Что с коленом у Лонзо Болла?
Пересказ статьи из иностранного блога про спортивную медицину
Из-за серии травм левого колена, в свой дебютный сезон Лонзо Болл пропустил целых 24 игры. Почти 5 месяцев после этого он был без игровой практики, впервые выйдя на тренировку без ограничений лишь 28 сентября. В процессе реабилитации даже шли разговоры, что разыгрывающий симулирует травму, дабы не стать частью сделки по переезду Кавая в «Лейкерс». Возвращение Болла ожидается в матче против «Уорриорз» в среду, и сейчас самое время поговорить о перспективах его восстановления.
Предыстория
Болл очень блекло смотрелся в первой половине сезона и только нащупал ритм, найдя свою роль в коллективе, как начались неприятности. 13 января в гостевой игре с «Далласом» Лонзо потянул боковую медиальную связку левого колена. Травма произошла в результате столкновения с разыгрывающим техасцев Деннисом Смитом и вывела Болла из строя на шесть недель.
Лонзо вернулся на паркет 23 февраля, и спустя 15 игр история снова повторилась: уже в мартовском матче все с тем же «Далласом» Болл заработал ушиб все того же левого колена. Новичок «Лейкерс» пропустил оставшиеся 8 игр регулярки и в середине мая перенес инъекцию плазмы в сустав, а через 8 недель было решено сделать ему артроскопию из-за повреждения мениска. Так есть ли поводы для беспокойства?
Первая травма, растяжение
Боковая медиальная связка колена, которую потянул Болл, находится с внутренней стороны коленного сустава и отвечает за его стабилизацию при поворотных и латеральных движениях, благодаря своей способности растягиваться и сжиматься. Когда связку перегружают, и она вытягивается сверх обычного, волокна соединительной ткани, из которых она состоит, рвутся.
Степень разрыва определяет серьезность полученной травмы. Случай Лонзо – разрыв первой степени – подразумевает лишь надрывы части волокон, что само по себе не очень опасно. После подобных травм игроки НБА возвращаются через 15 дней.
Но почему Лонзо отсутствовал 6 недель? Причины может быть две:
Организм никогда не тратит все ресурсы на малейшее повреждение. Из-за этого болезненность разрыва первой степени гораздо выше, чем в более жестких случаях.
Медштаб «Лейкерс» действовал как можно аккуратнее при реабилитации. Если Лонзо жаловался на боль, восстановление искусственно тормозили.
Если эти два довода объединить, долгое отсутствие звучит вполне логично.
Вторая травма, ушиб колена
Ушиб Лонзо получил, на первый взгляд, в очень безобидном эпизоде с Дирком Новицки. Пытаясь уйти от заслона немца, разыгрывающий ударился об него внешней частью колена, что спровоцировало движение сустава внутрь. Детально разглядеть момент тяжело за широкой фигурой Брука Лопеса, но совершенно очевидно, что контакт был, после чего Лонзо сразу же начал хромать.
От удара в колено можно пострадать гораздо сильнее. В качестве примера, здесь подойдет столкновение Хардена и Игудалы в финале Западной Конференции. Формально это так же называлось «ушибом».
Момент с Игудалой выглядит куда страшнее, и, казалось бы, случай Лонзо совсем не о том, ведь контакт был, когда игроки шли по площадке почти пешком. Как вообще что-то могло произойти?
Здесь дело в эластичности связки. Даже когда боковая связка колена у Лонзо полностью восстановилась и перестала болеть при движениях, она не стала прежней. Связки после растяжений никогда не становятся такими же крепкими, как были.
Основная задача боковой медиальной связки колена – предотвращать сгиб сустава во внутрь. Если колено все же сгибается подобным образом, бедренная и берцовая кости образуют зазор, и связка растягивается.
При этом, с другой (внешней) стороны эти же кости соприкасаются, и если связка недостаточно крепкая, то она не в состоянии предотвратить их удар. В результате, и получается ушиб.
Подобная слабость боковой медиальной связки заставляет даже самые привычные движения становиться опасными и более уязвимыми к контактам, неважно на какой они были скорости.
Вот, как это выглядит анатомически.
Ушиб в колене – очень болезненная травма, но, если реабилитация проходит грамотно, никаких последствий она за собой не понесет.
Третья травма, мениск
Мениски представляют собой два диска – внутренний и внешний – в виде полумесяца, расположенные между бедренной и берцовой костями. Их функции сводятся к амортизации и стабилизации сустава, а при движениях в колене мениски сжимаются, и их форма меняется.
Проблемы с мениском у Лонзо были обнаружены в межсезонье. Именно после его разрыва появилось много слухов о том, что осложнения могут перерасти в хронические.
Вероятнее всего, повреждение мениска так же связано с травмы боковой связки. Существует три варианта того, как могли развиваться события.
Случай первый
Во-первых, боковая медиальная связка и медиальный мениск физически соединены. Из-за этого при травмах боковой связки часто повреждается и мениск. При диагностике эти травмы нередко путают: исследования показывают, что в лишь в 5% случаев надрыв мениска, произошедший из-за повреждения боковой связки, видно на МРТ.
То есть, вполне возможно, что травма мениска у Лонзо появилась еще тогда, в январе, и сейчас он ее просто усугубил. Надрыв был незначительный, и в таких случаях симптомы и время их появления очень разнятся: могут быть боли, отек или щелчки при движении, а может не быть ничего.
Реабилитация и процесс лечения для каждого человека сугубо индивидуальны. Кроме того, не все симптомы проявляются сразу. Многие люди после небольшого надрыва вполне могут продолжать физическую активность.
На эту тему тоже есть исследования, в которых было доказано, что повреждения мениска не коррелируют с болями в колене. Что напрямую говорит нам о том, что со временем способность ткани принимать энергию просто меняется.
Опять же, во времени симптомы у всех проявляются по-разному: у кого-то они появляются незамедлительно; у кого-то все гораздо хитрее, и симптомы появляются через несколько дней, недель или даже месяцев; некоторые о надрыве не узнают никогда.
Случай второй
Так же, вполне вероятен сценарий, где Лонзо травмировал мениск после боковой связки. Потеря эластичности вызвала изменения в механике движения его колена, что значительно повысило нагрузки именно на мениск и привело к его заметной деформации и истиранию.
Ну и наконец, случай третий – комбинация первых двух.
Травма боковой связки повлекла за собой первичное повреждение мениска, и затем ее ослабление вылилось в изменение механики и привело к текущему результату.
Скорее всего, так и было – сначала медицинский штаб ничего особенного не заметил, а затем, в последних 8 играх мениск дал о себе знать, как раз из-за ослабления связки.
Что сделали «Лейкерс»?
В подобных раскладах, доктора часто предпочитают консервативное лечение радикальному хирургическому вмешательству. Первый шаг в реабилитации может быть направлен как на отдельную травму, так и на все вместе взятое.
«Лейкерс» начали с обогащенной тромбоцитами плазмы. Тромбоциты отвечают за свертываемость крови, их введение значительно ускоряет процесс заживления.
Процедура (другое ее название – PRP), известная своей эффективностью, занимает всего полчаса и позволяет начать нормально ходить в тот же день. В данном случае он смогла убить сразу трех зайцев: 1) восстановить эластичность связки, что помогло бы вернуть оптимальную механику колена, и убрать лишнюю нагрузку с латерального отсека сустава; 2) стимулировать восстановление мениска; 3) снять воспаление в коленном суставе.
К единственному минусу подобной терапии можно отнести постоянные легкие боли в суставе на протяжении 2-3 недель из-за постепенного восстановления организма. Лонзо пришлось на месяц отказаться от баскетбола.
Но плазменная процедура и 4 недели восстановления не смогли помочь Боллу решить проблему с мениском. Это не означает, что терапия была бесполезна, просто мениск потребовал более радикальных мер.
Ключевой знак о необходимости артроскопии – минимальные улучшения спустя 3-6 недель после начала консервативного лечения. Лонзо сделали ее лишь 18 июля.
Техника операции проста – хирург делает на колене микроразрезы, через которые вводит камеры, чтобы осмотреть сустав. Далее он либо удаляет поврежденную часть мениска, либо берется за ее восстановление.
Выбор часто зависит от места разрыва. Четверть мениска полностью снабжается кровью, и охотнее срастается при восстановлении. Однако с оставшимися тремя четвертями все сводится к удалению поврежденной части, поскольку приток крови там гораздо меньше, а, значит, шансы на восстановление гораздо ниже.
В обоих случаях задача доктора оставить как можно больше от мениска, чтобы не рушить природный покой.
Детали операции не разглашались, но, наиболее вероятно, что «Лейкерс» пошли по первому пути, подразумевающего удаление поврежденной части мениска, по следующим причинам:
Заявленное возвращение было назначено на срок спустя 8 недель. Обычно при частичном удалении мениска период восстановления – 6 недель, при лечении – 12 недель. Что подтверждает данную версию.
Лечение мениска предполагает реабилитацию с помощью брэйса в течение 4-6 недель. Лонзо видели спустя несколько дней после операции лишь с забинтованным коленом, к тому же, на фото он уже на костылях, позволяющих потихоньку переносить полный вес на больное колено.
Так что же будет в долгосрочной перспективе?
Шансы превратиться в «хроника» минимальны.
Что ушиб, что разрыв мениска, скорее всего, вытекли из растяжения связки. Если бы это были несвязанные между собой травмы, стоило бы задуматься о каких-то проблемах в долгосрочной перспективе, особенно если бы все они были бесконтактными.
Частичное удаление мениска грозит лишь одним – повышается шанс заработать остеоартрит в коленном суставе.
С реабилитацией Лонзо в ближайшем будущем проблем не возникнет, риск остеоартрита так же невысок. До 35 лет пациенты отлично переносят артроскопию, и зачастую обходится без осложнений. Тем более, в клубе работают специалисты мирового класса, которые обеспечат строгий надзор над Боллом, и будут его всячески поддерживать.
Однако медицина – штука непредсказуемая, и здесь многое будет зависеть от организма Лонзо.