10 мин.

От AND1 до Зайона. Микстейпы поменяли баскетбол

От редакции: вы находитесь в пользовательском блоге «I fucking love NBA». Поддерживайте автора плюсами, подписывайтесь – и таких постов будет больше.

Зайон Уильямсон одним движением обыгрывает защитника и приближается к кольцу. Приближаясь к штрафной зоне, он прыгает и отводит руку с мячом настолько далеко, что кажется, будто его рука параллельно паркету, и с силой заколачивает сверху.

Момент с этим броском был одним из многих хайлайтов, которые проект EliteMixtape включил в микстейп, опубликованный на ютюбе в марте 2017. И поднялась шумиха.

ESPN, SB Nation, Bleacher Report и другие спортивные медиа начали крутить  моменты с Зайоном в своем инстаграме, твиттере и фейсбуке, называя его Следующим ЛеБроном. Проект Ballislife начал постить другие микстейпы Уильямсона, каждый из которых собирал миллионы просмотров, а в комментариях люди восхищались его нереальным атлетизмом.

Когда команда Уильямсона играла против ЛаМело Болла в спонсируемой Адидасом игре, в зале было столько народу, что охране пришлось удерживать двери в зал, чтобы не пускать лишних людей. На игре присутствовали Дэмиан Лиллард, Лонзо Болл и Эндрю Уиггинс, а лайв-трансляцию смотрели более 80 000 человек.

Популярность Уильямсона привела его в университет Дьюка, куда он отправился в качестве одного из самых многообещающих фрешменов в истории университетского баскетбола.

С эпохой смартфонов и повсеместного интернета для игроков-любителей наступило золотое время, хотя зародилось это явление почти 20 лет назад во времена расцвета стритбольных видео и микстейпов проекта AND1. Сейчас мы точно можем сказать, что без AND1 и той культуры, которая он породил, мы бы совсем по-другому смотрели баскетбол.

Спросите об этом хотя бы звезду социальных сетей Грэйсона Бучера aka The Professor, одну из первых звезд эры AND1-микстейпов.

— [Тот AND1-тур] буквально создал меня и все, чем я сейчас занимаюсь, – говорит Бучер. — Во всех своих видео и трансляциях я хочу, чтобы люди чувствовали именно ту энергию, которая была в тех микстейпах.

 

В те времена, когда не было смартфонов и быстрого интернета, баскетбольные хайлайты было не так-то просто достать. До 2000-х годов студии типа «Двадцатый Век Фокс» выпускали VHS-кассеты с нарезками ярких моментов звезд НБА, а ESPN показывало баскетбол примерно так, как это сейчас делает SportsCenter. В чем была инновация AND1? Они сместили фокус с конкретных игроков НБА на чистую игровую баскетбольную креативность, наложив эти видео на хип-хоперский вайб.

В 1998 году в рамках кампании по продвижению своей линии одежды и обуви AND1 начал распространять нарезки с лучшими моментами известных стритболлеров типа Филиппа Чемпиона аkа Hot Sauce или Уэлли Диксона аkа Main Event. Эти записи стали очень популярными, после чего AND1 начал организовывать соревнования, в рамках которых звезды стритбола ездили по всей Америке, чтобы сыграть против местных игроков. Из видеоматериалов с этих игр и всего, что происходило вокруг, делались хайлайты, а затем продавались на VHS-кассетах.

Эти видео были особенными и единственными в своем роде. AND1 подарил баскетболу свежий взгляд на местный, локальный баскетбол, попутно открывая новых героев и лиц для телевидения.

Этот тур AND1 стал самым ярким баскетбольным продуктом двухтысячных. Фрагменты микстейпов регулярно показывали на ESPN в рубрике «Стритбол», сам тур стал международным, а слава — мировой. Тур и его микстейпы даже вдохновили разработчиков на создание видеоигры под названием AND1 Streetball, которая вышла на Playstation 2 и XBOX.

Среди самых ярких игроков тех микстейпов были Профессор и бывший игрок НБА Рафер Алстон, у которого было свое стритбольное имя – Skip 2 My Lou. К концу 1999 года было продано более 100 тысяч копий AND1 Mixtape Vol.1, где часто появлялся Алстон. И хотя Алстон, у которого была длинная профессиональная карьера, не особо-то и нуждался в микстейпах, чтобы стать известным игроком, Профессор показал своим примером, как видео с баскетбольным хайлайтами могут создать репутацию и карьеру игрока-любителя. Профессор стал легендой стритбола, и этой популярностью он пользуется и сегодня. В ютюбе у него более трех с половиной миллионов подписчиков.

— Мало того, что это была революция баскетбола, тур AND1 был и самым влиятельным процессом объединения баскетбола и хип-хопа, – говорит Бучер. — И впервые на видео мы видели реакцию толпы на эти хайлайты. Смотреть, как все прыгают и сходят с ума от красивого баскетбола, это было офигенно.

Вдохновившись примером AND1, другие баскетбольные проекты, такие как Hoopmixtape и Ballislife, начали делать свои подборки и выкладывать их на Ютюб, который только набирал обороты. Так началась следующая эпоха микстейпов, где балом правил уже не AND1, который волну социальных сетей так и не заметил.

В 2006 году Ballislife опубликовал первое видео своего канала, в котором перспективный старшеклассник Деррик Роуз поставил сверху через защитника. За несколько часов видео набрало более 20 000 просмотров, что запустило волну популярности Роуза. Это был одним из первых случаев, когда единственный данк из молодого игрока сделал сенсацию буквально за один день.

 По словам Нильса Вагнера, работавшего тогда в проекте Ballislife, видео стало таким популярным, что оно обрушило их сайт. Хайп вокруг этого видео вдохновил Вагнера и других энтузиастов с Ballislife и Hoopmixtape сделать микстейпы других молодых игроков в стиле AND1.

Между тем, количество компаний-производителей такого контента с 2005 года значительно выросло. Медиакомпании начали выкладывать не только короткие нарезки с данками или дриблингом, но и длинные видео с ключевыми моментами в атаке и защите, и уже без фоновой музыки. Это сэкономило большое количество времени на дотошный монтаж и склейку, что позволило выкладывать хайлайты игроков раньше конкурентов, плюс привлекло внимание скаутов больших клубов.

— Когда Ballislife только запускался, контент собирался долго, на протяжении всего сезона, и затем из этого делали трех- или четырехминутные видео, – говорит Тайлер Тубриди, основатель сайта HoopDiamonds. — Это были очень крутые видео, в которые вложены огромные ресурсы и энергия, но производство таких микстейпов занимало очень много времени.

Но если в таких видео как правило показывались самые яркие моменты сезона или карьеры какого-то игрока вне всякого контекста, то обычный “сырой” материал с конкретной игры давал больше информации, каков был общий выхлоп от игры конкретного игрока. И для многих игроков именно такие видео стали предпочтительнее.

Конечно, настоящий тру микстейп с яркими данками или блоками будет гораздо «вируснее», чем просто нарезка рутинных действий игроков во время игры. Поэтому сегодня медикомпании стараются соблюсти баланс между ярким перформансом и фундманетальными элементами, чтобы фанатам не приходилось выбирать, что смотреть.

Несмотря на то, что микстейпы позволяет молодым игрокам быть замеченными, некоторые критики беспокоятся об обратных сторонах такого взрывного роста, да еще и в таком молодом возрасте.

— Эти ребята испытывают очень большое давление, — говорит сооснователь и президент Ballislife Мэтт Родригез. — Особенно если у них есть аккаунты в социальных сетях. Им нужно очень быстро повзрослеть и перестать совершать даже самые безобидные ошибки. Они же всегда под камерами, и любая оплошность моментально разлетится по интернету.

Многие школьники и студенты, тем не менее, доказали, что могут выстоять перед лицом постоянного внимания. Зайон Уильямсон стал популярным на всю страну после тех видео, где он забивал сверху во время школьных игр. Все спортивные СМИ сфокусировались на нем, что отнюдь его не подкосило. Наоборот, он стал играть все лучше и лучше, чем заработал приглашение в несколько ведущих университетов страны, в результате выбрав университет Дьюка.

Повышенное внимание, похоже, не особо-то волнует и Марио МакКинни, игрока Миссурийского университета, номера один в рейтинге лучших молодых игроков штата Миссури 2019 года выпуска, согласно 247 Sports.

— Думаю, я хорошо справляюсь со всеобщим вниманием, — говорит МакКинни. — Просто я стараюсь не принимать это за должное. При этом каждый день я получаю очень много критики. Люди такие, они всегда будут кого-то хейтить. Это лишь заставляет меня больше работать и идти к своим целям.

Благодаря хайлайтам сегодняшние школьники могут действовать гораздо активнее в контексте дальнейшей учебы в университете, чем их предшественники. Для игроков, которые выпускаются со школ, и которые не получили широкого внимания общественности, видео с хайлайтами это возможность заявить о своих возможностях миру. Так, многие игроки берут инициативу в свои руки и сами рассылают свои видео университетским скаутам.

— Я, конечно, не думаю, что микстейпы способны застолбить игроку место в университете, но они могут позволить тренеру запомнить твое имя. — говорит Тубриди. — Потом сам тренер или их скауты могут прийти на какую-нибудь игру и посмотреть, что ты из себя представляешь.

“Вирусные” баскетбольные видео могут создать возможности и для тех, кто по каким-то причинам не сможет заиграть в NBA, WNBA или NCAA. 

Так было, например, с Аквиллом Карром, игроком школы Паттерсона в Балтиморе, который получил предложение о контракте на 750 тысяч долларов с клубом Лоттоматика (нынешний Виртус) из Рима, профессиональной команды из Италии. Слава, которую 168-сантиметровый Карр заработал в социальных сетях, позволило ему подписать один самых больших контрактов (на то время) с европейским клубом для игрока, только выпустившегося со школы.

  

Несколько лет назад защитник Университета Минессоты Айзея Вашингтон запустил концепт под названием «Jelly» – креативный подход к лэйапу, когда ты не просто забиваешь мяч в корзину, а во время прыжка к кольцу перекладываешь мяч в другую руку, разводишь ноги в сторону как Джордан, плюс делаешь еще пару финтов в воздухе, проводишь мяч за спиной, и только после этого бросаешь по кольцу. Увлеченность такими бросками переросло в движение «Jelly Fam», а его отголоски докатились вплоть до НБА. 

Тристан Джасс, игрок Университет Оттавы, набрал уже более миллиона подписчиков в Инстаграме, где он выкладывает свои трик-шоты. Джасс добавляет в броски и собственные элементы, но влияние Jelly Fam и AND1 очевидное. Множество его движений и бросков были показаны тем же Профессором.

 Следуя по стопам Jelly Fam, МакКинни запустил свое движение под названием Hoodie Fam. МакКинни начал называть себя Hoodie Rio после игр в Лиге Брэдли Била, в которых он выходил на паркет в игровой майке поверх худи (толстовки с капюшоном). Такое прозвище закрепилось за ним, и теперь видео с Hoodie Rio набирает сотни тысяч просмотров на Ютюбе.

— Я провел опрос в Инстаграме, где спросил людей, стоит ли мне начинать свое движение, — говорит МакКинни. — Сколько их уже всего: есть Jelly Fam, и Jam Fam, Unicorn Fam... поэтому было интересно, получится ли у меня создать что-то свое.

Все эти Fam-движения создают атмосферу признания и единства со стороны других школьников. В Инстаграме игроки, заметив баскетбольный тренд или игрока в центре этого тренда, могут просить друг у друга подтверждения или одобрения на вступление в соответствующие движения, а вокруг этих движений и идей создаются целые сообщества.

У фанатов баскетбола сейчас, как никогда раньше, есть свобода для создания баскетбольного контента, который может вдохновлять последователей.

— Сейчас у игроков есть огромные возможности и потенциал не оправдывать профессиональные ожидания, — говорит Тубриди. — Даже если ты не дотягиваешь до какого-то уровня, ты всегда можешь создать что-то, что привлечет последователей, с которыми потом ты уже можешь делать все, что хочешь.

Бучер, например, сделал себе карьеру, создавая уникальные видеоролики с дриблингом, и создал свой собственный бренд Global Hooper. Развлекательная баскетбольная компания Dude Perfect начинала как компания друзей, известная своими трюками и трик-шотами на ютюбе. Полупрофессиональный игрок Брэндон Армстронг стал сенсацией в социальных сетях благодаря своим пародиям на игроков НБА.

— Меня породило и поддерживает на плаву онлайн-движение, — говорит Бучер, Профессор. — Тут, есть, конечно, и плюсы и минусы... Я думаю, все дело в том, как это использовать. Важно понимать, что ты из себя представляешь, и просто заниматься своим делом.

Вирусные баскетбольные видео не только дали возможность игрокам заявить о себе. Вместе с игроками миллионы фанатов по всему миру получили множество способов смотреть и играть в любимую игру. 

Наверное, не так уж и важно, во что в будущем выльется жанр баскетбольных хайлайтов. Потому что эффектный данк или анкл-брейкер никогда не выйдет из моды.

 

–-

По материалам SB Nation