5 мин.

Дифирамбы Алексею Шведу

 «Те, о ком я пишу, постоянно живут во мне, и этим своим присутствием непрестанно доказывают, что все, написанное о них до сих пор, звучит фальшиво. А звучит оно фальшиво оттого, что я думаю о них с неугасимой любовью (вот и эта фраза уже кажется мне фальшивой), но не всегда пишу достаточно умело, и это мое неумение часто мешает точно и выразительно дать характеристику действующих лиц, и оттого их образы тускнеют и тонут в моей любви к ним, а любовь эта настолько сильней моего таланта».

(Джером Сэлинджер от лица Бадди Гласса цитирует Франца Кафку в повести «Симор: Введение»…)

Здравствуйте, я ваш рассказчик. Заранее приношу свои извинения; моя необъективность очевидна.

Речь пойдет об Алексее Шведе. Если бы только можно было разглагольствовать о Шведе, не теряясь в бездумных просторах своих эмоций, то я бы выбрал этот путь.

Кстати, такого пути не существует.

Для тех, кому не посчастливилось посмотреть Евробаскет 2011, напоминаю, Алексей Швед – разыгрывающий сборной России. Его рост – 195 сантиметров. Он тонок, как щепка, и выглядит как ребенок, которого притащили в магазин тысячи мелочей, где ему приглянулись накладные усы. Алексей ловок, быстр, он выскакивает на открытое пространство, как чертик из табакерки. Шведу двадцать два года, и, если пророчеству суждено сбыться, россиянину пора, в конце концов, перебираться в НБА. Но это мечта сбудется в другой раз.

То, как Швед движется по площадке, – нечто чудесное: гибкий защитник с необыкновенным задором проливает пот и кровь с каменным выражением лица. Когда-то он был самым многообещающим молодым баскетболистом Европы; всего три года назад Швед доминировал на международных турнирах среди игроков моложе 20 лет. В нем все еще есть потенциал. У него определенно западная манера игры, скорость, достойная НБА, и подобающий атлетизм. Алексею повезло обладать даром бросать из безопорного положения, а его твердая рука позволяет ему надеется, благодаря его габаритам, на позицию атакующего защитника. Тем не менее на Чемпионате Европы он играл разыгрывающего. Но ведь Швед и так разыгрывающий. В молодости Алексей был эксцентричным, излишне самоуверенным игроком, который полагался только на свой бросок, когда дело доходило до созидания. Четыре года спустя, поиграв в изнурительном темпе российской Суперлиги, Швед проявил себя куда более креативным плеймейкером, способным обуздать свои навыки.

 

Не стоит сокрушаться над ушедшей неуловимой изобретательностью, которая была когда-то свойственна Джейсону Уильямсу. Швед никогда не относился к числу волшебников на площадке. Его взрывную скорость нельзя назвать следствием техники, скорее дело в грации в каждом его движении. Проще говоря, Швед играет в сексуальный баскетбол. Алексей вырывается на свободное пространство после заслона от Андрея Воронцевича с такой скоростью, которой сейчас обладают очень немногие европейские защитники. Одновременно Швед не теряет из виду своего партнера. Он быстро ускоряется, но еще быстрее стопорит свой шаг, и вся полярность атаки просто говорит о том, что сейчас мяч сойдет с ладони Шведа и отправится в руки Воронцевича. Все произошло так плавно, что тебе кажется непостижимым: такие легкие броски еще встречаются. Истинный стиль Шведа состоит в выборе позиции для паса, а не в качестве самого паса, хотя и в этом игровом аспекте он не обделен.

Я бы хотел сказать, что талант Шведа делает из него исключительного проспекта, но я не могу. С 1996 года, когда в видеоиграх НБА ввели возможность «Создать игрока», обычные люди получили шанс побывать в шкуре суперзвезды или мелкой сошки в многомиллионной долларовой машине. Я никогда не был хорошим баскетболистом и забросил играть еще до того, как обрел какую-то баскетбольную индивидуальность. Однако создавать себя – бессмысленная глупость. Всегда забавно представлять что-то, чего в принципе там быть не может, но мне было намного интереснее создавать то, чего никто не видел. Мое детище обычно было таким: 195-200 см, гиператлет, умеющий играть как на позиции второго, так и на позиции первого номера, и при этом обладающий всеми навыками понемногу. Это было мое почтение Пенни Хардуэйю, Ларри Хьюзу (Его дни в «Вашингтоне» так и не раскрыли всего необъятного потенциала, который был у него в распоряжении. Хотя он и использовал его на полную. Весь.) и Шону Ливингстону. Я буквально грезил таким игроком. Но с тех пор многие так и не сумели раскрыть хотя бы малую часть своего потенциала. Я зашел в тупик в поиске такого игрока.

Незаконченная история, по крайней мере для меня, – карьера Алексея Шведа. Он не так дьявольски быстр, как Хардуэй или Хьюз, и не такой специалист в области созидания, как Ливингстон в свои 18, но у Шведа все еще есть потенциал, чтобы стать хорошим баскетболистом, способным приносить пользу на самом высоком уровне. Ему всего 22 года, и за короткий промежуток времени он показал, что может взрослеть. К счастью для Шведа, с ним работали такие одержимые баскетболом специалисты, как Этторе Мессина (знаток медленного, «рваного» баскетбола) и Дэвид Блатт (эксперт по чтению игры с мячом и без мяча, которой он научился в университете Принстона). У россиянина, конечно, есть слабости: периодически он пропускает мимо себя игроков в защите, и ему не хватает мощи, чтобы пробиваться через заслоны. Однако он показал себя более сдержанным баскетболистом при выборе момента для броска, а его умение играть двоечку непревзойденно.

Мой укоренившийся интерес к Алексею Шведу неоспорим, меня бесполезно разубеждать. Я даже не пытаюсь это опровергнуть. Есть вероятность, что Швед никогда не вырастет в нечто большее и никогда не будет соответствовать тем надеждам, которые на него возлагали пять лет назад. Если все так и будет, то Алексей обзаведется своей собственной незаконченной главой. Ждет ли его триумф или провал, я не знаю, однако он уже написал великолепную историю.

Источник: InoProSport