним из худших трехочковых в лиге. Даже на второй сезон не многое изменилось – 22% с дистанции при 1,6 попытки за игру. Его эффективный процент попаданий с игры, согласно ESPN Stats & Information research, был на 26% ниже, чем у среднестатистического игрока НБА.
Его это нисколько не смущало.
Сиакам занимается профессиональным баскетболом только семь лет. Тренирует трехочковый бросок – всего два года.
За этот сезон – третий в лиге – он кардинально изменил все:
– еще больше добавил в энергии, в защите и работоспособности;
– научился бросать издали – завершил регулярный сезон, реализуя 37% с дистанции при 2,7 попытки за матч;
– взял на себя функции вспомогательного разыгрывающего, чего раньше также совершенно не умел – 3,1 передачи;
– получил в свое распоряжение мяч и вообще гораздо больше функций в атаке, в частности – владения для обыгрыша один на один;
– продолжил бежать как угорелый, благодаря чему сам Кайл Лаури называет его самым быстрым игроком НБА.
Сегодня Сиакам шокировал ослабленную переднюю линию «Голден Стэйт» в финальной серии, когда атаковал практически без промахов, не заметил Дрэймонда Грина и выдал один из самых впечатляющих дебютов за всю историю НБА.
Торонто дышит баскетболом. Финал НБА здесь ждут все
«Торонто» в финале НБА ровно по одной причине: только у них есть генменеджер со стальными яйцами
Кавай без проблем заменил нам Леброна. Теперь он самая интересная суперзвезда в НБА
Фото: instagram.com/pskills43; Gettyimages.ru/Gregory Shamus; REUTERS/Kyle Terada-USA TODAY Sports