В НБА бушует мода на самурайские повязки
Грядет расцвет нового аксессуара.
Повязки – на первый взгляд самый очевидный баскетбольный аксессуар, но их проникновение в НБА происходило с огромным сопротивлением.
Первым, кто решил выделиться с их помощью, был Уилт Чемберлен. И сам центровой казался воплощением совершенства, и повязка смотрелась на нем абсолютно органично, так что к нему даже никто не привязывался по этому поводу.
Характерно, что центровой носил повязку на голове в последние пять лет карьеры – те самые, что провел в Лос-Анджелесе. И это косвенная причина считать, что она скорее была атрибутом стиля, нежели чем-то иным.
Совсем иначе было с другим родоначальником жанра.
Для Дональда Уоттса повязка была не элементом моды, а необходимостью: его голова потела так сильно, что зачастую пот попадал в глаза, максимально осложняя ему жизнь на площадке.
Сначала Уоттс обматывал себе череп изолентой (отдирать ее потом было не очень приятно), потом увидел, что делает Уилт Чемберлен – так на голове «Слика» появилась полоска, которая запомнилась все гораздо больше, чем его игра. В отличие от Уилта, игроку «Сиэтла» не удалось избежать внимания: с одной стороны, наседал тренер Билл Расселл, который заставлял Уоттса оставаться верным стилю, так как заметил, что это связано с уровнем его игры, с другой – все остальные, для которых Уоттс и его повязка стали объектом постоянных насмешек.
Пахло от нее тоже не очень: Уоттс не находил времени постирать повязку, а другой у него не было.
Первым белым, появившимся с головным убором на паркете, был великий центровой Билл Уолтон.
Главный хиппи НБА создал себе неповторимый образ – огромная шевелюра, борода, наколенники и, конечно, разноцветные повязки на голове, которые помогали сдерживать главный предмет его гордости и непокорности.
Из этих трех примеров вы должны вынести главное: повязка долгое время были аксессуаром фриков. Чемберлен – это такой прогрессивный метросексуал, не вписывавшийся в свою эпоху, комичный образ Уоттса – мишень для бесконечных острот, а Уолтон – воинствующий хиппи, у которого в лиге не могло быть подражателей.
Неслучайно на долгий период 80-90-х повязки ушли с модных радаров.
В 89-м в лигу пришел Клифф Робинсон, который сделал невероятное – устроил целую революцию в восприятии элемента, ранее ассоциировавшегося с теннисом. Для этого ему пришлось немало пережить: ругань с трибун в адрес Робинсона относилась главным образом к непривычному для многих атрибуту экипировки, а его вид стал гораздо более обсуждаемым, нежели его действия на площадке. Но в какой-то момент все изменилось: повязки перестали быть атрибутом чудиков и окончательно вошли в моду – до такой степени, что их стали тесно ассоциировать с хип-хопом и прочими штуками.
Так было сломлено общественное мнение, но не тренеры-реакционеры, вставшие на пути моды.
Как известно, запрет на повязки больше тридцати лет существовал в «Юте». Его ввел Джерри Слоун, который считал, что лишние аксессуары подчеркивают индивидуальность игрока и противопоставляют его команде. Либо все игроки носят повязки, либо – никто, утверждал он. Например, как-то Дерон Уильямс захотел выйти на игру в черных кроссовках – для того, чтобы это сделать, ему пришлось убедить всех своих одноклубников поменять обувь.
При тренере Корбине запрет сохранялся: например, Мо Уильямс, один из апологетов подобной моды в современном баскетболе, в «Джаз» был вынужден отойти от образа.
Аналогичный запрет был и в «Чикаго». Его ввел в 2004-м Джон Паксон, объяснявший свои намерения соображениями безопасности: ношение повязки, утверждал он, может привести к удушью.
Переход Бена Уоллеса в стан «быков» ознаменовался целой войной вокруг священного предмета: центровой все пытался выйти на площадку в повязке, Скотт Скайлз отправлял его обратно на скамейку «переодеваться».
Когда это нелепое перетягивание повязки уже стало достоянием всей лиги, «Буллс» решили пойти на попятную и сделали исключение специально для Бена.
Аналогичный запрет существует и в «Майами», где каждую мелочь контролирует Пэт Райли. Правда, суровый диктор иногда дает послабления. Эдди Хауз, Джермейн О’Нил и ЛеБрон Джеймс специально обговаривали свой игровой гардероб с могущественным президентом.
Да и в целом лига не дремлет.
В начале 2000-х, когда этот аксессуар вошел в моду, лига решила подзаработать на этом и заставила игроков в обязательном порядке носить только повязки с официальным логотипом.
В середине нулевых пришлось ввести дополнительное ограничение для умников вроде Рашида Уоллеса: упрямый Шид носил повязку шиворот-навыворот.
А Рэджону Рондо, к примеру, досталось за то, что он носил повязку так, что эмблема лиги оказывалась вверх ногами. И это вроде как демонстрировало неуважение к НБА и принижало образ ее героев. Дэвид Стерн быстро спохватился и внес необходимое правило в законодательную базу лиги.
Наконец, повязка и вовсе зажила собственной жизнью.
Леброн Джеймс из-за своих проблем с волосяным покровом всегда входил в группу игроков, предпочитающих закрывать лоб с помощью повязки.
И тут приключился шестой матч финальной серии 2013-го. В четвертой четверти ЛеБрон потерял аксессуар и не стал надевать его снова – после потери повязки он умудрился выдать ключевой отрезок в матче, накрыть Данкана, попасть 4 раза из 5, забросить одну из решающих «трешек» и внести перелом в игру. Тот матч должен был бы стать «матчем броска Рэя Аллена», но он стал «матчем повязки ЛеБрона Джеймса»: радикальная перемена заслужила подробнейшее расследование, породила сотни мемов и прочих шуток юмора, инспирировала создание песни и множество вопросов касательно того, стоит ли надевать ее в 7-м матче.
И вот когда Джеймс отказался от повязки (хотя бы частично), выяснилось, что она сама по себе значима: немедленно появилось целое исследование, постулирующее, что без аксессуаров форвард не может бросить вызов не то что Джордану, а даже на фоне Чендлера Парсонса выглядит деревяшкой.
И вот в истории лиги наступил новый этап. В сезоне-18/19 НБА не только дала отмашку на кроссовки совершенно любой расцветки, так еще и узаконила использование самурайских повязок.
Здесь опять же признается откровенное влияние тенниса – а конкретно повязок, которые популяризировали по всему миру Роджер Федерер и Рафаэль Надаль.
Первым хэштег #KungFuJrue узурпировал защитник «Нового Орлеана» Дрю Холидэй, как он сам признается, большой поклонник тенниса.
«Я фанат Надаля, – заявил он, – И носил подобные повязки на протяжении трех межсезоний».
После него новый тип аксессуара распространился с пугающей скоростью. С начала сезона уже больше пятнадцати игроков лиги появились в облике самураев, в том числе Джимми Батлер, Андре Драммонд, Монтрезл Хэррелл, Деаарон Фокс, Дэмион Ли, а сам Леброн Джеймс примерил такую вариацию на тренировке.
Для кого-то это декларация «свэга». Как говорит Майлз Тернер: «Nike дает больше возможностей для того, чтобы делать определенные вещи. Прикольно, что мы можем менять образ и добавлять игре стиля».
Для кого-то – даже психологический импульс. Уэс Мэттьюз, скажем, облачился в наряд «черепашки-ниндзя» после того, как его обменяли из «Далласа» в «Никс»: «Это помогает мне вернуть прежний задор. В какой-то момент я сказал себя: «А гори оно все, надену-ка я повязку».
Но основной элемент новизны – прежде всего, маркетинговый.
Из истории проникновения повязок в баскетбол мы знаем, что это всегда сопряжено с проблемами. У НБА и тренеров всегда существовали специальные правила: повязки не должны быть больше 2,5 дюйма в ширину, они должны быть полностью черными, белыми или в гамме клубных цветов, на них должен присутствовать логотип НБА, логотип не может быть перевернут вверх ногами.
На NikeCourt Dri-FIT 2.0 вообще нет никакого логотипа (его только обещают к весне). Зато Nike выпускает форму всех клубов лиги.
Так что не стоит удивляться, что когда сразу несколько клубов обратились к лиге перед этим сезоном с просьбой разрешить их игрокам непривычный аксессуар, НБА легко пошла им навстречу.
Времена меняются стремительно не только в том, что касается отношения к переездам звезд и баскетбольной мифологии, лига теперь максимально толерантна и к деталям – вроде рекламы на форме, расцветки обуви, дресс-коду или вот таким повязкам.
Фото: Gettyimages.ru/Focus On Sport / Contributor, Jonathan Ferrey, Elsa
Нам продают всё, до последней капли, нитки и т.д.