Серьезный человек
By Adam Figman, Slamonline.com
Четверг 9 июня, незадолго до полуночи, неистовый энтузиазм более чем 20 000 фанатов начинает просачиваться сквозь стены American Airlines Center в Далласе, как пот сквозь кожу жарким летним днем. Всего минутами ранее, вопреки всему, Mavericks победили в пятой игре финала (112-103), превзойдя Heat 17-4 в последние четыре с половиной минуты четвертой четверти. Скандирование «Let’s Go Mavs» и «Beat the Heat» разносится по коридорам арены — даже там, в сотнях футов от мест где любой заплативший за билет, если его имя не Джимми Голдстин, имеет право находиться — и эта энергия перетекает со стремительно пустеющей площадки на стремительно заполняющуюся парковку.
Оживленное настроение послематчевых интервью сменяется замешательством. Какого черта только что произошло? После «отсутствия» в четвертой игре, суперзвезда Майами ЛеБрон Джеймс, видимо, «отсутствовал» и сегодня, хотя он сыграл неплохо — сделав трипл-дабл (17-10-10) — просто Даллас был лучше. Конечно, некоторые безумные, опрометчивые действия случались, но по-большей части, парни в белых майках просто играли в классный баскетбол, особенно в концовке, когда открытые броски влетали не касаясь кольца, когда передачи соперников оборачивались перехватами (что превращались в легкие очки или штрафные), а та непринужденность, с которой команда передавала мяч напоминала то, что обычно происходит на тренировке, когда защита, зачастую, отсутствует. Тем не менее, прессе было интересно кто — помимо очевидных снайперов — был в ответе за все это, и неофициальный пресс-атташе команды Джейсон Терри бал рад услужить.
«Это все наш лидер — Джейсон Кидд», сказал Джет. «То как он сыграл, то как он всегда играет повлияло на нас всех».
Несколько минут спустя, нападающий Брайан Кардинал искренне поддержал слова Терри: «Просто, видеть как тяжело Кидд работает, как умен он на площадке, я думаю это заставляет всех в раздевалке выкладываться без остатка. Мы понимаем, он не становится моложе — как и все мы. И мы выходим и играем так, как это только возможно».
Пока его партнеры раз за разом называют 38-летнего Кидда причиной своего успеха, он сам превозносит их. «Когда ты можешь играть на высоком уровне, и ты окружен парнями, которые играют на высоком уровне, ты хочешь соответствовать», говорит Кидд. «И ты хочешь улучшать свою игру независимо от того сколько тебе лет, и ты хочешь внести свой вклад, помочь команде победить. Вот что я пытаюсь делать».
Требуется многое, чтобы стать таким парнем — игроком, само присутствие которого заставляет всех вокруг играть лучше. И он заслужил эту роль. Путь, который Кидд прошел к финалу НБА 2011 был далек от короткого, но более примечательны, чем его длина, те изменения, которые произошли с Киддом на этом пути.
Пробежимся по этому путешествию от побережья до побережья так коротко, насколько это возможно: рожденный в Сан-Франциско, Кидд еще в начальной школе сменил соккер на баскетбол, став игроком на площадках Окленда и заявив о себе как о национальной баскетбольной сенсации еще до окончания St. Joseph Notre Dame High School. Попав в калифорнийский университет он расцвел — получил звание Новичка Года и стал героем первого выпуска журнала SLAM (вышедшего в 1994). В том же году его задрафтовал Даллас, где он вновь оказался, поскитавшись по НБА — из Mavs в Финикс, затем в Нью-Джерси и обратно в Даллас — десятилетие с лишним. За это время наиболее близок к успеху он был в 2003, когда Сан-Антонио переиграл его Nets в шести матчах. (Двенадцатью месяцами ранее Лос-Анджелес вынес их в четырех.)
Последние три с половиной сезона, «Deuce», как Терри называет его, играет в северном Техасе, где все и началось почти два десятилетия назад. Возможно, сейчас он немного потерял в оборонительных навыках, но прибавил в атакующих: его надежный трехочковый бросок регулярно встряхивает сетку кольца. В начале своей карьеры, это был игрок многих талантов в атаке, став символом быстрых отрывов и «парашютов», его передачи, рассекая оборону под только ему видимыми углами, каким-то образом находили руки совершенно открытых партнеров. «У него невероятное зрение, он видит все», говорит Кардинал. «Ты не считаешь, что открыт, но тебе лучше быть готовым, потому что мяч придет к тебе в нужный момент».
Конечно, он всегда был хорош на обоих концах площадки, записывал на свой счет трипл-дабл едва ли не каждую неделю. И он был надежен в защите, попав в четыре первые пятерки НБА по игре в обороне и в пять вторых пятерок. Но, глядя правде в глаза, на дуге он был бесполезен. Только однажды за свои первые семь сезонов Кидд преодолел отметку в сто трехочковых, немногим лучше дело обстояло и с бросками со средней дистанции, и, по очевидным причинам, его прозвищем стало «Ason» (катастрофа).
А теперь, подумайте об этом: сейчас он третий в списке всех времен с 1 795 трехочковыми, позади лишь Рэя Аллена (2 612) и Реджи Миллера (2 560). Можно составить список известных игроков, которых он обошел, но проще сказать, что за исключением этих двух «стрелков» это все остальные.
«Я думаю, что когда игроки становятся старше их игра как-то эволюционирует, меняется, я считаю это естественный ход вещей», сказал Кардинал.
Вероятно. Но разве может «естественный ход вещей» помочь голому мастерству превратиться в выдающийся талант, нет ничего естественного во многих часах, которые Кидд провел в зале за последние десять лет, пытаясь получить обратно первую букву своего имени. Это не было естественным. Не могло быть.
«Когда ты смотришь на Джета, смотришь на Дирка, эти ребята лучше всех бросают мяч», объясняет Кидд. «И в этом был вызов для меня, я хотел играть, хотел помогать команде, я должен был класть эти трехи, чтобы облегчить жизнь парням. Я работал над этим каждый день. Возраст не имеет значения, пока ты чувствуешь, что можешь делать что-то, что поможет твоей команде победить». Итак он работал над этим и доказательством того стало — ну, вы знаете...
Но это не только бросок. Как показал прошедший сезон, с теперь уверенным броском он все еще делает невероятные передачи сквозь трафик и сохранил все лучшее в обороне — по ходу финала, Кидд защищался против ЛеБрона и Уэйда и не тот не другой не нашли у него слабых мест — но и это не главное. Его важнейшее достоинство — трудноуловимая особенность, которую можно приобрести лишь после многих лет игры — знать где быть, когда быть и что делать когда там окажешься. Это все равно, что иметь IQ Эйнштейна, только в баскетболе.
«Даже в защите», говорит запасной Mavs Ян Маинми, «он на один шаг впереди всех! Он делает ходы, о которых ты даже не думаешь. Иногда это вроде — как он вообще сделал такое? Как он додумался до этого? Он один из тех игроков, у которых есть огромные опыт и что-то, чему ты не можешь научиться. Это и делает его великим».
«Я становлюсь старше», отмечает Кидд, «и не так важно набрать 20 очков или сделать 15 передач или 10 подборов. Важно просто быть в нужное время в нужном месте и чувствовать, что товарищи по команде верят в тебя».
Тогда в финале, в Майами, три дня спустя пятой игры запал Далласа перешел и в следующую схватку. Собственно, та же история — в нападении мяч оказывался там, где он должен был быть, а защита останавливала любой рывок, который Heat пытались совершить. Когда прозвучала финальная сирена сезона, Даллас был впереди 105-95, завоевав первый чемпионский титул в своей истории. Статистика Кидда в тот вечер — скромные 9 очков, 8 передач, 2 трехи и блок-шот, но его плюс/минус (+18) свидетельствует о несомненном вкладе в победу.
Немного после окончания игры, принявшему душ из шампанского и наслаждающемуся успешным сезоном, главному тренеру Рику Карлайлу не понадобилось много времени и помощи прессы, чтобы назвать имя вечно-полезного ветерана.
«В свой третий год, я многому научился у этих ребят», говорил Карлайл, с удовлетворением на лице. «Особенно у Джейсона Кидда. Его взгляд на баскетбол столь необычен и он так умен. Это просто было захватывающе, и это большая честь проводить время рядом с ним».
Список действующих игроков, которые могут похвастаться более впечатляющем резюме короток. Помимо ранее отмеченного: награда лучшему новичку года (вместе с Грантом Хилом), 10 матчей Всех Звезд, второе место по передачам за все время (позади Джона Стоктона), третье — по перехватам (позади Стоктона и Майкла Джордона), место, ждущее его в Зале Славы, а теперь еще и Чемпионство.
В 38 лет, Кидд стал самым возрастным защитником в истории, выходившим в стартовом составе в финале НБА, и, соответственно, самым возрастным стартовым защитником, победившим там. Он провел на площадке больше минут (46 689), чем кто-либо еще из играющих в лиге. Кто-то спросит: что же осталось? Может ли быть лучший момент для завершения карьеры?
Не важно, так как «Deuce» не планирует вешать кроссовки на гвоздь. После шестой игры он невозмутимо заявил, что хочет провести еще два или три сезона. (Его контракт истекает после следующего.) Правда есть подобные прецедент — Стоктон играл и был полезен до 41 года — но сейчас игра значительно больше полагается на атлетизм. Когда большинство игроков сталкиваются с кем-то вроде Джейсона Кидда, они наверно усмехаются, по крайней мере внутри, думая о том как они перебегают и перепрыгают этого старика.
«Ты думаешь, что это будет легко», говорит запасной Далласа Родди Бибоа. «Но потом... Все не так просто... Он демонстрирует это в каждой игре».
P. S. Оригинал статьи.
P. P. S. Не забудьте добавить блог «Полный Порядок» в ленту.