Люк, я твой отец
По сообщениям некоторых инсайдеров, представители Леброна перед подписанием контракта обращались к Лейкерс с просьбой (теперь мы уже можем говорить, что это была просьба, а не требование) уволить Уолтона и нанять Дэвида Фицдейла, бывшего ассистента Эрика Споэльстры, с которым Джеймс работал в Майами. Джинни Басс (и спасибо ей за это) отказалась. Надеюсь, ход её мыслей был хотя бы приблизительно таким.
Почему мне стоит держаться за Уолтона?
Причина первая: У Люка были крутые учителя
Билл Уолтон.
Фил Джексон.
Кобе Брайант.
Стив Керр.
Мэджик Джонсон.
Список людей, которые в разное время имели (и имеют) влияние на Люка Уолтона (и я перечислил только основных, далеко не всех).
Люди из этой пятёрки:
Выиграли 25 чемпионств (А если учитывать совместные победы Джексона и Кобе, а также Джексона и Стива, то все 33)
5 раз становились самым ценным игроком
32 раза попадали на матч всех звезд
Завоевали 2 звания тренера года в НБА
Неплохо, не правда ли? Люку Уолтону действительно было, у кого поучиться.
Разумеется, его первым учителем был отец. Вырастить сына в такого же блестящего баскетболиста не удалось – Уолтон-младший и близко не подобрался к вершинам Билла. Не сказать, чтобы он выглядел посредственно – но таланта было явно меньше. Хотя несколько важных черт унаследовал. Люк был очень умен на паркете. Универсальный игрок, который умел бороться за подбор, защищаться (пфф, еще бы папа его этому не научил), отдавать передачи. Три сезона он провел в качестве стартового лёкгого форварда Лейкерс, в остальные был важным ролевиком. В современной НБА, полагаю, он бы быстрее проиграл конкуренцию тогдашнему партнеру по Лейкерс Владимиру Радмановичу – серб любил и умел кидать трехи, а у Люка с этим были проблемы. Но Уолтон, опять же, в первую очередь выделялся интеллектом.
Интеллектом, который «подхватили» и понесли Кобе и Фил.
Первый преподал Уолтону один важный урок: помни! Ты несешь ответственность не только перед собой, но и перед командой.
Люк в свой первый же сезон имел неосторожность перебрать алкоголя в ночь перед тренировкой. На занятие он вышел, однако разило от него так, что не учуять было невозможно. Кобе сказал всем парням: «Ага, народ. Сегодня всю тренировку Уолтон обороняется против меня. Никто ему не помогает. Только я с ним, только 1 на 1».
Люк сначала посмеялся, а потом увидел по глазам Кобе, что тот не шутил. Что он уничтожит сегодня новичка за эту слабость, за ошибку. Результат – 70 с лишним очков за тренировку. Уолтон запомнил тот день навсегда.
Разумеется, когда ты работаешь бок-о-бок с одним из лучших баскетболистов в истории, всё не ограничивается одним наказанием за пьянку и уроком в стиле «часть корабля – часть команды». Кобе стал для Люка примером того, как нужно вкалывать каждый день. И что этого нужно требовать и от остальных.
И он стал вкалывать. Выгрыз себе место стартового лёгкого форварда, выдал сезон со средними показателями 11 + 5 + 5. Потом его вытеснили Ламар Одом, Рон Артест, да и травма выкинула из баскетбола почти на год – и тут на выручку пришел третий учитель – Фил Джексон.
Уолтон был абсолютно потерянным из-за травмы, но Фил Джексон нашел способ вернуть парня к жизни: он, еще тогда разглядев в Люке огромный тренерский потенциал, дал ему первый опыт подобной работы. Уолтон вёл специальную статистику со скамейки запасных, а также присутствовал на тренерских собраниях. То время, да и в целом работа с Филом Джексоном, очень многое дали Люку. Это был первый шаг на большом пути.
Причина вторая: у Люка уже огромный опыт
Про оставшихся двух учителей – Стива Керра и Мэджика Джонсона – мы еще обязательно скажем. Пока пойдем по хронологии.
Знаменитый мем – меня не берут на работу, потому что у меня нет опыта, потому что меня не берут на работу – Уолтону явно не знаком.
Еще во время карьеры игрока он, по сути, дважды работал тренером. Про первый опыт – с Джексоном – я уже рассказал.
Через полтора года после этого, во время локаута в сезоне 2011-12, Уолтона позвали работать тренером в студенческий баскетбол. Его друг, Джош Пастнер, с которым они вместе играли за университет Аризоны, прекрасно понимал, что уже к январю матчи в НБА возобновятся, и что Люк долго проработать в Мемфисе не сможет. Однако Пастнер находился под давлением успехов предыдущего тренера, который закончил несколько сезонов подряд всего с четырьмя поражениями и занимал первое место. У Джоша же дела шли не очень, нужно было встряхнуть команду, и он понимал, что приглашение Уолтона может помочь.
Люк привёз с собой багаж знаний, который достался ему от Фила Джексона. Он научил Пастнера ставить треугольное нападение, придумал несколько новых эффективных схем с заслонами. Плейбук Мемфиса значительно потолстел за те пару месяцев, что Уолтон работал в нём. И всего этого он успел добиться притом, что непосредственный контакт с игроками по правилам НСАА ему был разрешен дважды в неделю по полчаса. Всё остальное время он проводил в офисе.
Довольны остались все: Университет Мемфиса в том сезоне закончил на первом месте впервые за несколько лет, а потом успехи шли только по нарастающей.
А Уолтон тогда окончательно осознал, что он хочет работать главным тренером, и именно в НБА. Помимо опыта, Люк получил отличную рекомандацию:
«Я бы выделил два главных плюса», - сказал Пастнер. – «Во-первых, он отлично разбирается в баскетболе. Это важно, потому что игроки должны осознавать: сейчас перед нами стоит тренер, который понимает, о чем он говорит. Во-вторых, у него идеальный для этой работы темперамент. Он обожает соревноваться, но при этом он может оставаться спокойным».
Причина третья: Люк – рекордсмен
После завершения карьеры игрока Уолтон немного поработал в фарм-клубе Лейкерс в Д-Лиге. Затем его позвал Стив Керр.
Уже тогда многие аналитики прекрасно понимали, что это временно – Люку суждено стать главным тренером.
Почему Керр выбрал Уолтона? Главная причина – оба работали с Филом Джексоном, оба прекрасно знакомы с тем нападением, которое Стив хотел поставить в Голден Стейт. «Мы хотим использовать элементы треугольного нападения. Я знаю о нем всё» - говорил Люк.
Уорриорз усовершенствовали его до абсолютизма. В первый же год они взяли чемпионство. Машина была запущена, ей мало что могло помешать, даже отсутствие главного тренера. Половину сезона 2015-16 Керр пропустил из-за проблем со спиной, и замещал его именно Люк Уолтон. Именно при нём ГСВ побили несколько рекордов, главный из которых – 24 победы подряд на старте регулярки. Забавно, что все эти победы были записаны на счёт Стива Керра, а приз лучшему тренеру месяца (октябрь – ноябрь 2015) справедливо дали Уолтону. То есть формально он стал лучшим коучем, не выиграв ни одного матча.
Когда пошли разговоры о том, что Люком интересуются несколько клубов НБА (в том числе и Никс, куда его хотел позвать не кто иной, как Фил Джексон), Керр сразу сказал: мешать Уолтону мы не будем. Стив понимал, что этот парень имеет огромный потенциал, что он хочет и должен работать главным. Хотя отпускать такого специалиста, да и просто друга, было жалко.
«Я думаю, мы с Люком похожи так, как только могут быть похожи два тренера в НБА» - признавался уже потом Керр.
Причина четвертая: Люк – свой
Во-первых, Уолтона любят в Лейкерс. Свой парень, трудяга, провел здесь почти всю карьеру, взял два перстня. Болельщики всегда относились к нему тепло. Никаких скандалов, никаких проблем, только добросовестное выполнение своих обязанностей (кроме того случая с попойкой).
Во-вторых, Уолтона любят игроки. Д’Анджело Рассел рассказывал, как он обожал играть Люком в НБА 2К, Кларксон, когда узнал о назначении, носился по дому (ну вроде бы от радости), а Ник Янг рассуждал, как он теперь круто начнёт бросать трёхочковые. Пусть никто из этих парней в ЛАЛ уже не играет – это показательно.
В-третьих, Уолтона очень ценят Джинни Басс, Роб Пелинка и Мэджик Джонсон. Пелинка и Джонсон постоянно общаются перед матчами и после их окончания, Мэджик часто поддерживает своего тренера публично.
Ну и если говорить не про Лейкерс, а про Уорриорз – Уолтон смог организовать и заставить слушать себя Стефа Карри, Клея Томпсона, Дреймонда Грина, Андре Игудалу – а это о чём-то, да говорит.
Причина пятая: Люк не боится давления
«Мой отец всегда говорил нам с братом, что не нужно бояться подвергать сомнению «авторитетов». И это не значит, что нужно быть плохим парнем и идти наперекор всем. Наоборот: ты должен понимать, что происходит, чего хотят от тебя, и, если тебя что-то смущает, не бояться изменить всё к лучшему, даже если не все согласны», - вспоминал Люк Уолтон.
Если этот урок действительно усвоен, то, пожалуй, опасаться за судьбу тренера не стоит. Многие говорили (признаюсь, в том числе и я), что Леброн съест Уолтона с потрохами, однако сейчас я думаю, что это может быть крайне плодотворное сотрудничество.
Уолтон всю карьеру работал под давлением, в том числе и последние два года. Пусть все понимали, что Лейкерс не стремятся попасть в плей-офф, а ведут работу на будущее – когда ты в Лос-Анджелесе, всегда кто-то будет выпендриваться.
Например, чей-то безумный папаша расскажет, что ты потерял контроль над раздевалкой. «Если эти слова влияют на Лонзо, тогда нам нужно провести обсуждение, но если нет, то тут не о чем говорить» - спокойно отреагировал Уолтон. Все потом подтвердили, что Люк прекрасно справляется с работой и держит ситуацию под контролем.
После этих слов Лейкерс выдали один из лучших отрезков в сезоне.
А еще Лавар говорил, что Уолтон слишком мягкотелый и не знает, как использовать сына.
«Меня это не волнует» - прокомментировал Люк.
Встречу с Леброном Уолтон уже провёл, предварительно поговорив с Эриком Споэльстрой и Тайроном Лью. Последний успокоил будущего тренера Джеймса: «Я не хочу, чтобы люди думали, что Брон му**к, потому что это не так. Я сказал об этом Люку».
Итак, с одной стороны, у Уолтона есть опыт, огромный багаж знаний, интеллект, уверенность в себе, плюс он подготовился ко встрече с Леброном.
С другой стороны, он никогда не работал с «серьезными» баскетболистами в качестве главного тренера. В 2015 году все понимали, что Люк временно замещает Керра, и когда-то Стив вернется. Сейчас у Уолтона первый серьезный тест: в его, и только в его руках состав-контендер с одним из величайших баскетболистов всех времен.
Но! Даже, если у этих двоих не пойдет, не спешите хоронить Люка. Может, Тайрон тоже окажется очень приличным тренером без Джеймса. Леброн – величина слишком большая, чтобы ей пренебрегать при оценке тренерской работы.
Причина шестая: Люк не боится эксперементировать
… при этом применяя все знания, которые он получил от своих учителей. В первую очередь – от Фила Джексона.
А некоторые методы в его работе идентичны тем, что были у Фила.
Уолтон, например, доверяет медитации и йоге – раз в месяц у его команды обязательно проходит сеанс с парнем, который несколько лет жил в Тибете и учился этому мастерству.
Уолтон пробует и некоторые игровые приёмы: «В прошлом году я иногда специально подолгу не брал таймауты, как это делал Фил. Он порой любил не вмешиваться в игру, обосновывая это так: «вы, парни, находитесь на паркете и понимаете всё лучше меня, выбирайтесь из проблем сами». Мы могли проигрывать в 20 очков, и он хотел, чтобы мы сами нашли способ остановить это».
Уолтон, прям как это делал Джексон, порой нестандартно настраивает команду. Обычный видеопросмотр эпизодов из игр можно разнообразить, если вместо одного из них поставить сцену из фильма «Гнев» с Дензелом Вашингтоном. Говорят, помогает настроиться на физические упражнения.
Сам Уолтон признал, что единственный минус работы тренера – ты смотришь на ребят, которые бегают, а сам стоишь: «Я думаю, это даже сложнее, чем делать все эти упражнения самому. У меня колени после трех с половиной часов обычного «стояния» болят так, как не болели после самых тяжелых тренировок».
Но это, пожалуй, в том числе и обычная ностальгия – ностальгия по временам, когда Люк был стартовым форвардом одной из самых успешных франшиз в истории спорта, когда он доходил с ней до финала и становился чемпионом НБА.
Теперь пора делать то же самое на тренерском мостике.
Цель у них с Леброном одна – главное, чтобы они сошлись в способе.
P.S. Люк, не потеряй, пожалуйста, Лонзо, Кузму и Ингрэма. Хватит с нас потери Рэндла.
Александр Еремиев