7 мин.

Джош Ричардсон: идеальный скилл-сет для НБА эпохи Сильвера

Игра Джоша Ричардсона — одно из немногих ярких пятен в вызывающем зевоту сезоне «Хит». 25-летний игрок — больше не тот парень, что теряется на чужой половине. Он стал продвинутой версией 3&D-игрока. Он выбрасывает больше трехочковых, чем когда-либо, и это сделало каждую часть его атакующей игры более эффективной. Джей-Рич демонстрирует лучшие показатели в карьере по очкам, передачам и подборам. Сможет ли он стать звездой, которая поведёт за собой «Майами»?

«Всем очевидно, что он [Ричардсон] действительно эволюционирует в нынешнем сезоне. Он проделал огромную работу летом над своим телом, чтобы мы имели возможность увеличить нагрузку на обеих сторонах площадки», —  говорил тренер «Хит» Эрик Споэльстра на разминке перед победой над «Маверикс».

Во многих играх этого сезона Ричардсон выглядит как будущий участник Матча всех звёзд. В проигранном матче с «Голден Стейт» (118-120) он настрелял 37 очков, реализовав 8 из 11 трехочковых, отдал 5 передач и потерял мяч всего дважды:

 

Отличная антропометрия (вингспан 6-11 при росте 6-6), способность защищаться на трёх позициях и близкие к элитным снайперские навыки (36.9% при карьерном 37.3%) —  то, что нужно в 2019 году. 

К тому же теперь он не просто спот-ап шутер, ожидающий мяча где-то в уголке и не синхронизирующийся с действиями остальных игроков. В дебютном сезоне он исполнил 50 бросков с ведения — в нынешнем сезоне таких бросков уже 242.

Перед стартом сезона Эрик Споэльстра попросил Джоша не бросать дальние средние. И дело не только в арифметике формата 3>2. Если  защитники в курсе, что оппоненту нельзя давать пространства на дуге, то они вынуждены защищаться высоко, что создаёт пространство для проходов под кольцо. Нужно лишь найти пасом нужного игрока.

«Теперь против меня защищаются по-другому», — говорит Ричардсон. — Никто и не думает оставлять меня на периметре. Во время каждого моего касания мяча ко мне приковано существенно больше внимания».

Джей-Рич — умный игрок, который использует броски из-за дуги, чтобы прокачать другие аспекты своей игры. Многие игроки показывают лучшие цифры в протоколе при увеличении роли. Ричардсон не потерял эффективности и не стал терять мяч чаще.

Келли Олиник тоже замечает существенный апгрейд в игре защитника: «Он всегда был хорош в защите, но теперь он достаточно уверен в себе, чтобы показывать всестороннюю игру: трёшки с ведения, розыгрыш, проходы под кольцо, зарабатывание штрафных — что угодно».

Причина, по которой фигура Ричардсона не вызывает особого интереса — положение «Хит» в таблице: 9 место в конференции с рекордом 29-34. «Майами» подкосили травмы: Драгич, Уэйтерс, Джонсон. Но проблема не в этом: даже в здоровой конфигурации «Майами» — это невнятный сброд с избытком игроков, эффективных только с мячом в руках.

У коллектива Споэльстры всё ещё элитная защита (7 место в лиге), но 25-ое нападение; среднее количество трехочковых (13.7 — 13 место), средняя реализация трехочковых  (34.8 — 20 место). Атакующий рейтинг «Хит» без героя этого материала проседает с 105.3 до 99.7. «Майами» имеют 4-11 в играх, где Ричардсон растворялся и набирал 13 и менее очков, включая поражения от «Буллс», «Хокс» и «Санс».

Ричардсон говорит о том, что ментально он продолжает воспринимать себя как ролевика: «Если я промазал Х бросков, то я не уверен, что могу бросать дальше, продолжать быть агрессивным. Важно не брать на себя слишком много и при этом делать достаточно для достижения результата».

Джей-Рич бросает больше всех, играет больше всех, реализует трехочковые лучше всех и лучше всех защищается на периметре в этом ростере «Хит». Его ориентиры — это, безусловно, Пол Джордж и Джимми Батлер.

Это первый сезон в его жизни в качестве лидера команды. Он никогда не рассматривался в качестве потенциального участника Матча всех звёзд. Он не был в топ-100 школьников, его забрали 40-ым на драфте после 4 сезонов в Теннесси. В «Хит» скорее думали, что новым лицом франшизы станет Джастис Уинслоу, которого тогда выбрали на 30 пиков раньше. Возможно, так и будет: Джастис моложе на 3 года

Ричардсон оказался в нужное время в нужном месте. Пока Джеймс Харден сооружает феноменальные статистические линейки, Джей-Рич становится одним из олицетворений современной лиги среди персонажей второго эшелона. 14 игроков моложе 27 выбрасывают как минимум 6 трехочковых за игру. Десять лет назад таких игроков было 4 на всю лигу.

А 8 лет назад Джош Ричардсон окончил школу, и его никто не ожидал в будущем увидеть на драфте. 3-звездочный рекрут, собиравшийся играть у знакомого тренера в Миссури-Стейт в посредственной конференции, из которой до лучшей лиги мира добрались только 4 игрока в 21 веке. Но тут Канзо Мартин, к которому он собирался отправиться, был назначен в Теннесси. Тут уже возникли сомнения в том, что Ричардсон достаточно хорош, чтобы играть в юго-восточной конференции. Тем не менее поехал он именно туда.

Ричардсон в первых двух сезонах в Теннесси реализовывал лишь 22.5 процента из-за дуги при 1.2 попытках. Он не мог попасть в поле зрения команд лиги до третьего сезона, когда протоколы увидели сносные 34 при 2.7 попытках. В четвёртом уже было 36.

«В первые 2 года я имел наглость бросить три, только если до конца владения оставалось менее 8 секунд», – говорит Джош.

Канзо Мартин – ориентированный на защиту тренер, который считает, что нужно бережно относиться к каждому владению. Ричардсон был в тени Джордана Макрэя и Джернелла Стокса в первые 3 сезона. Ему пришлось ждать 3 года, чтобы стать первой опцией в атаке в колледже. Мартин заставлял исполнять игроков по 500 джампшотов в день на тренировках, и никто не извлёк из этого больше пользы, чем Ричардсон.

Тренеры из колледжа верили в его бросок из-за способности попадать дальние двухочковые: «Джош был очень хорош в этом диапазоне, даже будучи фрешменом. У него были проблемы с трешками, и иногда с тем, чтобы реализовывать проходы под кольцо, просто потому что он не был достаточно силён физически. Но в какой-то момент он стал более уверен в своих трехочковых. И да, я не думаю, что его техника принципиально изменилась».

Возможно, отсутствие ожиданий сыграло ему на руку. Он проводил на паркете по 30 минут на втором курсе, хоть и не бросал из-за дуги. Тренерам в НБА сложнее найти минуты для игроков периметра, которые не способны угрожать броском. Это стало серьёзной загвоздкой для Джастиса Уинслоу в «Майами»: он выходил со скамейки в 3 первых сезона. В этом году стать стартером ему помогло колено Горана Драгича.

Следующий шаг для Ричардсона — лидерство вне площадки. Он пришёл в лигу в статусе невзрачного новичка из второго раунда в команду ветеранов — теперь  же его очередь задавать тон в раздевалке и становиться ментором для более молодых и менее стабильных партнёров – таких как Бэм Адебайо (21) и Деррик Джонс-младший (22).

«К нему растёт доверие. Неважно сколько очков ты набираешь и как именно играешь в атаке, само по себе это ничего не меняет. Парни вокруг должны видеть, что ты лидер», — говорит Юдонис Хаслем, проведший 16 лет своей карьеры в стане «Хит». — Мне нравится Джей-Рич. Я имел возможность наблюдать за его прогрессом, и очень горжусь тем, к чему он пришёл сейчас на корте и вне его».

Главный вопрос для фронт-офиса «Майами»: каков потолок Ричардсона? У них была возможность обменять его на настоящую полноценную звезду ранее в этом сезоне. Он был центральной частью пакета по освобождению Джимми Батлера. Тибодо запросил слишком много драфт-пиков. Ричардсон на 4 года моложе Батлера и, вероятно, будет лучше Батлера через 4 года. Но будет ли он когда-нибудь хорош, как Джимми сейчас?

У «Майами» нет другого выбора кроме как строить команду вокруг ядра молодежи из Ричардсона, Уинслоу и Адебайо. «Хит» (прямо сейчас) – посредственная команда, потерявшая пик 2021 года, с забитой под завязку платёжкой до лета 2020 года. Их стратегия – однажды запаковать молодых игроков и обменять их на звезду, как они почти сделали с Ричардсоном, или же надеяться привлечь кого-то летом 2020 или 2021 с рынка свободных агентов. К слову, контракт Ричардсона выглядит как стил: всего лишь 42 миллиона на 4 года.

Ричардсон не будет чьим-либо франчайзом. Он никогда не будет игроком, который перманентно разыгрывает пик-энд-роллы. Но у него есть всё, чтобы стать идеальной второй опцией для кого-нибудь другого. Самое близкое сравнение – Андре Игудала, из-за отсутствия альтернатив принятый «Филадельфией» за первую звезду. У отличного защитника Ричардсона есть бросок, но станет ли он когда-нибудь МВП финальной серии?

Основано на материале The Ringer