17 мин.

Воздушные замки восприятия. Как работает пиар-машина НБА

 

---

90% того, что вы себе представляете об НБА – это ерунда, которая не имеет ничего общего с реальностью. 

Пообщавшись лично с Кириллом на обобщенные темы в течение пяти часов, я понял, что даже он, при всем его очевидном и неоспоримом уровне подвержен тому, чтобы смотреть на лигу сквозь те очки, которые сама НБА на тебя надевает.

Это не является претензией лично к Свиридову или любому, кто это читает. 

Это просто является чистым освидетельствованием того, какую разницу в восприятии баскетбола (футбола, видеоигр, порнухи, творчества Ивана Дремина, можно через дефис) делает возможность существовать в какой-то форме, а тем более работать за его кулисами. 

Я имею прямое или непосредственное отношение к профессиональному баскетболу с двадцати лет, в том числе мне приходилось и приходится сталкиваться с многим говном, которое пытаются (или, наоборот, не пытаются) запихивать под ковер, и даже за последние семь дней я столкнулся с несколькими моментами, от которых не знаешь, что делать: смеяться или плакать. 

Это делает видение и восприятие несколько искаженным и не совсем понятным для подавляющего большинства тех, кто обращает внимание на баскетбол в период между поспать и побухать, и для кого это просто по фану. 

У тех же, кто работал, сейчас работает или просто живет этим всем, претензий ко мне нет никаких, потому что мы с ними общаемся на одном языке, и я разными способами пытаюсь простых людей к этим вещам подтягивать. Я не могу раскрыть вам все или даже 50%, потому что это никому не надо и несет только деструктив, но подтолкнуть вас к пониманию ряда процессов мне по силам.

Возьмем банальный пример.

Все, что вы знаете об НБА, практически целиком и полностью состоит из работы пиар-отдела и маркетингового отдела лиги, которые в последние 10-15 лет доказали, что являются просто лучшими во всех отношениях среди любого бизнеса, они если и уступают там Apple и еще ряду монстров, то совсем немного. 

Все большое начинается с малого и собирается по кирпичику.

Первый камешек восприятия – практически ни один аккаунт в социальных сетях, вроде как витрина, не ведется конкретно игроком, который висит в названии профиля, и этого технически вообще нельзя делать. 

Некоторые действительно плюются отсебятиной, но их процент – совершенно мизерный.

В НБА существует специальный протокол, вам о нем рассказывал Мозгов, где тебе объясняют то, что ты можешь делать, а что тебе категорически запрещено, когда этой программы нет – у тебя случаются Кокорины и Мамаевы, и украинские футболеры, которые лайкают Кадырова и Путина, а капитан сегодняшней сборной Украины фотографируется с военными на блокпосте ДНР.

Причина: баскетболисты – такие же простые люди, которые имеют свои недостатки и могут на эмоциях от проигрыша, ссоры, надоевшей жены или любовницы, недовольства собственной игрой или влиянием масс, да и банально под мухой, творить непотребство. 

Далеко ходить не надо, возьмите пример Адель, которая в пьяном виде рамещала посты в Твиттере, настолько вредившие ее имиджу, что сегодня она по контракту не имеет права размещать сообщений в соцсетях из своего официального аккаунта, пока специальная группа в ее менеджменте не проверит его и не даст ей одобрения. 

Как и в случае с ЛеБроном, в ней конечный потребитель видит только лучший женский вокал в мире, но за этим вокалом стоит громадное количество людей: ни в каждом офисе клуба НБА работает столько специалистов, сколько могут принимать участие в работе над одним ее треком. Над песней Hello, начиная с первой ноты и первого слова, до релиз-версии, по разным оценкам, работало примерно 80 человек, и это не касаясь самого продвижения, неудивительно, что к концу этого месяца там будет 2.5 миллиарда на Youtube. 

Точно также за Леброном и Стэфом, помимо личных тренеров и всей вот этой агентской канители, стоят значительные группы людей, пытающихся попасть в яблочко относительно их имиджа. 

Их задача сделать так, чтобы то, как люди видят игрока, напрямую влияло на то, какой будет сумма его нового рекламного договора с кем угодно. Это ничем не отличается от того, как продвигают музыкантов или кинозвезд, главный принцип – только ты вышел за пределы своего дома и самого близкого окружения, ты заложник того образа, который тебе создали и ты должен играть в то, что в тебе видят люди.

Все нормально, когда ты можешь этот образ отделить от реальной жизни, и понимаешь, что это часть профессии, когда же ты начинаешь в него верить – кукуха едет и начинаются все их проблемы. Канье Уэст очевидно заигрался: то, что он выпускает в последнее время, примерно соизмеримо по ощущениям с тем, что тебя стая собак в уши трахает, но его образ поехавшего и тот факт, что он позиционирует себя обладателем Midas Touch, позволяет продавать какие-то непонятные тапки по каким-то беспредельным ценам и нагнетать внимание вокруг совершенно пустых вещей, значит, все круто, значит, все работает.

Современные атлеты пошли по такому же пути.

Адель сама на камеру призналась, что у нее есть свой личный аккаунт, где она продолжает писать в пьяном или непотребном виде все, что ей хочется. То же самое есть у практически каждого игрока НБА: Дюрэнту хватило мозгов спалиться самому, а когда надо – любого сольют как Коланджело, вбросив это на Ringer или еще куда-нибудь. Большинство этих аккаунтов, как в тви, так и в инсте – приватные, там до 300 подписчиков и там публикуются реальные взгляды игроков и их настоящая жизнь.  

Все остальное – просто политика. 

Откройте сегодня аккаунты игроков, на которые вы подписаны в инстаграме, и просмотрите их сеткой – они все одинаковые. Тренируюсь, играю, дети, благотворительность: чистая социалка – пример молодежи. Что, думаете, у них другой жизни нет? 

Понятно, что Эмбииды на таком фоне выделяются.

Второе: выход на локальный уровень, работа с телевидением и битрайтерами.

«Beat Writer» – это привязанный к команде журналист локального издания, который сообщает о травмах, рассказывает о том, насколько трудолюбивые и обалденные игроки местной команды, начиная от первого, заканчивая пятнадцатым в иерархиии, и не имеет права вякнуть что-либо, что не совпадает с политикой клуба и попадает в запретные пункты, согласно подписанному им контракту. 

Аналогично локальный телевизор: «play-by-play» и «колор» не имеют права давать негативную оценку действий игроков их команды или судейству матча, которое идет в пользу их коллектива. Их позиция относительно спорной ситуация ВСЕГДА должна соответствовать политике клуба, прав клуб или нет – без разницы. Происходит даже идиотская сделка, локальная ТВ-команда всегда расскажет, какой это нормальный пацан, какой это классный ход менеджмента, в очередной раз будет должна подчеркнуть его сильные стороны, когда он бросит, перехватит или защитится, пускай он даже Кваме Браун.

Банальный пример: менеджмент техасцев очень плохо разошелся с Трэйси МакГрэйди, и местные комментаторы его критиковали, не совсем жестко, но были настроены негативно по отношению к нему. Чувак помирился с Мори и людьми – сразу же он Rockets Great, любимчик болельщиков и вообще суперкрутой и любимый всеми персонаж, друг всех людей. Каждый из вас натыкался на такие вещи, относительно своей команды. 

Сказал же что-то не то, пускай и по делу, будь добр, как и Боуэн – сходи лесом. 

Поэтому, как и все официальные инстаграмы – практически все локальные телевизионные трансляции одинаковые.

Третье: выход на национальный уровень.

Здесь повестка клуба меняется на повестку самой Лиги.

Стэф Карри, лидер на тот момент стремительно растущей команды лиги, который за считанные месяцы превратился из человека, один раз залетевшего в All-NBA Team, в одного из главных игроков Ассоциации, поскольку его команда просто уничтожает Западную Конференцию, залетает на историю с массовым вниманием.

Что делать с ним?

У него есть семья, которая активно его поддерживает – значит, теперь он продвигает семейные ценности: мама и папа постоянно в объективах камер, за ними всегда следит несколько камер, идут истории о том, как его отец готовил к НБА, вот эта вся тема, но батя батей, но надо и самому решать: тут влетает Райли Карри.

Какого хрена твой маленький ребенок забыл на конференции с журналистами, на официальном мероприятии?

Но это милота, на протяжении нескольких месяцев о Райли Карри пишут и говорят больше, чем о десяти командах НБА. 

Спустя два года, кто-то сейчас скажет, как она выглядит вообще?

Но, это сработало, это дало ежеминутный эффект, прямо повлиявший на восприятие игрока.

Дальше начинается уже совсем маразм: ГС идет с опережением графика «Чикаго»-96, поэтому – вспоминаем повестку, не сидим на жопе ровно – у нас Карри более убийственен, чем Кобе Брайант, да он уже будет сильнее Джордана, Леброн, кто ты такой?

Чела настолько возносят до небес, за очень-очень-очень крутой сезон, что он выигрывает впервые в истории единогласный титул MVP, после чего Джеймс на глазах всего мира сметает его с площадки и выигрывает один из самых неожиданных титулов в истории баскетбола. 

Помните, что я вам написал: он больше никогда не будет «самым ценным игроком лиги». 

Сегодня коэффициенты на него от двенадцати до пятнадцати к одному, в зависимости от конторы, и что, он стал настолько слабее или его команда перестает доминировать?  

Может быть, он вляпался в какой-то скандал, или с ним выложили видос, как с Дагом Кристи?

Следующим на конвейер поставили Уэстбрука. В этом сезоне он опять сделал трипл-дабл в среднем, и что-то кардинально изменилось?

Так есть и будет каждый год.

Сегодня Кобе Брайанта, самого токсичного игрока из пантеона величайших баскетболистов всех времен, скармливают более молодому поколению, которое его не видело, как великого лидера, хотя он никогда им не был и особо к этому не стремился, а долгое время вообще являлся самым ненавидимым спортсменом Америки, и ему было прям отлично вообще.

И вот эта искаженная картина мира впихивается в головы точно так же, как и любая политическая повестка, потому что человек крайне восприимчив к пропаганде. Помните, сколько людей мне здесь писали, что я укро###поймичто, когда началась вся движуха, и кто в итоге оказался прав? 

Когда на фоне бомбежки ниже спины от развала крутейшей Империи, одна из самых развитых цивилизаций по науке, образованию, культуре, технологиям, находящаяся в центре Европы, в считанные мгновения сошла с ума и поверила в то, что сжигать евреев в печах – это норм тема на фоне ее исключительности, и ты открываешь книги, описывающие события столетней давности, и ты видишь, что кардинальных сдвигов нет, восприимчивость остается такой же, только средства видоизменяются, и НБАшная повестка – это самое мягкое, что может с тобой произойти.

… а потом из «Золотого мальчика» Кевин Дюрэнт у вас превращается в закомплексованный кусок говна, хотя чувак открыто говорит о том, что ему просто элементарно надоело быть тем, кого рисуют из него окружающие. Да, он потерял в рекламных возможностях, любви и внимании, но это его выбор, и ему, а не вам с ним жить.

Кирилл, ты, конечно, мой бро, но «Кавай, гори в аду», если в это что-то вложено – это просто бред и маразм, Ленард не обязан быть тем, кем вам его продали. Таких случаев с каждым годом будет все больше, не потому, что игроки другие, игроки всегда были такими, просто сегодня вам их преподносят иначе.

Сегодня перед вами картина мира НБА, в которой из 450 игроков – 400 просто святоши, которые трут за семью, за религию, за демократию, за чисто так называемые «американские ценности», и все они срут розовыми какашками.

Только реальность совершенно иная. 

В любой команде могут рассказывать о единстве, но она разбита на группировки, точно так же, как и люди в твоем офисе. Ты у себя у каждого знаешь, как ребенка зовут? Они такие же люди.

Они чудят точно так же, как чудишь ты или чел, о котором ты рассказываешь при пьянках.

Они изменяют своим женам, часть из них трахается с мужиками, Дага Кристи жена вообще на видео страпоном перла, ругаются друг с другом, льстят, презирают, подставляют, наоборот – помогают и поддерживают, стучат или выгораживают, и это точно такая же часть жизни, только при этом они еще и тестостероновые альфачи, у которых от гормонов, самолюбия и неадекватных амбиций вальты будь здоров в голове тасуются.

Вдобавок ко всему они еще и мегаталантливые, а талантливый человек – дик по определению, потому что талант сам по себе – это мозговой сдвиг в деятельности, которая считается нормальной, баг в прошивке, и это вообще-то очень даже ОК.

И когда Джордж Карл выпускает свою книгу, он просто дает публике то, что может дать каждый игрок, тренер, руководитель клуба, и он еще прошелся достаточно поверхностно.

Когда Джимми Батлер не попадает в струю «Миннесоты», кто вы такие, чтобы его судить?

Не цепляя детство ДжимБо, он прошел путь от Джуниор-Колледжа (это ПТУ!) до All-NBA-игрока, не обладая, ни бешеной физикой, ни папой-мамой, ни статусом, ничем. Он пришел в НБА пустым местом в конце скамейки и пробился в 10-15 лучших баскетболистов мира. Это как ПТУшник, прошедший, если не до топ-менеджера Google, до хотя бы до топ-менеджера Spotify. Вы такое часто видели в жизни?

Он приходит в команду, где есть Таунс, которого Калипари с ложечки кормил, лишь бы он к нему в Колледж пришел, которого СМИ позиционируют, как очень трудолюбивого игрока, где есть Уиггинс, которому с тринадцати лет внушают, что он особенный, и что он видит?

Батлер их до этого размотал публично. 

Пришел, тренируясь до этого самостоятельно. 

Взял людей, с конца скамейки и прибил их.

Прибил не просто, а еще и увидел, как эти два кадра, только что подписавшие свои первые контракты на суммарные 340 миллионов долларов, оставаясь против него – избавляются от мяча. 

У них нет стержня, чтобы взять и казнить его на площадке, заставить ответить за базар. 

Что они выиграют в таком случае, если у них нигде не простреливает желание угондошить чувака, который над ними просто смеется?

Батлер не прав по формулировке, поведению и т.д., но по сути он прав абсолютно, не важно, чемпион он НБА или нет. 

Это два точно таких же пузыря, как и пузырь «золотой мальчик Дюрэнт», «робот Кавай», «Карри-Мессия» и десятки подобных историй, в которые люди продолжают верить, и это работает.

НБА никогда не сделает ничего, что может нанести ей вред. 

Каждый игрок, менеджер, тренер и сотрудник работают на весь проект, и весь проект работает на каждого сотрудника, тренера, менеджера и игрока.

Только ты становишься токсичным и перестаешь приносить выгоду – тебя выкидывают, только ты начинаешь приносить выгоду – тебя подбрасывают до небес, потому что от этого выигрывают все, аналогично с моделью решения конфликтов.

Три главных скандала НБА за то время, что я за ней активно слежу.

  • Побоище в Детройте. 

В Коллективном Соглашении прописано, что половину денег с билета получает игрок. Вот ты работаешь на фирму, которой владеют два человека 50 на 50, которые платят тебе зарплату. Ты подошел и начал дубасить одного из них. Артест, Джексон, Джермейн фактически сделали то же самое. 

Никаких серьезных разбирательств по болельщикам, кто там кого провоцировал, в кого что полетело – виноваты только игроки, они берут на себя всю ответственность, ни персонал Детройта, ни один из фанатов не виновен, это все просто несколько «конченых» пацанов из гетто.

  • Ставки судей на матчи. 

Донахи все делал один, они с Фостером обсуждали сериалы, это все единичный случай, все порешаем, всем сделаем в чистом виде, а то, что у вас арбитры продолжают делать форы в конце матчей – этого нет. 

Боб Вулгарис, открыто заявлявший об этой проблеме и говоривший о том, что его данные и программы слежения за судейством это подтверждают – тихонько себе пованивает в Интернете. 

Случается Финал Западной конференции этого года, и его концовка, где даже я вам рассказал сразу же после объявления назначений, что там будет. Любой адекватный человек понимает, что произошло, и Боб ВНЕЗАПНО – уже работник «Далласа», глава какого-то отдела каких-то вычислений, ни я, ни вы, о таких отделах вообще ни сном, ни духом, а по факту Кьюбан, как один из величайших инвесторов современности, просто его забрал к себе, чтобы как-то контролировать этот процесс, потому что его точно также казнили в финале против «Майами» в 2006-ом. 

Все новое – хорошо забытое старое.

  • Стерлинг и расизм

Деда выгнали из Лиги и движухи, может быть, его бы не стали совсем уже потрошить, но у тебя, у лиги, после провала с покупкой «Суперсоникс», в НБА уж очень сильно просится Баллмер с колоссальным количеством денег и желанием их тратить. Только что у него не получилось купить «Кингз», но вот тебе вариантик, пожалуйста.

Буквально несколько недель назад, параллельно, при сегодняшней повестке дня, Марк Кьюбан и массовые сексуальные домогательства в клубе – крупный штраф на благотворительность. 

Видите ли, Кьюбан, лично отвечающий всяким Артемам Панченко и Артакам Саркисянам на темы «Маверикс», имеющий прямое отношение к десижн-мейкингу, живущий этим клубом, посещающий практически все матчи, бухающий с игроками, производящий впечатление человека, который пытается контролировать все, что можно и нельзя контролировать, «не знал о том, что в клубе на протяжении 20 лет унижали права женщин». 

Кто в здравом уме может в это поверить?

Просто Стерлинг невыгоден никому, особенно в свете повестки равенства и равноправия, а Марк взял помойный френчайз и сделал его одним из главных клубов лиги на протяжении последних двадцати лет, у него результатов нет, но каждый год – самая высокая посещаемость в НБА. 

Кому в голову ударит его трогать?

Все эти процессы, как и десятки вещей, которые каждый сам может написать в комментариях, совершенно нормальны, как и договорные матчи в низших лигах, например.

Люди даже своих зарплат по 100 долларов могут по полгода не видеть, а тут на их «Говняльщик» можно по миру поставить сто тысяч долларов без нервов, конечно, на них выйдут, и, конечно, они согласятся.

Выбор «отрезать» это все от себя, когда ты туда вникаешь или критически мыслить – каждый делает сам, тем более, политика лиги – на сто процентов правильна до тех пор, пока она финансово растет, а еще и такими космическими темпами, но совершенно точно неправильно верить в то, что игроки НБА и люди, которые там работают – это не такие же люди, как и ты.

Природа у всех одна.

Включай голову.

Если ты ее не включаешь, значит, «очко Бена Симмонса» – прямое доказательство того, что чувак без броска не может быть суперзвездой лиги. 

Но, если ты смотришь на происходящее максимально широко, тебе очевидно: пацан просто перегорел.

Что такое «перегорел»? 

С каждым из вас это было даже тогда, когда вы никогда не играли.

Пацан перекрутил в своих мыслях весь матч, все, что может произойти еще до того, как вышел на поле, в результате он выполз просто опустошенным. Это обыденная вещь для молодых игроков, это одна из причин, почему они всегда нестабильны.

Ему 21 год, он никогда не играл ни одного матча плей-офф даже в NCAA, плеймейкеры-новички вообще не выходят в постсезонку, только Уэйд, Паркер и Бен за последние двадцать-тридцать лет смогли взять серию в этом качестве, он не понимает, как с этим справляться, потому что он никогда с этим не сталкивался. 

Читатель, помнишь, как по сопливой молодости ты пригласил классную подругу на свидание, а у тебя все из рук валилось? 

Это то же самое, только на него еще миллионы при этом смотрят.

Когда ты начнешь принимать то, что они такие же, как и ты и не будешь строить вокруг них воздушные замки восприятия – тогда ты очень быстро начнешь понимать, как это все работает в реальности, насколько сложно заставить все это двигаться, и почему нельзя закладываться на дистанции на восприятие, которое тебе захотели влить в голову. 

Пускай тебе болельщики «Финикса» с Нэшем, Джо Джонсоном, Амаре и Мэрионом, «Тандер» с Дюрэнтом, Уэстбруком и Харденом, и, того же «Чикаго» с Дерриком Роузом, расскажут, как они выиграли по десять титулов каждый и как быстро все может пойти под откос.

До встречи в 1984. Всех люблю.

1984. Подкаст Артема Панченко и Кирилла Свиридова об НБА

Фото: globallookpress.com/Maycon Soldan; Gettyimages.ru/Jason Miller; REUTERS/Gary A. Vasquez/USA TODAY Sports; globallookpress.com/ChinaFotoPress; Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Harry How; twitter.com/KDTrey5; instagram.com/jimmybutler; Gettyimages.ru/Tom Pidgeon, Kevin Winter, Maddie Meyer