«Отсутствие спортивного характера»
Четвертый год я плотно наблюдаю за юношеским баскетболом. За поведением игроков на тренировках и в играх. Ноябрь – месяц, когда первенство города стартует по всем возрастам. У ребят 2009 года рождения первая официальная игра в спортивной карьере. Зрители не только родители, но и бабушки.
Первые пять минут все десять игроков азартны, решительны, даже агрессивны в борьбе за мяч. Счет меняется, как и настроение игроков.
У ребят одной команды горят глаза. Их скамейка также включена в игру – все получают удовольствие. Это видно по их лицам.
В другой команде отдельные парни занимаются индивидуальной игрой. Они пытаются самостоятельно пройти к кольцу. Некоторые их партнеры уже потеряли интерес к происходящему – об удовольствии говорить не приходится. Итоговый счет – 31:2.
Другая команда — уже 2004 года рождения. Она заканчивает матч со счетом 54:78 не в свою пользу. Тренер этой команды называет причину такого счета – «отсутствие спортивного характера». Да, этой команде не везло: менялись тренеры, уходили одни, приходили другие, команда всегда была внизу таблицы.
Подобное наблюдалось на первенстве города весной этого года среди образовательных школ. Там школьные команды, составленные на основе спортивных классов, разделывали обычных школьников со счетом 76:4. В итоге полуфинал и финал разыгрывали команды СШОР, которые вернулись с первенства России.
Процитирую себя же. Вот что тогда я написал в телеграм-канале:
«Зарубежный опыт несколько иной. До 15 лет официальных турниров нет. В старших школах США, если одни проигрывают другим больше 20 очков, команды выравниваются по составу, обмениваясь игроками. В Словении умышленно равняют ростер – «для воспитания духа соперничества». Часто идет качельная игра очко в очко. У наших соседей в Прибалтике при разнице в 30 очков выключается табло. В интернете полно положений по организации детского и подросткового баскетбола, направленных на развитие интереса к этому виду, формированию такого элемента спортивного характера как «дух соперничества». На деле же всё происходит по нашему главному принципу – главное результат».
А теперь о психологии ментальности – внутренней составляющей готовности спортсмена к соперничеству в личных и командных единоборствах.
Сегодня предлагается масса ментальных тренингов, «благодаря которым спортсмен может улучшить достижения в спорте». При этом все специалисты говорят об одном: самый лучший ментальный тренинг – это личная практика в спорте.
В советской психологии то, что сейчас называется ментальностью, называлось направленностью личности – система жизненно-важных ценностей и совокупность социальных установок.
Практика и личный опыт начинающего спортсмена, с первых официальных, а ещё и публичных ситуаций, формируют направленность (ментальность) еще не сформировавшейся личности 9-летнего спортсмена.
К 14-15 годам и 5-7-летнего опыта у спортсмена уже сформирована как система ценностей занятия спортом, так и понимание требований к нему и команде.
Оказывается, если опыт не очень успешный, а самооценка своих спортивных качеств также оставляет желать лучшего, то в ситуациях жесткого единоборства ментальность спортсмена и проявляется. Именно ее тренеры часто называют «отсутствием спортивного характера».
А ведь спортивный характер формируется на протяжении всех лет занятия спортом, начиная с первой тренировки, первой официальной игры.
Материал впервые был опубликован здесь
В США турниры на уровне школ начинаются с 7х классов (это 12-13 лет). Бывают счета и под 70-10, но никто игроками меняться не будет. Максимум - посадят лидеров на скамейку по раньше (в конце второй четверти).
Может речь идёт об УМСА - там есть определённые правила - команда ведущая 10 или более очков не имеет права атаковать игрока с мячём на чужой половине поля. Но даже там насколько я знаю практики обмена игроков нет. (Редкое исключение - если в одной из команд меньше 5 игроков а в другой - больше 6)
Насчёт всей прибалтики - не знаю. Но в Латвии в официальных играх табло никто не выключает.
У меня дочка лет с 10 занималась в детской школе ТТТ. А 5 лет назад мы переехали в США где дочка сначала играла в джуниор (8й класс), а потом и в старшей школе (9-12 классы)
На счёт главного посыла статьи - не знаю. Как бы играть чтобы играть (без счёта) - не уверен что это правильно.