8 мин.

Кит Лэнгфорд – все тот же убийца и в 35. После двух операций и года в Китае

Сегодня он возвращается в Мытищи.

Сегодня уже достаточно сложно вспомнить состав «Канзас Джейхоукс» начала XXI века, и едва ли кто-то назовет даже стартовую пятерку той университетской команды. «Канзас», кстати, только в этом столетии трижды участвовал в главном матче студенческого сезона, а в 2008 и вовсе становился чемпионом.

Ну, хорошо, Кирка Хайнрика, пожалуй, назовут многие. Человек ушел под седьмым номером на одном из сильнейших драфтов в истории, неплохо выглядел на дебютном отрезке в НБА и даже примерял форму национальной сборной США.

Кто еще?

Дрю Гуден зацепил начало века и покинул университет после неудачи в полуфинальном матче турнира 2002 года против «Мэрилэнда». Пожалуй, еще кто-то вспомнит живой герб «Суперсоникс» и «Тандер» Ника Коллисона.

С остальными возникнут проблемы по понятным причинам. Тем не менее, в 2004 «Канзас» в третий раз подряд дошел до стадии «элитной восьмерки» уже даже без Хайнрика и Коллисона. Горстка ноунеймов по сегодняшним временам смогла продлить хоть какие-то надежды на титул еще на один год, и именно в тот период Кит Лэнгфорд в компании Аарона Майлза и Уэйна Симиена начал делать себя имя.

Троица дружно ушла в профессионалы в 2005 году после первого за долгое время неудачного сезона. На драфте выбрали только Симиена, причем в первом раунде под 29-м номером. Это было логично: в последние два года в университете он выдавал по-настоящему впечатляющие цифры, а 20 очков и 10 подборов в среднем за матч никак не могли пройти мимо даже самых невпечатлительных скаутов. В 2006 Симиен стал чемпионом НБА, внеся примерно такой же вклад в общий успех, как и Дорелл Райт. Хотя надо отдать ему должное: свои 7 минут за весь плей-офф он отыграл добросовестно.

Майлз пролетел мимо драфта, хотя все же был подписан «Голден Стэйт», и 19 раз выходил на площадку в сезоне-2005/06.

У Лэнгфорда в графе «матчи в НБА» до сих пор стоит одинокая двойка, пусть и приправленная историями про Грегга Поповича и Тима Данкана.

Впрочем, жизнь не сразу все расставляет по полкам, и в случае с бывшими партнерами по самобытным «Джейхоукс» образца начала «нулевых» судьбе пришлось не раз менять местами уже упорядоченные элементы.

Симиен закончил с профессиональным баскетболом еще в 2009-м и ударился в религию.

Хайнрик свой последний матч в НБА провел в 2016-м.

Коллисон доигрывал последние сезоны в «Оклахома-Сити» в статусе штатного Джувэна Ховарда.

Аарон Майлз, проведший в России 4 года, уже успел поработать ассистентом в родном «Канзасе», а сейчас переместился поближе к заливу и, внимание, тренирует фарм «Голден Стейт».

И только Кит Лэнгфорд, обремененный несколькими тяжеловесными наградами, остается на уровне, на котором не могут находиться не только его бывшие друзья по университету, но и большая часть игроков Евролиги.

***

После матча с «Басконией», когда в их кольцо прилетело 33 очка от горячей левой руки, можно было бы сказать, что Кит вернулся. Но едва ли это утверждение верно. Кит, точнее его инстинкт тащить и убивать тогда, когда у остальных уже нет ни боеприпасов, ни связи со штабом, никуда не исчезал.

При этом необходимо понимать, что это уже не тот Кит Лэнгфорд, который забывал оставлять на табло любой арены двадцатку только по большим праздникам.

Последний год серьезно отразился на некогда грозном оружии, с которым порой не справлялся даже Желько Обрадович.

Только очень далекий от современного баскетбола человек мог поверить, что Лэнгфорд останется в УНИКСе после провального сезона в Евролиге и Единой лиге ВТБ. В это не верил и автор, которому Лэнгфорд в глаза говорил, что УНИКС будет одной из первых опций летом 2017-го.

У Кита было два реалистичных варианта.

Выбрав первый, он оставался бы в Евролиге. Второй предполагал переезд в Китай, где, как уже показала практика, бывшие европейские звезды порой выступают ничуть не хуже ролевиков из НБА.

Лэнгфорд выбрал «сумку» и свободное нападение в Китайской баскетбольной ассоциации. В чем, кстати, его сложно упрекнуть, учитывая какие деньги выдаются китайскими клубами игрокам, которых вполне устраивает ветеранский минимум в НБА. Помимо солидной финансовой компенсации, китайскую командировку должен был подсластить и Джаред Саллинджер – абсолютно не решаемая проблема для местного чемпионата.

Но чем чаще приходилось видеть статистические отчеты игр «Шэньчжэня», тем сильнее становилось ощущение, что у Кита что-то пошло не так. Лэнгфорд не выходил даже на средний уровень паршивости заезжих баскетбольных туристов, и уж точно не отрабатывал двухмиллионный контракт, в то время как Саллинджер комфортно обитал около отметки в 30 очков и 15 подборов за матч. Как оказалось, Лэнгфорда серьезно подвело здоровье, и за довольно короткий срок он перенес сразу две операции (на мениске и почке).

Отрезок в израильском «Маккаби Ришон ле-Зион» был слишком коротким, чтобы судить о полноценном возвращении Лэнгфорда, да и в единственном значимом матче против главного «Маккаби» он набрал 19 очков с процентом реализации 33. Любой клуб Евролиги, имевший планы на Лэнгфорда минувшем летом, не мог не понимать уровень риска, который сопутствовал подписанию контракта с 34-летним ветераном.

***

«Пао» рискнул, выставив определенный ряд условий касаемо зарплаты и роли в команде. Лэнгфорд прекрасно понимал, что после потерянного года, он не мог рассчитывать на что-то серьезное. О вольнице, что ему устроили в Казани, можно было вспоминать только в самых сладких снах. Впрочем, Кит, пожалуй, последний американец на континенте, которому стоит объяснять реалии европейского баскетбола.

Впервые за очень долгое время он не был явной первой опцией команды Евролиги. В отличие от коллег из Пирея, в Афинах обошлись скромной трансферной компанией, и это при том, что Грецию этим летом покинули Майк Джеймс и Крис Синглтон. Когда все заметные свободные агенты разошлись по рукам, стало очевидно, что Ник Калатес, выдавший один из лучших сезонов в новейшей истории Евролиги, получит еще большую власть на паркете. Как к этому отнесся Кит? Он назвал Калатеса лучшим игроком, с которым ему приходилось играть, попутно расплескавшись в комплиментах афинскому клубу.     

И тут мы подходим к самому интересному. После девяти туров «Панатинаикос» занимает скромное седьмое место с пятью победами в девяти матчах. Причем из действительно значимых успехов стоит, пожалуй, выделить только виктории над «Барсой» и «Олимпиакосом». Калатес откровенно далек от своей прошлогодней формы, когда европейский сегмент твиттера тремя буквами MVP терроризировал даже Дэвид Пик. В плане реализации бросков Ник и вовсе скатился в какие-то низы – 33,3% с игры и 20,5% с трехочковой дистанции.

До последнего тура была довольно непросто вспомнить хотя бы одно яркое выступление в исполнении игрока «Пао». И тут прилетает Лэнгфорд и практически вытаскивает безнадежный матч с «Басконией», уступая лишь одно очко лучшему результату сезона, который, естественно принадлежит Алексею Шведу.  Стоит ли говорить, кто на данный момент является самым результативным игроком «Пао», при этом совершив на десять бросков меньше Калатеса?

История Лэнгфорда поистине уникальна, если рассматривать ее в разрезе истории самой Евролиги.

Двукратный обладатель «Альфонзо Форда», пик карьеры на рубеже 30 лет, ни одной секунды в «Финалах четырех» и до сих пор всего лишь 24-е место в списке лучших скореров Евролиги за всю историю. Все это и есть Кит Лэнгфорд, который в возрасте 35 лет до сих пор остается одним из самых зрелищных аттракционов Евролиги. На континенте остался лишь один игрок в категории 35+, который имеет сопоставимое влияние на результат своей команды: Вассилис Спанулис так же все еще в деле.

Кстати, о том пресловутом списке. Если Кит не получит травму, или Яннакопулос по ходу сезона не переведет свой клуб в Лигу Чемпионов (что он вообще не успел сделать в этой жизни?), то без проблем войдет в первую двадцатку. Никоса Зисиса можно будет обойти уже сегодня в Мытищах. Для этого Лэнгфорду нужно будет набрать не меньше 15 очков – вполне решаемая задача для его нынешнего состояния.

Будет ли у него дополнительный стимул к  чему-то большему в противостоянии со своей бывшей командой? Едва ли. Римаса Куртинайтиса там уже давно нет…  Да в общем-то от тех самых «Химок» остались только Сергей Моня, БЦМО да и само название команды. И история противостояния с желто-синими в Евролиге у Лэнгфорда нулевая – это будет первый матч.

Но матч важный, причем для обеих сторон. «Химкам» предстоит пройти через непростое расписание до Нового года, которое во многом и ответит на большинство вопросов относительно надежд команды на плей-офф. У «Пао» положение лучше, но стабильным его также не назовешь. В нижней части турнирной таблицы все еще находятся «Баскония» и «Жальгирис», которые могут рвануть в любой момент. Да и как не воспользоваться возможностью заполучить лишнюю победу в матче против команды, в составе которой отсутствует лучший скорер турнира. Прекрасный шанс для «Пао», прекрасный шанс для Лэнгфорда и прекрасный шанс для рядового зрителя увидеть шоу, в котором на первых ролях точно не будет Алексея Шведа.

Фото: facebook.com/paobcgr/Eurokinissi Sports; Gettyimages.ru/Elsa, Doug Benc; globallookpress.com/Marcel Engelbr/firo Sportphoto; youtube.com/channel/Real SPGHighlights; twitter.com/keith_langford; globallookpress.com/Nikolas Joao Kokovlis/SOPA Images, Giannis Alexopoulos/NurPhoto