Как играть концовки
Выступать под давлением и играть в концовке. Делать решающее усилие в действительно большой игре. Забивать победный бросок. Это то, что делает спорт по-настоящему вдохновляющим для любого спортсмена.
В командных видах спорта есть общепризнанный термин, пришедший из баскетбола. Это clutch, то есть, концовка напряженной игры. Ситуация последних минут, где требуется умение решить исход матча в пользу своей команды.
В детстве все будущие спортсмены, играя во дворе, моделируют ситуации и продумывают сценарии, где бы их последние героические усилия переламывают ход событий. Там их решающее действие в драматично складывающемся поединке выигрывает игру.
Когда ребята становятся старше, наступает страх. Они уже не берут на себя эту роль. Стараются избегать ситуации, при которых им приходилось бы принимать ответственные решение в концовке. Некоторых ребят этот момент буквально поглощает. Они допускают ошибку, и команда проигрывает.
Как быть успешным в концовке? Каковы характеристики, которые разделяют тех спортсменов, которые хотят брать в свои руки заключительные моменты игры от тех, кто предпочитает такие моменты избегать?
Прежде всего, концовка не означает, что вы всегда делаете финальный бросок, бьете решающий пенальти или исполняете решающую подачу.
Быть в концовке – значит не отступать от неизбежного давления, которое неизменно окружает спортсмена в ситуации, когда исход игры колеблется на чаше весов и команды идут очко в очко.
Это значит чувствовать давление и выполнять все наилучшим образом независимо от возможного результата. Это чувство интенсивности, но не нервы. Умение сфокусироваться и демонстрировать все относительно своих способностей независимо от игровой ситуации.
Чтобы лучше понять мышление, которое требуется в концовке, рассмотрим ментальность звезды НБА из «Портленда» Дэмиана Лилларда. Его статистика за шестилетнюю карьеру в сильнейшей баскетбольной лиге мира – 23,1 очка в среднем за игру. Примерно 27 очков за матч он набирает за последние два сезона.
В прошлом сезоне Лиллард был назван лучшим игроком НБА по концовкам и получил соответствующую награду. За 151 минуты концовки (менее 5 минут до конца четвертой четверти или овертайма и разница в счете менее 5 очков) Лиллард набрал 127 очков.
Размышляя о том, что помогло ему быть эффективным в ситуации концовок, Лиллард вспомнил случай, который произошел с ним еще в школе.
– Это было в 8 классе. Я имел возможность бросить победный бросок. Мы проигрывали два очка, и я попал треху за секунду до конца игры. Я снял майку и начал праздновать. Оставалась одна секунда, и я получил технический фол. Наши соперники два раза пробили штрафной. В итоге, мы проиграли одно очко – это было самое худшее, что могло когда-либо случиться, – вспоминает Лиллард.
Другими словами, потеря – это самое худшее, что может произойти. Но не более того.
– У меня было много моментов, когда что-то не выходило в тот момент, когда мне требовалось это показать в игре. Это просто заставило меня не бояться того, каков будет результат. Я стал более спокойным в этих ситуациях. Как говорится – будь что будет, - отмечает Лиллард.
Так что помогает спортсмену лучше всего играть в концовке? Быть спокойнее. Что помогает быть спокойнее? Не беспокоиться о результатах.
Спокойствие заставляет вас играть и сосредотачиваться на том, что вы умеете в обычной ситуации. Увеличивает вашу способность выдавать максимум, несмотря на обстоятельства.
Прелесть в том, что вы можете быть эффективным в концовке, если отпустите то, что может случиться. Просто будете играть в игру с доверием к собственным навыкам.
Как эффективно выступать в концовке:
Понимать, что спорт – это не вопрос жизни и смерти. Это всего лишь игра.
Не определять этот момент, как концовку и не придавать значение результату.
Знать – концовка не означает попадание в цель каждую попытку, она лишь значит, что будет сама попытка.
Рост над собой и укрепление мышц в ситуации «клатча» – это вопрос нахождения «здесь и сейчас», минимизация страха ошибки и управление собственными ожиданиями.
Впервые текст был опубликован здесь
На баскет-сленге Клатчеры.