Кто на новенького?
В баскетболе разница между победой и поражением порой сводится к одному сантиметру. В колледже Сан-Диего Стэйт Койи Леонард очень часто слышал это от тренера. Этим сантиметром может стать что угодно: потеря, подбор в последней атаке, точный бросок или промах. Принцип «дорожи каждым владением», который Стив Фишер прививал своим подопечным, за два коротких года превратил Леонарда из просто талантливого выпускника обычной средней школы в Риверсайде (Калифорния) в одного из лучших игроков NCAA.
Попутно он превратил команду своего колледжа, который раньше иначе как «баскетбольным захолустьем» не называли, в одну из сильнейших на турнире. Теперь форвард пришел к очередной вехе своего пути, не только карьерного, но и жизненного. Пути, который был тернист и труден, вместил в себя много рытвин и ухабов, хотя они всё равно кажутся мелочами в сравнении с настоящей трагедией.
Так же, как несколько сантиметров могут изменить игру, так и несколько секунд могут изменить жизнь.
«Я счастлив быть в команде, которая действительно хочет меня», – подчеркнул Койи, сидя за столом в компании Ар Си Бьюфорда и бывшего разыгрывающего защитника колледжа Техас Кори Джозефа, выбранного в первом раунде драфта под 29-ым номером. Но этому интервью предшествовало несколько событий, без которых оно бы не состоялось. Вернее, состоялось бы, но с другими людьми и в другом городе.
Итак, 19-летний игрок был выбран под общим пятнадцатым номером на драфте-2011 «Индианой Пэйсерс». Но ночь 23 июня, кроме самого драфта, ознаменовалась и трейдом, вследствие которого в «Индиану» отправился защитник Джордж Хилл, а Леонарда – лёгкого форварда с мощью гоночного автомобиля и руками размером с теннисные ракетки – сделала самым высоким выбором для «Шпор» с 1997 года. Стоит напоминать, кого выбрали тогда?
Леонард, хотя и подросток, уже успел понять, что состоит далеко не только с радостей и веселья. Учась в средней школе в Морено-Вэлли, он вообще не имел возможности добраться до площадки и поиграть в баскетбол. Три года назад, в 2008-ом, в Лос-Анджелесе застрелили его отца. Произошло это прямо в автомобильной мойке, где работал Марк Леонард и где его сын пропадал каждый день, помогая родителю. Это был жестокий урок того, как жизнь может измениться немедленно, не давая отсрочек и не спрашивая, готов ли ты к этим переменам.
Уже с момента прибытия Леонарда в Сан-Диего Стэйт Фишер знал, что его путь в колледже не будет долгим: «Когда он только приехал к нам, я понял, что он будет игроком НБА. Уже сейчас он обладает физическими данными и мастерством уровня НБА». Фишер должен знать, что говорит: в Мичигане он успел потренировать Криса Уэббера, Джалена Роуза, Джувана Ховарда и Глена Райса.
Поделился своим мнением о новичке техасцев и Джо Абунассар, владелец системы тренировочных школ в четырех штатах. Именно у него проходил подготовку перед драфтом Койи Леонард. Несмотря на занятость, Джо успевает работать и непосредственно «на передовой», в спортзале. Поэтому этой весной он день за днем на протяжении двух месяцев имел возможность наблюдать за нашим героем.
По мнению Абунассара, Леонард действительно прогрессировал во время обучения и имеет потенциал совершенствоваться ещё больше. С другой стороны, говорить такое про своих подопечных – его хлеб. В конце концов, все они – его клиенты, которые приносят прибыль. Но совсем игнорировать мнение опытного человека едва ли будет правильно: «У меня тренировалось немало игроков, которые потом выбирались в первой десятке. Я буду очень удивлен, если Леонард не будет одним из них», – говорил Абунассар перед драфтом. Церемония не поколебала его уверенность: «Я всё равно уверен, что его талант достоин места в Топ-10».
Сомневаюсь, что генеральный менеджер «Шпор» основывался на словах Джо, когда начал присматриваться к Леонарду. Думается, у проницательного руководителя имелись свои резоны, впрочем, факт остается фактом: Бьюфорд стремился получить этого форварда ещё с самых ранних стадий драфта. Он был одним из новичков, с которыми руководство команды общалось в мае в Чикаго, но до приватного разговора дело тогда не дошло. Ар Си понимал, что для получения этого игрока в свою команду нужно нечто большее, чем предпоследний выбор в первом раунде. Описание, данное им, по традиции сдержанно: «Он универсальный игрок, который, кроме разнообразных игровых навыков, обладает хорошими физическими данными, силой и ростом. Мы понимаем, что у команды, не имеющей в составе игроков такого типа, будущее весьма туманно – достаточно просто посмотреть на лидеров современной НБА». А кто-то ожидал от Бьюфорда рассуждений о месте в лучшей десятке драфта?
Лучше вернуться к фактам. В прошлом сезоне Леонард заработал 40 дабл-даблов, что является вторым результатом в истории колледжа после Майкла Кэджа, который в итоге провел 15 сезонов в НБА. Да и в средних показателях сезона у Койи имеется дабл-дабл – 15,5 очков и 10,6 подборов. Впрочем, для «Сан-Антонио» эти цифры не столь важны. Совсем другое дело лидерская роль Леонарда в своей команде и его значение в рекордных для неё 34 победах и выходе в раунд 16-ти сильнейших в сезоне 2010-2011.
«Он не чистоплюй, у него менталитет самого настоящего работяги, – так описывает своего подопечного Стив Фишер. – Он не боится удариться локтем или разбить колено. Он заберет подбор, заработает сопернику фол в атаке, в общем, выполнит то, что вам нужно в конкретном игровом моменте».
Сильные стороны Леонарда – защита и подбор – соответствует давно объявленному Греггом Поповичем курсу на восстановление оборонительной мощи «Сан-Антонио». Форвард тоже знает свои преимущества и готов использовать их на благо команды: «Они оказались перед необходимостью развивать мои защитные навыки и задействовать меня прежде всего в этом направлении. И я уже горжусь этим».
Если природа вообще создает руки специально для того, чтобы ловить мяч, то новичок «Шпор» был первым в очереди за ними: такое впечатление, что в его огромные кисти мяч летит как намагниченный. Во многом эти данные позволили Фишеру назвать Койи лучшим ребаундером, которого он когда-либо тренировал. Но за все приходится платить – 25% попаданий лёгкого форварда из-за дуги едва ли могут быть поводом для гордости. «Если улучшить его бросок, то это будет нечто», – доподлинно неизвестно, что конкретно имел в виду Фишер, но надеемся, что мы увидим это «нечто» в действии.
Но кроме физических данных природа наградила Леонарда и важными моральными качествами. Во всяком случае, об этом в один голос говорят его тренеры. Целеустремленность, усердие, трудолюбие - эти качества всегда были в цене. Особенно в Сан-Антонио.
Фишер: «Он – неотъемлемая часть спортзала, как какой-нибудь домовой или крыса. Он будет тренироваться, пока вы не выключите свет и не отправите его домой. В этом отношении он уже профи».
Абунассар: «Если его разминка намечена на 9 утра, он начнет её в 7:45. Иногда он задерживался до половины двенадцатого. Иногда нам приходилось отправлять его домой. Койи – один из самых сосредоточенных и серьезных игроков, которых я когда-то тренировал».
Как проявит себя Койи Леонард, ещё только предстоит выяснить. Но Стив Фишер уже сейчас имеет своё мнение: «У него будет долгая карьера в НБА. Насколько успешная? Я не знаю. Но ни капли не удивлюсь, если он отыграет в лиге и 10, и 15 лет».
А вот я одно могу сказать наверняка: он пришел вместо одного из любимцев AT&T и позиционируется как игрок, по стилю и позиции напоминающий одного из лучших защитников Ассоциации, не так давно игравшего в Сан-Антонио. Думаю, если его игра будет соответствовать ожиданиям болельщиков «Шпор», то он станет одним из лидеров этой команды. Хотелось бы сказать, что ждать осталось недолго. Но так ли это?
вольный перевод статей Джеффа МакДональда и Бака Харви
перевод отличный. Через несколько дней тоже начну выкладывать сюда какие-нибудь материалы американских журналюг)