В «Лейкерс» сразу три новичка-европейца. Кто они?
В июне на драфте у «Лос-Анджелес Лейкерс» было целых три пика, и впервые за последние четыре года они все были ниже двадцатого. По Летней Лиге не принято делать громких выводов – все мы помним трипл-даблы Лонзо Болла и MVP Уэйна Селдена – но вполне возможно, что клуб вытащил еще один-два счастливых билета. Сегодня познакомимся с ними поближе.
Мориц Вагнер, 26-й пик
О раннем детстве Виктора Морица Вагнера известно немного. Родился в 1997-ом году в столице Германии, Берлине. Учился в школе имени Томаса Манна и баскетболом начал увлекаться во втором классе в возрасте 8 лет, когда его приметил местный тренер, Шари Корд. До 11 лет Вагнер обожал футбол, однако резкий рост спровоцировал любовь к баскетболу. Это было неудивительно, парню было в кого стать высоким: рост его отца – 198 см; мамы – 195 см.
Профессиональную карьеру Мориц начал уже в 14, выступая за юношеский коллектив берлинской «Альбы» и играя в нем ключевую роль. Как и у любого немецкого мальчика, его кумиром стал Дирк Новицки, чей постер с мотивирующей фразой неразлучен с Вагнером с тех самых пор. Он даже висел на стене в его комнате в студенческой общаге. «Все мечты кажутся сумасшедшими. До тех пор, пока их не достигнешь».
На фотографии Мориц сверху справа в майке с 9 номером
К 16 годам Мориц вырос до 206 см, и уже котировался как один из лучших молодых игроков Германии. В сезоне 2013-14 он выступал за вторую команду «Альбы» в четвертом дивизионе чемпионата Германии, одновременно играя и в турнире юношей до 19, где помог своей команде одержать победу. Сезон 2014-15 он провел уже в основной взрослой команде, но принял участие всего в 6 матчах, набирая в среднем за игру 2.3 очка. В одной из первых игр в профессионалах ему даже удалось поиграть против Тима Данкана. «Альба» в рамках товарищеского матча встречалась со «Сперс», где сенсационно выиграла со счетом 94:93.
«Мо», как его впоследствии называли в Америке, совсем не задумывался об игре за американский колледж, пока впервые не посмотрел матчи «Мичигана» с Тимом Хардуэем и Трэем Берком. Идею ему подкинул его отец, с которым они и смотрели баскетбол: «Это здорово, собственная команда, своя банда – вот, что у тебя там будет», – говорил отец. «Вот я и играю за «Мичиган» в Elite Eight, забавно» – рассказывал Вагнер.
У Морица была прекрасная возможность подписать профессиональный контракт с «Альбой», но посмотрев несколько игр «Мичигана», Вагнер буквально влюбился в клуб. Мориц сам сделал видеонарезку своих лучших моментов и через общих знакомых в Европе отправил ее наставнику «Вулверинз», Джону Бейлейну – тому увиденное очень понравилось, и он ответил. Вагнер затянул с ответом, так как письмо, по его словам, попало в спам. Бейлейн поехал посмотреть на игрока в Германию, стороны быстро сошлись характерами, и отъезд Морица стал исключительно вопросом времени.
Поначалу Морицу было очень тяжело. На Родине он никогда не работал с весами и по комплекции очень напоминал белого Брэндона Ингрэма. В системе Бейлейна ему была уготована роль четвертого-пятого номера с активной игрой на подборах. «Он все еще не показал, что физически готов много подбирать, но он скоро сможет, – рассказывал Бейлейн. – Каждый раз, когда он будет выходить играть, вы будете говорить «Вау, какой же неуклюжий», и он действительно будет казаться неуклюжим. Однако через пару минут вы уже будете восклицать «Боже мой, он сделал это?! Он же всего 210 см!».
Освоиться на новом месте Вагнеру очень помогали увлечение социологией и хорошее знание английского. Уже во второй сезон в колледже он превратился в разностороннего «большого», о котором мечтает каждый тренер. Он стал лучше пасовать, подтянул бросок, и наконец-то набрал массу – стал на 20 килограмм тяжелее. Все 38 игр Мориц начинал в стартовой пятерке, постепенно становясь одним из лидеров команды.
В тот же год «Мичиган» чуть не разбился на самолете. Ребята вылетали в Вашингтон на игру с «Иллинойсом», и когда самолет разогнался на взлетно-посадочной полосе, подул сильный ветер, не позволивший ему взлететь. Было принято решение отменить взлет и дать по тормозам, но скорость самолета уже была слишком высока, чтобы сделать это без последствий. В результате, лайнер проехал брюхом по земле до ближайшей дороги и остановился через 300 метров.
Все пассажиры отделались мелкими повреждениями, а «Мичиган» через несколько часов вылетел в столицу США на частном самолете «Детройт Пистонс». Игроки пребывали в настоящем шоке от произошедшего, так что лоск и роскошь лайнера остались незамеченными, и сам Мориц даже написал об этом в своем блоге. Первую игру после происшествия «Мичиган» сыграл в тренировочной форме, поскольку игровую выносить из самолета было запрещено до выяснения причин аварии.
Ребята были так напуганы, что за следующие четыре дня попали во все новостные ленты спортивных изданий – команда, занимавшая восьмой посев в Big Ten выбила из турнира «Иллинойс», «Миннесоту», «Пердью» и «Висконсин».
Шторм, послуживший причиной аварии, оказался одним из самых масштабных за всю историю Юго-Восточного Мичигана. По сообщениям компаний, обеспечивающих штат электроэнергией, в этот день свет отключился у 800 тысяч из 2 миллионов клиентов.
Сезон 2017-18 стал для немца стал прорывным. Он стал настоящим ядром «Мичигана» и довел команду до финала, где ребята уступили прошлогодним чемпионам из «Виллановы». Мо еще раз доказал свою состоятельность в качестве бросающего большого, сделав за сезон 63 попытки из-за дуги с 40% точностью, и сильно прибавил на подборе, собрав в финальной игре линейку 24 очка + 15 подборов.
«Лейкерс» задрафтовали его именно за игру на периметре. «Нам понравилась его энергичность, набор навыков и интеллект; нам понравилось, что он был под руководством прекрасного тренера. Та страсть, с которой он играет, альтруистические качества и желание бежать через всю площадку в случае чего – вещи, которые мы видели, как в записи, так и вживую на просмотрах. Мы очень удивлены, что он упал до нашего пика» – рассказывал после драфта Люк Уолтон.
Исаак Бонга, 39-й пик
Еще один немецкий феномен. Исаак Бонга родом из семьи эмигрантов, приехавших в Германию в начале девяностых из Демократической Республики Конго. Мальчик появился на свет в конце 1999-ого, в захолустном 60-тысячном Нойвиде.
Пробиваться в баскетбол начал с малых лет – в семь он вовсю гонял с ребятами в стритбол, в девять присоединился к местному клубу. В 2014-ом Исаак переехал в другой город, присоединившись к юношескому составу спортивной школы Post SV Koblenz. Это школа-интернат для будущих профи, где с ним в одном классе учились 27 ребят из различных видов спорта. Со среды по пятницу у них были занятия, в остальное время – тренировки.
Переезд в интернат дал огромный импульс для дальнейшего развития. «Возможно, он самый талантливый игрок, который у нас когда-либо был, – рассказывал главный тренер команды, Гордон Герберт. – Он парень с головой, ничем не испорчен, скромен, и главное, готов учиться». Подобную атмосферу для него создавала семья: его старший брат сейчас играет в футбольной «Фортуна Дюссельдорф», младший – готовится так же поехать в интернат.
Покоряя одну ступень за другой, Исаак помог своей команде перейти из пятого в четвертый дивизион чемпионата Германии. Он вырос до 204 см, весил лишь 90 кг, и уже в те годы играл на позиции разыгрывающего, а не винга. Особенно устрашающе это выглядело вкупе с размахом рук в 220 см.
В июне 2016-го Исаак Бонга подписал четырехлетний контракт с «Франкфурт Скайланерс», клубом из баскетбольной Бундеслиги, и через пару месяцев уже вышел на площадку. Ему было 16, однако он стал лишь пятым самым молодым игроком в истории турнира. Он быстро завоевал игровое время, и в качестве дополнения к играм Бундеслиги сыграл на чемпионате Европы U18 и на чемпионате мира U19.
Набирая за основную команду «Скайланерс» в среднем за игру 6 очков + 3 подбора + 2 передачи, он зарекомендовал себя как «немецкий Яннис», такой же сырой, с такой же поразительной антропометрией, но еще и с неплохим броском.
Святослав Михайлюк, 47-й пик
Свят вырос в Черкассах в окружении учителей: папа Юрий – преподаватель истории в местном университете, мама Инна – школьная учительница биологии; даже баскетбольный путь начался для него во втором классе с уроков физкультуры, благодаря школьному учителю Александру Молчанову, о котором Михайлюк часто рассказывает.
Правильная атмосфера помогла Святославу в дальнейшем – с детства ему активно преподавали английский. Его отдали в школу с углубленным изучением английского языка, что очень помогло с адаптацией при переезде в США – уже в самых ранних своих интервью он прекрасно владел языком.
На фото Свят традиционно в майке с 10 номером
В 2006-м его заметил Максим Михельсон, тогда еще тренер детской команды клуба «Черкасские Мавпы». Михайлюка сразу поставили в команду к ребятам на год постарше, что поспособствовало его скорому развитию. В 14 лет его рост достиг 196 см, в 15 его взяли во взрослую команду «Черкасских Мавп», в 16 он стал настоящим лицом клуба, когда его покинули американцы, зажег на Nike Hoop Summit и Евробаскете среди юношей до 16 лет, тем самым утвердившись в качестве одного из лучших молодых игроков Европы. В сентябре 2014-ого он стал самым молодым игроком, сыгравшим на чемпионате мира, побив рекорд Арвидаса Сабониса. Дебют состоялся в матче с Финляндией, когда Михайлюку было 17 лет и 52 дня.
В погоне за мечтой играть в НБА, украинский вундеркинд отклонил предложения «Реала» и «Барселоны» и решил поехать играть в колледж, где выбирал между «Орегоном», «Вирджинией», «Айова Стэйт» и «Канзасом». Скауты «Джейхокс» давно присматривали за Святом и были в восторге от его игры, и стороны пришли к соглашению сразу же по приезде Михайлюка из тренировочного лагеря национальной команды. «Уровень его навыков, понимания и способностей играть в баскетбол не соответствуют возрасту и давно ушли далеко вперед. Я думаю, что он начнет приносить пользу прямо сейчас», – говорил тогда тренер «Канзаса» Билл Селф. Святослав попал в университет очень рано – ему только исполнилось 17.
Первые два сезона в колледже получились довольно скомканными – украинец проводил на паркете в среднем всего по 11 и 13 минут соответственно. Несмотря на разносторонний арсенал навыков разыгрывающего, в «Канзасе» Свята использовали в основном в качестве шутера, бросающего с получения. Так что, по-настоящему он стал полезен лишь когда нащупал свой бросок – 45% с игры и 40% из-за дуги во втором сезоне за океаном.
Адаптация к чужой среде протекала постепенно. Во многом Святославу помог его одноклубник и закадычный друг Девонте Грэм. Они жили в одной комнате в общежитии, много общались, и Девонте быстро поднатаскал Свята в американском слэнге.
В третьем сезоне Михайлюк неожиданно стал одним из лидеров команды – игровое время выросло в два раза, а вместе с ним и результативность. Во всех моках он котировался железно как игрок первого раунда, и уже собирался выходить на драфт, но планы переиграла травма лодыжки – Свят пропустил весь драфт-комбайн и решил остаться в колледже на четвертый год. Святослав продолжал прибавлять, гораздо улучшив соотношение результативных передач к потерям (46 к 40 в 2016-17, 107 к 65 в 2017-18), набрав почти 600 очков за сезон и установив рекорд по количеству забитых трехочковых среди игроков, когда-либо примерявших форму «Канзаса» (237).
Святослав Михайлюк приехал в США на год раньше своих сверстников из Европы, поэтому закончил четвертый курс университета в неполный 21 год и автоматически выставился на драфт НБА.
Прошедшим летом он попал во вторую символическую пятерку Летней Лиги и пробился в основной состав «Лейкерс». Самый странный комментарий о феномене украинца дал глава скаутинга клуба Джесси Басс, в распоряжении которого на драфте было два пика второго раунда: «Мы боялись, что не сможем выбрать его под 47-м номером. Нам казалось, что, на самом деле, это игрок первого раунда. Мы удивились, что он был доступен под 39-м номером, и еще больше удивились, когда выбрали его под 47-м».
По-моему, это лотерея.
Ресурсы, использованные при написании: theplayerstribune.com, hoopshype.com, mlive.com, latimes.com, albaberlin.de, fr.de, kansascity.com, mavpabasket.com, ua.tribuna.com
Фото: globallookpress.com/Roskaritz /Eibner-Pressefoto, Ringo Chiu; Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Elsa, Jeff Gross